Цель внеклассного мероприятия: стимулирование интереса и любознательности студентов к развитию технического прогресса от древности до наших дней.
Задачи:
1. Развивать у студентов интерес к изучению общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей.
2. Развивать ответственность за работу в команде, профессиональные интересы в области техники.
Предварительная подготовка:
Разработка плана мероприятия.
Подготовка студентами сообщений.
Подготовка презентации мероприятия.
Подготовка вопросов для викторины.
Распределение студентов по командам.
Подготовка помещения.
Ход мероприятия.
Ведущий:
Знаменитых мест так много потому, что наш мир полон природных красот. А ещё в нём есть множество удивительных памятников, созданных людьми в стародавние времена, хотя нам до сих пор не совсем ясно, как им удалось это сделать. А многие удивительные сооружения построены уже в наши дни. В каждом уголке нашей планеты можно найти величественные здания, прекрасные пейзажи и знаменитые исторические места. Вот о некоторых из них мы сегодня и поговорим.
Катит свои волны море, полыхает небо, в лазурных водах Нила отражается яркое солнце Египта. На улицах его городов шумят восточные базары, течёт по улицам разноязыкая толпа туристов, гудят клаксоны автомобилей. А всего лишь в нескольких десятков километров от столицы Египта – Каира, в Гизе кажется, что время остановилось. Именно здесь расположено единственное сохранившееся до наших дней «чудо света» – пирамиды фараонов.
Студент первый:
В эпоху неолита и бронзового века появилось колесо, а несколько позже применяются рычаг и наклонная плоскость.
Регулярное применение рычага и наклонной плоскости начинается в связи со стремительными работами в древневосточных государствах.
Народы, создавшие великие цивилизации в бассейнах Нила, Тигра и Евфрата, были хорошо знакомы с такими механическими орудиями, как рычаг и клин.
На протяжении всей истории человечества во многих частях света могущественные правители возводили для себя огромные гробницы. Эти исполинские сооружения были призваны напоминать миру о величии властителей.
Первые египетские пирамиды строились примерно за четыре тысячи лет до нашей эры. На сооружение самой высокой из них – пирамиды Хеопса пошло 23 300 000 каменных блоков, средний вес которых 2,5 тонны – как большой джип. На её сооружение ушло 25 лет, так что фараон сам наблюдал за строительством. Её высота – 147 метров. Она оставалась самым высоким сооружением на земле, пока в 1887 году не построили Эйфелеву башню. Каждая из сторон этой пирамиды 230 метров – в два раза больше , чем футбольное поле. Для сооружения пирамиды требовалось не менее 4000 ремесленников и много тысяч рабочих, трудившихся за еду и одежду.

Рисунок 1. Пирамида.
Древние египтяне считали, что после смерти человек рождается снова в другом мире. Люди верили в то, что фараоны – властители Древнего Египта - снова родятся фараонами. По этой причине их тела тщательно сохранялись после смерти и помещались в пирамиды. В пирамидах находились усыпальницы, вентиляционные тоннели и коридоры.
Современные учёные утверждают, что блоки доставлялись на место строительства на специальных салазках (египтяне не знали колеса). Любопытно, что каменоломня, где добывались каменные блоки для строительства пирамид комплекса Гизы (недалеко от столицы Египта – Каира), как утверждает египетский учёный Гамаль Аттиа, расположена в районе города Асуал, то есть почти в 1000 км от пирамид. В указанной каменоломне находится гранитная плита весом1267 тонн, которую древние египтяне отпилили со всех сторон на глубину 1 м 20 см, но оставили, не выпилив со стороны дна. Причиной этого, видимо, явились две хорошо видные трещины, появившиеся, скорее всего, в процессе резки камня.

Рисунок 2. Подъем груза.
