Региональный этап IV Всероссийского дистанционного конкурса
среди классных руководителей на лучшие методические разработки
воспитательных мероприятий
Популяризация профессии учителя и наставничество в системе образования России |
Тематическое направление |
«Моя будущая профессия»
Тема методической разработки
Автор: Микрюкова Людмила Михайловна
преподаватель, Государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
Республики Хакасия «Черногорский техникум
отраслевых технологий»
Данная методическая разработка классного часа «Моябудущая профессия» составлена в помощь не только классным руководителям и преподавателям СПО, но и других учебных заведений в плане обмена опытом.
Цель данного классного часа – помочь студентам убедиться в правильности их профессионального выбора, оказать помощь в осознании себя в профессиональном мире.
Поставленные задачи направлены, прежде всего, на привитие любви к избранной профессии, уважения и чувства гордости за нее.
Мероприятие позволит студентам убедиться в правильности выбора профессии и необходимости их становления и самосовершенствования.
Пояснительная записка.
Классный час на тему: «Моя будущая прфессия» организован со студентами группы специальности 44.02.01 «Дошкольное воспитание» с целью пополнить и углубить знания о выбранной профессии воспитателя , о своем месте в жизни и в обществе.
Основная задача участников классного часа – заложить в своем сознании интерес к профессиональной деятельности, навыки самостоятельной оценки происходящих процессов, навыки творчества, что позволит в дальнейшем успешно применять полученные теоретические знания и практические умения в профессиональной деятельности
Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия
Популяризация профессии учителя и наставничества в системе образования в России.
1.2 Тема: «Моя будущая профессия»
1.3 Актуальность и обоснование выбора темы.
Данный классный час является связующим звеном между системой профориентационной работы со студентами учебной группы в течение нескольких лет обучения и предстоящим получением диплома студентами.
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Моя будущая профессия» имеет важное значение и играет огромную роль в системе работы классного руководителя учебной группы.
При реализации данной программы используются следующие формы:встречи с работниками дошкольных учереждений города, классные часы, посвященные известным педагогам, тренинги по профориентации , творческие конкурсы ( конкурс рисунков, конкурсы поделок), подготовка к проведению утренников в ДОУ «Ёлочка»).
1.5. Целевая аудитория воспитательного мероприятия
Методическая разработка воспитательного мероприятия направлена на студентов 1-3 курсов, обучающихся по специальности «Дошкольное образование».
1.6 Цель: повышение у студентов мотивации к выбранной профессии.
1.7 Задачи:
Систематиматизация знаний студентов о нормативных документах, регламентирующих деятельность ДОУ;
Формирование умений работать в команде, в тесном взаимодействии;
Воспитание интереса к профессии воспитателя.
1.8 Прогнозируемый результат: высокий уровень самосознания, самодисциплина, уважение человеческого достоинства; формирование профессионально-нравственных качеств гражданина.
1.9. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
Форма проведения воспитательного мероприятия- урок презентация, беседа по вопросам, деловая игра по решениею педагогических ситуаций.
Такая форма проведения мероприятия позволяет вовлекать в работу всех студентов, активизировать «слабых» учащихся.
1.10.Методы и приёмы:беседа, векторина, решение педагогических ситуаций.
Ход мероприятия:
Организационный этап
Звучит песня на муз. Г.Гладкова, слова Е.Орловой «Волшебник воспитатель»
На стенах детские картинки и высказывания о профессии воспитатель:
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» В.А. Сухомлинский.
«Умение воспитывать – это все- таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины» А.С. Макаренко
«В воспитании все дело в том, кто воспитатель» Д.И. Писарев
Вступительное слово классного руководителя:
Восточная мудрость гласит: «Если ты думаешь на год вперед, посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека». Думать «на век вперёд» – основная профессиональная миссия педагога. Именно в его руках будущее и конкретного человека, и государства в целом. Оттого, каким будет педагог в глазах своих воспитанников, зависит многое.
Воспитатель... Этот образ остаётся в памяти ребёнка навсегда. «Хороший» он или «плохой» – это всегда тот, кто находится под пристальным взглядом ребенка, родителя, администрации... Возможно, его копируют, им восхищаются, а может быть, наоборот.
