Внеклассное мероприятие-экскурсия посвящённое теме "День Космонавтики".
Провёл мероприятие преподаватель физики и астрономии ГБПОУ РК «САТТ»- Абрамов Д.Г.
Форма проведения: экскурсия в музей на интерактивную выставку космонавтики.

Цель: активизация познавательной деятельности учащихся
Задачи:
Расширить представления детей о космонавтике.
Формировать чувства патриотизма через знакомство с великими свершениями русских людей.
Воспитать бережное отношение к природе и богатствам Земли.
Продемонстрировать взаимосвязь предметов естественного цикла (биологии, химии, физики).
Расширить кругозор учащихся, развивать ассоциативное мышление.
Форма проведения: экскурсия в музей на интерактивную выставку космонавтики
«Космонавтом быть хочу!» Первая в России интерактивная выставка о Космосе и космонавтах
У нас каждый может пройти все этапы предполетной подготовки; поработать в специальных «перчатках космонавта»; научиться ориентироваться по звездному небу с помощью «Гагаринского планетария»; пристыковаться к МКС; сфотографироваться на Луне; увидеть, как и что едят космонавты в невесомости; и узнать, какими навыками и умениями должен обладать настоящий космонавт.
Этапы экскурсии:
Вступительное слово ведущего-экскурсовода
Просмотр видеофрагмента "Планета Земля лучшая!”
- Этап 1. Отбор
- Этап 2. Обучение
- Этап 3. Экипировка
- Этап 4. Полет на орбиту
- Этап 5. В космосе
Посещение зала "Техногенные катастрофы”
Установление причинно-следственных связей.
Просмотр видеофрагмента "Планета Земля лучшая!”
Заключительное слово ведущего-экскурсовода
Подготовка к экскурсии: участники делятся на 2 группы
Ход экскурсии
Вступительное слово ведущего-экскурсовода
Уважаемые посетители мы рады видеть вас в музее на интерактивной выставке космонавтики . Сегодня вы совершите экскурсию по залам музея, где не только получите интересную информацию, но и примете участие в творческих испытаниях и даже исследовании.
У нас каждый может пройти все этапы предполетной подготовки; поработать в специальных «перчатках космонавта»; научиться ориентироваться по звездному небу с помощью «Гагаринского планетария»; пристыковаться к МКС; сфотографироваться на Луне; увидеть, как и что едят космонавты в невесомости; и узнать, какими навыками и умениями должен обладать настоящий космонавт.
Желаем вам приятных впечатлений!
50 лет назад Ю.А. Гагарин впервые увидел Землю из космоса и восторгался её красотой. Видеоролик "Планета Земля лучшая!”
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Ни год, ни два, а миллиарды лет ... (С. Михалков "Стон Земли”)
А как же возникла наша планета?
Ответ на этот вопрос вы можете узнать в первом зале нашего музея
Этап 1. Отбор
Первое, что должен сделать претендент, – заполнить заявку на прием в отряд космонавтов и прослушать инструктаж команды с Международной Космической Станции.
Заявка кандидата в космонавты участвует в конкурсе!


- Давайте поговорим о возникновении нашей планеты? Теорий настолько много, что все перечислить – времени не хватит, да и не думаю, что это будет интересным и нужным. Пройдемся по не очень известным, но хитромудрым и экстравагантным.
Теория матрицы. Да-да, именно. Вы не ослышались. Фильм "Матрица” основан именно на этой теории. Есть мнение, что наша Вселенная – это чья-то компьютерная программа. С ума сойти, да? Невозможно представить себе мощность этого компьютера, да и вообще представлять, что мы все запрограммированы как-то не хочется. Но это всего лишь теория. Верить ей или нет – решайте сами.
Белые дыры – те же черные, только белые. Всем известно, что черная дыра поглощает все, что можно и нельзя. Сравнивая с белой – белая испускает из себя вещество. Получается, что нашу вселенную "выплюнули”. Опять же версия странна, но интересна этой своей странностью.
Ну и, если теория будет подтверждена, то мир физики со многими ее постулатами просто перевернется вверх тормашками.
Черные дыры. Существует теория, что черные дыры испускают не просто вещество, а новые вселенные. Тоже круто, согласитесь?
Теорий много, они все интересные, но давайте поговорим о классических теориях. Демонстрация видеофрагмента из фильма "Происхождение Земли” Многие ученые, астрологи, астрономы пытаются ответить на вопрос: откуда возникла планета Земля? Они строят теории, обсуждают факты в поисках истины. Строят множество теорий, которые зачастую в итоге сводятся к одному единому пониманию - доказать то, как и откуда появилась наша планета - человечеству пока не по силам!
Этап 2. Обучение
Основные качества космонавта – сила, выносливость и ум. На этом этапе у тебя есть возможность проверить свою теоретическую и физическую подготовку на специальных тренажерах космонавтов.

