СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия - тренинг "Профилактика конфликтов"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка внеклассного мероприятия - тренинга "Профилактика конфликтов" содержит несколько психологических упражнений, направленных на улучшение взаимоотношений в группе. Подходит для работы психологов, кураторов и всех, кто интересуется психологией

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия - тренинг "Профилактика конфликтов"»

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Крым

«Евпаторийский медицинский колледж»





Цикловая методическая комиссия общепрофессиональных дисциплин











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого внеклассного мероприятия


по теме:

«Профилактика конфликтов среди студентов»














г. Евпатория, 2025 г.



Автор - разработчик: Бударина О.П., преподаватель.








































РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО


ЦМК общепрофессиональных

дисциплин

Протокол №_______

от «____»___________2025 г.

Председатель_________О.В.Ищенко


Рецензия

на методическую разработку открытого внеклассного мероприятия –

по теме: «Профилактика конфликтов среди студентов»,

подготовленное преподавателем Будариной О.П.


Внеклассное мероприятие организовано для студентов 2 курсов с использованием современных технических средств обучения.

Внеклассная работа по психологии является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в колледже. Она способствует углублению знаний студентов, развитию их дарований, логического мышления, расширяют кругозор, воспитывает научно-познавательный интерес. Кроме того, внеклассная работа имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать студентов предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

Преподаватель широко использует возможности компьютерной и мультимедийной техники.

Методически верно организованная структура мероприятия предусматривает наличие художественных отступлений, неразрывно связанных с темой, реализованных при помощи видео, аудио и анимационных фрагментов.

Данная методическая разработка содержит разнообразный материал: популярно-научные данные и практические упражнения. Удачно выбрана форма проведения мероприятия. Методическая разработка рекомендована для преподавателей психологии в медицинском колледже.



____________ О.В. Ищенко, председатель ЦМК









ОТЗЫВ

на открытое внеклассное мероприятие -

по теме: «Профилактика конфликтов среди студентов»,

подготовленное преподавателем Будариной О.П.



Внеклассное мероприятие организовано для студентов 2 курсов с использованием современных технических средств обучения.

Внеклассная работа по психологии является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в колледже. Она способствует углублению знаний студентов, развитию их дарований, логического мышления, расширяют кругозор, воспитывает научно-познавательный интерес. Кроме того, внеклассная работа имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать студентов предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

Преподаватель широко использует возможности компьютерной и мультимедийной техники.

Методически верно организованная структура мероприятия предусматривает наличие художественных отступлений, неразрывно связанных с темой, реализованных при помощи видео, аудио и анимационных фрагментов.

Данная методическая разработка содержит разнообразный материал: популярно-научные данные и практические упражнения. Удачно выбрана форма проведения мероприятия. Методическая разработка рекомендована для преподавателей психологии в медицинском колледже.



_____________ Н.В. Храновская, методист высшей квалификационной категории

_____________ М.И. Петленко, преподаватель первой квалификационной категории

_____________ О.В. Ищенко, председатель ЦМК





  1. Пояснительная записка


Актуальность темы:


Сложные межличностные, конфликтные ситуации, в том числе возникающие между студентами, в первую очередь обусловлены затруднениями в общении. Человеческое общение способно стать источником проблем, неудач, волнений, стеной, разделяющих людей. Поэтому то, какими будут взаимоотношения людей, зависит от их психологической грамотности.


Главный смысл универсальных правил общения в том, чтобы создать здоровую психологическую среду, обеспечить каждому человеку комфорт в общении и тем самым создать условия для его развития и совершенствования. Путями к преодолению барьера общения являются умение прощать и определение алгоритма поведения в конфликтной ситуации, следуя которому, можно добиться наилучших последствий как для себя, так и для противоположной стороны.


Правила медицинской этики и деонтологии, знания общей и медицинской психологии, строгий самоконтроль помогут найти верное профилактическое средство, чтобы не возник конфликт.


Цели мероприятия:

  • Изучить актуальность проблемы возникновения конфликтов среди учащихся образовательного учреждения с анализом факторов риска их формирования.

  • Определить степень актуальности проблемы возникновения конфликтов для современных студентов.

  • Изучить распространенность факторов риска формирования конфликтности среди студентов.

  • Провести сравнительный анализ условий организации учебного процесса обучающихся и их взаимодействия.

