Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Саткинский медицинский техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ПМ 02 Участие в лечебно-диагностических
и реабилитационных процессах
МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
Тема 1.1 Сестринское дело в терапии
ОЛИМПИАДА
Сестринская помощь при заболеваниях
органов дыхания
Сатка 2019
Рассмотрено на заседании ЦМК Сестринское дело Чудинова М. П. _________________ Протокол № ____________________ «____» _______________20_____ г. | | Утверждаю: Зам. директора по УВР Гильмиярова А. Н. _________________________ «___» ______________20___г. |
Составитель: Тренина А. В. – преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
Методическое пояснение …………………………………...…… | 4 |
Список используемых источников ……………………………... | 9 |
Приложения ………………………………………………………. | 10 |
Приложение 1 Олимпиада 2 варианта ………………………….. | 10 |
Приложение 2 Эталоны ответов ………………………………… | 22 |
Приложение 3 Бланк олимпиады ……………………………….. | 29 |
Приложение 4 Оценочная ведомость …………………………... | 38 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОЯСНЕНИЕ
Олимпиада проводится на основании положения о конкурсе
Олимпиада как форма внеклассного мероприятия на тему «Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания» является одной из форм внеклассного мероприятия по профессиональному модулю
ПМ 02. Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах.
Олимпиада проводится среди студентов техникума, специальности 34.02.01 «Сестринское дело» после лекционного курса по программе модуля.
О проведении данного мероприятия студенты извещаются заблаговременно (в начале I семестра). В конкурсные задания включается теоретический материал из основного раздела программы, изученного
в первом семестре.
В конкурсе принимают участие студенты по собственному желанию. Студенты, не вошедшие в состав участников, являются болельщиками, помогают преподавателю в организации и проведении конкурса.
Внеаудиторное мероприятие – олимпиада ПМ 02 Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах. МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Тема 1.1 Сестринское дело в терапии преследует следующие цели:
– повышение интереса к профессии;
– на конкурсной основе, в игровой форме проверить программные знания по дисциплине «Сестринское дело в терапии»;
– активизация и повышения качества учебно-познавательной деятельности студентов;
– определение уровня сформированности общих компетенций обучающихся (ОК 1-13);
– определение уровня профессиональной подготовки обучающихся;
– определение сформированности профессиональных компетенций обучающихся (ПК 2.1.-2.8).
Задачи Олимпиады:
– активизация интеллектуального потенциала обучающихся;
– повышение мотивации к обучению через воспитание здорового духа конкурентной борьбы, стремление к победе;
– повышение интереса у обучающихся к избранной специальности;
– закрепление изученного материала;
– определения качества и оценка уровня знаний и умений обучающихся по ПМ 02 Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах. МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Тема 1.1 Сестринское дело в терапии;
– выявление и поощрение наиболее мотивированных, ответственных, подготовленных студентов.
Организаторы Олимпиады
Организатором олимпиады являются преподаватель ПМ 02 Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах. МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.
Организатор Олимпиады готовит документацию:
– методическую разработку с контролирующим материалом, критериями оценки, инструкциями для студентов и жюри;
– раздаточный материал с контрольными заданиями;
– оснащения для выполнения заданий;
– оценочные ведомости участников Олимпиады;
– благодарности и грамоты победителям Олимпиады;
– обеспечивают необходимые условия для выполнения заданий.
Участники Олимпиады
Студенты 302-с; 303-с групп специальности 34.02.01. Сестринское дело
Жюри Олимпиады
Тренина А. В.
В обязанности жюри входит:
– проверка и оценка результатов выполнения заданий участниками Олимпиады;
– определения победителей Олимпиады;
– заполнение сводной ведомости участников Олимпиады.
Жюри несет ответственность за объективность оценки выполнения заданий Олимпиады, определения победителей, оформления соответствующей документации;
Анализ проведенного мероприятия и внесение предложений:
– по корректировке содержания и организации Олимпиады;
– по актуализации рабочих программ дисциплины/модуля (в разделе содержание учебного материала).
Порядок проведения олимпиады
Олимпиада проводится во внеаудиторное время в один этап.
1 этап (Приложение 1) – Теоретический. Первый блок заключается в выполнении тестовых заданий первой категории сложности. Второй блок – подписать рисунок. Третий блок – решение ситуационных задач. Четвертый блок – найти соответствие. Пятый блок – заполнить пропуски. Студенты решают задания на специальном бланке (Приложение 3)
Олимпиада проводится в лекционном кабинете техникума в течение 95 минут.
Для участия в этапе допускаются все студенты группы.