Подъём тяжестей осуществлялся с помощью наклонной плоскости. Например, наклонная дорога к пирамиде Хефрена имела подъём 45,8 метра и длину 494,6 метра. Следовательно, угол наклона к горизонту составлял около 5,3о и выигрыш в силе при поднятии тяжестей на эту высоту был значительный. Для облицовки и пригонки камней, а возможно, и при подъёме их со ступеньки на ступеньку, применялись качалки.
Пирамида… Бесчисленное множество ступеней от подножия к вершине! Для Египта – одной из древних культур Старого Света - пирамиды стали почти символом.
Ведущий:
В течение почти четырёх тысячелетий пирамида Хеопса оставалась самым высоким сооружением мира. Но развивалась наука, строительные технологии, появлялись новые материалы и появились новые небоскрёбы.
Студент второй:
Человеку всегда было свойственно стремиться ввысь. И поэтому даже в древние времена строились высотные сооружения. Чем более развитой была цивилизация, тем грандиознее были сооружения. Одним из первых, упоминающихся в легендах сооружений, была Вавилонская башня.
Как предполагают археологи Вавилонская башня состояла из 8 поставленных друг на друга башен, каждая из которых имела свой цвет; венчал их храм Бога. Это сооружение устремлялось в небо на высоту, около 100 метров и было самым высоким и грандиозным сооружением своего времени. Эту башню можно было увидеть на расстоянии около 120 километров из любой точки и, возможно, даже с того места, где сегодня на берегу Тигра располагается Багдад. Она была разрушена около 688 года до нашей эры по приказу ассирийского царя.
Следующим самым высоким сооружением была пирамида Хеопса высотой 147 метров. В этом статусе она просуществовала до 1889года, пока не появилась Эйфелева башня.
Эту башню построили в память о выставке, проходившей в Париже в 1889 году. Башню назвали в честь Густава Эйфеля – человека, построившего её.
Первоначально её высота составляла всего лишь 300 метров, но радио – и телеантенны увеличили её до 321 метра. Однако колебания температуры могут увеличить или уменьшить её на целых 15 сантиметров. Башню построили за удивительно короткий срок – всего лишь за 17 месяцев. На её сооружение ушло 6300 тонн железа.
Сегодня, когда люди думают о Париже, они вспоминают и об Эйфелевой башне. Она считается символом столицы Франции. Но в 1889 году эту башню повсеместно критиковали. Многим казалось, что она слишком современна для традиционного силуэта города.
Сегодня она используется для многих целей: для рекламы, служит маяком для самолётов, радио – и телепередатчиком. Кроме того, она главная достопримечательность страны.

Рисунок 3. Эйфелева башня
А самое высокое сооружение России – телевизионная Останкинская башня. Уникальную конструкцию построили в 1960 – 1967 годах по проекту инженера Н.В. Никитина, архитекторов Л.И.Баталова и Д.И.Бурдина.

Рисунок 4. Останкинская башня.
Высота Останкинской телебашни около 540 метров, и среди высотных построек, существующих в мире, она занимает 3 место, уступая лишь высотному зданию в Дубайе (837 метров) и телевизионной башне в Торонто ( 553 метра). Башня отличается совершенством и прочностью конструкции. Основная её часть – ствол высотой 385 метров, выполненный из монолитного железобетона; на нём помещена 155-ти метровая стальная опора для антенн. Сооружение рассчитано так, что может выдержать самый сильный ураган или восьмибальное землетрясение; его верхняя часть может отклоняться в сторону до 13 метров, а обычная амплитуда колебания – 2 – 3 метра. Необычен, оригинален и прост фундамент башни – бетонное кольцо диаметром 70 метров, шириной 9,5 метров. Углублённое всего на 4,5 метра, оно превосходно держит вес гигантской «иглы» ( более 30 000 тонн). На фундамент опираются 16 «лап», придающих сооружению фантастический облик. Подъём посетителей осуществляется 3 скоростными лифтами. На высоте около 200 метров располагается ресторан, из которого открывается панорама Москвы и её окрестностей.
Башня, лишённая каких – либо украшений, потрясает воображение не только своими размерами, но и логичностью и изяществом форм.