Главным качеством воспитателя является способность любить детей.
Все начинается с любви...
Твердят: вначале было слово...
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви!
Все начинается с любви:
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка,
Все начинается с любви!..
Каждый ребенок – личность. Помочь этой личности вырасти, набрать силы и раскрыться – вот истинное предназначение воспитателя. И неважно, каков наш педагогический стаж. Главное, чтобы рядом с ребенком и семьей был умный, знающий и любящий человек, профессионал – воспитатель.
Воспитатель – это не просто профессия, а высокое звание, которое ко многому обязывает, заставляет чувствовать свою ответственность за судьбу каждого ребёнка.
Основная часть
Классный руководитель: Нашу встречу мы начнем с представления себя, с презентации. Я предлагаю каждому из вас сформулировать своё будущее педагогическое кредо, девиз. (Передавать игрушку) Я начну первая: Каждый ребенок уникален, каждый личность и каждый достоин любви, уважения и понимания.
Викторина
Классный руководитель: Мы все знаем, что в работе дошкольных учреждений есть ряд законов, регламентирующих деятельность ДОУ, которые мы все изучили. И сегодня мы с вами вспомним и уточним имеющиеся знания, выявим вопросы, над которыми надо поработать вам как будущим специалистам.
Проводит викторину выпускница нашего техникума, воспитатель ДОУ «Ручеек» Неудакина О.Г.
Правила: студенты отвечают на вопросы викторины, за правильный ответ выдаётся фишка, в конце викторины подводится итог.
Вопросы викторины:
1. Назовите три уровня общего образования (дошкольное, начальное, среднее)
2. Этот документ обеспечивает правовую защиту детей во время организации педагогического процесса. (Конвенция ООН о правах ребёнка).
3. Основной документ, провозглашающий права ребенка? (Декларация прав ребёнка – ООН, 1959)
4. Какой документ определяет содержание и организацию образовательного процесса в ДОУ? (ООП ДО) .
5. Какой документ устанавливает максимально допустимый объём образовательной нагрузки для детей в ДОО (СанПиН от 15.05.2013г.)
6. Сколько раз в день, в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13, рекомендуется организовывать прогулки? (Два)
7. Какой документ включает в себя три группы требований: к структуре, к условиям реализации ООП ДО и к результатам освоения ООП ДО? (ФГОС ДО)
8. Сколько основных образовательных областей входит в содержание образовательной программы дошкольного образования? (пять). Назовите их. (познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое и социально-коммуникативное развитие).
9. В каком направлении развития и образования детей ставится задача: понимание на слух текстов различных жанров детской литературы? (речевом)
10. В каком направлении развития и образования детей ставится задача: формирование начальных представлений о некоторых видах спорта? (физическом)
11. Участие ребёнка в психолого – педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия кого? (родителей).
Молодцы, у кого мало фишек или вообще нет, нужно поработать над этим вопросом.
Настоящий профессионал должен не только уметь работать над собой, но и уметь работать в команде. Нужно разделиться на команды по 3-4 человека. Творческий потенциал сотрудника детского сада важен для детей, родителей и коллег.
Дано начало стихотворения, продумайте окончание:
Утром настроение плохое,
глаз накрасить не могу никак…
Весной везде повсюду лужи,
В ручьях кораблики плывут….
Все любят послушных, приветливых деток,
Капризных, упрямых не любит никто…
Родители часто сердясь и бранясь,
С ребенком теряют душевную связь…
Генетику можно во всем обвинять,
На зеркало даже не стоит пенять…
Команды выступают по мере подготовки
А сейчас отдохнем и проведем тест:
«Под небом голубым»
Представьте себе чистое голубое небо без единого облачка. Какая из перечисленных картин выглядит для Вас наиболее успокаивающей и расслабляющей:
- белая заснеженная равнина;
- голубой морской простор;
- покрытые зеленью горы;
- поле, поросшее желтыми цветами.
1. Если студент выбирает воображаемую заснеженную равнину, он обладает особой восприимчивостью, воображением, интуицией, способен даже в какой-то степени прогнозировать будущее.
