Методическая разработка урока по литературе.
Автор: Муратова Н.Г., учитель башкирского языка и литературы.
Тема урока: «Творчество Сафуана Алибаева. «Поющий поэт»
Тип урока: Освоение новых знаний
Цель урока: Знакомство учащихся с жизнью и творчеством Сафуана Алибая.
Задачи урока:
Образовательные:
формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыков выразительного чтения .
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
обогащать словарный запас учащихся;
Развивающие:
Развитие познавательных способностей учащихся и интереса к познанию родной культуры и родного края.
развитие интереса к личности и творчеству Сафуана Алибаева.
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
Воспитательные:
воспитание чувства гордости за своего национального поэта
воспитание интереса и уважения к литературе;
воспитание ценностного отношения к слову;
воспитание бережного отношения к культурному наследию народа;
Оборудование: Выставка книг С. Алибая, стенгазеты, презентация, портрет С. Алибая.
Ход урока.
(Слайд 1)
-Добрый день, ребята. Все готовы? Начинаем урок. Послушайте песню«Дуҫлыҡ йыры» в исполнении Радика Гареева , музыка композитора Рима Хасанова, слова Сафуана Алибаева.
Задумайтесь над ее содержанием.
Выводы детей.
Как известно, композиторы пишут музыку на стихи поэтов. Таким образом, создают песню. В этих стихотворениях органично сочетаются лучшие песенные качества – музыкальность стиха, мягкая лиричность интонаций и простота сюжета, близкого и понятного многим. Исходя из этого, можно ли на все стихи написать музыку?
Ответы детей.
Наш урок посвящен изучению творчества Сафуана Алибаева.
-Что вы знаете о Сафуане Алибаеве? (ответы обучающихся)
III. Введение в новый материал.
(слайд 2)
Есть личности, которые навсегда оставляют добрый след в истории, Их творческое наследие неподвластно времени.
Обратите внимание на дату рождения. Его детство проходит во время Великой Отечественной войны. Мальчику исполнилось всего несколько месяцев, когда началась Великая Отечественная война. Отец и старший брат ушли на фронт, дома остались мама и младшие дети. Трудное детство было у маленького Сафуана, он пережил и голод, и холод.
Семье Алибаевых в эти годы помогли выстоять дружба и взаимопомощь. Дети старались во всем помогать маме. Маленький Сафуан отличался от своих братьев и сестер впечатлительностью и большой любознательностью. Он очень любил слушать песни, которые пела мама, рано научился играть на гармошке. Любовь и нежность к матери Сафуан Афтахович сохранил на всю жизнь.
Он учился хорошо, учителя отмечали у Сафуана способности к математике, литературе, изобразительному искусству. И все таки, победила любовь к литературе. Скоро на страницах районной и городской газет появились первые стихи и заметки школьника Сафуана Алибаева.
Закончились школьные годы и будущий поэт идет работать.
Сначала в колхоз, потом на железную дорогу, а затем в сельскую библиотеку. Но была мечта – получить образование и стать настоящим поэтом.
Стремление исследовать все тайны филологии приводит его в 1961 году в БашГУ. Здесь он становится активным участником литературного кружка «Шонкар», читает свои стихи на вечерах поэзии, много пишет и поет!
У Сафуана Афтаховича сильный голос редкой красоты, а любовь к пению ему передала мама. На этой фотографии он с мамой.
- На слайде есть изображение памятника С.Юлаеву и поэту Рами Гарипова. Как вы думаете что общего у них? (ответы обучающихся) Дополнить ответы детей.
Поэт-лирик Сафуан Алибаев воспевал самые возвышенные и благородные чувства, он – автор популярных современных песен. Стихи его посвящены дружбе и любви, верности и чести, радостям и светлым идеалам наших современников
(Слайд 3.)
Его приглашают солистом в филармонию. Но он отказывается. Почему? Во время одной из встреч с учителями Сафуан Афтахович ответил на этот вопрос так. Когда его пригласили работать солистом, он уже был знаком со своей невестой Фардией, и она поставила условие: из двух «Ф» выбрать одну». «И я, – сказал Сафуан Афтахович, – естественно, выбрал Фардию – ведь я любил ее безумно».
