Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Омский региональный многопрофильный колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
по теме «Картофельный бум»
Группа: 109,106, Специальность: 19.01.17 «Повар-кондитер»,
43.01.04 «Повар судовой» 109,209
.
Дата: 22.03.2017 в 14.00 ч. Место проведения: Актовый зал Ответственный: преподаватель Салимова А.А.; |
Пояснительная записка
Реализация личностно-ориентированной технологии обучения является одной из основных задач современного образования. Педагогический процесс при личностно-ориентированной педагогике направлен на развитие уникальной целостной личности, развитие ее задатков и творческого потенциала. При этом необходимо учитывать возможности и особенности каждого студента.
Внеклассные мероприятия, проводимые в свободной игровой форме, способствуют решению вышеозначенной задачи, поскольку создают комфортность общения, поддерживают интерес к учебе и непрерывный рост каждого студента, участвующего в проведении и подготовке мероприятия. Каждый студент может найти себе дело по душе: участие в оформлении или организация команды, подготовка материалов к турниру или участие в выступлении.
Практика свидетельствует: чем разнообразнее по форме и богаче по содержанию жизнь студентов в колледже, тем успешнее развиваются их творческие способности, раскрываются сильные стороны личности молодых людей, растёт их интерес к знаниям, тем самым плодотворнее протекает процесс обучения и воспитания.
Данное внеклассное мероприятие посвящено популяризации профессии повар-кондитер.
Методическая разработка адресована классным руководителям и мастерам производственного обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Методика проведения мероприятия
При подготовке мероприятия преподаватель определяет тематику, формулирует цель мероприятия, определяет его задачи. Исходя из поставленных задач и темы, подбирается литература, техническое обеспечение, Интернет-ресурсы. На основе собранного материала создаётся сценарий мероприятия.
Практика показывает, что наиболее эффективными и интересными для студентов являются приёмы и элементы методики коллективной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого подростка.
Группам, участвующим в мероприятии объявляется тема мероприятия, выдаётся задание: сформировать команды, придумать название, девиз, представление участников. Для проведения мероприятия необходимо подготовить лабораторию. Мебель расставляется таким образом, чтобы освободить место для выступления команд, выделяются места для команд-участников, судей, болельщиков. В лаборатории развешивают газеты, название мероприятия, цитаты.
Мероприятие проводится в форме турнира.
План занятия
Тема внеклассного мероприятия: Картофельный бум
Цели:
Образовательные:
- формировать у студентов умения и навыки постановки и достижения целей;
- повышать интерес к учёбе, как одному из факторов достижения успеха.
Развивающие:
- способствовать развитию интеллекта и расширению кругозора;
- способствовать развитию креативных способностей студентов;
- способствовать развитию профессионально-значимых личностных качеств.
Воспитательные:
- воспитывать чувство профессиональной гордости;
- воспитывать чувство коллективизма;
- побуждать студентов к достижению успехов.
Методические:
- формировать профессиональные компетенции в области освоения профессии.
Здоровьесберегающие:
- формирование стремления к здоровому образу жизни;
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
Формируемые компетенции: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии. Проявлять к ней устойчивый интерес; работать в команде, общаться с коллегами; анализировать рабочую ситуацию, осуществлять оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Методы обучения:
- информационно – рецептивный;
- эвристический;
- проблемно – поисковый.
Учебно-методическое оснащение:
-плакаты;
- тесты;
- игры;
- конкурсы;
- призы;
- грамоты.
Продолжительность занятия – 80 мин.
Материально-техническое оснащение:
Компьютер; проектор; 2 доски (для турнирной таблицы); комплекты приложений для жюри; вывески (именные, предметные, цифровые); ручки для участников и бланки для заполнения,
Междисицплинарные связи:
УД, МДК | Тема |
История | Исторические факты: Появление картофеля в России |
Информатика | Создание мультимедийной презентации |
Русский язык | Русские пословицы и поговорки про картошку |
Биология, Химия | Использование картофеля; Полезные свойства картофеля |
Технология приготовления кулинарных блюд | Технология приготовления блюд из картофеля |
Форма проведения: внеклассное мероприятие.
Структура мероприятия:
1. Вводная часть (5 мин)
1.1. Приветствие.
1.2. Определение наличия студентов.