Порядок проверки и оценки результатов
Результаты Олимпиады подводятся после выполнения заданий всеми участниками. Задания оцениваются по бальной системе, согласно разработанным критериям, затем переводятся в %. Победители определяются в зависимости от максимального суммарного количества набранных баллов. Максимальное количество баллов – 50 баллов это 100%. Результаты Олимпиады оформляются в оценочную ведомостью (Приложение 4). Оценочная ведомость хранится у преподавателя, ведущего раздел учебной дисциплины/модуля и используется:
– преподавателем как форма независимого контроля обученности студентов;
– администрацией техникума для оценки эффективности деятельности преподавателя.
Поощрение и награждение участников олимпиады
Участники Олимпиады, набравшие максимальное количество баллов являются призерами, между ними распределяются первое, второе и третье место. Они награждаются дипломами победителя. Все участники Олимпиады получают сертификаты с указанием % выполненных заданий
Олимпиада проводится в сроки, согласованные с графиком учебного процесса.
В соответствии с новыми образовательными стандартами студенты должны освоить следующие компетенции:
Код | Наименование результата |
ПК. 2.1. | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. |
ПК 2.2 | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. |
ПК 2.3 | Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. |
ПК 2.4 | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. |
ПК 2.5 | Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. |
ПК 2. 6 | Вести утвержденную медицинскую документацию. |
ПК 2.7 | Осуществлять реабилитационные мероприятия. |
ПК 2.8 | Оказывать паллиативную помощь. |
| |
ОК.1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК.2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК.3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК.4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. |
ОК.5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК.6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК.7 | Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК.8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации |
ОК.9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
ОК.10 | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК.11 | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку |
ОК.12 | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности |
ОК.13 | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основная:
1. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи [Электронный ресурс] / Смолева Э.В. - Ростов н/Д : Феникс, 2016.
2. Общий уход за больными в терапевтической клинике [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ослопов В.Н., Богоявленская О.В. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013.
Дополнительная:
1. Сестринская помощь при патологии системы крови с основами трансфузиологии [Электронный ресурс] : учебник для мед. училищ и колледжей / Р.Г. Сединкина, Е.Р. Демидова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016.
2. Сестринская помощь при патологии опорно-двигательного аппарата [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.А. Епифанов, А.В. Епифанов - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015.
3. Сестринское дело в терапии. Раздел "Кардиология" [Электронный ресурс] : учебное пособие для медицинских училищ и колледжей / Сединкина Р.Г. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013
4. Сестринская помощь при заболеваниях эндокринной системы и обмена веществ [Электронный ресурс] : учебное пособие / Сединкина Р. Г., Игнатюк Л. Ю. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»
Рассмотрено на заседании Утверждаю:
ЦМК сестринского дела: Зам. директора по учебной работе:
_______________________ ______________________________
«___» _____________2019 г. «___» __________________2019 г.
Олимпиадные задания
ПМ 02. Участие медсестры в лечебно-диагностическом
и реабилитационном процессах
МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
Тема 1.1 Сестринское дело в терапии
Результаты освоения программы: овладение профессиональными компетенциями:
ПК 2.1; ПК 2.2; ПК 2.3; ПК 2.4; ПК 2.5; ПК 2.6; ПК 2.7; ПК 2.8.
Общие компетенции: ОК 1-13.
Условия выполнения:
Внимательное прочитайте вопросы, выполните требуемые задания. Время выполнения задания – 95 минут.
