СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия Олимпиада "Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разаботке указана Олимпиада ПМ 02 Участие в лечебно-диагностических иреабилитационных процессах. МДК 02.01 Сестринская помощь при различных заболеваниях и состояниях. Часть 1. Сестринское дело в терапии. Олимпиада состоит из 2 вариантов по 5 заданий в каждом.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия Олимпиада "Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания"»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Саткинский медицинский техникум»








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ



ПМ 02 Участие в лечебно-диагностических
и реабилитационных процессах

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Тема 1.1 Сестринское дело в терапии



ОЛИМПИАДА

Сестринская помощь при заболеваниях
органов дыхания



















Сатка 2019

Рассмотрено

на заседании ЦМК Сестринское дело

Чудинова М. П. _________________

Протокол № ____________________

«____» _______________20_____ г.



Утверждаю:

Зам. директора по УВР

Гильмиярова А. Н.

_________________________

«___» ______________20___г.











































Составитель: Тренина А. В. – преподаватель


СОДЕРЖАНИЕ


Методическое пояснение …………………………………...……

4

Список используемых источников ……………………………...

9

Приложения ……………………………………………………….

10

Приложение 1 Олимпиада 2 варианта …………………………..

10

Приложение 2 Эталоны ответов …………………………………

22

Приложение 3 Бланк олимпиады ………………………………..

29

Приложение 4 Оценочная ведомость …………………………...

38

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОЯСНЕНИЕ


Олимпиада проводится на основании положения о конкурсе

Олимпиада как форма внеклассного мероприятия на тему «Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания» является одной из форм внеклассного мероприятия по профессиональному модулю
ПМ 02. Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах.

Олимпиада проводится среди студентов техникума, специальности 34.02.01 «Сестринское дело» после лекционного курса по программе модуля.

О проведении данного мероприятия студенты извещаются заблаговременно (в начале I семестра). В конкурсные задания включается теоретический материал из основного раздела программы, изученного
в первом семестре.

В конкурсе принимают участие студенты по собственному желанию. Студенты, не вошедшие в состав участников, являются болельщиками, помогают преподавателю в организации и проведении конкурса.

Внеаудиторное мероприятие – олимпиада ПМ 02 Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах. МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Тема 1.1 Сестринское дело в терапии преследует следующие цели:

– повышение интереса к профессии;

– на конкурсной основе, в игровой форме проверить программные знания по дисциплине «Сестринское дело в терапии»;

– активизация и повышения качества учебно-познавательной деятельности студентов;

– определение уровня сформированности общих компетенций обучающихся (ОК 1-13);

– определение уровня профессиональной подготовки обучающихся;

– определение сформированности профессиональных компетенций обучающихся (ПК 2.1.-2.8).

Задачи Олимпиады:

– активизация интеллектуального потенциала обучающихся;

– повышение мотивации к обучению через воспитание здорового духа конкурентной борьбы, стремление к победе;

– повышение интереса у обучающихся к избранной специальности;

– закрепление изученного материала;

– определения качества и оценка уровня знаний и умений обучающихся по ПМ 02 Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах. МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Тема 1.1 Сестринское дело в терапии;

– выявление и поощрение наиболее мотивированных, ответственных, подготовленных студентов.

Организаторы Олимпиады

Организатором олимпиады являются преподаватель ПМ 02 Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах. МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.

Организатор Олимпиады готовит документацию:

– методическую разработку с контролирующим материалом, критериями оценки, инструкциями для студентов и жюри;

– раздаточный материал с контрольными заданиями;

– оснащения для выполнения заданий;

– оценочные ведомости участников Олимпиады;

– благодарности и грамоты победителям Олимпиады;

– обеспечивают необходимые условия для выполнения заданий.

Участники Олимпиады

Студенты 302-с; 303-с групп специальности 34.02.01. Сестринское дело

Жюри Олимпиады

Тренина А. В.

В обязанности жюри входит:

– проверка и оценка результатов выполнения заданий участниками Олимпиады;

– определения победителей Олимпиады;

– заполнение сводной ведомости участников Олимпиады.

Жюри несет ответственность за объективность оценки выполнения заданий Олимпиады, определения победителей, оформления соответствующей документации;

Анализ проведенного мероприятия и внесение предложений:

– по корректировке содержания и организации Олимпиады;

– по актуализации рабочих программ дисциплины/модуля (в разделе содержание учебного материала).

Порядок проведения олимпиады

Олимпиада проводится во внеаудиторное время в один этап.

1 этап (Приложение 1) – Теоретический. Первый блок заключается в выполнении тестовых заданий первой категории сложности. Второй блок – подписать рисунок. Третий блок – решение ситуационных задач. Четвертый блок – найти соответствие. Пятый блок – заполнить пропуски. Студенты решают задания на специальном бланке (Приложение 3)

Олимпиада проводится в лекционном кабинете техникума в течение 95 минут.