Ведущий-экскурсовод:
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Ни год, ни два, а миллиарды лет,
Я так устала. Плоть моя покрыта рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь мое земное тело,
И яды травят воды чистых рек.
Всё то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.
В.И. Вернадский сказал: "С человеком несомненно появилась новая огромная геологическая сила на поверхности нашей планеты”.
С действием этой геологической силы вас познакомит в следующем зале музея.
Этап 3. Экипировка
Для космонавта очень важно снаряжение. На этом этапе можно посмотреть настоящий индивидуальный набор космонавта и узнать, какие бытовые предметы необходимы на орбите.



Этап 4. Полет на орбиту
Прежде чем попасть на МКС, космонавты летят в космическом корабле двое суток, после чего им предстоит нелегкий процесс стыковки корабля с космической станцией.
Приходи и выполни стыковку космического корабля с МКС сам!


Этап 5. В космосе
На этом этапе ты увидишь настоящую космическую еду, устройство скафандров, узнаешь, кто первым запустил искусственный спутник, и сколько их сейчас находится на орбите Земли.А также ты сможешь сфотографироваться на поверхности Луны



Этап 6. Возвращение на Землю
Во время космического полета каждый космонавт мечтает вернуться к своей семье, почувствовать земное притяжение, свежий ветер…
Но уже через несколько недель после возвращения на Землю космонавт вновь смотрит на небо и думает о том, что пора начинать очередные предполетные тренировки.
Посещение зала "Техногенные катастрофы”
Человек, став самой значимой биологической единицей на планете, часто не задумывается о последствиях своей деятельности для природы.
Давайте посмотрим, какие же "подарки” он создал себе сам:
1) Техногенная катастрофа - это следствие умышленных или неумышленных действий человека (в большинстве случаев).
2) Катастрофа природно-техногенная — разрушительный процесс, развивающийся в результате нарушения нормального взаимодействия технологических объектов с компонентами окружающей природной среды, приводящий к гибели людей.
На какие группы можно разделить все виды техногенных катастроф?
а) техногенные катастрофы в море (разливы нефти в Персидском заливе, Атлантическом океане);
б) транспортные техногенные катастрофы железнодорожные, авиационные, автомобильные;
в) аварии на энергетических системах (Саяно-Шушенская ГЭС 2009 год);
г) аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (при запуске космических ракет, строительстве и ремонт АПЛ, авария на Чернобыльской АЭС);
д) аварии с выбросом (угрозой выброса) химических опасных веществ (на химических предприятиях, комбинатах и при перевозке химических веществ);
е) внезапное обрушение зданий и сооружений
ж) пожары, взрывы
А теперь рассмотрим, какие техногенные аварии произошли в России за последние 65 лет:
1946 год. Взрыв парохода "Дальстрой” полностью разрушивший сооружения порта и повлёкший большие человеческие жертвы.
1957 год. Кыштымская авария на химкомбинате "МАЯК”, расположенном в закрытом городе "Челябинск-40” (ныне Озёрск) из-за выхода из строя системы охлаждения произошёл взрыв ёмкости, где содержалось около 80 кубометров высокорадиоактивных ядерных отходов..
1960 год. Катастрофа на Байконуре. На космодроме Байконур 24 октября 1960 года при подготовке к первому испытательному запуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 произошёл взрыв.
(рассказ учащегося о катастрофе) 1970 год. Радиационная авария на заводе "Красное Сормово”. При строительстве атомной подводной лодки К-320 произошёл несанкционированный запуск реактора. При этом произошло значительное радиоактивное заражение территории цеха.
1977 год. Взрыв танкера на Сормовской нефтебазе.
1985 год. Радиационная авария в бухте Чажма. На АПЛ К-431, находившейся у пирса судоремонтного завода ВМФ, при перезарядке активных зон реакторов произошла неуправляемая самопроизвольная цепная реакция деления ядер урана
(рассказ учащегося о катастрофе) 26 апреля 1986 года Чернобыльская катастрофа, затронула не только СССР, но и Европу.
1988 год. Арзамасская железнодорожная катастрофа. Товарный поезд, произошёл взрыв. Взрывом был уничтожен 151 дом.
1989 год. железнодорожная катастрофа на перегоне Аша — Улу Теляк. (Челябинская область) в момент прохождения двух пассажирских поездов произошёл мощный взрыв неограниченного облака топливо - воздушной смеси