1.3. Объявление темы и цели мероприятия.
2. Основная часть (70мин)
2.1. Сценарий мероприятия (Приложение 1)
3. Заключение (5 мин)
3.1. Подведение итогов мероприятия.
3.2. Заключительное слово педагога.
3.3. Заключительное слово администрации.
Ход занятия
Сценарий мероприятия
Праздник картофеля
Ведущий 1:
Все времена года щедрые: весна украшает всё зеленью, лето солнышка не жалеет, а осень, наверно, самая богатая. Она щедро угощает нас спелыми плодами. После окончания осенних работ, люди устраивают праздник Урожая. Сегодня у нас такой праздник. А посвящен он главному овощу на нашем столе.
На этот раз пойдет рассказ
О той, кто шесть имеет глаз,
А иногда и семь, и пять.
Что, впрочем, можно сосчитать.
О той, чьи странные глазки росли день ото дня,
О той, кто был знаком со мной,
Но не видал меня.
Подумайте немножко-
Что это? (картошка)
Ведущий 2:
В некотором царстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне -
Жила картошечка в земле.
Ведущий 1:
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришел картофель в дом!
Ведущий 2:
О всех свойствах, об уходе,
О работе в огороде.
О поделках, вкусной пище
Нынче в книгах мы поищем….
Многое должны узнать,
А теперь пора начать…
Все: «Праздник картофеля»
Ведущий1: Мы уже не представляем себе, как мы можем обходиться без картофеля. А ведь были когда-то времена, лет 500 назад, когда люди не ели картошку, питались кашей да щами из капусты.
Картофель-то – иностранец, и родился он в Южной Америке. Около 14 тысяч лет назад южноамериканские индейцы вовсю уплетали вкусную картошечку. Очень почитали ее, устраивали праздники урожая. Женщины наряжали крупные клубни, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков. Мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями. А называли очень уважительно – ПАПА!
Ведущий 2:
Но вот корабли Христофора Колумба причалили к незнакомой земле. Открыв Америку, отважный мореплаватель привез на родину, в Испанию, много диковинных растений. Среди них была и картошка, индейская папа…
А что делать с ней – не рассказал, не знал, наверное. Сперва картошка была доступна только богатым и знатным вельможам. Её выращивали в ботанических садах, и не сразу поняли, что у картошки главное – клубни.
Ведущий 1:
Один английский богач решил угостить друзей заморской диковинкой, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, собрали с кустов зеленые шарики, которые образуются после цветения. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосило лицо, кто-то выбежал из-за стола…и долго считался картофель ядовитым растением. Зато скромные картофельные цветки считались самыми красивым и модным украшением причесок и платьев. Все придворные дамы щеголяли в шляпках и ожерельях, украшенных картофельными цветами.
Ведущий 2:
Так бы никто и не узнал настоящего предназначения картофеля, если бы один умный человек не решил выкопать клубни и сварить их. Когда он попробовал на вкус новое блюдо, его восторгу не было конца.
И картофель стал постепенно распространяться по всей Европе.
А вот в России картофель появился благодаря Петру I. Не везде приняли новинку. Кое-где в России даже начались картофельные бунты. Русские мужики поверили слухам, будто картошка -“Чёртово яблоко”, что сажать её грех, землю запоганишь, без хлеба останешься. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а самых упрямых даже ссылали в Сибирь, на каторгу. Давайте заглянем в прошлое, и посмотрим, как это было…
СЦЕНКА
Сидят за столом дед и бабка, кушают пшённую кашу, да нахваливают.
Вдруг раздаётся стук в дверь. Молодой солдат вносит в избу мешок с картофелем и зачитывает указ:
Глашатай: Всем! Всем! Всем! Указ императора всея Руси Петра I! Государь повелевает, есть сей продукт утром, днём и вечером! Кто ослушается сего приказа, того сослать на каторгу, со всем семейством!
Бабка: Ой, батюшки святы, это что ж такое делается.
Дед: Молчи, бабка. Эх. Делать нечего, есть надо эту заморскую штуку.
Бабка: Да ты что, старый, ума лишился? Брось-ка это чертово яблоко и не гневи Бога. Столько лет жили без него и еще поживем.
Глашатай: Кто тут не исполняет указ государя? ( Бабка охает и убегает) -А ну, ешь!