Для участия в этапе допускаются все студенты группы.

Порядок проверки и оценки результатов

Результаты Олимпиады подводятся после выполнения заданий всеми участниками. Задания оцениваются по бальной системе, согласно разработанным критериям, затем переводятся в %. Победители определяются в зависимости от максимального суммарного количества набранных баллов. Максимальное количество баллов – 50 баллов это 100%. Результаты Олимпиады оформляются в оценочную ведомостью (Приложение 4). Оценочная ведомость хранится у преподавателя, ведущего раздел учебной дисциплины/модуля и используется:

– преподавателем как форма независимого контроля обученности студентов;

– администрацией техникума для оценки эффективности деятельности преподавателя.

Поощрение и награждение участников олимпиады

Участники Олимпиады, набравшие максимальное количество баллов являются призерами, между ними распределяются первое, второе и третье место. Они награждаются дипломами победителя. Все участники Олимпиады получают сертификаты с указанием % выполненных заданий

Олимпиада проводится в сроки, согласованные с графиком учебного процесса.

В соответствии с новыми образовательными стандартами студенты должны освоить следующие компетенции:

Код

Наименование результата

ПК. 2.1.

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3

Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5

Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2. 6

Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7

Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8

Оказывать паллиативную помощь.



ОК.1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК.2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК.3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК.4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК.5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК.6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК.7

Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК.8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации

ОК.9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ОК.10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК.11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку

ОК.12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ОК.13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


Основная:

1. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи [Электронный ресурс] / Смолева Э.В. - Ростов н/Д : Феникс, 2016.

2. Общий уход за больными в терапевтической клинике [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ослопов В.Н., Богоявленская О.В. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013.

Дополнительная:

1. Сестринская помощь при патологии системы крови с основами трансфузиологии [Электронный ресурс] : учебник для мед. училищ и колледжей / Р.Г. Сединкина, Е.Р. Демидова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016.

2. Сестринская помощь при патологии опорно-двигательного аппарата [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.А. Епифанов, А.В. Епифанов - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015.  

3. Сестринское дело в терапии. Раздел "Кардиология" [Электронный ресурс] : учебное пособие для медицинских училищ и колледжей / Сединкина Р.Г. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013

4. Сестринская помощь при заболеваниях эндокринной системы и обмена веществ [Электронный ресурс] : учебное пособие / Сединкина Р. Г., Игнатюк Л. Ю. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. 

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1


ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»

Рассмотрено на заседании Утверждаю:

ЦМК сестринского дела: Зам. директора по учебной работе:

_______________________ ______________________________

«___» _____________2019 г. «___» __________________2019 г.

Олимпиадные задания

ПМ 02. Участие медсестры в лечебно-диагностическом
и реабилитационном процессах

МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Тема 1.1 Сестринское дело в терапии



Результаты освоения программы: овладение профессиональными компетенциями:

ПК 2.1; ПК 2.2; ПК 2.3; ПК 2.4; ПК 2.5; ПК 2.6; ПК 2.7; ПК 2.8.

Общие компетенции: ОК 1-13.

Условия выполнения:

Внимательное прочитайте вопросы, выполните требуемые задания. Время выполнения задания – 95 минут.

1 вариант

I. Внимательно прочитайте вопрос, дайте один правильный ответ.
За каждый правильный ответ 1 балл



1. Основная причина развития острого бронхита:

а) алкоголизм

б) курение

в) ОРВИ

г) переохлаждение

2. При хроническом бронхите отмечается кашель с мокротой:

а) 2 мес. не менее 2-х лет

б) 3 мес. не менее 2-х лет

в) 3 мес. не менее 3-х лет

г) 4 мес. не менее 3-х лет

3. Основная причина развития хронического бронхита:

а) курение

б) ОРВИ

в) переохлаждение

г) гиповитаминоз

4. Основная жалоба пациента при обструктивном бронхите:

а) повышение температуры

б) головная боль

в) одышка

г) слабость

5. Данные аускультации при бронхите:

а) бронхиальное дыхание

б) крепитация

в) сухие и влажные хрипы

г) шум трения плевры

6. При остром бронхите отмечается кашель с мокротой:

а) розовой пенистой

б) «ржавой»

в) слизистой

г) стекловидной

7. Осложнение хронического бронхита:

а) абсцесс легкого

б) плеврит

в) туберкулез

г) эмфизема легких

8. При лечении гнойного бронхита применяют:

а) ампициллин, бромгексин

б) преднизолон, эуфиллин

в) теофедрин, фуросемид

г) пентамин, дигоксин

9. При кашле с гнойной мокротой противопоказан:

а) бромгексин

б) кодеин

в) мукалтин

г) отхаркивающая микстура

10. При густой вязкой мокроте рекомендуют:

а) йодид калия

б) кодеин

в) либексин

г) морфин

11. Основная жалоба пациента при бронхиальной астме:

а) боль в грудной клетке

б) кашель с гнойной мокротой

в) приступ удушья

г) кровохарканье

12. Экспираторный характер одышки отмечается при:

а) абсцессе легкого

б) бронхиальной астме

в) крупозной пневмонии

г) отеке легких

13. При экспираторной одышке затруднен:

а) вдох

б) выдох

в) вдох и выдох

14. Вынужденное положение пациента при приступе бронхиальной астмы:

а) горизонтальное

б) горизонтальное с приподнятыми ногами

в) лежа на боку

г) сидя, опираясь о колени

15. Аускультативные данные при приступе бронхиальной астмы:

а) крепитация

б) сухие свистящие хрипы

в) влажные хрипы

г) шум трения плевры


16. При приступе бронхиальной астмы противопоказан:

а) астмопент

б) беротек

в) эуфиллин

г) морфин

17. Неотложная помощь при приступе бронхиальной астмы:

а) сальбутамол

б) кодеин

в) либексин

г) тусупрекс

18. В межприступном периоде бронхиальной астмы применяют:

а) астмопент

б) беротек

в) интал

г) теофиллин

19. Спирали Куршмана и кристаллы Шарко-Лейдена в мокроте определяются при:

а) абсцессе легкого

б) бронхиальной астме

в) раке легкого

г) туберкулезе

20. Пикфлоуметрия — это определение:

а) остаточного объема

б) дыхательного объема

в) жизненной емкости легких

г) пиковой скорости выдоха

21. Основной возбудитель крупозной пневмонии:

а) гонококк

б) пневмококк

в) стрептококк

г) стафилококк

22. Крепитация выслушивается при:

а) бронхите

б) бронхиальной астме

в) крупозной пневмонии

г) сухом плеврите

23. Притупление перкуторного звука, усиление голосового дрожания наблюдается при:
а) остром бронхите

б) бронхиальной астме

в) крупозной пневмонии

г) экссудативном плеврите

24. «Ржавый» характер мокроты наблюдается при:

а) остром бронхите

б) крупозной пневмонии

в) бронхиальной астме

г) экссудативном плеврите

25. Наиболее информативный метод диагностики пневмонии:

а) анализ мокроты

б) анализ крови

в) рентгенография грудной клетки

г)плевральная пункция


II. Рассмотрите рисунок. Подпишите органы дыхательной системы,
обозначенные цифрами
.
За каждый правильный ответ 2 балла






III. Решите ситуационные задачи.

За каждую правильно решенную задачу 5 баллов



Задача 1


Пациент 38 лет находится на стационарном лечении в пульмонологическом отделении с диагнозом: экссудативный плеврит. При сестринском обследовании м/с получила следующие данные: жалобы на повышение темпера­туры, одышку, боль и чувство тяжести в грудной клетке справа, сухой кашель, общую слабость, голов­ную боль, нарушение сна. Считает себя больным 2 недели, ухудшение наступило в последние 2 дня: уси­лилась одышка, температура повысилась до 39°С, с ознобом и проливным потом.
В окружающем про­странстве ориентируется адекватно. Тревожен, депрессивен, жалуется на чувство страха, плохой сон. В контакт вступает с трудом, не верит в успех лечения, выражает опасение за свое здоровье.

Объективно: сознание ясное, состояние тяжелое, больной лежит на правом боку, кожные покровы чистые, бледные, влажные, цианоз носогубного треугольника. Дыхание поверхностное, ЧДД 40 в мин, правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания.

Перкуторно определяется на задней поверхности грудной клетки тупость ниже третьего ребра. При аускультации дыхание справа не проводится. Пульс 120 уд./мин.
АД 100/50 мм.рт.ст.

Рентгенологически - справа ниже третьего ребра интенсивное затемнение с верхней косой грани­цей, со смещением органов средостения влево.

Пациенту назначено:

1. Постельный режим.

2. Стол №13.

3. Оксигенотерапия.

4. Плевральная пункция.

5. Антибактериальная терапия (цефазолин по 1 г 4 раза в/м).

6. Ацетилсалициловая кислота по 1табл. 3 раза в день.

5. Сердечные средства: раствор сульфокамфоканна 10%-2,0 п/к


Задания

1. Определите нарушенные потребности пациента; сформулируйте проблемы пациента.

2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.





Задача 2


В терапевтическом отделении больной 42 лет предъявляет жалобы на внезапно развивающийся приступ удушья. Больной сидит, опираясь руками о края кровати, грудная клетка в состоянии макси­мального вдоха, лицо цианотичное, выражает испуг, ЧДД-38 в мин. Одышка экспираторного характера, на расстоянии слышны сухие свистящие хрипы.