1 вариант
I. Внимательно прочитайте вопрос, дайте один правильный ответ.
За каждый правильный ответ 1 балл
1. Основная причина развития острого бронхита:
а) алкоголизм
б) курение
в) ОРВИ
г) переохлаждение
2. При хроническом бронхите отмечается кашель с мокротой:
а) 2 мес. не менее 2-х лет
б) 3 мес. не менее 2-х лет
в) 3 мес. не менее 3-х лет
г) 4 мес. не менее 3-х лет
3. Основная причина развития хронического бронхита:
а) курение
б) ОРВИ
в) переохлаждение
г) гиповитаминоз
4. Основная жалоба пациента при обструктивном бронхите:
а) повышение температуры
б) головная боль
в) одышка
г) слабость
5. Данные аускультации при бронхите:
а) бронхиальное дыхание
б) крепитация
в) сухие и влажные хрипы
г) шум трения плевры
6. При остром бронхите отмечается кашель с мокротой:
а) розовой пенистой
б) «ржавой»
в) слизистой
г) стекловидной
7. Осложнение хронического бронхита:
а) абсцесс легкого
б) плеврит
в) туберкулез
г) эмфизема легких
8. При лечении гнойного бронхита применяют:
а) ампициллин, бромгексин
б) преднизолон, эуфиллин
в) теофедрин, фуросемид
г) пентамин, дигоксин
9. При кашле с гнойной мокротой противопоказан:
а) бромгексин
б) кодеин
в) мукалтин
г) отхаркивающая микстура
10. При густой вязкой мокроте рекомендуют:
а) йодид калия
б) кодеин
в) либексин
г) морфин
11. Основная жалоба пациента при бронхиальной астме:
а) боль в грудной клетке
б) кашель с гнойной мокротой
в) приступ удушья
г) кровохарканье
12. Экспираторный характер одышки отмечается при:
а) абсцессе легкого
б) бронхиальной астме
в) крупозной пневмонии
г) отеке легких
13. При экспираторной одышке затруднен:
а) вдох
б) выдох
в) вдох и выдох
14. Вынужденное положение пациента при приступе бронхиальной астмы:
а) горизонтальное
б) горизонтальное с приподнятыми ногами
в) лежа на боку
г) сидя, опираясь о колени
15. Аускультативные данные при приступе бронхиальной астмы:
а) крепитация
б) сухие свистящие хрипы
в) влажные хрипы
г) шум трения плевры
16. При приступе бронхиальной астмы противопоказан:
а) астмопент
б) беротек
в) эуфиллин
г) морфин
17. Неотложная помощь при приступе бронхиальной астмы:
а) сальбутамол
б) кодеин
в) либексин
г) тусупрекс
18. В межприступном периоде бронхиальной астмы применяют:
а) астмопент
б) беротек
в) интал
г) теофиллин
19. Спирали Куршмана и кристаллы Шарко-Лейдена в мокроте определяются при:
а) абсцессе легкого
б) бронхиальной астме
в) раке легкого
г) туберкулезе
20. Пикфлоуметрия — это определение:
а) остаточного объема
б) дыхательного объема
в) жизненной емкости легких
г) пиковой скорости выдоха
21. Основной возбудитель крупозной пневмонии:
а) гонококк
б) пневмококк
в) стрептококк
г) стафилококк
22. Крепитация выслушивается при:
а) бронхите
б) бронхиальной астме
в) крупозной пневмонии
г) сухом плеврите
23. Притупление перкуторного звука, усиление голосового дрожания наблюдается при:
а) остром бронхите
б) бронхиальной астме
в) крупозной пневмонии
г) экссудативном плеврите
24. «Ржавый» характер мокроты наблюдается при:
а) остром бронхите
б) крупозной пневмонии
в) бронхиальной астме
г) экссудативном плеврите
25. Наиболее информативный метод диагностики пневмонии:
а) анализ мокроты
б) анализ крови
в) рентгенография грудной клетки
г)плевральная пункция
II. Рассмотрите рисунок. Подпишите органы дыхательной системы,
обозначенные цифрами.
За каждый правильный ответ 2 балла
III. Решите ситуационные задачи.
За каждую правильно решенную задачу 5 баллов
Задача 1
Пациент 38 лет находится на стационарном лечении в пульмонологическом отделении с диагнозом: экссудативный плеврит. При сестринском обследовании м/с получила следующие данные: жалобы на повышение температуры, одышку, боль и чувство тяжести в грудной клетке справа, сухой кашель, общую слабость, головную боль, нарушение сна. Считает себя больным 2 недели, ухудшение наступило в последние 2 дня: усилилась одышка, температура повысилась до 39°С, с ознобом и проливным потом.
В окружающем пространстве ориентируется адекватно. Тревожен, депрессивен, жалуется на чувство страха, плохой сон. В контакт вступает с трудом, не верит в успех лечения, выражает опасение за свое здоровье.
Объективно: сознание ясное, состояние тяжелое, больной лежит на правом боку, кожные покровы чистые, бледные, влажные, цианоз носогубного треугольника. Дыхание поверхностное, ЧДД 40 в мин, правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания.
Перкуторно определяется на задней поверхности грудной клетки тупость ниже третьего ребра. При аускультации дыхание справа не проводится. Пульс 120 уд./мин.
АД 100/50 мм.рт.ст.
Рентгенологически - справа ниже третьего ребра интенсивное затемнение с верхней косой границей, со смещением органов средостения влево.
Пациенту назначено:
1. Постельный режим.
2. Стол №13.
3. Оксигенотерапия.
4. Плевральная пункция.
5. Антибактериальная терапия (цефазолин по 1 г 4 раза в/м).
6. Ацетилсалициловая кислота по 1табл. 3 раза в день.
5. Сердечные средства: раствор сульфокамфоканна 10%-2,0 п/к
Задания
1. Определите нарушенные потребности пациента; сформулируйте проблемы пациента.
2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
Задача 2
В терапевтическом отделении больной 42 лет предъявляет жалобы на внезапно развивающийся приступ удушья. Больной сидит, опираясь руками о края кровати, грудная клетка в состоянии максимального вдоха, лицо цианотичное, выражает испуг, ЧДД-38 в мин. Одышка экспираторного характера, на расстоянии слышны сухие свистящие хрипы.
