Управление культуры города Курска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования
«Детская школа искусств № 1 им. Г.В. Свиридова» города Курска
Конкурсная разработка в номинации:
«Методическая разработка внеклассного мероприятия»
Творческая игра для учеников младших классов
(1-2 классы) ДШИ
«Музыкальная семья»
Подготовила: преподаватель фортепиано ДШИ № 1 им. Г.В. Свиридова г. Курска
Гуменюк О.В.
Курск, 2020 г.
Гуменюк О.В., Конкурсная разработка в номинации:
«Методическая разработка внеклассного мероприятия»
Творческая игра КВН «Музыкальная семья» для учеников младших классов
Данный проект определяет, с помощью игровых технологий, развитие творческих способностей, эмоциональности, коммуникативных качеств детей и их родителей, охватывает знания, полученные учениками, обучающимися в младших классах на уроках сольфеджио и слушания музыки и способствует усвоению и закреплению полученных знаний.
Пособие рассчитано на преподавателей ДШИ и может оказать практическую помощь родителям в организации выполнения домашних заданий детьми, обучающимися в ДШИ.
Верстка и дизайн:
Гуменюк О.В., преподаватель фортепиано МБОУ ДО «ДШИ №1
им. Г.В. Свиридова города Курска»
Содержание
Аннотация 4
Обоснование, актуальность проекта 4
Цели 4
Задачи: Образовательные 5
Воспитательные 5
Развивающие 5
Целевая аудитория 5
Основное содержание 5
Участники проекта 6
Сроки и рабочий план реализации проекта 6
Механизм оценки результатов 7
Ожидаемые результаты 8
Перспективы развития проекта 8
Сценарий творческой игры – КВН «Музыкальная семья» 9
Заключение 19
Приложение 1 : Эмблема творческой игры КВН
«Музыкальная семья» 20
Приложение 2 : Фотоматериалы 21
Аннотация
Данный проект определяет, с помощью игровых технологий, развитие творческих способностей – конкурсы: «Визитная карточка», «Оркестр на кухне», «Блиц – конкурс для родителей», эмоциональности – «Загадки», «Музыкальная игра» для зрителей, коммуникативных качеств детей и их родителей - «Песенный конкурс», «Отгадай мелодию», а также закрепление пройденного материала на уроках сольфеджио и слушания музыки – конкурсы: «Музыкальный эрудит», «Музыкальная зарядка».
Обоснование, актуальность проекта
Актуальность данной темы обусловлена социальной потребностью в творческом сплочении семьи. В современном мире ускоряется ритм жизни и часто на обычное общение и проявление заинтересованности родителей в обучении их детей в ДШИ не хватает времени. Поэтому творческая игра «Музыкальная семья» нацелена на привлечение внимания и интереса родителей к обучению детей в музыкальной школе, устанавливает партнерские отношения между родителями и детьми.
Цели:
Привлечь внимание родителей и интерес к обучению своих детей в музыкальной школе.
Гармонизировать детско-родительские отношения с помощью проведения совместного мероприятия. Установление партнерских отношений с семьями учеников.
Развивать коммуникативные качества ребенка - свободное общение со взрослыми и детьми.
Создание благоприятной атмосферы доброжелательности и взаимопонимания.
Задачи:
Образовательные:
выработка умений ансамблевого музицирования учеников и родителей;
показать родителям способы закрепления музыкальных знаний и умений детей, в ходе их совместного общения в домашней обстановке;
познакомить учащихся и родителей с исполнением на инструменте других учащихся;
расширение кругозора.
Воспитательные:
создавать объективную основу для воспитания и любви к семье;
совершенствовать навыки радостного музыкального общения в семье;
вовлечь в активную практическую деятельность учащихся и родителей.
Развивающие:
развитие навыков выступления перед аудиторией;
развитие артистизма и творческой инициативы;
способствовать развитию формирования активности и инициативности детей;
стимулировать развитие творческих проявлений учащихся через игровые задания.
Целевая аудитория
Творческая игра КВН «Музыкальная семья» предназначена для учеников младших классов, будет интересна родителям и полезна для преподавателей.
Основное содержание:
Проект охватывает знания, полученные учениками, обучающимися в младших классах на уроках сольфеджио и слушания музыки, используя игровые моменты, которые способствуют усвоению и закреплению полученных знаний.