Задания

1. Определите и обоснуйте неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.





IV. Найдите соответствие.
За каждое совпадение 1 балл

Определите нижние границы правого легкого у здорового человека

1. По правой парастернальной линии

А. XI остистый грудной позвонок

2. По правой срединно-ключичной линии

Б. VIII межреберье

3. По правой передне-подмышечной линии

В. V межреберье

4. По правой средне-подмышечной линии

Г. IX межреберье

5. По правой задне-подмышечной линии

Д. VII межреберье

6. По правой лопаточной линии

Е X межреберье

7. По правой паравертебральной линии

Ж. VI межреберье






V. Заполните пропуски.
За каждый правильный ответ 1 балл


Общий анализ крови у взрослых

Таблица нормальных показателей общего анализа крови

Показатель анализа

Норма

Гемоглобин

Мужчины: ­­­______ г/л

Женщины: ______ г/л

Количество эритроцитов

Мужчины: 4,0-5,0·1012

Женщины: _____·1012

Количество лейкоцитов

В пределах ______ x109

Количество тромбоцитов

В пределах ______ ·109

Скорость оседания эритроцитов (СОЭ)

Мужчины: _____ мм/ч

Женщины: 5 - 15 мм/ч








ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»

Рассмотрено на заседании Утверждаю:

ЦМК сестринского дела: Зам. директора по учебной работе:

_______________________ ______________________________

«___» _____________2019 г. «___» __________________2019 г.



Олимпиадные задания

ПМ 02. Участие медсестры в лечебно-диагностическом
и реабилитационном процессах

МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Тема 1.1 Сестринское дело в терапии


Результаты освоения программы: овладение профессиональными компетенциями:

ПК 2.1; ПК 2.2; ПК 2.3; ПК 2.4; ПК 2.5; ПК 2.6; ПК 2.7; ПК 2.8.

Общие компетенции: ОК 1-13.

Условия выполнения:

Внимательное прочитайте вопросы, выполните требуемые задания. Время выполнения задания – 95 минут.


2 вариант

I. Внимательно прочитайте вопрос, дайте один правильный ответ.
За каждый правильный ответ 1 балл

1. Этиотропная терапия пневмококковой пневмонии:

а) гемодез

б) пенициллин

в) бромгексин

г) эуфиллин

2. Осложнение очаговой пневмонии:

а) абсцесс легкого

б) бронхит

в) туберкулез

г) рак легкого

3. Мокроту для бактериологического исследования собирают в:

а) сухую пробирку

б) сухую банку

в) стерильную пробирку

г) стерильную банку

4. Осложнение крупозной пневмонии:

а) бронхиальная астма

б) бронхит

в) плеврит

г) рак легкого

5. При лечении пневмонии применяют:

а) антибиотики, отхаркивающие

б) антибиотики, диуретики

в) бронхолитики, глюкокортикостероиды

г) бронхолитики, диуретики

6. Основная причина приобретенных бронхоэктазов:

а) бронхиальная астма

б) хронический бронхит

в) крупозная пневмония

г) экссудативный плеврит

7. Для бронхоэктатической болезни характерно наличие:

а) каверны

б) опухоли

в) гноя в расширенных бронхах

г) жидкости в плевральной полости

8. Заболевание, характеризующееся развитием воспаления в расширенных бронхах:

а) абсцесс легкого

б) бронхоэктатическая болезнь

в) туберкулез

г) рак легкого

9. Больной выделяет мокроту по утрам полным ртом при:

а) бронхиальной астме

б) бронхоэктатической болезни

в) крупозной пневмонии

г) экссудативном плеврите

10. При бронхоэктатической болезни мокрота:

а) «ржавая»

б) стекловидная

в) гнойная

г) розовая

11. Наиболее информативный метод диагностики бронхоэктатической болезни:

а) бронхография

б) рентгеноскопия грудной клетки

в) спирография

г) флюорография

12. Пальцы в виде «барабанных палочек» и ногти в виде «часовых стекол» встречаются при:

а) остром бронхите

б) очаговой пневмонии

в) крупозной пневмонии

г) бронхоэктатической болезни

13. Дренажное положение придается пациенту для:

а) снижения лихорадки

б) уменьшения одышки

в) расширения бронхов

г) облегчения оттока мокроты

14. Кровохарканье наблюдается при:

а) остром бронхите

б) бронхоэктатической болезни

в) бронхиальной астме

г) экссудативном плеврите

15. Дренажное положение придается пациенту при:

а) бронхоэктатической болезни

б) бронхиальной астме

в) сухом плеврите

г) экссудативном плеврите

16. Абсцессом легкого может осложниться:

а) острый бронхит

б) бронхиальная астма

в) очаговая пневмония

г) сухой плеврит

17. Появление обильной гнойной мокроты на фоне гектической лихорадки наблюдается при:

а) абсцессе легкого

б) крупозной пневмонии

в) бронхиальной астме

г) раке легкого

18. Над крупной свободной полостью абсцесса легкого определяется дыхание:

а) амфорическое

б) бронхиальное

в) везикулярное

г) жесткое

19. Для абсцесса легкого характерна лихорадка:

а) волнообразная

б) гектическая

в) извращенная

г) постоянная

20. Кровохарканье и легочное кровотечение может возникнуть при:

а) абсцессе легкого

б) бронхиальной астме

в) остром бронхите

г) экссудативном плеврите

21. Гнойная мокрота наблюдается при:

а) абсцессе легкого

б) бронхиальной астме

в) крупозной пневмонии

г) экссудативном плеврите

22. Наиболее информативный метод диагностики абсцесса легкого:

а) анализ крови

б) анализ мокроты

в) рентгенография

г) спирометрия

23. Рентгенологический признак абсцесса легкого после прорыва в бронх:

а) округлая тень

б) полость с горизонтальным уровнем жидкости

в) повышенная прозрачность легочных полей

г) тень поджатого легкого

24. Эластические волокна в мокроте определяются при:

а) бронхиальной астме

б) бронхите

в) абсцессе легкого

г) очаговой пневмонии

25. В анализе крови при абсцессе легкого определяется лейкоцитоз:

а) базофильный

б) нейтрофильный

в) эозинофильный



II. На рисунке изображена структурно-функциональная единица легких. Рассмотрите и напишите, из каких частей она состоит.
За каждый правильный ответ 2 балла


III. Решите ситуационные задачи.

За каждую правильно решенную задачу 5 баллов


Задача 1


В поликлинику на прием обратился пациент 60 лет по поводу обострения хро­нического бронхита. От госпитализации пациент категорически отказался, сказал, что ему там не помогут и он будет умирать дома.

При посещении на дому медицинская сестра выявила жалобы на кашель с от­делением слизисто-гнойной мокроты, снижение аппетита, похудание, повышение тем­пературы тела до 37,8⁰С.

Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, акроцианоз, пациент пониженного питания, чдд 24 в минуту, пульс 84 в минуту удовлетвори­тельных качеств, АД 140/90 мм.рт.ст.

Пациенту назначено амбулаторно:

1.Общий анализ мокроты;

2.Горчичники на грудную клетку через день, при снижении температуры.


Задания

1. Определите удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента и вы­явите проблемы.

2. Выявите приоритетную проблему, поставьте цели и составьте план сестрин­ских вмешательств.






Задача 2


У пациента, находящегося на стационарном лечении с диагнозом бронхоэктатическая болезнь, вне­запно при кашле появилась алая кровь с примесью пузырьков воздуха.

Объективно: больной бледен, пульс частый, слабого наполнения, 110 уд/мин,
АД 90/70 мм.рт.ст., он беспокоен, выражает чувство страха смерти.


Задания

1. Определите и обоснуйте неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи с аргументацией каждого этапа.














IV. Найдите соответствие. За каждое совпадение 1 балл



1. Точка выслушивания митрального клапана

А. II межреберье у левого края грудины

2. Точка выслушивания трехстворчатого клапана

Б. II межреберье у правого края грудины

3. Точка выслушивания клапана аорты

В. 12-13 см.

4. Точка выслушивания клапана легочной артерии

Г. Основание мечевидного отростка

5. Точка Боткина-Эрба

Д. Верхушка сердца, V межреберье

6. Размеры длинника сердца

Е. 11-14 см.

7. Размеры поперечника сердца

Ж.I I межреберье у левого края грудины







V. Заполните пропуски. За каждый правильный ответ 1 балл


Таблица норм общего анализа мочи у взрослых

Показатель

Норма для взрослых

BIL (Билирубин)

­­­________

BLD (Эритроциты)

________

LEU (Лекоциты)

0 - 5 у женщин

____ у мужчин

URO (Уробилиноген)

5 - 10 мг/л

PRO (Белок)

______ г/л

pH (Кислотность)

5 - 6

S.G (Плотность)

_________

KET (Кетоновые тела (ацетон))

Отсутствует

NIT (Нитриты)

Отсутствует

GLU (Глюкоза)

Отсутствует

COLOR (Цвет)

__________








Приложение 2



Эталоны ответов на олимпиадные задания

1 вариант



I задание



1.

В

2.

Б

3.

А

4.

В

5.

В

6.

В

7.

Г

8.

А

9.

Б

10.