Задания
1. Определите и обоснуйте неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
IV. Найдите соответствие.
За каждое совпадение 1 балл
Определите нижние границы правого легкого у здорового человека
1. По правой парастернальной линии | А. XI остистый грудной позвонок |
2. По правой срединно-ключичной линии | Б. VIII межреберье |
3. По правой передне-подмышечной линии | В. V межреберье |
4. По правой средне-подмышечной линии | Г. IX межреберье |
5. По правой задне-подмышечной линии | Д. VII межреберье |
6. По правой лопаточной линии | Е X межреберье |
7. По правой паравертебральной линии | Ж. VI межреберье |
V. Заполните пропуски.
За каждый правильный ответ 1 балл
Общий анализ крови у взрослых
Таблица нормальных показателей общего анализа крови |
Показатель анализа | Норма |
Гемоглобин | Мужчины: ______ г/л |
Женщины: ______ г/л |
Количество эритроцитов | Мужчины: 4,0-5,0·1012/л |
Женщины: _____·1012/л |
Количество лейкоцитов | В пределах ______ x109/л |
Количество тромбоцитов | В пределах ______ ·109/л |
Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) | Мужчины: _____ мм/ч |
Женщины: 5 - 15 мм/ч |
ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»
Рассмотрено на заседании Утверждаю:
ЦМК сестринского дела: Зам. директора по учебной работе:
_______________________ ______________________________
«___» _____________2019 г. «___» __________________2019 г.
Олимпиадные задания
ПМ 02. Участие медсестры в лечебно-диагностическом
и реабилитационном процессах
МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
Тема 1.1 Сестринское дело в терапии
Результаты освоения программы: овладение профессиональными компетенциями:
ПК 2.1; ПК 2.2; ПК 2.3; ПК 2.4; ПК 2.5; ПК 2.6; ПК 2.7; ПК 2.8.
Общие компетенции: ОК 1-13.
Условия выполнения:
Внимательное прочитайте вопросы, выполните требуемые задания. Время выполнения задания – 95 минут.
2 вариант
I. Внимательно прочитайте вопрос, дайте один правильный ответ.
За каждый правильный ответ 1 балл
1. Этиотропная терапия пневмококковой пневмонии:
а) гемодез
б) пенициллин
в) бромгексин
г) эуфиллин
2. Осложнение очаговой пневмонии:
а) абсцесс легкого
б) бронхит
в) туберкулез
г) рак легкого
3. Мокроту для бактериологического исследования собирают в:
а) сухую пробирку
б) сухую банку
в) стерильную пробирку
г) стерильную банку
4. Осложнение крупозной пневмонии:
а) бронхиальная астма
б) бронхит
в) плеврит
г) рак легкого
5. При лечении пневмонии применяют:
а) антибиотики, отхаркивающие
б) антибиотики, диуретики
в) бронхолитики, глюкокортикостероиды
г) бронхолитики, диуретики
6. Основная причина приобретенных бронхоэктазов:
а) бронхиальная астма
б) хронический бронхит
в) крупозная пневмония
г) экссудативный плеврит
7. Для бронхоэктатической болезни характерно наличие:
а) каверны
б) опухоли
в) гноя в расширенных бронхах
г) жидкости в плевральной полости
8. Заболевание, характеризующееся развитием воспаления в расширенных бронхах:
а) абсцесс легкого
б) бронхоэктатическая болезнь
в) туберкулез
г) рак легкого
9. Больной выделяет мокроту по утрам полным ртом при:
а) бронхиальной астме
б) бронхоэктатической болезни
в) крупозной пневмонии
г) экссудативном плеврите
10. При бронхоэктатической болезни мокрота:
а) «ржавая»
б) стекловидная
в) гнойная
г) розовая
11. Наиболее информативный метод диагностики бронхоэктатической болезни:
а) бронхография
б) рентгеноскопия грудной клетки
в) спирография
г) флюорография
12. Пальцы в виде «барабанных палочек» и ногти в виде «часовых стекол» встречаются при:
а) остром бронхите
б) очаговой пневмонии
в) крупозной пневмонии
г) бронхоэктатической болезни
13. Дренажное положение придается пациенту для:
а) снижения лихорадки
б) уменьшения одышки
в) расширения бронхов
г) облегчения оттока мокроты
14. Кровохарканье наблюдается при:
а) остром бронхите
б) бронхоэктатической болезни
в) бронхиальной астме
г) экссудативном плеврите
15. Дренажное положение придается пациенту при:
а) бронхоэктатической болезни
б) бронхиальной астме
в) сухом плеврите
г) экссудативном плеврите
16. Абсцессом легкого может осложниться:
а) острый бронхит
б) бронхиальная астма
в) очаговая пневмония
г) сухой плеврит
17. Появление обильной гнойной мокроты на фоне гектической лихорадки наблюдается при:
а) абсцессе легкого
б) крупозной пневмонии
в) бронхиальной астме
г) раке легкого
18. Над крупной свободной полостью абсцесса легкого определяется дыхание:
а) амфорическое
б) бронхиальное
в) везикулярное
г) жесткое
19. Для абсцесса легкого характерна лихорадка:
а) волнообразная