    • Обосновать приоритетные направления профилактики возникновения конфликтов среди современных студентов.

    • Создать условия для личностного роста участников мероприятия и актуализации их личностных ресурсов для профилактики возникновения конфликтов, а также конструктивных способов разрешения конфликтов в межличностном общении.


Ожидаемые результаты: расширение диапазона используемых студентами стратегий в конфликте, улучшение межличностных взаимоотношений.


Материалы и оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, мячи, тетради, ручки




  1. Ход мероприятия



Организация пространства. Участники рассаживаются на стульях за длинным столом друг напротив друга.


I. Вступление.


Введение. Слово ведущего. Приветствие. Разъяснение особенностей работы в тренинговой группе.


1. «Правила нашей группы».

Цель: Выработка основных правил работы в тренинговой группе.

Время проведения: 5-10 мин.

Содержание: Ведущий озвучивает правила работы в группе. Если все правила принимаются, то утверждают их. Если же участникам не нравится какое-либо правило, то они могут обосновывать своё недовольство и предложить своё правило. Так же участники могут просто дополнить предложенные ведущим правила.


Правила:

1. Доверительный стиль общения. Предлагаем принять единую форму общения на «ты», по имени.

2. «Здесь и теперь». Во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого, и то, что происходит с нами в группе, мы обсуждаем здесь и теперь.

3. Не оцениваем друг друга. Мы не говорим: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравиться твоя манера общения». Не переходим на личности.

4.Уважение к говорящему. Когда высказывается кто-либо из членов группы, мы его внимательно слушаем, даём возможность сказать то, что он хочет. Не перебиваем его.

5.Конфиденциальность всего происходящего в группе. Всё, что происходит во время занятий, никогда, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом.

6.Активное участие в происходящем. Не замыкаемся в себе, всегда внимательны к другим, нам интересны другие люди.

7.Искренность в общении. Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим. Без обиды принимаем высказывания других членов группы.

8.Как можно больше контактов и общения с различными людьми. У каждого из нас есть определённые симпатии. Но во время занятий мы стараемся общаться со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем.

Краткое обсуждение выполнения задания. Ответы на вопросы участников.




2. Упражнение «Приветственная фраза»

Цель: сплочение группы, актуализация позитивного опыта участников.

Время проведения: 10 минут.

Содержание: Участники садятся в круг, затем один из них просит другого передать третьему какую-либо приветственную фразу. Второй участник передает третьему эту фразу, третий просит второго передать первому несколько слов благодарности, а сам тем временем просит четвертого участника передать пятому свое приветствие. Четвертый передает пятому приветствие, посланное третьим участником, тот посылает обратно благодарность и т. д. Слова привета и благодарности должны быть краткими: одна-две фразы, не более. Приблизительный вариант: «Доброе утро! Вы прекрасно выглядите!» Обратное послание: «Спасибо! Вы очень любезны».


II. Основная часть


1. Мозговой штурм «Что такое конфликт?»

Цель: актуализация представлений участников о сути конфликтов.

Время проведения: 15 минут.

Содержание: Участникам предлагается высказаться, как они понимают, что означает понятие «конфликт», какие виды, признаки, причины конфликтов и способы их разрешения они знают. Затем подводится итог озвученной информации.

«Слово «конфликт» (от лат.– conflictus – столкновение) означает столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений.

Конфликты, с психологической точки зрения, - это осознаваемое противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.

Признаки конфликта:

1. Наличие противоречий, столкновений, несовместимых взглядов, интересов, потребностей, ценностей, мотивов.

2. Противодействие сторон.

3. Эмоциональный окрас.

Типы конфликтов:

Зооконфликты (обладание пищей, особью противоположного пола, территорией, другая собственность, роль в стаде); внутриличностные; социальные (межличностные, конфликт между малыми социальными группами, между большими социальными группами, международные конфликты); скрытые (внутренние) и открытые (внешние); случайные и преднамеренные; интенсивные и стертые; кратковременные и затяжные; вертикальные, горизонтальные, смешанные; конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные); объективные и субъективные; официальные и неофициальные (формальные и неформальные) и др.


Причиной конфликта может стать любое противоречие, в том числе точка зрения, неполная или недостоверная информация, личностные особенности оппонента, стереотипы, эмоциональные, ролевые барьеры и др.