Дед: - Что же за времена настали: коричневого гороха принесли, есть заставляют.
Пробует на зуб. - Фу, какая гадость
Бабка причитывает: Ешь, дед, ешь! Я на каторгу не хочу!
Дед: Давай мне помогай...
Вместе грызут картофель, да приговаривают:
Дед: То ли дело наша репка: желтая, красивая, сладкая…
Бабка: А капустка - то хороша! Зачем нам этот горох!?? Послушай, дед, а не отварить ли нам сей продукт в чугунке?
Берет чугунок, набирает картошку и ставит на печку.
Затем выносит картофель горячий, очищает шкурку, а там…
Дед: Дай – ка, бабка, подсолю, вкуснотища – то какая. Ну – ка, неси сюда огурчики соленые, будем их вместе с этой картошкой есть! Ай – да император, ай – да молодец, какую вкуснотищу из Голландии прислал!
Ведущий 1: Вот так и стал картофель одним из самых популярных продуктов на земном шаре. Помните сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая-пребольшая репка? (ответы)
Ведущий 2: Чтоб накормить и бабку, и внучку – всю семью. Сытная и урожайная индейская папа вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка, стала для нас и для всех других народов Европы вторым хлебом.
Ведущий 1: И едят её с удовольствием везде: на праздниках, дома !
Ведущий 1:
А о полезных свойствах картофеля
расскажет нам медицинский работник, врач общей практики, Андрей Васильевич. Заглянем к нему на приём.
Кабинет врача. Вбегает больной и жалуется на ожог руки. Просит выписать ему мазь и таблетки.
Доктор: Мы попробуем обойтись без таблеток!
Натирает картошку и кашицу прикладывает на ожог, успокаивает больного и рассказывает о целебных свойствах картофеля:
- Соком, полученным из сырых клубней, лечат не только ожоги, но и язву желудка, кожные заболевания.
Картофель – ценный продукт питания. Основное питательное вещество – крахмал.
В любое время года – это ценный источник витамина С (аскорбиновой кислоты). Всего 300 граммов картофеля в день – и Вы на 40% обеспечили потребность своего организма в этом витамине.
Очень много в картофеле различных минеральных веществ, особенно калия. А он выводит из организма лишнюю воду и соли, поэтому особенно он полезен людям, страдающим заболеваниями почек и сердца.
Ведущий 2:
Вот и всё! И все здоровы!
Можете смеяться!
А теперь, друзья
Мы можем посоревноваться!
Ведущий 1:
«Разминка»
Кто завёз картофель в Россию? (Пётр 1)
Что такое картофельный бунт? (крестьяне отказывались выращивать картофель)
Как назвать одним словом стебли и листья картофеля? (ботва)
О картошке сваренной или испеченной в кожуре, говорят что она в чем? (в мундире)
Где первый раз человек варил картофель ? (на огне)
Какую часть картофеля мы используем в пищу ? (клубни)
Как назвать одним словом удаление сорняков и рыхление земли (прополка)
Ведущий 2:
У нас сегодня собрались команды. Давайте попросим их представиться. Теперь, когда мы знаем, как зовут наши команды, я попрошу жюри вписать названия команд в оценочные листы. Мы начинаем нашу конкурсную программу. Каждый конкурс оценивается по пятибалльной системе
Хоть хвалиться неприлично, но должна я вам сказать,
Без картошки на отлично ни поесть, ни поплясать.
Даже вкусный огурец лишь с картошкой молодец
Хоть сердит зеленый лук, а картошке – лучший друг.
Из картошки там и тут, нужный делают продукт.
И недаром ведь картошку вторым хлебом все зовут.
Ведущий2:
«Все самое интересное»
Самая большая картофелина в мире весила 8 кг
Мировой рекорд Гиннесса по чистке картошки принадлежит жительнице Саксонии Линде Гомес 28 лет, Поварихе удалось всего за 10 минут снять кожуру с 10, 49 кг картофеля.
Картофель стал первым овощем, испытавшим на себе невесомость - его вырастили на космическом корабле «Колумбия» в октябре 1995года.
2008 год Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международным годом картофеля. С 2005 года во многих городах России проводится День Молодой картошки.
