Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №14 г. Липецка
Номинация «Педагогическая мастерская»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия для 9-11 классов
«Литературный Нобель: русский вариант»
(К 150-летию со дня рождения И.А. Бунина)
Разработала Морозова Вероника Павловна,
учитель русского языка и литературы.
Аннотация
В центре внимания – жизнь и творчество великого русского писателя и нашего земляка Ивана Алексеевича Бунина.
Подборка книг для выставки, презентация, иллюстрации, музыка, чтение наизусть стихов и прозы – все это было использовано для более полного восприятия творчества Ивана Алексеевича Бунина. Именно эти материалы помогли учащимся не только более подробно представить образ жизни писателя, но и понять сложную историческую эпоху начала 20 века.
Выступлению каждого ведущего соответствовал слайд из презентации.
В ходе проведения мероприятия были реализованы различные формы работы, но основной стала групповая, обеспечивающая воспитание у учащихся интереса к творчеству писателя, создание благоприятных условий для формирования у детей чувства уверенности в себе, формирование у них опыта сопереживания.
При проведении мероприятия ведущими технологиями были избраны технология сотрудничества, личностно-ориентированная технология (при чтении прозаических и лирических текстов) и технология ИКТ (при создании электронной презентации и музыкального сопровождения).
-1-
Форма: литературная гостиная, посвященная 150-летию со дня рождения И. А. Бунина, рассчитанная на аудиторию учащихся 9-11 классов, мало знакомых с жизнью и творчеством писателя.
Планируемые результаты: расширение представлений школьников о жизни и творчестве русского писателя И. А. Бунина; развитие интереса к изучению его творчества.
Цели:
образовательная:
- ознакомить учащихся с основными событиями жизни, мотивами творчества русского писателя И. А. Бунина;
- обеспечить понимание учащимися феномена его творчества, раскрыть драматизм его жизненного пути;
2) развивающая
- развивать умение строить суждение на конкретном материале;
- способствовать выявлению и развитию у учеников творческих способностей;
3) воспитательная
- создать атмосферу, обеспечивающую у учащихся эмоциональное осознание того, что они – земляки большого русского писателя;
- стимулировать интерес учащихся к творчеству писателя;
Задачи:
- заинтересовать учащихся личностью писателя, дополнить содержание школьного курса литературы;
- развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас, совершенствовать навыки выразительного чтения, продолжать работу по раскрытию творческих способностей учащихся;
- прививать интерес к русской литературе, любовь к родине, ее прошлому, к русской природе;
- воспитывать бережное отношение к слову автора, развивать эстетический вкус учащихся, формировать нравственные и художественные ценности.
Оборудование:
выставка книг И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи» и др.;
иллюстрации к произведениям писателя;
мультимедийное оборудование;
портрет И. А. Бунина;
мультимедийная презентация, видеоролики;
сборник стихов И.А. Бунина.
Содержание
На фоне музыки («Вокализ» С.В. Рахманинова) звучит стихотворение «Родине»
Чтец 1.
Они глумятся над тобою,
Они, о Родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом чёрных хат…
Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей –
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей.
Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни вёрст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.
Ведущий 1.
Это стихотворение было написано свыше ста лет назад, но и сегодня, не правда ли, звучит очень современно, словно появилось оно в наши дни?! Его автор – писатель со счастливой и трагической судьбой одновременно. Счастливой потому, что он был наделён высочайшим художественным даром. И трагической, так как в течение 33 лет он жил на чужбине, оторванный от Родины, от России, - от всего, что было так дорого его сердцу, что он так страстно любил и о что стало темой его творчества.
Ведущий 2.
Сегодня мы хотим поговорить о человеке, который в одном из своих стихотворений сказал: «Я очень русский человек…», о человеке, который первым был удостоен Нобелевской премии в области литературы. Мы хотим сегодня приоткрыть некоторые страницы жизни и творчества Ивана Алексеевича Бунина…
Ведущий 1.
В полифонии поэтических голосов 20-го века его голос звучит ясной, чистой струной. Бунин – один из проникновеннейших классиков русской литературы, почетный академик изящной словесности, Нобелевский лауреат, поэт, прозаик, переводчик. Писатель отдал напряженной, кропотливой работе почти семь десятилетий жизни: с шестнадцати лет, когда появились его первые произведения до 83-х лет, когда его размышления о книге «Чехов» прервала смерть.