Участники проекта :
Команды, состоящие из 3-4 человек (двое взрослых и один-два ребенка). Принцип родства необязателен, но желателен.
Сроки и рабочий план реализации проекта:
Проект проводится в несколько этапов, во второй половине учебного года.
1 этап – Организационный (Сентябрь-декабрь).
- Разработка положения и материалов творческой игры «Музыкальная семья» в соответствии с пройденным материалом на уроках сольфеджио и слушания музыки.
- Подбор команд.
- Приглашение членов жюри, которые компетентны в разборе конкурсного материала творческой игры КВН «Музыкальная семья»
II этап - Репетиционный .
Предварительная работа с участниками команд:
1. Командам предлагаются домашние задания по темам:
1.1 «Визитная карточка» (название команды, эмблема, костюмы; творческое представление (формы: речевка, стихотворение, песня, плакат, сценка, раскрывающие содержание названия команды).
1.2. Музыкальный конкурс – домашнее задание «Оркестр на кухне».
Тема конкурса: «Иллюстрация музыки к балету П.И.Чайковского «Щелкунчик».
2. Организация болельщиков команд –
Плакаты (готовят болельщики):
Примеры плакатов:
"Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались”
"Когда семья вместе, так и душа на месте”
"Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример тому”
« УРА!!!»
«,,,ВПЕРЕД»
«,,, ВЫ ЛУЧШИЕ!!!» и т.д.
Активная поддержка болельщиков приносит команде участников дополнительные баллы. Самая активная группа поддержки будет награждена специальным дипломом.
III этап - Проведение творческой игры «Музыкальная семья».
Механизм оценки результатов:
Каждый конкурс оценивается отдельно.
Объясняя условия конкурса, ведущий объявляет максимальное количество баллов.
Работу участников команд оценивает жюри по следующим критериям:
оригинальность выступления,
соответствие тематике,
артистизм,
сценическое воплощение.
После каждого конкурса жюри объявляет результаты.
Награждаются все участники творческой игры КВН в разных номинациях:
«Диплом победителя I, II, III места»;
«Самый активный»;
«Самый остроумный»;
«Самый находчивый»,
«Самый внимательный»;
«Приз зрительских симпатий».
Ожидаемые результаты
1. Укрепление взаимосвязей детей с родителями и вовлечение их в мероприятия ДШИ.
2. Закрепление музыкальных знаний и умений детей, в ходе их совместного общения детей и родителей в домашней обстановке.
3. Вовлечение родителей в активную творческую деятельность учащихся .
4.Создание благоприятной атмосферы доброжелательности и взаимопонимания в домашней и школьной обстановке.
Перспективы развития проекта
Данный проект можно проводить на разных уровнях, как классное, общешкольное, городское, областное мероприятие между учениками разных возрастов и классов.
Сценарий творческой игры – КВН «Музыкальная семья».
Здравствуйте, ребята и взрослые – ученики, преподаватели и их родные!
Сегодня наша творческая игра КВН называется «Музыкальная семья». Команды должны доказать, что их творческая семья самая сплоченная, дружная, а главное – самая музыкальная.
Представление команд:
В музыкальных состязаниях принимают участие три команды:
I. команда
II. команда
III. команда
Представление жюри:
Председатель жюри:
Члены жюри:
Прошу всех поприветствовать!
Вступление:
Семья, как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребенок. Здесь тебя нарекли именем. Первой музыкой, которую ты услышал, была колыбельная песня, которую пела тебе мама, убаюкивая в колыбели.
А сколько в слове «семья» загадок и открытий. Слово семья можно разделить на два слова: «семь» и «я». И правда – в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером, а может быть и талантами. Могут быть общие увлечения и любимые занятия, такие, например, как увлечение музыкой. Число «Семь» издавна считается особенным. Оно неделимо и как бы напоминает о том, что СЕМЬЯ так же едина и неделима, как и музыка, ведь все мы знаем – в музыке СЕМЬ нот.
Сегодня мы предлагаем нашим творческим семьям и всем зрителям отправиться в страну музыкальных звуков и песен и посоревноваться в своих познаниях!
Первый конкурс «Визитная карточка»
Каждая команда поочередно представляет свою визитную карточку, в которой должно быть раскрыто название команды.