Ведущий:
С древних времён люди селились на берегах водоёмов, вода была основой городской и сельской жизни. Вот и пришлось людям придумывать способы преодоления водных преград.
Студент третий:
С древних времён люди селились на берегах водоёмов – морей, озёр, рек. А переправами через водные магистрали служили плоты, лодки, корабли и, конечно же, мосты. С развитием науки и техники совершенствовалось мостостроение, изобретались новые конструкции и формы мостов, применялись более прогрессивные материалы. В настоящее время существуют различные виды мостов. Кроме материала, из которого будет построен мост, при его сооружении принимают во внимание погодные условия.
1.Перекидной мост
2.Опорный мост жесткой конструкции
3.Арочный мост
4.Комбинированный арочный мост
5.Железнодорожный мост
6.Вантовый мост с двойным тросом

Рисунок 5. Виды мостов.
Подвесная конструкция особенно удобна для длинных мостов. Все самые длинные мосты в мире – такие как Хамберский или « Золотые ворота» - именно этого типа. Эти мосты свисают на тросах, протянутых между двумя башнями, и чем длиннее сам мост, тем выше должны быть башни.
Хамберский мост, строительство которого завершилось в 1981 году, воздвигнут над рекой Хамбер в Англии. Это самый длинный подвесной мост в мире, его длина – 1410 метров от одной главной опоры до другой. Если бы всю проволоку его тросов вытянуть в одну большую прямую нить, она бы растянулась на 71 тысячу километров, то есть её можно было почти дважды обернуть вокруг земли. Хамберский мост предназначен как для машин, так и для пешеходов.
Один из самых красивых мостов соединяет северную и южную части гавани Сиднея ( Австралия) . Он похож на огромную металлическую вешалку и сооружён из 52 тысяч тонн стали. Мост, на котором расположено 6 полос для движения автомобилей и одна – для велосипедистов, 2 железнодорожных полотна и дорожка для пешеходов, достигает 50 метров в ширину и является самым широким в мире.
Рисунок 6. Хамберский мост.
На судоходных реках существует много необычных вида мостов.
1.Перекидной мост, известный ещё со средних веков и применяемый при строительстве защитных сооружений городов и замков знати.
2. Сворачивающийся мост
3. Разводной мост
4. Складывающийся мост
5. Поднимающийся мост.
6. Разводной односторонний.
7. Опускающийся мост
8. Поворотный мост
9. Поднимающийся мост
10. Сдвигающийся мост
11. Опрокидывающийся мост
12. Мост – подвесная переправа.
В России много водных магистралей, поэтому строительство мостов очень актуальный вопрос в нашей стране.
Студент четвертый:
«Восьмым чудом света» называли все, кто видел Большой Каменный мост через Москву реку, построенный в 17 веке.
В начале 17 века в Москве, как и в других русских городах, расположенных на реках, мосты были «наплавные», или «живые». При замерзании и вскрытии рек эти мосты снимались, и москвичи лишались сообщения с Замоскворечьем, которое представляло собой нераздельную часть города. В правление царевны Софьи русский мастер – монах, имени которого история, к сожалению, не сохранила, взялся за строительство и в 1687 году завершил строительство моста.
Это было грандиозное сооружение. Мост состоял из семи речных и двух береговых пролётов, имея сто сорок метров длины и двадцать два метра ширины. На одном конце моста была помещена высокая каменная башня с шестью проходами, которые завершались сводами. На самом мосту располагались каменные палаты с лавками и таможнею.

Рисунок 7. Мост через Москва-реку
Позже взамен этого моста по проекту инженера К. Н. Воскобойникова был построен железный мост, за которым сохранилось название Большого Каменного моста, который существует и поныне.
Развитие железнодорожного транспорта выдвигало перед строителями много новых задач и одна из них необходимость преодоления водных преград. Мосты Петербургско – Московской дороги представляют историческую достопримечательность русского железнодорожного дела. Строил эти мосты Дмитрий Иванович Журавский, который родился и вырос в селе Белом на просторах курских полей. Окончив институт путей сообщения, он был направлен в распоряжение строительной комиссии Петербургско – Московской железной дороги.
