Методическая разработка воспитательного мероприятия
«Не обижайте матерей, на матерей не обижайтесь».
Цели и задачи мероприятия:
- воспитание любви, понимания и благодарности к самому близкому
человеку - Матери;
- формирование чувства долга перед родителями и родными, культуры
сыновних и дочерних отношений;
- формировать и развивать нравственные качества учащихся;
- развитие творческих способностей и речи учащихся.
Действующие лица: ведущий, человек (главный герой) , друг, совесть (голос), автор, дети.
Слово это сроду не обманет,
В нём сокрыто жизни существо.
В нём – исток всего.
Ему конца нет.
Встаньте! Я произношу его:
«Мама!»
Р. Гамзатов
Ведущий 1.Слово «мама» - особое слово. Оно рождается вместе с человеком, сопровождает его в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели, с любовью произносит юный отрок и глубокий старец.
Ведущий 2. Место матери в жизни каждого человека особое, исключительное. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму, и нужна нам в этот миг только она.
Ведущий 1.Человек зовет мать и верит, что где бы она ни была, слышит его, сострадает и спешит на помощь.
Ведущий 2. Мать учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится о нас и оберегает. Мать следит за нашей дорогой.
Ведущий 1.Материнская любовь согревает и охраняет нас всю жизнь.
Ведущий 2. Мама, мамочка. Сколько тепла таит это слово!
Ведущий 1. Материнская любовь способна греть нас всегда, потому что дети – самое дорогое для матери.
Ведущий 2. Мама – первый учитель и друг, она всегда поймет, утешит и поможет.
Ведущий 1.Скажите, ребята, на кого похожи все матери?
- Правильно, на Богородицу. А почему?
- Верно, она несла бремя ответственности за Сына своего, Иисуса, до конца! Всю свою жизнь Она посвятила своему сыну. Именно к Богородице обращаются православные, умоляя Её о защите своих детей. Её святой Образ запечатлен человечеством в произведениях искусства, иконографии.
Ведущий 2. - Обратите внимание на глаза матери:
Г
лаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как «радость святой печали». Эти слова очень точно передают её главный смысл. Свершится то, что предначертано свыше. Грядущее неотвратимо. Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой её шею. Детские глаза устремлены к Марии, они словно ищут у неё защиты. Левой рукой Мария придерживает ребёнка, пытаясь робко защитить его от уготованной судьбы. На её строгом лице, полном душевного благородства и немой укоризны, затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в её облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.
В сознании русского человека образ Богоматери всегда был окружён ореолом чистоты, святости и жертвенной любви.
Ведущий 1.
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках,
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребёнком на руках!
От любой напасти заклиная,
Ей-то уж добра не занимать!
Нет, не БОГОМАТЕРЬ, а земная
Гордая, возвышенная МАТЬ!
Автор : За день до рождения ребёнок спросил у БОГА:
- Я не знаю, зачем я иду в этот мир, что я должен делать?
Бог ответил:
- Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой.
Он всё тебе объяснит и всему научит. Он будет охранять тебя от всех бед.
Ребёнок:
- А как, я узнаю его?
Бог:
- Он сам тебя узнает.
Ребёнок:
- Скажи, а как зовут его?
Бог:
- Ты будешь называть своего ангела - МАМА!
Автор: С тех пор прошло немало лет, ребёнок рос счастливым и любимым и вырос свободным и успешным человеком.
На сцену выходит человек и начинает говорить.
Звучит музыка Аве Мария
Человек: Ну что вы все Бог, да Бог? Вот я. Живу без этого и счастлив. У меня есть все: друзья, квартира, дача и машина. Все, что нужно свободному человеку. Да! Я свободен! Мне ничего не нужно! Счастлив я!
Совесть: Счастлив? А вспомни дом, отца и мать, их молитвы.
Человек: Ты кто? Кто ты? (испуганно)
Совесть: Я совесть твоя.
Человек: Не знал тебя я эти годы, оставь меня скорей (с неприязнью). Оставь!
Совесть: Да нет! Послушай! Настал наш час поговорить! Хочу напомнить тот страшный день, когда отец твой умирал, его слова и слезы матери.
Человек: Да замолчи ты! Замолчи! (со злобой) Я не хо-чу все это вспоминать!!! (пауза) Мама…
Совесть: А помнишь ночь, когда ты, словно вор, тайком ушел из дома? А слезы и молитвы матери, и рук ее тепло. Неужто ты забыл все это?
Человек: (с болью) Да замолчи! О! Как мне больно! А где, и как сейчас она? Мама!