Ведущий 2.
Прах Бунина покоится на чужбине, во Франции, под Парижем, на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, а душа его пребудет с нами вечно. Она растворена в осеннем воздухе, она сияет «облаком невиданной красы», горит свечой в сердце каждого русского человека.
Ведущий 1.
Сегодня перед нами откроются многообразные грани его таланта, новые пласты его творчества и мы сможем ощутить в полной мере мощь, масштабы поэтического гения Бунина, оценить своеобразие его личности и судьбы.
Ведущий 2.
Наша цель скромна и велика одновременно: пробудить в ваших юных сердцах интерес к творчеству этого удивительного мастера, к его неординарной личности, всколыхнуть ваши чувства так, чтобы вы ощутили вкус и цвет, музыку и запах свежего, душистого, легкого, тонкого бунинского слова. Вы услышите избранные лирические стихотворения Бунина, а также отрывки некоторых страниц его тончайшей прозы.
(Прелюдия № 28 Ф. Шопена)
Ведущий 1.
Творчество Бунина, отличающееся строгостью, сжатостью и четкостью формы, представляет собой значительный вклад в историю отечественной художественной литературы.
Ведущий 2.
Сухощавый, синеглазый, изящный, с боковым пробором русо-каштановой головы и своей знаменитой эспаньолкой он казался современникам верхом сдержанности, холодной насмешливости, строгости и самолюбивой чопорности. Но все это было лишь внешним защитным покровом.
Остроумный, неистощимый на выдумку, он был столь одарен артистически, что Станиславский уговаривает его войти в труппу МХАТа и сыграть роль Гамлета.
Ведущий 1.
Талант Бунина, огромный, бесспорный, был оценен современниками не сразу, зато потом, с годами, все более упрочивается, утверждается в сознании читающей публики.
Ведущий 2.
Язык Бунина прост, почти скуп, чист и живописен. Но вместе с тем он необыкновенно богат в образном и звуковом отношениях: от кимвального пения до звона родниковой воды, от размеренной чеканности до интонаций удивительно нежных, от детского напева до гремящих библейских проклятий, а от них – до меткого говора орловских крестьян.
Чтец 2. Стихотворение «Настанет день…».
Настанет день – исчезну я,
Но в этой комнате пустой
Все то же будет – стол, скамья
Да образ древний и простой.
Все так же будет прилетать
Цветная бабочка в шелку,
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.
Все так же будет неба дно
Смотреть в раскрытое окно
И море ровной синевой
Манить в простор пустынный свой.
Ведущий 1.
Иван Бунин не устает поклоняться величию красоты мира. Образ нетленного Прекрасного видит он везде, даже во внешне неприглядных реалиях. Единство с миром природы становится источником его возмужания, мудрости. В бунинских стихах – богатейшая палитра красок, неповторимая гамма звуков, многоголосие птиц, разнотравье лугов, но «не краски жадный взор подметит, а то, что в этих красках светит – любовь и радость бытия».
Чтец 3. Стихотворение «Еще и холоден и сыр…»
Еще и холоден и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж светит небо ясным взглядом –
И молодеет божий мир.
Прозрачно-бледный, чуть живой,
Слезится снег недавней стужей,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.
Не налюбуюсь, как сквозят
Деревья в лоне небосклона,
И сладко слушать у балкона,
Как снегири в кустах скрипят.
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит –
Любовь и радость бытия.
Ведущий 2.
Бунину было свойственно повышенное, обостренное ощущение действительности: он остро воспринимал цвета, запахи, звуки; столь же остро ощущал людей, обладал даром перевоплощения… Был пристрастен. Питал любовь к высшим ценностям и ненависть к низшим проявлениям человеческой натуры.
Чтец 4. Стихотворение «Вечер».
О счастье мы всегда лишь вспоминаем,
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И теплый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка, и от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг…
День вечереет, небо опустело,
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
Ведущий 1.
Революцию 1917 года Бунин не принял. В 1920 году произошли события, сыгравшие трагическую роль в дальнейшей судьбе Бунина – вместе с последними частями отступающей белой армии он покинул Родину. Он не понял и не принял новую власть, не сумел осознать перемен, которые произошли на родине; хоть и любил ее "до боли, до слез".