Известна даже «картофельная война» между Пруссией и Австрией. Она шла за владение Баварией с 1777 по 1779 год, а название «картофельной» получила потому, что воюющие страны не хотели приносить в жертву людей, а уничтожали лишь картофельные поля друг друга.
Ведущий1:
Картофельные чипсы изобрели в 1853году по ошибке. Именно Соединенные Штаты являются родиной картофельных чипсов. Тонкие и хрустящие картофельные чипсы во многих странах считают одной из самых популярных закусок. Среднестатистический американец за год употребляет 5 - 10 кг картофельных чипсов. Наш соотечественник съедает около полкилограмма чипсов в год.
В Мариинске Кемеровской области, в 2008 году решили поставить картофелю памятник.
Бельгийский музей картофеля появился в 1975 году. А еще на сайте музея есть Картофельное Радио – с множеством мелодий на картофельную тему.
Англичане из города Bowburn тоже считают, что картошка заслуживает большего внимание, и поэтому 2 февраля отмечают День картошки.
В мире насчитывается 111 сортов картошки! Новички в этом списке – картофель "Левада" и "Довира".
Самый дорогой сорт картофеля – из Франции. Стоит он около 500 евро за килограмм. По легенде, этот картофель вывел верховный бог инков Виракоча.
Подведение итогов конкурсов
Ведущий 2:
ИГРА «Попробуй на вкус» Нужно с закрытыми глазами определить по вкусу картошку (отварить свёклу, морковь, горошек, картошка, капуста)
Ведущий 1:
Много интересного мы узнали сегодня о картошке. Настало время предоставить слово нашему повару.
Повар: Самый главный овощ этот.
Расскажу вам по секрету,
С этим овощем рецептов,
Как загадок и ответов!
Больше тысячи, наверно,
И все – необыкновенны!
Для вареников начинка,
И гарнир к филе грудинке,
Каждый любит есть толчёнку
И мальчишка, и девчонка,
И конечно, всем приманкой
Станет с нею запеканка!
В суп её положим смело!
С ней, любимой, нет предела!
С нею есть рецепт котлеты,
Вот такой вот овощ этот!
Ведущий 2:
К Вашему празднику наши повара приготовили очень много вкусных блюд. Позвольте их внести в зал.
Картошка: Позволяю, вносите!
Дефиле, дегустация блюд из картофеля
Ведущий 2:
Праздник наш уже заканчиваем
Что же вам еще сказать?
Вам картошечку по праву
“Вторым хлебом” называть!
В заключении слово предоставляется администрации колледжа.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Луконина Н. Н., Чадова Л. Е. Утренники в детском саду: Сценарии о природе. - М.: Айрис – пресс. 2002.
2.Ушакова О. Д. пословицы, поговорки и крылатые выражения: Словарик школьника. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2006.
3.Ломбина Т. Н. Рюкзачок с загадками / Т. Н. Ломбина, В. Г. Лукша. – Ростов н/Д : Феникс, 2006.
4. Гурин Ю. В. Школа занимательных наук. – “ОЛМА Медиа Групп” 2007.
5. Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии. – К: ГИППВ, 2001.
6. Внеклассные мероприятия: 4 класс./Авт. – сост. О.Е. Жиренко, Л.Н. Яровая. – М.: ВАКО, 2007.
Приложение 1
Конкурс1 «Нарисуй вредителя»
Надо нарисовать колорадского жука с закрытыми глазами.
Конкурс 2. «Загадки»
Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.
Он бывает сладким, горьким,
Красным, жёлтым, толстым, тонким,
Длинным, круглым, мелким, крупным;
Лучший друг хозяйкам всем. (Перец)
Как на нашей грядке выросли загадки –
Сочные да крупные, вот такие круглые,
Летом зеленеют, к осени краснеют. (Помидоры)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (Картошка)
Помидору – брат,
А кумачу - не рад:
Он в лиловой рос одежке,
Не краснеет даже в лежке. (Баклажан)
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я … (Капуста)
Как на грядке под листок
Закатился чурбачок -
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький. (Огурец)
Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка. (Тыква)
Что это за рысачок
Завалился на бочок?
Сам упитанный, салатный.
Верно, детки… (Кабачок)
Хоть я и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я… (Свекла)
Жюри оценивают конкурс и выставляют оценки.:
Конкурс3 : “Очисти картофель»
По 1 человеку от каждой команды.