Максимальная оценка жюри – пять баллов.
I. команда
II. команда
III. команда
Слово жюри
Второй конкурс «Музыкальная зарядка»
Предлагаю для зарядки музыкальные загадки.
Отвечать будут ребятки!
Оценка за разгаданную загадку - один балл.
И в оркестре, и в строю
Впереди она в бою,
Громким голосом поет,
Всех в поход она зовет (труба)
Он по виду - брат баяну.
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану,
Всем знаком…(аккордеон)
У какого инструмента
Есть и струны, и педаль?
Что же это? Несомненно,
Это славный наш…(рояль)
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив журчит издалека,
Поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив!
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Ее названье… (скрипка)
Громче флейты, громче скрипок,
Громче труб наш великан.
Он ритмичен, он отличен –
Наш веселый…(барабан)
Струн дано мне очень мало,
Но пока что мне хватало!
Струны ты мои задень
И услышишь: длень, длень, длень!
Ну-ка! Кто я, отгадай-ка, Озорная…(балалайка)
БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ЗАГАДКИ. ( плюс один балл).
Много труб и много звука,
Но играть на нем – наука.
В храмах он всегда звучит,
а весь мир он знаменит! (орган)
Грациозна и стройна,
В позолоте вся она.
Тронешь струны – заиграет,
Будто море подпевает! (арфа)
Он легко играет джаз,
Его любят все у нас.
И как рог изогнут он,
Серебристый… (саксофон)
Слово жюри
Третий конкурс «Отгадай мелодию» - отвечают дети.
Оценка за отгаданную мелодию – один балл.
Ваша задача – угадать прозвучавшую мелодию.
I - Кузнечик, В лесу родилась елочка, Во поле береза стояла
II – Антошка, Спят усталые игрушки, Веселые гуси
III – Во саду ли в огороде, Вместе весело шагать, Маленькой елочке
Слово жюри
Четвертый конкурс– домашнее задание на тему: «Оркестр на кухне»
Максимальная оценка жюри – пять баллов.
Слово жюри
Загадки для зрителей
Пока конкурсанты немного отдохнут, предлагаю зрителям отгадать несколько загадок, прошу быть всех внимательными и активными.
1. Приложил к губам я трубку,
Поднялась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется… (свирель).
2. Сверху кожа, снизу – тоже,
В середине – пусто.
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит,
В ногу всем шагать велит. (Барабан)
3. Вот пластинки из металла.
На дощечке их немало.
Из пластинок тех, что много,
Убегает вдаль дорога.
Слышите весёлый звон?
Что звучит? (Металлофон)
4. Ящик на коленях пляшет –
То поёт, то горько плачет. (Баян)
5.На листочке, на страничке,
То ли точки, то ли птички,
Все сидят на лесенке,
Все щебечут песенки. (Ноты)
6.То толстеет, то худеет,
На весь мир голосит,
Всю деревню веселит. (Гармошка)
7.Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит.
А всего лишь три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка.
Это наша... (Балалайка).
8.Из дерева вырублена,
А в руках плачет. (Скрипка).
9. Если дунете в неё,
Очень весело поёт.
Все на ней играете,
разу отгадаете.
«Ду-ду-ду, да-да-да!»
Так поёт она всегда.
Не палочка, не трубочка. А что же это? (Дудочка).
10.Прекраснее помощницы
Нигде нам не найти.
Работа с нею спорится
И весело в пути. (Песенка).
Пятый конкурс – «Музыкальный эрудит».
Кто из вас ответит на 12 вопросов за одну минуту, тот
и победит в этом конкурсе. А жюри будет следить за временем и по истечению минуты зазвонит в колокольчик. Если вы не знаете ответ, говорите: «Дальше». Итак, начинаем.
Оценка за каждый правильный ответ – один балл.
I. команда
1.Какой полевой цветок носит музыкальное название? (Колокольчик).
2.Кто помог волку из сказки «Волк и семеро козлят» изменить голос? (Кузнец)
3. О ком пела песню Золушка из кинофильма-сказки «Золушка»? (Жук)
4. Какой персонаж мультфильма пел песню «Я играю на гармошке…»?
(Крокодил Гена).
5. Как зовут самого доброго, а главное поющего кота, который призывал жить в дружбе и согласии? (Леопольд).