Ведущий 2.
Для Бунина с «великой Россией» было покончено уже в феврале 1917 года. Он отверг Временное правительство и его лидеров и решительно не принял большевиков. В мае 1918 года он покинул красную Москву, уехав в Одессу. А в январе 1920 года – навсегда простился с Россией. Горько отразилось бездомье в творчестве писателя.
Чтец 5. Стихотворение "У птицы есть гнездо, у зверя есть нора..."
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо,
Как бьётся сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
С своей уж ветхою котомкой!
Ведущий 1.
Оторванность от Родины заставила его замолчать на время, а потом и надолго загрустить. Эмиграция глубоко и последовательно повлияла на творчество Бунина. «Все проходит. Все не вечно!» - этим Бунин пытается как бы утолить свое горе. Но ничто не может заставить его отказаться от России!
Чтец 6. Стихотворение « Зарос крапивой и бурьяном…»
Зарос крапивой и бурьяном
Мой отчий дом. Живи мечтой,
Надеждами, самообманом!
А дни проходят чередой,
Ведут свой круг однообразный,
Не отступая ни на миг
От пожелтевших, пыльных книг
Да от вестей о безобразной,
Несчастной подлой жизни там,
Где по родным, святым местам,
По ниве тучной и обильной
И по моим былым следам
Чертополох растёт могильный.
Ведущий 2.
Память о России возвращается всё чаще: в короткие рассказы, зарисовки. Она стала главой в его единственном романе “Жизнь Арсеньева”. Размышления Бунина устремлены в завтрашний день.
Размышляя о национальной гордости, веками присущей русскому человеку, Бунин вопрошает: ”Куда она девалась позже, когда Россия гибла? Как не отстояли мы всего того, что так гордо называли мы русским, в силе и в правде чего мы, казалось, были уверены?” Бунин настойчиво повторяет мысль “о конце” России и опровергает сам себя: любовь к России звучит во всём строе произведения, этой любовью пронзены его герои.
(чтение отрывка из романа «Жизнь Арсеньева») читает___________________.
Ведущий 1.
В эту пору Бунин воспринимался современниками как живой классик. В 1933 году он первым среди русских писателей был удостоен Нобелевской премии в области литературы. В официальном сообщении говорилось: “Решением Шведской Академии от 9 ноября 1933 года Нобелевская премия по литературе присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер”. Немалую роль в этом событии сыграли первые части “Жизни Арсеньева”.
Ведущий 2.
Но радость по поводу присуждения высокой премии была неполной. Жизнь в прекрасной, но чужой стране, атмосфера чужого языка, неприятие массовой западной культуры, тоска по России – вот чем были заполнены будни писателя. Праздников было мало. Они остались в далёком прошлом, связаны были с молодостью и опять же с Россией.
Чтец 7. Стихотворение « В стороне, далёкой от родного края…»
В стороне, далекой от родного края,
Снится мне приволье тихих деревень,
В поле при дороге белая береза,
Озими да пашни — и апрельский день.
Ласково синеет утреннее небо,
Легкой белой зыбью облака плывут,
Важно грач гуляет за сохой на пашне,
Пар блестит над пашней... А кругом поют
Жаворонки в ясной вышине воздушной
И на землю с неба звонко трели льют.
В стороне, далекой от родного края,
Девушкой-невестой снится мне Весна:
Очи голубые, личико худое,
Стройный стан высокий, русая коса.
Весело ей в поле теплым, ясным утром!
Мил ей край родимый — степь и тишина,
Мил ей бедный север, мирный труд крестьянский
И с приветом смотрит на поля она:
На устах улыбка, а в очах раздумье —
Юности и счастья первая весна!
Ведущий 1.
Именно в разлуке с Родиной, вдали от нее Бунин нашел самые нежные, самые ласковые слова о ней, которые он раньше, живя в России, стеснялся произнести вслух.
Ведущий 2.
Вера в Россию, очевидно, и предопределила исключительность, уникальность судьбы Бунина за рубежом: "Разве может человек забыть родину? Она в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает," - постоянно говорил Иван Алексеевич.