б) гектическая
в) извращенная
г) постоянная
20. Кровохарканье и легочное кровотечение может возникнуть при:
а) абсцессе легкого
б) бронхиальной астме
в) остром бронхите
г) экссудативном плеврите
21. Гнойная мокрота наблюдается при:
а) абсцессе легкого
б) бронхиальной астме
в) крупозной пневмонии
г) экссудативном плеврите
22. Наиболее информативный метод диагностики абсцесса легкого:
а) анализ крови
б) анализ мокроты
в) рентгенография
г) спирометрия
23. Рентгенологический признак абсцесса легкого после прорыва в бронх:
а) округлая тень
б) полость с горизонтальным уровнем жидкости
в) повышенная прозрачность легочных полей
г) тень поджатого легкого
24. Эластические волокна в мокроте определяются при:
а) бронхиальной астме
б) бронхите
в) абсцессе легкого
г) очаговой пневмонии
25. В анализе крови при абсцессе легкого определяется лейкоцитоз:
а) базофильный
б) нейтрофильный
в) эозинофильный
II. На рисунке изображена структурно-функциональная единица легких. Рассмотрите и напишите, из каких частей она состоит.
За каждый правильный ответ 2 балла
III. Решите ситуационные задачи.
За каждую правильно решенную задачу 5 баллов
Задача 1
В поликлинику на прием обратился пациент 60 лет по поводу обострения хронического бронхита. От госпитализации пациент категорически отказался, сказал, что ему там не помогут и он будет умирать дома.
При посещении на дому медицинская сестра выявила жалобы на кашель с отделением слизисто-гнойной мокроты, снижение аппетита, похудание, повышение температуры тела до 37,8⁰С.
Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, акроцианоз, пациент пониженного питания, чдд 24 в минуту, пульс 84 в минуту удовлетворительных качеств, АД 140/90 мм.рт.ст.
Пациенту назначено амбулаторно:
1.Общий анализ мокроты;
2.Горчичники на грудную клетку через день, при снижении температуры.
Задания
1. Определите удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента и выявите проблемы.
2. Выявите приоритетную проблему, поставьте цели и составьте план сестринских вмешательств.
Задача 2
У пациента, находящегося на стационарном лечении с диагнозом бронхоэктатическая болезнь, внезапно при кашле появилась алая кровь с примесью пузырьков воздуха.
Объективно: больной бледен, пульс частый, слабого наполнения, 110 уд/мин,
АД 90/70 мм.рт.ст., он беспокоен, выражает чувство страха смерти.
Задания
1. Определите и обоснуйте неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм неотложной помощи с аргументацией каждого этапа.
IV. Найдите соответствие. За каждое совпадение 1 балл
1. Точка выслушивания митрального клапана | А. II межреберье у левого края грудины |
2. Точка выслушивания трехстворчатого клапана | Б. II межреберье у правого края грудины |
3. Точка выслушивания клапана аорты | В. 12-13 см. |
4. Точка выслушивания клапана легочной артерии | Г. Основание мечевидного отростка |
5. Точка Боткина-Эрба | Д. Верхушка сердца, V межреберье |
6. Размеры длинника сердца | Е. 11-14 см. |
7. Размеры поперечника сердца | Ж.I I межреберье у левого края грудины |
V. Заполните пропуски. За каждый правильный ответ 1 балл
Таблица норм общего анализа мочи у взрослых
Показатель | Норма для взрослых |
BIL (Билирубин) | ________ |
BLD (Эритроциты) | ________ |
LEU (Лекоциты) | 0 - 5 у женщин ____ у мужчин |
URO (Уробилиноген) | 5 - 10 мг/л |
PRO (Белок) | ______ г/л |
pH (Кислотность) | 5 - 6 |
S.G (Плотность) | _________ |
KET (Кетоновые тела (ацетон)) | Отсутствует |
NIT (Нитриты) | Отсутствует |
GLU (Глюкоза) | Отсутствует |
COLOR (Цвет) | __________ |
Приложение 2
Эталоны ответов на олимпиадные задания
1 вариант
I задание
1. | В |
2. | Б |
3. | А |
4. | В |
5. | В |
6. | В |
7. | Г |
8. | А |
9. | Б |
10. | А |
11. | В |
12. | Б |
13. | Б |
14. | Г |
15. | Б |
16. | Г |
17. | А |
18. | В |
19. | Б |
20. | Г |
21. | Б |
22. | В |
23. | В |
24. | Б |
25. | В |
II задание
1. | Надгортанник |
2. | Щитовидный хрящ |
3. | Голосовые связки |
III задание
Задача 1
При сестринском обследовании м/с получила следующие данные: жалобы на повышение температуры, одышку, боль и чувство тяжести в грудной клетке справа, сухой кашель, общую слабость, головную боль, нарушение сна. Считает себя больным 2 недели, ухудшение наступило в последние 2 дня: усилилась одышка, температура повысилась до 39° С, с ознобом и проливным потом. В окружающем пространстве ориентируется адекватно. Тревожен, депрессивен, жалуется на чувство страха, плохой сон. В контакт вступает с трудом, не верит в успех лечения, выражает опасение за свое здоровье.