2. Выбор морского простора свидетельствует о том, что у сотрудника наиболее развито воображение в сфере межличностных отношений, он подбадривает коллектив, помогает не терять уверенности и оптимизма.
3. Покрытые зеленью горы выбирает человек, наделенный воображением в сфере ораторского искусства, он способен сделать интересным сухой доклад, помочь подготовить увлекательное родительское собрание и научить воспитанников говорить образно.
4. У участника выбирающего поле, поросшее желтыми цветами, воображение развито практически во всех сферах деятельности, это обладатель большого творческого потенциала, вдохновитель праздников и вечеринок, режиссер спектаклей.
Педагогические ситуации (Приложение)
Каждая команда выберет педагогическую ситуацию, обсудит ее в течение 2-3 минут, а затем озвучит для всех ситуацию и ее решение, остальные студенты выскажут свое мнение. Оценивать работу будут наши гости – Панкова Л.Н.- заведующая ДОУ «Ёлочка» и Штоколова О.С. – советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениям ЧТОТ.
Заключительная часть
Герб профессии воспитателя.
Материал: ватман, фломастеры.
Вам предлагается креативно отнестись к заданию и создать герб профессии воспитатель. Каждая команда создает свой герб в течение 2-3 минут, затем нужно озвучить, что он обозначает.
Для подведения итогов нашего мероприятия слово предоставляется заведующей ДОУ «Ёлочка» Панковой Л.Н.
Рефлексия
Упражнение «Я в лучах солнца»
Инструкция. На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети – с кружком по середине и множеством лучиков. В кружке напишите своё имя и нарисуйте автопортрет. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача – вспомнить как можно больше хорошего.
Носите солнце с собой всюду. Добавляйте лучи. А если станет особенно плохо на душе и покажется, что вы ни на что не годны, достаньте солнце, посмотрите на него и вспомните, о чём думали, когда записывали, то или иное своё качество.
Наша встреча подошла к концу, что вам наиболее запомнилось и понравилось? Что-то, может быть, вам было полезно? Спасибо.
Приложение
Ситуация 1
Утро. В групповой комнате необычное оживление: в игровом уголке появились новые игрушки. Все ребята внимательно рассматривают их. Намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на детей.
- Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? - спрашивает его воспитатель.
- Да нет, я так, - шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы. И вдруг, уткнувшись в платье воспитателя, всхлипнул:
- Мне жаль маму. Папа опять пришел поздно и пил вино с дядей Толей. А мама все плакала. Папа шумел всю ночь.
Проанализируйте, как отражается поведение отца Васи на состоянии ребенка. Какую, по вашему мнению, помощь может оказать детский сад семье в создании здорового быта?
У большинства детей из пьющих семей выявляются психические заболевания - невротическое развитие, неврозы, психопатии, задержка психического развития и умственная отсталость, органические заболевания центральной нервной системы и многие другие.
Оказание социально-педагогической помощи семье, через решение следующих задач: оказание семье консультативных, социально-педагогических и юридических услуг; содействие семье в повышении ее воспитательного потенциала, общей культуры, формировании здорового образа жизни; осуществление групповой и индивидуальной работы по профилактике негативных явлений среди детей (беседы, тренинги, решение проблемных задач, ситуаций, чтение и др.); прогнозирование социальной помощи детям и их семьям; обучение и развитие детей в соответствии с их индивидуальными психофизическими особенностями.
Ситуация 2.
За Димой в детский сад пришла мама. Он радостно ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!»
Мама: Почему у тебя вся одежда мокрая?
Дима: Воспитательница сказала, что очень старался.
Мама: Сколько раз тебе говорить – клади штаны и варежки на батарею!
Дима: Я ещё дома попробую такую птичку сделать
Мама: Вот теперь пойдёшь в мокром.
Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться.
В чём мама допускает ошибку? Как бы Вы поступили на её месте?