Убедившись в необходимости решительно изменить мостовые конструкции, строившиеся до него, Журавский пришёл к мысли о целесообразности применения для моста неразрезных деревянных ферм, то – есть таких ферм, которые перекрывают несколько пролётов, не прерываясь над опорами. Одновременно Журавскому пришлось заниматься вопросом о прочности материалов, из которых делались фермы: стали и дерева. Продолжая свои исследования, Журавский разработал теорию ферм и их расчёта.

Рисунок 8. Мост Журавского.
Журавским была осуществлена постройка знаменитого металлического шпиля собора Петропавловской крепости в Петербурге взамен прежнего, деревянного. Приступая к этой работе, Журавский должен был найти способ вычисления усилий в составных частях пирамидального остова шпиля. Путём опытов над моделями учёный выяснил характер напряжений в тонкой стенке сгибающейся металлической двутавровой балки и первый в мире обнаружил явление косого скалывания.
Петропавловский шпиль – одна из достопримечательностей Петербурга – создал Журавскому славу и популярность, дошедшую и до наших дней.
В первой половине 19 века встал вопрос о необходимости сооружения постоянного моста через Неву для соединения центра Петербурга с Васильевским островом. Вопрос о строительстве был решён в 1840 году, а его сооружение было доверено русскому инженеру Станиславу Кербедзу. Строительство велось 8 лет, и в 1850 году мост был открыт для движения. Это был чугунный арочный мост с разводной, для пропуска судов, частью возле берега. Этот мост был одним из замечательнейших сооружений в Европе и, простояв около 100 лет, был перестроен в 1940 году.
Перестройка была вызвана не старостью мостовых сооружений, а необходимостью расширить разводную часть моста для пропуска больших современных судов. Сейчас этот мост носит имя лейтенанта Шмидта. При перестройке была увеличена ширина моста, разводная часть вынесена на середину. Но мостовые опоры, сооружённые, Кербедзом остались неизменными.
Сохранился анекдот, связанный с постройкой этого моста.
Когда началась постройка моста, император Николай I велел за постройку каждой опоры повышать Кербедза в следующий чин. Узнав об этом, Кербедз будто бы сделал изменения в проекте и, вместо проектировавшихся четырех опор, поставил мост на шести опорах, так что, начав строительство инженер – поручиком, закончил его инженер – генералом.
Ведущий:
В древнем Китае жили очень трудолюбивые и талантливые люди.
Ведь именно Китаю мы обязаны изобретением пороха, созданием зеркала и тончайшего и изящного фарфора. Эти люди были ещё и талантливыми строителями.
Студент пятый:
Великая китайская стена – самая длинная стена в мире. Расстояние по прямой между её двумя крайними точками равно 2400 километров, но протяжённость самой стены, которая, извиваясь словно змея, тянется по горам и холмам, стороной обходя препятствия почти 6000 километров. Если вы будете идти днём и ночью, то преодолеете это расстояние примерно за 42 дня. Её полностью невозможно увидеть с борта самолёта, зато она является единственным на Земле сооружением, которое хорошо видно из космоса. Ширина стены такова, что по ней может пройти в ряд до десяти пехотинцев или проехать пять всадников. Её высота колеблется от 6 до 9 метров. На протяжении всей её длины высятся 25000 сторожевых башен, откуда, как на ладони, видна окружающая местность.

Рисунок 9. Великая китайская стена.
Впервые стена была построена в 5 веке до нашей эры, но вскоре разрушилась. В 221 году до нашей эры в правление могущественного императора Ши Хуан Ди она была восстановлена, чтобы оградить страну от набегов кочевых племён. Однако непреодолимая преграда на самом деле не спасала от нападения врагов. Стена, например, не смутила закалённоё в боях войско Чингисхана. А последний успешный штурм стены был предпринят в 1933 году, когда на территорию Китая вторглись японцы.