Объективно: сознание ясное, состояние тяжелое, больной лежит на правом боку, кожные покровы чистые, бледные, влажные, цианоз носогубного треугольника. Дыхание поверхностное, ЧДД 40 в мин, правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания.
Перкуторно определяется на задней поверхности грудной клетки тупость ниже третьего ребра. При аускультации дыхание справа не проводится. Пульс 120 уд./мин. АД 100/50 мм рт. ст.
Рентгенологически - справа ниже третьего ребра интенсивное затемнение с верхней косой границей, со смещением органов средостения влево.
Пациенту назначено:
1. Постельный режим.
2. Стол №13.
3. Оксигенотерапия.
4. Плевральная пункция.
5. Антибактериальная терапия (цефазолин по 1 г 4 раза в/м).
6. Ацетилсалициловая кислота по 1табл. 3 раза в день.
5. Сердечные средства: раствор сульфокамфоканна 10%-2,0 п/к
1 вопрос
1. Нарушенные потребности: дышать, спать, отдыхать, работать, двигаться, общаться, поддерживать нормальную температуру тела.
Проблемы пациента: настоящие: одышка, лихорадка. нарушение сна, беспокойство за исход лечения;
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ - эмпиема плевры, сепсис, легочно-сердечная недостаточность.
Из перечисленных проблем пациента приоритетной является одышка.
2. Приоритетная проблема - одышка.
Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение одышки на 7 день стационарного лечения. Долгосрочная цель: пациент не предъявит жалоб на затруднения дыхания к моменту выписки.
СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА
План | Мотивация |
1. Обеспечить проведение оксигенотерапии. | Для купирования гипоксии. |
2. Обеспечить психологическую подготовку больного к плевральной пункции. | Для снятия страха перед процедурой. |
3. Подготовить необходимые инструменты и медикаменты для проведения плевральной пункции. | Для уточнения диагноза и лечения. |
4. Обеспечить регулярное проветривание палаты. | Для притока свежего воздуха, уменьшения гипоксии. |
5. Обеспечение обильного теплого витаминизированного питья больному. | Для восполнения потерь жидкости, повышения иммунных сил организма. |
6. Обучение пациента лечебной физкультуре с элементами дыхательной гимнастики. | Для предупреждения спаечного процесса плевральной полости, осложнений. |
7. Контроль за выполнением комплекса дыхательных упражнений пациента. | Для эффективной микроциркуляции крови в легочной ткани. |
8. Объяснить пациенту суть его заболевания, методы диагностики, лечения и профилактики осложнений и рецидивов заболевания. | Для достижения полного взаимопонимания между медицинским персоналом и больным, улучшения сна, снижения тревоги, повышения уверенности в благоприятном исходе лечения. |
9. Проведение лечебного массажа с элементами вибрации. | Для рассасывания экссудата, предупреждения спаек. |
10. Проведение беседы с родственниками о рациональном питании. | Для повышения защитных сил организма. |
11. Наблюдение за внешним видом и состоянием пациента. | Для ранней диагностики осложнений и своевременного оказания неотложной помощи. |
12. Выполнение назначений врача. | Для эффективного лечения. |
Оценка эффективности: пациент отмечает значительное улучшение и облегчение дыхания, демонстрирует знания по профилактике спаечного процесса в плевральной полости. Цель достигнута.
Задача 2
При сестринском обследовании пациент предъявляет жалобы на внезапно развивающийся приступ удушья. Больной сидит, опираясь руками о края кровати, грудная клетка в состоянии максимального вдоха, лицо цианотичное, выражает испуг, ЧДД-38 в мин. Одышка экспираторного характера, на расстоянии слышны сухие свистящие хрипы.