А

11.

В

12.

Б

13.

Б

14.

Г

15.

Б

16.

Г

17.

А

18.

В

19.

Б

20.

Г

21.

Б

22.

В

23.

В

24.

Б

25.

В





II задание


1.

Надгортанник

2.

Щитовидный хрящ

3.

Голосовые связки







III задание


Задача 1

При сестринском обследовании м/с получила следующие данные: жалобы на повышение темпера­туры, одышку, боль и чувство тяжести в грудной клетке справа, сухой кашель, общую слабость, голов­ную боль, нарушение сна. Считает себя больным 2 недели, ухудшение наступило в последние 2 дня: уси­лилась одышка, температура повысилась до 39° С, с ознобом и проливным потом. В окружающем про­странстве ориентируется адекватно. Тревожен, депрессивен, жалуется на чувство страха, плохой сон. В контакт вступает с трудом, не верит в успех лечения, выражает опасение за свое здоровье.

Объективно: сознание ясное, состояние тяжелое, больной лежит на правом боку, кожные покровы чистые, бледные, влажные, цианоз носогубного треугольника. Дыхание поверхностное, ЧДД 40 в мин, правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания.

Перкуторно определяется на задней поверхности грудной клетки тупость ниже третьего ребра. При аускультации дыхание справа не проводится. Пульс 120 уд./мин. АД 100/50 мм рт. ст.

Рентгенологически - справа ниже третьего ребра интенсивное затемнение с верхней косой грани­цей, со смещением органов средостения влево.

Пациенту назначено:

1. Постельный режим.

2. Стол №13.

3. Оксигенотерапия.

4. Плевральная пункция.

5. Антибактериальная терапия (цефазолин по 1 г 4 раза в/м).

6. Ацетилсалициловая кислота по 1табл. 3 раза в день.

5. Сердечные средства: раствор сульфокамфоканна 10%-2,0 п/к

1 вопрос

1. Нарушенные потребности: дышать, спать, отдыхать, работать, двигаться, общаться, поддерживать нормальную температуру тела.

Проблемы пациента: настоящие: одышка, лихорадка. нарушение сна, беспокойство за исход лечения;

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ - эмпиема плевры, сепсис, легочно-сердечная недостаточность.

Из перечисленных проблем пациента приоритетной является одышка.

2. Приоритетная проблема - одышка.

Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение одышки на 7 день стационарного лечения. Долгосрочная цель: пациент не предъявит жалоб на затруднения дыхания к моменту выписки.

СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА

План

Мотивация

1. Обеспечить проведение оксигенотерапии.

Для купирования гипоксии.

2. Обеспечить психологическую подготовку боль­ного к плевральной пункции.

Для снятия страха перед процедурой.

3. Подготовить необходимые инструменты и меди­каменты для проведения плевральной пункции.

Для уточнения диагноза и лечения.

4. Обеспечить регулярное проветривание палаты.

Для притока свежего воздуха, уменьшения гипок­сии.

5. Обеспечение обильного теплого витаминизиро­ванного питья больному.

Для восполнения потерь жидкости, повышения иммунных сил организма.

6. Обучение пациента лечебной физкультуре с элементами дыхательной гимнастики.

Для предупреждения спаечного процесса плев­ральной полости, осложнений.

7. Контроль за выполнением комплекса дыхатель­ных упражнений пациента.

Для эффективной микроциркуляции крови в ле­гочной ткани.

8. Объяснить пациенту суть его заболевания, мето­ды диагностики, лечения и профилактики ослож­нений и рецидивов заболевания.

Для достижения полного взаимопонимания между медицинским персоналом и больным, улучшения сна, снижения тревоги, повышения уверенности в благоприятном исходе лечения.

9. Проведение лечебного массажа с элементами вибрации.

Для рассасывания экссудата, предупреждения спа­ек.

10. Проведение беседы с родственниками о рацио­нальном питании.

Для повышения защитных сил организма.

11. Наблюдение за внешним видом и состоянием пациента.

Для ранней диагностики осложнений и своевре­менного оказания неотложной помощи.

12. Выполнение назначений врача.

Для эффективного лечения.

Оценка эффективности: пациент отмечает значительное улучшение и облегчение дыхания, демонстри­рует знания по профилактике спаечного процесса в плевральной полости. Цель достигнута.





Задача 2

При сестринском обследовании пациент предъявляет жалобы на внезапно развивающийся приступ удушья. Больной сидит, опираясь руками о края кровати, грудная клетка в состоянии макси­мального вдоха, лицо цианотичное, выражает испуг, ЧДД-38 в мин. Одышка экспираторного характера, на расстоянии слышны сухие свистящие хрипы.