Решение, гаснет интерес, желание делиться своими переживаниями, не доводит до конца начатое дело; словесный стимул. Надо дать понять значимость его труда для других; заочное поощрение: я знаю, что ты сможешь; будьте рядом с ребёнком, а не над, объяснитесь с ним на равных)
Ситуация 3
У ребенка средние способности, но семья задалась целью сделать из него вундеркинда. Каждый день у него расписан по минутам: вечером его водят в прогимназию, на курсы английского языка и т. п., даже во время дневного сна в детском саду малыша ведут на занятия спортивной секции. Дома его заставляют слушать серьезную классическую музыку. Играть дошкольнику просто некогда. На все увещевания педагогов родители отвечают, что желают ребенку только добра.
Как помочь малышу обрести детство?
Решение Родители ведь искренне уверены, что желают ребенку только лучшего. Думаю, что к психологу сами они не пойдут. Может попробовать пойти от противного - начать хвалить родителей, как много времени они уделяют малышу, добавляя каждый раз - как жаль только, что он не высыпается - на занятии лепкой все время зевал; - что-то у него часто стало внимание рассеиваться; - встретили тут бывшего воспитанника, с которым тоже много занимались, ему в школе очень не нравится. В первом классе скучно, перевели во второй, а там ребята старше и не играют с ним, но у вас, надеемся все будет по-другому; - мы замечаем, что он не умеет играть со сверстниками. Вы, наверное, с ним в другие игры играете? В какие? Ведь ведущая деятельность - игра. Нам очень интересно КАК вы слушаете классическую музыку, что малыш представляет в это время? А что он рисует? Покажите позитивное отношение к родителям. Тогда будет легче "достучаться" до них. А ребенку действительно тяжело выполнять все амбициозные родительские планы? Может, ему нравится? И сил на все хватает - и заниматься, и гулять, и с друзьями играть?
Ситуация 4
«Если за шестилетним Мишей в детский сад приходит отец, то мальчик быстро убирает свои игрушки, самостоятельно одевается и спокойно идет домой. Иная картина, когда за ним приходит мать. Она подолгу ждет сына, так как тот не торопится оставить группу, продолжает играть с ребятами. Часто требует, чтобы его одевала мама. Случается капризничает: «Почему ты пришла, а не папа?»
Воспитательница, подметив такую двойственность в поведении мальчика, решила побеседовать с ним. Спросила: «Как прошел выходной? Где и с кем ты был?» Миша рассказал, что они с отцом ездили к бабушке.
— А мама тоже ездила с вами к бабушке?
— Нет. Мама дома осталась, у нее много работы было! — сказал он.
Вечером за Мишей пришел папа. Зашел разговор о сыне, о вчерашней поездке. Как бы между прочим воспитательница спросила, а мама, мол, довольна поездкой?
— Мама осталась дома,— ответил отец,— она у нас не очень-то расторопна, дела свои доделывала,— сказал отец с чуть скрываемым раздражением в присутствии сына.
— Да, она у нас копуша! — подхватил мальчик».
Чем объясняется различное поведение Миши в присутствии отца и в присутствии матери? В чем причина неуважительного отношения Миши к матери?
Ситуация 5
Лена (3 года 5 мес) под руководством мамы учится одевать и раздевать куклу, укачивать и укладывать ее в кроватку. Девочка точно выполняет эти действия, но только по указанию мамы и в ее присутствии.
Мама Нины (3 года 6 мес, показывая девочке способы действия с куклой, обращает внимание дочери на то, какая мама заботливая, добрая, внимательная, как любит свою дочку. Она говорит, что так поступают все мамы. Предлагая Нине поиграть одной, она просит дочь уложить куклу в постель, как это делает заботливая мама.
Рассмотрев данные ситуации, определите, у кого из детей скорее сформируется игра как деятельность.
Решение. У Нины формирование игры как деятельности будет проходить быстрее, так как у нее шло создание не только игровых действий, как таковых, но была вызвана потребность в доступной для нее форме выполнять функции мамы.
У Лены этого не произошло, так как требования мамы выполнялись строго под ее руководством. Действия не формировали образа мамы и не вызывали у девочки потребности играть «в маму»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волков Б.С. Основы профессиональной профориентации. М., 2007.
2. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники. М., «Вако», 2008 г.3. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. Материалы для специалиста ОУ. – СПб., 2020г.
3. Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: диагностика, рекомендации, занятия. Волгоград: Учитель, 2017г.