Совесть: А вон твой друг детства идет. Спроси у него.
Человек: Забилось сердце, задрожал мой голос.
Совесть: А вырвались бездушные слова
Человек: Ну, как там мать? Меня хоть вспоминает?
Наверное, давно уж прокляла.
Хотел заехать все. Да время не хватает.
Сам понимаешь, то работа, то дела.
Друг: Дела, работа… Помолчал бы лучше,
Твои дела нетрудно угадать!
Я расскажу, но только сердцем слушай
Про то, как “позабыла” тебя мать.
Когда сбежал ты, мать твоя от горя
Вся поседела – ведь тобой жила!
И каждый день в любую непогоду
Шла на распутье и тебя ждала.
И простирая свои руки к Богу,
Молясь во имя пролитой крови,
Она стояла, влитая в дорогу,
Столпом надежды, веры и любви.
Ну, а когда стоять была не в силах,
Когда она в постель совсем слегла, -
Кровать к окну подвинуть попросила,
Смотрела на дорогу и ждала.
Автор: Его слова стремительным порывом
С души сорвали равнодушье враз.
Он задрожал и прошептал пугливо:
Человек: Скажи, что с ней? Она жива сейчас?
Друг: Сейчас не знаю. Уезжал – дышала.
В ее бреду услышал я слова:
“Сыночек, милый, ты пришел? Я знала!”
А ты работа, говоришь, дела.
Танец с лампадками под песню С. Лазаревой «Богомолица» (Мама)
Автор: Он побежал, подстегнутый, как плетью,
Одним желаньем, жгущим, как огнем:
Увидеть мать, не опоздать, успеть бы,
Упасть пред ней, раскаяться во всем!
Человек: Мама. (музыка, под которую человек плачет)
Автор: Да, лишь луна и звезды только знают,
Как он со стоном на могилу пал,
И мамин холмик обнимал, рыдая,
И землю по сыновьи целовал.
Человек: Ты слышишь, мамочка? Прости, родная!
Не надо, не молчи, открой уста!
Давай молиться вместе, дорогая,
Встань, мама, слышишь, умоляю, встань!
Автор: Но холм молчал, дыша могильным тленьем.
Кругом – ни звука, словно мир уснул.
Человек: Но что же делать мне?
Голоса детей: Молись, молись, молись. (шепотом, тихо)
Совесть: Молись! (властно и громко)
На сцену выходят дети со свечами в руках и обступают ЧЕЛОВЕКА со всех сторон.
Человек: Что это?
Голоса детей: Молитвы, молитвы, молитвы (тоже тихо, как шелест листвы)
Совесть: Молитвы матери! (громко)
Человек: О, сколько много их, и это обо мне.
Звучит музыка Аве Мария
Стихотворение « Помни о матери»
Коль обидел мать – проси прощенья,
Грех её, родную , обижать.
И пока она жива-
Торопись ей доброе сказать.
О тебе никто так не печалится,
Как она, страдая день и ночь,
И сердечко беспокойно мается,
Чем бы в трудный час тебе помочь?
Часто ты того не замечаешь,
Что она печальна и грустна,
Как порою словом обижаешь,
И всё ниже клонится спина.
А родной ведь надо очень мало-
Чуточку вниманья и любви,
Позови её как в детстве: «Мама».
И за плечи нежно обними.
Коль обидел мать –
Проси прощенья,
Грех её ,родную обижать,
Бог ей дал великое терпенье,
За тебя всю жизнь переживать.
З
вучит музыка Витос «Прости»
Человек становится на колени и начинает молиться
Молитва сына
Человек: Господь! Прошу, прости меня, мое неверье.
За прожитые годы Ты прости!
Прости за то, что я забыл дорогу
К родному сердцу и его любви.
Я благодарен тем молитвам, что мать моя несла к Тебе.
И благодарен я, что вечер этот стал переломным и в моей судьбе.
Тебе хочу служить я, Господи, тебе!
Человек встает с колен и уходит.
Автор: Когда я вижу пред собой картину:
Заплаканную, сгорбленную мать,
А рядом – гордого, напыщенного сына,
От всей души мне хочется сказать:
Вы, матери, имеющие сына,
Прострите руки ваши к небесам.
И верьте, что молитвы ваши в силах
Творить и после смерти чудеса!
Вы, сыновья, забывшие о Боге,
Взгляните на молящуюся мать.
И встаньте рядом, чтоб в своей дороге
Вам эти слезы не пришлось пожать!
В
се участники с зажженными лампадками в руках исполняют песню «Помолимся за родителей».
Приложение 1