1. У пациента приступ бронхиальной астмы на основании удушья, характерного вынужденного положе­ния, экспираторной одышки, ЧДД-38 в мин, сухих свистящих хрипов, слышных на расстоянии.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;

б) расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха;

в) провести ингаляцию кислорода для улучшения оксигенации;

г) при наличии у пациента карманного дозированного ингалятора организовать прием препарата (I-2 вдоха) сальбутамола, беротека, новодрина, бекотида, бекломета и др., для снятия спазма гладкой мускулатуры бронхов;

д) приготовить к приходу врача для оказания неотложной помощи:

- бронходилятаторы: 2,4% р-р эуфиллина, 5% р-р эфедрина, 0,1% р-р адреналина;

- антигистаминные препараты: 1% р-р димедрола, 1% р-р тавегила , 2% р-р супрастина, 2,5% р-р пипольфена;

- гормональные препараты: преднизолон, гидрокортизон;

- сердечные гликозиды: 0,06 % р-р коргликона или 0,05% р-р строфантина;

е) выполнить назначения врача.





IV задание


Нижние границы правого легкого:

1 - В

2 - Ж

3 - Д

4 - Б

5 - Г

6 - Е

7 - А







V задание

Таблица нормальных показателей общего анализа крови

Показатель анализа

Норма

Гемоглобин

Мужчины: 130-170 г/л

Женщины: 120-150 г/л

Количество эритроцитов

Мужчины: 4,0-5,0·1012

Женщины: 3,5-4,7·1012

Количество лейкоцитов

В пределах 4,0-9,0x109

Количество тромбоцитов

 В пределах 180-320·109

Скорость оседания эритроцитов (СОЭ)

Мужчины: 3 - 10 мм/ч

Женщины: 5 - 15 мм/ч

2 вариант



I задание


1.

Б

2.

А

3.

Г

4.

В

5.

А

6.

Б

7.

В

8.

Б

9.

Б

10.

В

11.

А

12.

Г

13.

Г

14.

Б

15.

А

16.

В

17.

А

18.

А

19.

Б

20.

А

21.

А

22.

В

23.

Б

24.

Г

25.

Б







II задание



1.

Бронхиолы

2.

Капилляры

3.

Альвеолы



III задание


Задача 1


От госпитализации пациент категорически отказался, сказал, что ему там не помогут и он будет умирать дома.

При посещении на дому медицинская сестра выявила жалобы на кашель с от­делением слизисто-гнойной мокроты, снижение аппетита, похудание, повышение тем­пературы тела до 37,8 град.

Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, акроциа-ноз, пациент пониженного питания, чдд 24 в минуту, пульс 84 в минуту удовлетвори­тельных качеств, АД 140/90 мм рт.ст.

Пациенту назначено амбулаторно:

1.Общий анализ мокроты;

2.Горчичники на грудную клетку через день, при снижении температуры.

1. У пациента нарушено удовлетворение потребностей: дышать, быть здоровым, под­держивать нормальную температуру тела, работать, выделять, в безопасности.

Проблемы пациента:

настоящие: кашель с отделением слизисто-гнойной мокроты, снижение аппетита, поху­дание, неверие в благополучный исход заболевания, тревога о своем состоянии.

Потенциальные: высокий риск развития эмфиземы легких, дыхательной недостаточно­сти (осложнений)

2. Приоритетная проблема: кашель с отделением слизисто-гнойной мокроты. Краткосрочная цель: пациент отметит улучшение отхождения мокроты к концу недели Долгосрочная: пациент продемонстрирует знания о дисциплине кашля и способах про­филактики застоя мокроты.

Сестринские вмешательства

План

Мотивация

1. М/с обеспечит прием обильного ще­лочного питья.

Для разжижения мокроты

2. М/с побеседует с родственниками об обеспечении усиленного питания па­циента

для компенсации потерь белка и укре­пления организма

3. М/с обеспечит пациенту позиционный дренаж по 20 мин.

для лучшего отхождения мокроты

4. М/с обучит пациента дыхательной гимнастике, ежедневно в течение не­дели и будет контролировать в даль­нейшем ее выполнение

для стимуляции кашля и улучшения дренажа бронхов

5. М/с будет проводить массаж груд­ной клетки ежедневно по 10 минут в течение недели

для улучшения кровообращения в лег­ких

6. М\с обеспечит проведение простей­ших физиопроцедур по назначению врача

для улучшения притока крови к орга­нам грудной клетки

7. М/с будет осуществлять контроль за цветом и количеством мокроты

для контроля за динамикой заболева­ния

8. М/с обучит проводить дезинфекцию мокроты и плевательницы

для инфекционной безопасности

9. М/с обеспечит прием отхаркиваю­щих средств и бронхолитиков по на­значению врача

для улучшения отхождения мокроты

10. М/с будет проводить беседы с па­циентом о способах профилактики за­стоя мокроты и контролировать со­стояние пациента: температуру, пульс, АД,ЧДД

для раннего выявления развития ос­ложнений

Оценка эффективности: пациент отметил улучшение отхождения мокроты к концу не­дели и демонстрирует знания о методах профилактики застоя мокроты. Цель достигну­та.