1. У пациента приступ бронхиальной астмы на основании удушья, характерного вынужденного положения, экспираторной одышки, ЧДД-38 в мин, сухих свистящих хрипов, слышных на расстоянии.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;
б) расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха;
в) провести ингаляцию кислорода для улучшения оксигенации;
г) при наличии у пациента карманного дозированного ингалятора организовать прием препарата (I-2 вдоха) сальбутамола, беротека, новодрина, бекотида, бекломета и др., для снятия спазма гладкой мускулатуры бронхов;
д) приготовить к приходу врача для оказания неотложной помощи:
- бронходилятаторы: 2,4% р-р эуфиллина, 5% р-р эфедрина, 0,1% р-р адреналина;
- антигистаминные препараты: 1% р-р димедрола, 1% р-р тавегила , 2% р-р супрастина, 2,5% р-р пипольфена;
- гормональные препараты: преднизолон, гидрокортизон;
- сердечные гликозиды: 0,06 % р-р коргликона или 0,05% р-р строфантина;
е) выполнить назначения врача.
IV задание
Нижние границы правого легкого:
1 - В
2 - Ж
3 - Д
4 - Б
5 - Г
6 - Е
7 - А
V задание
Таблица нормальных показателей общего анализа крови |
Показатель анализа | Норма |
Гемоглобин | Мужчины: 130-170 г/л |
Женщины: 120-150 г/л |
Количество эритроцитов | Мужчины: 4,0-5,0·1012/л |
Женщины: 3,5-4,7·1012/л |
Количество лейкоцитов | В пределах 4,0-9,0x109/л |
Количество тромбоцитов | В пределах 180-320·109/л |
Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) | Мужчины: 3 - 10 мм/ч |
Женщины: 5 - 15 мм/ч |
2 вариант
I задание
1. | Б |
2. | А |
3. | Г |
4. | В |
5. | А |
6. | Б |
7. | В |
8. | Б |
9. | Б |
10. | В |
11. | А |
12. | Г |
13. | Г |
14. | Б |
15. | А |
16. | В |
17. | А |
18. | А |
19. | Б |
20. | А |
21. | А |
22. | В |
23. | Б |
24. | Г |
25. | Б |
II задание
1. | Бронхиолы |
2. | Капилляры |
3. | Альвеолы |
III задание
Задача 1
От госпитализации пациент категорически отказался, сказал, что ему там не помогут и он будет умирать дома.
При посещении на дому медицинская сестра выявила жалобы на кашель с отделением слизисто-гнойной мокроты, снижение аппетита, похудание, повышение температуры тела до 37,8 град.
Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, акроциа-ноз, пациент пониженного питания, чдд 24 в минуту, пульс 84 в минуту удовлетворительных качеств, АД 140/90 мм рт.ст.
Пациенту назначено амбулаторно:
1.Общий анализ мокроты;
2.Горчичники на грудную клетку через день, при снижении температуры.
1. У пациента нарушено удовлетворение потребностей: дышать, быть здоровым, поддерживать нормальную температуру тела, работать, выделять, в безопасности.
Проблемы пациента:
настоящие: кашель с отделением слизисто-гнойной мокроты, снижение аппетита, похудание, неверие в благополучный исход заболевания, тревога о своем состоянии.
Потенциальные: высокий риск развития эмфиземы легких, дыхательной недостаточности (осложнений)
2. Приоритетная проблема: кашель с отделением слизисто-гнойной мокроты. Краткосрочная цель: пациент отметит улучшение отхождения мокроты к концу недели Долгосрочная: пациент продемонстрирует знания о дисциплине кашля и способах профилактики застоя мокроты.
Сестринские вмешательства
План | Мотивация |
1. М/с обеспечит прием обильного щелочного питья. | Для разжижения мокроты |
2. М/с побеседует с родственниками об обеспечении усиленного питания пациента | для компенсации потерь белка и укрепления организма |
3. М/с обеспечит пациенту позиционный дренаж по 20 мин. | для лучшего отхождения мокроты |
4. М/с обучит пациента дыхательной гимнастике, ежедневно в течение недели и будет контролировать в дальнейшем ее выполнение | для стимуляции кашля и улучшения дренажа бронхов |
5. М/с будет проводить массаж грудной клетки ежедневно по 10 минут в течение недели | для улучшения кровообращения в легких |
6. М\с обеспечит проведение простейших физиопроцедур по назначению врача | для улучшения притока крови к органам грудной клетки |
7. М/с будет осуществлять контроль за цветом и количеством мокроты | для контроля за динамикой заболевания |
8. М/с обучит проводить дезинфекцию мокроты и плевательницы | для инфекционной безопасности |
9. М/с обеспечит прием отхаркивающих средств и бронхолитиков по назначению врача | для улучшения отхождения мокроты |
10. М/с будет проводить беседы с пациентом о способах профилактики застоя мокроты и контролировать состояние пациента: температуру, пульс, АД,ЧДД | для раннего выявления развития осложнений |
Оценка эффективности: пациент отметил улучшение отхождения мокроты к концу недели и демонстрирует знания о методах профилактики застоя мокроты. Цель достигнута.