Своей поэзией он стремится пробуждать чувства добрые, как завещано великими предшественниками.
(Слайд 4.)
- Кто прочтет эти стихи?
«Ворота»
Если вдруг – без письма иль до срока,
Но с горластой семьей новостей
Гости заверещат у порога,
Не тушуйся от шума – ворота
Распахни, постели им постель:
Погостят-погостят – и дорога
Снова встретит нежданных гостей.
Не тушуйся от шума, а с криком:
«Здрасьте!» – сердце гостям отвори,
Помни – может быть,
в будущем, скрытом
От сегодняшнего бытии,
Распахнут только ветры со скрипом
Зоревые ворота твои…
-Спасибо!
(Слайд 5)
С. Алибаев не только стихи пишет, но и пьесы
IV.Физ минутка Выполняют физкультминутку
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это птицы летят.
Как они сядут – тоже покажем. Руки сложили назад.
(Слайды 7-10 )
Его лирика переведена на шесть языков мира каждое движение души отражается в поэзии Сафуана Алибаева, и это роднит её с лучшими образцами народного творчества. Особенно чувствуют это дети, которым поэт, драматург и журналист посвятил немалую часть своей жизни.. Удивительные стихи погружают в необыкновенный мир детства. Братья по перу говорят, что только он мог абсолютно любую мысль выразить доступным языком, понятным даже для самых маленьких. Яркий пример тому — международный Почетный диплом ЮНЕСКО имени Ганса Христиана Андерсена, который Сафуан Афтахович получил за книгу "Волшебный шар".
Творил он не только для детей, но и для взрослых. На его стихи немало песен написали такие известные композиторы, как Загир Исмагилов, Рим Хасанов, Роберт Газизов и другие.
(Слайд11 )
Стихотворение «Йырлап киләм», охарактеризует сущность этого человека, как поэта, влюбленного в жизнь.
Ғүмер итеү – дарья үтеү
Гүйә, кисәм нур илен.
Йылдар буйы моңдар тулып,
Сыңлап торҙо күңелем."
Он – и певец, и поэт, и музыкант. «Когда грустно – песни пою, когда волнуюсь – стихи пишу», – говорил Сафуан Алибаев. .
(Слайд12 )
Беру я в руки карандаш…
Пусть он раскроет почки слов,
Пусть солнце, позабыв закат,
Мне освещает память вновь.
Он любит свою родину, свою деревню Терменеево, гордится, что родился на родине легендарного Салавата Юлаева, народного поэта РБ Рами Гарипова...
В 2007 году имя Сафуана Алибая было внесено в энциклопедию «Лучшие люди России».
(Слайд 13)
V. Работа по теме урока.
За какую книгу С. Алибаев получил международный почетный диплом имени Х. К. Андерсена ?
За какую книгу автор удостоен молодежной премии имени Г. Саляма?
В каком году имя Сафуана Алибая было внесено в энциклопедию «Лучшие люди России» ?
Когда Указом Президента Республики Башкортостан поэт был награжден орденом Салавата Юлаева?
(Слайд 14)
Послушаем песню «Сал Урал» в исполнение группы « Караван-сарай»
1.За книгу «Волшебный шар» С. А. Алибаев получил Международный почетный диплом имени Х. К. Андерсена ?
2. За книгу «Вихрь» автор удостоен молодежной премии имени Г. Саляма.
3.В 2007 году имя Сафуана Алибая было внесено в энциклопедию «Лучшие люди России».
4.Указом Президента Республики Башкортостан в 2010 году поэт был награжден орденом Салавата Юлаева.
VI. Итог урока.
Мы с вами сегодня познокомились ещё одним башкирским поэтом- .С. Алибаевым. Что больше всего вас заинтересовало в судьбе поэта?
Домашние задание.
По выбору научиться читать одно стихотворение с выражением. Проанализировать стихотворение.