6.Сколько струн у балалайки? (3).
7.Как называется песня, которую поёт мама засыпающему ребёнку? (Колыбельная).
8.Кто из персонажей мультфильма любил петь на пляже, загорая под лучами яркого солнца? (Львёнок и черепаха.)
9. Какой инструмент можно получить из тростинки, если просверлить в ней дырочки? (Дудочка.)
10.Самая большая скрипка. (Контрабас.)
11.Как называют человека, который сочиняет музыку? (Композитор.)
12.Спектакль, в котором говорят языком танца. (Балет.)
II. команда
13.Любимый инструмент Карабаса-Барабаса. (Туба.)
14.В каком мультфильме медвежонок и зайчонок поют песню об облаках? (Трям-трям, здравствуй.)
15.Человек, руководящий оркестром. (Дирижёр.)
16.Из какого дерева делают трубу? (Не из какого. Из металла.)
17. Кто пел песню «Если долго, долго, долго…». (Красная шапочка.)
18.Как называется ансамбль из трёх исполнителей? ( Трио.)
19.Какую песню поёт петух? (Кукареку.)
20.Музыкальный инструмент – геометрическая фигура. (Треугольник.)
21.Сколько всего нот? (7: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.).
22. Какое насекомое играет на скрипке? (Кузнечик).
23. Из какого инструмента едят? (Тарелки).
24. В какой передаче звучит песня «Спят усталые игрушки»? (Спокойной ночи, малыши)
III. команда
25.Кто написал песни про кузнечика, Чебурашку, голубой вагон, Антошку? (Шаинский).
26.Какой ключ открывает музыку? (Скрипичный).
27.В каком мультфильме звучит песня «Кабы не было зимы»? («Зима в Простоквашино).
28.Чем играют на скрипке? (Смычком).
29.Первый шумовой музыкальный инструмент каждого ребёнка. (Погремушка).
30.На каком инструменте играли Бабки-Ёжки из мультфильма «Летучий корабль»? (Гармошка).
31.Кто лишает музыкального слуха? (Медведь).
32.С чего начинается река? (С голубого ручейка).
33.О, чём жалеет Крокодил Гена? (К сожаленью день рожденья только раз в году).
34.В кого превратился Винни-Пух, взлетев на шарике? (В тучку).
35.Сколько педалей у аккордеона? (Ни одной).
36. Без какого музыкального инструмента не обходится ни один обед?
(Ложка)
Слово жюри
Шестой конкурс – БЛИЦ для родителей.
А теперь пришло время показать старшему поколению свои творческие способности. Для вас, дорогие родители БЛИЦ в два тура:
Тур для пап
Пантомима – необходимо изобразить предложенные музыкальные инструменты, а зрители должны угадать изображаемый инструмент.
Тур для мам
Танцы – мамы танцуют, а команды отгадывают танец.
Танец маленьких лебедей
Вальс
Танец утят
Максимальная оценка за каждый тур – три балла.
Слово жюри
Седьмой конкурс – «Песенный»
Необходимо отгадать песню по описанию и командой спеть один куплет.
Оценка за каждый правильный ответ – один балл
1.Песня о празднике, который бывает у каждого только раз в году.
(«Песенка крокодила Гены»)
2.Песня о том, что если быть весёлым и приветливым, то переменится всё вокруг («Улыбка»).
3. Песня о том, чему научатся дети, когда закончат детский сад.
(«Чему учат в школе»).
4. Песня о том, как хорошо путешествовать в весёлой компании.
(«Весёлые путешественники»).
5. Песня о хвойном дереве, которое родилось и росло в лесу
(« В лесу родилась ёлочка»).
6. Песня о голубом транспортном средстве, которое катится навстречу новым приключениям («Голубой вагон»).
Слово жюри
А теперь жюри должно посовещаться для выявления победителя нашего КВНа.
Игра со зрителями:
Песня «Если весело живется»
Слово жюри
Награждение.
Заключение
Творческая игра КВН «Музыкальная семья» показывает, что занятия в музыкальной школе - это не только ежедневный, кропотливый труд учеников, преподавателей и родителей, но обучение, при заинтересованной поддержке родителей и в игровой форме – это ИНТЕРЕСНО, ВЕСЕЛО, ЗДОРОВО!