Задача 2
1. У пациента развилось легочное кровотечение на фоне бронхоэктатической болезни. При кашле появилась алая кровь с пузырьками воздуха.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;
б) придать больному возвышенное положение с целью профилактики аспирации крови в дыхательные пути,
в) обеспечить полный физический покой, снять волнение и психическое напряжение создания эмоционального комфорта;
г) положить пузырь со льдом на грудную клетку, давать глотать кусочки льда с целью сужения сосудов и уменьшения их кровонаполнения;
д) обеспечить контроль за состоянием пациента (АД, ЧДД, пульс);
ж) приготовить к приходу врача для оказания неотложной помощи:
- шприцы;
- кровоостанавливающие препараты (10% р-р хлорида кальция, 10% р-р желатиноля. 5% р-р аминокапроновой кислоты, 1% р-р викасола);
з) выполнить назначения врача.
IV задание
1 - Д
2 - Г
3 - Б
4 - А
5 - В
7 – Е
V задание
Показатель | Норма для взрослых |
BIL (Билирубин) | Отсутствует |
BLD (Эритроциты) | 0 - 2 в поле зрения |
LEU (Лекоциты) | 0 - 5 у женщин 0 - 3 у мужчин |
URO (Уробилиноген) | 5 - 10 мг/л |
PRO (Белок) | 0 - 0,03 г/л |
pH (Кислотность) | 5 - 6 |
S.G (Плотность) | 1,012 - 1,025 |
KET (Кетоновые тела (ацетон)) | Отсутствует |
NIT (Нитриты) | Отсутствует |
GLU (Глюкоза) | Отсутствует |
COLOR (Цвет) | Светло-желтый |
Приложение 3
Бланк ответов
ФИО ________________________________________________________________________________
Группа ______________________________________________________________________________
Вариант 1
I задание
1. | 6. | 11. | 16. | 21. |
2. | 7. | 12. | 17. | 22. |
3. | 8. | 13. | 18. | 23. |
4. | 9. | 14. | 19. | 24. |
5. | 10. | 15. | 20. | 25. |
II задание
IV задание
V задание
Таблица нормальных показателей общего анализа крови |
Показатель анализа | Норма |
Гемоглобин | Мужчины: ______ г/л |
Женщины: ______ г/л |
Количество эритроцитов | Мужчины: 4,0-5,0·1012/л |
Женщины: _____·1012/л |
Количество лейкоцитов | В пределах ______ x109/л |
Количество тромбоцитов | В пределах ______ ·109/л |
Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) | Мужчины: _____ мм/ч |
Женщины: 5 - 15 мм/ч |
ФИО ________________________________________________________________________
Группа _______________________________________________________________________
Вариант 1
III задание
ФИО ________________________________________________________________________________
Группа ______________________________________________________________________________
Вариант 2
I задание
1. | 6. | 11. | 16. | 21. |
2. | 7. | 12. | 17. | 22. |
3. | 8. | 13. | 18. | 23. |
4. | 9. | 14. | 19. | 24. |
5. | 10. | 15. | 20. | 25. |
II задание
IV задание
V задание
Показатель | Норма для взрослых |
BIL (Билирубин) | ________ |
BLD (Эритроциты) | ________ |
LEU (Лекоциты) | 0 - 5 у женщин ____ у мужчин |
URO (Уробилиноген) | 5 - 10 мг/л |
PRO (Белок) | ______ г/л |
pH (Кислотность) | 5 - 6 |
S.G (Плотность) | _________ |
KET (Кетоновые тела (ацетон)) | Отсутствует |
NIT (Нитриты) | Отсутствует |
GLU (Глюкоза) | Отсутствует |
COLOR (Цвет) | __________ |
ФИО ________________________________________________________________________________
Группа ______________________________________________________________________________
Вариант 2
III задание
Критерии оценки
100 % - 91 % | Оценка «Отлично» |
90 % – 81 % | Оценка «Хорошо» |
80 % – 71 % | Оценка «Удовлетворительно» |
70 % | Оценка « Неудовлетворительно» |
Приложение 4
Оценочная ведомость
Оценочная ведомость
Олимпиада ПМ 02 Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятиях
МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
Тема 1.1 Сестринское дело в терапии
Дата:
Оцениваемые компетенции: ПК 2.1-2.8, ОК 1-13.
Специальность: 31.02.01. Лечебное дело
Порядковый номер | Фамилия и имя участников | Баллы | Результаты |
1. | | | |
2. | | | |
3. | | | |
4. | | | |
т.д. | | | |
| | | |
3