Итак, конфликты могут быть как конструктивными, так и деструктивными. В конструктивных конфликтах возникают новые связи, взаимодействия, в деструктивных - напротив, отношения разрушаются.

Но в целом конфликтные ситуации вызывают у людей определенные негативные чувства. Для того чтобы конфликты не приносили негативных последствий, их нужно уметь разрешать.

Способы разрешения конфликтов:

  • Уход (избегание): уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее. Испытываемые при этом чувства: затаенный гнев, депрессия. Обидчика игнорируют, отпускают ехидные замечания за спиной, отказываются от дальнейших отношений.

  • Приспособление (подчинение): изменение своей позиции, сглаживание противоречий, отказ от своих интересов. При этом человек подавляет свои негативные эмоции, делает вид, что все в порядке, что ничего не произошло, ругает себя за свою раздражительность, вынашивает план мести.

  • Подавление или конкуренция (силовое решение, борьба): соперничество, открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции, стремление доказать, что другой не прав, попытки перекричать его, применить физическое насилие, требование беспрекословного подчинения, попытки перехитрить, призвать на помощь союзников, шантаж разрывом отношений.

  • Компромисс: урегулирование разногласий через взаимные уступки. Поддерживаются дружеские отношения, предмет спора делится поровну.

  • Сотрудничество (поиск нового решения): в выходе из конфликта все стороны удовлетворяются полностью через нахождение замен предмета спора на равнозначные или на более ценные.


По окончании краткой информационной справки участников мероприятия просят вспомнить конфликтные ситуации, в которых они участвовали или которые они наблюдали, чем заканчивались эти противостояния, какими способами разрешались?


2 . Упражнение «Эффективное взаимодействие»

Цель: научить участников находить выход из конфликтных ситуаций приемлемыми способами.

Время проведения: 15 минут

Содержание:

1 этап. Вербальный вариант.

Группа работает парами. Один из участников каждой пары держит в руках какой-либо значимый для него предмет (книгу, часы, тетрадь с записями и т.д.). Задача второго участника состоит в том, чтобы уговорить партнера отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет только тогда, когда захочет. Затем участники меняются ролями.

2 этап. Невербальный вариант. Упражнение выполняется аналогично вербальному варианту, но с использованием только невербальных средств общения.

Обсуждение упражнения целесообразно проводить после проведения обоих этапов. В ходе обсуждения участники по кругу делятся своими впечатлениями и отвечают на вопросы: «Когда было легче просить предмет?», «Какие слова или действия партнера побудили вас отдать его?»... Некоторые участники осознают, что не умеют отказывать другим или, наоборот, о чем-то эффективно просить, при этом часто попадают в неприятные ситуации. Далее все участники обсуждают возможности использования данного упражнения в повседневной практике.


3. Упражнение «Обзывалки»

Цель: познакомить участников с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств

Время проведения: 15 минут

Содержание: участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов... Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты...». Например: «А ты - морковка!». В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты - моя радость!..». Примечание: игра будет полезна, если проводить ее в быстром темпе. Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.


4. Упражнение «Передай другому»

Цель: создать позитивную атмосферу в группе

Время проведения: 5-10 минут

Содержание: Участникам предлагается передавать предмет по кругу, но передача должна быть не просто из рук в руки, а разными способами, т.е. не повторяться.


III. Заключительная часть


1. Упражнение «Миссис Мамбл»

Цель: Упражнение направлено на то, чтобы участники могли расслабиться и посмеяться.

Время проведения: 10-15 минут

Содержание: Участники усаживаются в круг. Один из игроков должен обратиться к своему соседу справа и сказать: «Простите, вы не видели миссис Мамбл?». Сосед справа отвечает фразой: «Нет, я не видел. Но могу спросить у соседа», поворачивается к своему соседу справа и задает установленный вопрос, и так по кругу. Причем, задавая и отвечая на вопросы, нельзя показывать зубы. Поскольку выражение лица и голос очень комичны, тот, кто засмеется или покажет зубы во время диалога, выбывает из игры.


Завершение занятия.


Получение обратной связи через вопросы: «Какое настроение у участников?», «Менялось ли оно в ходе упражнений?», «Что понравилось в занятии?», «Что не понравилось?» «Что нового узнали?».


Ритуал прощания.