Задача 2

1. У пациента развилось легочное кровотечение на фоне бронхоэктатической болезни. При кашле появи­лась алая кровь с пузырьками воздуха.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;

б) придать больному возвышенное положение с целью профилактики аспирации крови в дыхатель­ные пути,

в) обеспечить полный физический покой, снять волнение и психическое напряжение создания эмо­ционального комфорта;

г) положить пузырь со льдом на грудную клетку, давать глотать кусочки льда с целью сужения со­судов и уменьшения их кровонаполнения;

д) обеспечить контроль за состоянием пациента (АД, ЧДД, пульс);

ж) приготовить к приходу врача для оказания неотложной помощи:

- шприцы;

- кровоостанавливающие препараты (10% р-р хлорида кальция, 10% р-р желатиноля. 5% р-р аминокапроновой кислоты, 1% р-р викасола);

з) выполнить назначения врача.


IV задание


1 - Д

2 - Г

3 - Б

4 - А

5 - В

7 – Е

V задание

Показатель

Норма для взрослых

BIL (Билирубин)

Отсутствует

BLD (Эритроциты)

0 - 2 в поле зрения

LEU (Лекоциты)

0 - 5 у женщин

0 - 3 у мужчин

URO (Уробилиноген)

5 - 10 мг/л

PRO (Белок)

0 - 0,03 г/л

pH (Кислотность)

5 - 6

S.G (Плотность)

1,012 - 1,025

KET (Кетоновые тела (ацетон))

Отсутствует

NIT (Нитриты)

Отсутствует

GLU (Глюкоза)

Отсутствует

COLOR (Цвет)

Светло-желтый



Приложение 3



Бланк ответов

ФИО ________________________________________________________________________________


Группа ______________________________________________________________________________


Вариант 1


I задание



1.

6.

11.

16.

21.

2.

7.

12.

17.

22.

3.

8.

13.

18.

23.

4.

9.

14.

19.

24.

5.

10.

15.

20.

25.



II задание



1.


2.


3.




IV задание



1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.














V задание



Таблица нормальных показателей общего анализа крови

Показатель анализа

Норма

Гемоглобин

Мужчины: ­­­______ г/л

Женщины: ______ г/л

Количество эритроцитов

Мужчины: 4,0-5,0·1012

Женщины: _____·1012

Количество лейкоцитов

В пределах ______ x109

Количество тромбоцитов

В пределах ______ ·109

Скорость оседания эритроцитов (СОЭ)

Мужчины: _____ мм/ч

Женщины: 5 - 15 мм/ч





ФИО ________________________________________________________________________



Группа _______________________________________________________________________



Вариант 1

III задание

Задача 1






































Задача 2


















































ФИО ________________________________________________________________________________



Группа ______________________________________________________________________________



Вариант 2



I задание



1.

6.

11.

16.

21.

2.

7.

12.

17.

22.

3.

8.

13.

18.

23.

4.

9.

14.

19.

24.

5.

10.

15.

20.

25.



II задание

1.


2.


3.




IV задание

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


















V задание

Показатель

Норма для взрослых

BIL (Билирубин)

­­­________

BLD (Эритроциты)

________

LEU (Лекоциты)

0 - 5 у женщин

____ у мужчин

URO (Уробилиноген)

5 - 10 мг/л

PRO (Белок)

______ г/л

pH (Кислотность)

5 - 6

S.G (Плотность)

_________

KET (Кетоновые тела (ацетон))

Отсутствует

NIT (Нитриты)

Отсутствует

GLU (Глюкоза)

Отсутствует

COLOR (Цвет)

__________





ФИО ________________________________________________________________________________



Группа ______________________________________________________________________________



Вариант 2

III задание

Задача 1






































Задача 2


















































Критерии оценки


100 % - 91 %

Оценка «Отлично»

90 % – 81 %

Оценка «Хорошо»

80 % – 71 %

Оценка «Удовлетворительно»

70 %

Оценка « Неудовлетворительно»

Приложение 4



Оценочная ведомость



Оценочная ведомость

Олимпиада ПМ 02 Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятиях

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Тема 1.1 Сестринское дело в терапии


Дата:

Оцениваемые компетенции: ПК 2.1-2.8, ОК 1-13.

Специальность: 31.02.01. Лечебное дело


Порядковый номер

Фамилия и имя участников

Баллы

Результаты

1.




2.




3.




4.




т.д.










3