В течение 10 лет сотни тысяч солдат и крестьян строили Великую Китайскую стену. Сначала возводились два бревенчатых частокола на расстоянии 7 метров, а затем пространство между ними заполнялось землёй, которая утрамбовывалась до твёрдости , не уступающей камню . Первоначально стены возводились из нескольких слоёв плотно утрамбованной земли и прутьев. Император часто наблюдал, как идёт строительство. Если рабочий оставлял в стене щель размером с ноготь, его казнили. Позднее стена поддерживалась в более или менее исправном состоянии, и лишь во второй половине 16 века её снаружи укрепили кирпичом- в таком виде она простояла до наших дней.
Великая стена идёт от Ляодунского пролива вглубь страны примерно по 30й географической параллели. Казалось бы, что в этом особенного? Но известно, что экватор делит Землю на две части, но не поровну. К северу площадь суши значительно больше. А если провести линию « мнимого» экватора, делящего планету ровно пополам, то он пройдёт примерно по 30й параллели и не будет таким же ровным как экватор настоящий. Именно по зигзагообразному « мнимому» экватору тянется Китайская стена, а если провести его дальше - он пройдёт и через пирамиды в Гизе.
Сейчас традиционное представление о назначении китайской стены оспариваются учёными. Существует множество версий и предположений, но ни одно из них не получило пока бесспорных доказательств.
Ведущий:
Наш мир полон удивительных вещей. Разные страны имеют присущие только им особенности и достопримечательности, которые невозможно найти в другой стране. Мы сегодня только чуть – чуть приподняли завесу и рассказали о некоторых интересных, удивительных и знаменитых инженерных сооружениях мира.
Проведение викторины.
Вопрос. К какому типу мостов относится Кировский мост в г. Курске через реку Тускарь?
Ответ. Опорный мост жёсткой конструкции.
Вопрос. Венеция – итальянский город, расположенный на 118 островах. Его улицы – это каналы, а средства передвижения – специальные лодки – гондолы. Для перехода с правой стороны улицы на левую существуют 466 мостов. А какой город, расположенный в Европе называют Северной Венецией?
Ответ. Санкт – Петербург.
Вопрос. Где, кроме Египта, существуют ещё пирамиды?
Ответ. Южная и Центральная Америка, Китай.
Вопрос. На Ивановской площади Московского Кремля установлен уникальнейший образец вооружения, созданный русскими мастерами – Царь – пушка. А во время какой войны она использовалась?
Ответ. Не участвовала ни в каких сражениях.
Вопрос. Какое известное Курское учебное заведение расположено на улице Садовая?
Ответ. ОБПОУ «КЭМТ»
Вопрос. На коньках в северной Европе катались ещё 3000 лет назад. Из какого материала были сделаны первые полозья?
Ответ. Кость.
Вопрос. В бесплатном училище Таганрога он обучался сапожному и портному делу, стал врачом, а прославился как литератор. Кто он?
Ответ. А.П.Чехов
Вопрос. Сталь и чугун – это сплав железа с углеродом и постоянными примесями. А в чём между ними разница?
Ответ. Сталь содержит углерода ≤2,14%, а в чугуне больше 2,14%.
Вопрос. Сколько нулей в одном миллиарде?
Ответ. Девять.
Вопрос. Назовите последний день ХХ века.
Ответ.31 декабря 2000 г.
Вопрос. Перечислите по порядку цвета российского флага снизу вверх.
Ответ. Красный, синий, белый.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Список использованных источников
Забелин И.Е. История города Москвы, – М.: Столица, 2007. – 688с.
- Справочник необходимых познаний, – Пермь.: Вся Пермь. Алгос-Пресс, 1995. – 512 с.
- Словари и энциклопедии на Академике – [Электронный ресурс] URL:
https://dikc.academic.ru
Энциклопедия Мой Курск [Электронный ресурс] URL: – http://www.kva.kursk.ru
10