Кто быстрее очистит, тот и победитель.
Жюри оценивают конкурс и выставляют оценки.:
Конкурс 4: “Составить пословицу”
Каждая команда получает карточки с пословицами. Карточки разрезаны. Побеждает команда, которая быстро и правильно соберет пословицу.
Проголодаешься – картофель посадить догадаешься.
На Руси без картошки – что гулянка без гармошки.
Картофель – второй хлеб.
Без картошки, без моркошки – словно свадьба без гармошки.
На крестьянина дело найдётся, на голодного картошка сыщется.
Ешь картофель досыта, а сажай до пота.
Картошку копать, не руками махать.
Раз картошка не родилась, значит, много ты ленилась.
Картошка да каша — еда наша.
Не велик сижок, да хорош пирожок.
Картофель хлебу подспорье.
Красна картошка едоками.
Ешь картофель – будешь сыт, — старый дед мой говорит.
В день посадки картофеля мешки не штопают.
При посадке мешки не считают.
Конкурс 5. «Ням – ням»
Ведущий: Приглашаются по одному участнику от команды. Каждый тянет карточку, на которой нарисован фрукт, овощ или какое – нибудь блюдо. Участник мимикой и жестами (без слов) показывает, как он ест эту пищу.
Жюри оценивают конкурс и выставляют оценки.
Конкурс 6. «Ёжик или картошка?»
Следующий наш конкурс называется «Ёжик или картошка?»
- Как вы думаете, в чем отличие ёжика от других животных?
Сейчас, на ваших глазах мы сможем превратить картошку в ежа, вставив в него множество зубочисток.
Задание: вставить как можно больше зубочисток за 20 секунд.
Конкурс 7. «Самый быстрый»
Ведущий: Приглашаются по одному участнику от каждой команды. Надо собрать как можно быстрее из спичек слово «КАРТОШКА». Побеждает та команда, которая быстрее соберет слово, и меньше затратит спичек.
Жюри оценивают конкурс и выставляют оценки.
Конкурс 8. «Собери блюдо»)
Ведущий: Приглашаются по одному участнику от каждой команды. Надо собрать блюдо из выданных продуктов:
Винегрет (зеленый)
СВЕКЛА | МАЙОНЕЗ | СОЛЬ |
КАРТОФЕЛЬ | КАБАЧОК | САХАР |
СОЛЕНЫЙ ОГУРЕЦ | АПЕЛЬСИН | ЗЕЛЕНЫЙ ГОРОШЕК |
МОРКОВЬ | АНАНАС | САЛО |
ПОМИДОР | РЫБА | ЯБЛОЧНЫЙ УКСУС |
Суп картофельный (желтый)
СВЕКЛА | МАЙОНЕЗ | СОЛЬ |
КАРТОФЕЛЬ | ВОДА | ПЕРЕЦ |
СОЛЕНЫЙ ОГУРЕЦ | АПЕЛЬСИН | ЛУК |
МОРКОВЬ | МАКАРОНЫ | САЛО |
ПОМИДОР | РЫБА | МЯСО |
Жюри оценивают конкурс и выставляют оценки.
Конкурс 9. «Блюда из картофеля»
Ведущий: Участники команд называют по очереди блюда из картофеля. Какая команда больше назовет блюд из картофеля, побеждает в конкурсе.
Жюри оценивают последний конкурс и выставляют итоговые оценки.
А сейчас вопросы всем присутствующим в зале,пока жюри подсчитывает баллы.
Вопросы (приз каждому, кто правильно и быстро ответит на вопрос)
Правда ли, что
1. Картофель нельзя солить перед жаркой. (Да, он выделит сок.)
2. Плод картофеля называется ягодой. (Да, плод картофеля называется ягодой.)
3. При варке картофель опускают в холодную воду. (Нет, картофель следует класть в кипящую воду, чтобы витамины и питательные вещества не разрушались.)
4. Зеленые клубни картофеля ядовиты? (Да, в зеленых клубнях картофеля, как и во всех частях растения, содержится соланин, способный вызвать отравление, он разрушает эритроциты крови и угнетает нервную систему.)
5. Если положить картофель в бульон после квашеной капусты, то он будет ароматным и рассыпчатым? (Нет, картофель закладывается перед кислой капустой, иначе он будет твердым и невкусным.)