Чтец 8. Стихотворение «Этой краткой жизни вечным измененьем…»
Этой краткой жизни вечным измененьем
Буду неустанно утешаться я,
Этим ранним солнцем, дымом над селеньем,
В свежем парке листьев медленным паденьем
И тобой, знакомая старая скамья.
Будущим поэтам, для меня безвестным,
Бог оставит тайну – память обо мне.
Стану их мечтами, стану бестелесным,
Смерти недоступным, призраком чудесным
В этом парке розовом, в этой тишине.
Ведущий 1.
Произнося «Нобелевскую речь», Бунин не преминул подчеркнуть свою неприкаянность: «Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню признательность…»
Чтец 9. Стихотворение «Как светла, как нарядна весна…»
Как светла, как нарядна весна!
Погляди мне в глаза, как бывало,
И скажи: отчего ты грустна?
Отчего ты так ласкова стала?
Но молчишь ты, слаба, как цветок...
О, молчи! Мне не надо признанья:
Я узнал эту ласку прощанья, -
Я опять одинок!
Ведущий 2.
В итоге Иван Бунин Нобелевскую премию получил в 1933 году. В списке номинантов в том году значилось 27 имен. В том числе Дмитрий Мережковский, Максим Горький, француз Поль Валери, испанец Хосе Ортега-и-Гассет, чех Карл Чапек.
Ведущий 1.
Первой эту новость узнала его супруга Вера Муромцева. Она писала в своих воспоминаниях, что на их виллу принесли телеграмму от шведского переводчика, в которой уточнялась национальность Бунина. Прозаик ответил - "русский изгнанник". Днем муж и жена отправились в кино. Прямо во время сеанса их отыскал Леонид Зуров, который попросил писателя срочно вернуться домой. Муромцева сама приняла звонок из Стокгольма. Связь была очень плохой, но она смогла разобрать главные слова - "Ваш муж - лауреат Нобелевской премии по литературе". К Бунину тут же прибыли журналист и фотографы. Один из их друзей вспоминал, что семья в то время испытывала материальные трудности, поэтому Бунины не могли даже оплатить работу курьеров, постоянно приносивших поздравительные телеграммы.
Ведущий 2.
Начните читать Бунина - будь то «Темные аллеи», «Легкое дыхание», «Чаша жизни», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки», «Митина любовь», «Жизнь Арсеньева», и вами тотчас завладеет, зачарует вас неповторимая бунинская Россия со всеми ее прелестными приметами: старинными церквями, монастырями, колокольным звоном, деревенскими погостами, разорившимися «дворянскими гнездами», с ее богатым красочным языком, присказками, прибаутками, которых не найдете ни у Чехова, ни у Тургенева. Но это не всё: никто так убедительно, так психологически точно и в то же время немногословно не описал главное чувство человека — любовь..
Чтец 10. Стихотворение « За всё тебя, Господь, благодарю…»
За все тебя, Господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь мне вечернюю зарю.
Простор полей и кротость синей дали.
Я одинок и ныне - как всегда.
Но вот закат разлил свой пышный пламень,
И тает в нем Вечерняя Звезда,
Дрожа насквозь, как самоцветный камень.
И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю – с тобой.
Звучит «Вокализ» С. В. Рахманинова.
Литература
Лакшин В. Я. Судьбы: от Пушкина до Блока. Телевизионные опыты. — М.: Искусство, 1990. — С. 277 – 306.
«Минувшее меня объемлет живо…»: Воспоминания русских писателей XVIII — начала XX в. и их современников: Рекомендательная библиографическая энциклопедия / Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина; Авт.-сост.: С. П. Бавин, Е. М. Сахарова, И. В. Семибратова, В. С. Смирнова. — М.: Издательство «Книжная палата», 1989.
Михайлов О. Н. И. А. Бунин. Жизнь и творчество: Литературно-критический очерк / Худож. М. Рудаков. — Тула: Приок. кн. изд-во, 1987.
Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Справочник для учителя. Ред. коллегия: Д. С. Лихачёв, С. И. Машинский, С. М. Петров, А. И. Ревякин. Сост.: А. П. Спасибенко, Н. М. Гайденков. — М.: Просвещение, 1971.
Смирнова Л. А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991.