2009 год. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС. В результате повреждения гидроагрегата № 2 произошел выброс воды из кратера турбины.
А теперь предлагаю вернуться к событиям произошедшим 11 марта 2011 года -техногенной катастрофе, о которой говорит весь мир, "Фукусиме”.
Вам предстоит разобраться в хронологии события, его причинах и последствиях данной аварии. Для этого у вас на столах есть раздаточный материал, из которого 1 группа должна выбрать причины, 2- хронологию самой техногенной катастрофы, 3- последствия. Время на выполнение задания 4 минуты.
По окончании работы прошу оформить соответствующую часть доски и защитить свой проект (выбор)
Вопрос: Возможно ли подобное в России и почему?
Президент РФ Дмитрий Медведев в своём видеоблоге посвящённом событиям в Фукусиме отметил, что необходимо на международном уровне:
- ограничить строительство атомных станций в сейсмически опасных зонах;
- своевременно заменять старые, выработавшие свой ресурс реакторы на новые энергоблоки, сооружая их, естественно, с максимальными барьерами защиты.
Природа вся живет в круговоротах, человек же действует прямолинейно. Живя иллюзиями, он мнит себя властителем природы, развивает максимальную скорость - и не вписывается в очередной поворот. В результате - катастрофа. Можно и так сказать: он ведет автомобиль цивилизации вопреки правилам дорожного движения, которые установила природа.
Ведущий-экскурсовод
Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю
И, сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплёскивают с лавой боль Земли...
Очнетесь люди!
Призовите страны, чтобы меня от гибели спасти.
Как определить пульс планеты, ощутить её дыхание, сохранить чистоту? Человек делает еще только робкие шаги в этом направлении.
В нашем быту обращается более 70 тысяч различных химических препаратов – синтетических веществ не существующих в природе.
Чутко реагируют на состояние окружающей среды живые организмы.
И мы переходим с вами в следующий зал музея Земли. В этом зале я познакомлю вас с живыми организмами - биоиндикаторами
Блеф-игра (учащимся задаются вопросы, на которые они должны ответить "ДА” или "НЕТ”, подняв соответствующие таблички).
1) Верите ли вы, что история нашей планеты насчитывает около 10-12 тысячелетий?
Ответ: Нет. Еще жрецы древнего Вавилона, основываясь на положении звезд и по их движению, пытались доказать значительно больший возраст. По их расчетам получилось, что наша планета существует около 4,6 млрд. лет)
2) Верите ли вы, что атмосфера Земли "улетучивается”
Ответ: Да. Благодаря тепловой энергии, скорость некоторых молекул, находящихся на внешней границе атмосферы Земли, увеличивается настолько, что они выходят за пределы зоны действия ее гравитации. В результате происходит медленный, но равномерный отток атмосферы в космос. Из-за того, что летучий водород имеет более низкую молекулярную массу, его молекулы легче развивают необходимую скорость, и "утекают” в космос быстрее. Поэтому в настоящее время атмосфера Земли не уменьшается, а окисляется, влияя на химическую природу жизни, сформировавшейся на планете. К тому же, атмосфера, насыщенная кислородом, сохраняет уцелевший водород, заключая его в молекулы воды.
3) Верите ли вы, что весна движется со скоростью примерно 50 километров в сутки.
Ответ: Да. Это определено по наблюдениям за соцветием отдельных растений.
4) Верите ли вы, что у нашей планеты есть двойник?
Ответ: Да. Гипотетическая экзопланета земного типа, которая лежит в пределах "зоны жизни” звезды, и по размерам и массе примерно равна массе Земли. Такие планеты представляют огромный интерес, как возможное будущее место обитания для человечества, поскольку эти планеты потенциально могут быть пригодны для жизни и по климату могут быть похожи на Землю (на них не очень жарко и не слишком холодно). Поиском землеподобных планет в зоне жизни будет занята миссия Кеплера, а также в будущем и другие миссии
5) Верите ли вы, что изменение магнитного полюса земли ведет к изменению климата на планете?
Ответ: Нет. Магнитные полюсы Земли перемещаются. Полюсы на Земле менялись местами уже много раз! Об этом можно судить по тому, что направление магнитного момента камней, образующих океанское дно, непостоянно. Каким оно будет, зависит от того, какой была ориентация полюсов в момент формирования камня в районе срединно-океанических хребтов.