Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
Проект: «День именинника. Осенние посиделки».
Санкт-Петербург
2019
Автор проекта Хоменко Вера Григорьевна – учитель начальных классов гимназии №446 Колпинского района Санкт-Петербурга, коллектив родителей и учеников 3Б класса данной гимназии.
Пояснительная записка
Актуальность и значимость представляемого проекта заключается в необходимости формирования духовного мира современного школьника, живущего в окружении ценностей более материальных, чем духовных. Детям нужна помощь в формировании необходимого запаса эмоций, развитии коммуникативных качеств. Неоценимую роль в этом оказывает русский фольклор.Самая же яркая и действенная форма фольклорной организации – праздник. Фольклорный праздник - это большая игра, редко предполагающая деление на «зрителей» и «артистов», т.к. обязательное условие – массовость. Кульминационные моменты праздника – совместное пение, общие игры, танцы, коллективное чаепитие… Это незаменимые способы единения детей, педагогов и родителей, когда каждый участник праздника чувствует себя причастным к всеобщему.
Цели и задачи внедрения проекта в деятельность ОУ
Цель:
Воспитание патриотизма,
- через народное искусство познакомить детей с историей, народными традициями и обычаями нашей Родины, способствовать развитию их познавательной и творческой активности,
- формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся;
- сохранение преемственности поколений;
- развитие навыков проектно - исследовательской деятельности.
Задачи:
1.Воспитание любви к родному краю, знакомство детей с характерными особенностями русского фольклора;
2.Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край;
3.Развитие творческих способностей детей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности на основе разных жанров русского фольклора.
4. Расширять кругозор детей об истории и быте России.
5. Воспитывать живой интерес к русскому фольклору.
6. Развивать коммуникативные качества.
Этапы реализации проекта
1.Подготовительный этап (сентябрь-ноябрь 2019г.)
После первого классного праздника «День летних именинников», решили проводить такие КТД в конце каждого сезона. На этих днях именинников будем поздравлять всех детей, которые родились в этот сезон. Праздник должен нести не только праздничную, но и познавательную направленность. В первом классе решили за ведущую направленность взять русские народные праздники, обычаи, традиции. Русский народ всегда славился своим гостеприимством.Одним из самых известных осенних праздников были осенние посиделки, которые проводились в конце осени, когда весь урожай был собран.Вот мы и решили сделать день осенних именинников в форме осенних посиделок.
План работы 1 этапа
№ | Мероприятия | Сроки | Исполнители |
1 2 | Знакомство с русским народным творчеством: песни. Шутки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки, частушки и т.д. Сбор информации о жизни наших предков: жилища, утварь, одежда, обряды, традиции. | Сентябрь- ноябрь | Ученики Родители учителя |
II.Этап реализации проекта (сентябрь-ноябрь 2019г.)
Сначала учащиеся разговаривают с учителями, ходят в школьную библиотеку и делятся друг с другом своими впечатлениями, организовываем выставку рисунков. Затем на классном часе составляем возможные вопросы для интервью по сбору информации о наших предках, потом обсуждаем и выбираем только важные вопросы. После этого каждый начинает сбор информации у своих родителей. Оказалось, что большинство пап совсем ничего не знают о традициях и быте русского народа. Да и некоторые мамы тоже немного могут рассказать по интересующему нас вопросу. Поэтому многим ребятам приходится обращаться к своим бабушкам, дедушкам и другим родственникам. Не во всех семьях сохранились старые фотографии, предметы быта. Посещаем музей этнографии. Вместе с родителями продумываем дизайн костюмов. Родители шьют костюмы. Ищем и разучиваем русские народные песни, хороводы, частушки.
План работы 2 этапа.
1 | Посещение этнографического музея | октябрь | Ученики, родители |
2. | Посещение школьного музея педагогической памяти «История пера и чернильницы» | октябрь | Ученики, учитель |
3. | «Тайна бабушкиного сундука»- беседа с родственниками. Изготовление русского костюма (его атрибутов) для участия | Октябрь Ноябрь | Ученики |
4. | Разучиваем песни, частушки, загадки, прибаутки и т.д. Оформляем кабинет к празднику: декорации горницы с необходимой мебелью, предметами обихода. | ноябрь | Ученики родители, учитель |
5. | Собираем материал, который можно использовать для составления литературно-музыкальной композиции и оформления класса. | Октябрь-ноябрь | Ученики родители, учитель |
III.Заключительный этап (январь 2019 г.)
28 ноября прошла литературно-музыкальная композиция «Осенние посиделки», в которой приняли участие ученики, учителя и родители учащихся 1Б класса.
1.подвели итоги работы над проектом.
План работы 3 этапа.
6 | Репетируем и показываем выступление своим родителям, ученикам начальных классов | ноябрь | Ученики, учитель |
Планируемые результаты
Для учащихся:
- через народное искусство познакомить детей с историей, народными традициями и обычаями нашей Родины, способствовать развитию их познавательной и творческой активности.
- Создать презентацию «Быт древней Руси».
- Пополнить коллекцию фольклорных аудиозаписей.
-Приготовить атрибуты для русских народных игр, хороводов, инструменты для оркестра. Разучивание русских народных песен, игр, хороводов.
-научиться находить, анализировать, обрабатывать информацию;
- научиться работать в команде, быть лидером; выполнять разные роли и обязанности; продуктивно взаимодействовать с другими; уметь сопереживать; уважать различные мнения
-удовлетворенность от общения с родителями, родственниками, одноклассниками.
-привить уважительное отношение к пожилым людям
Для родителей:
- через народное искусство познакомить родителей с историей, народными традициями и обычаями нашей Родины, способствовать развитию их познавательной и творческой активности.
-удовлетворенность от общения с детьми, родственниками, ветеранами войны. -закрепить уважительное отношение к пожилым людям.
Для педагогов:
-возможность посмотреть на способности детей во внеурочной деятельности, раскрыть их таланты, способности.
- получить удовольствие от общения со всеми участниками проекта.
Будет разработана литературно-музыкальная композиция, с которой ученики выступят перед учениками начальных классов.
Ресурсы необходимые для реализации проекта
Для реализации проекта была создана группа из родителей, учителей и учеников 1Б класса, которая работала над проектом и воплощала его в жизнь.
Так как проект затрагивал тему быта и традиций наших предков, необходимы былирусские национальные костюмы. Костюмы шилась родителями, покупалась, брали напрокат у знакомых, друзей. Школа тесно сотрудничает с Домом Молодежи и Творчества, где есть театральные коллективы, которые помогли с костюмами. Русский народный костюм и головной убор обсуждался и комплектовался индивидуально с каждым участником программы. Помогли родители и бабушки с дедушками. Декорации делали сами и приносили из дома. Очень помогли бабушки и дедушки - поделились домашней утварью и предметами домашнего обихода.
Использовали технику: мультимедийное оборудование, компьютер, экран.
Финансовые затраты составили 3000 рублей на приобретение призов в виде бубликов, баранки, леденцы, чай, салфетки, одноразовая посуда и т.д.
Критерий оценки полученных результатов
правильность расчета времени мероприятия:
- своевременное начало и завершение мероприятия;
- присутствовала ли смена видов деятельности детей;
- соответствие содержания занятия поставленной цели;
- познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;
- эмоциональная насыщенность;
- интерес учащихся к занятию;
- активность учащихся;
- доброжелательность,
- взаимоуважение,
- педагогический такт.
Возможные риски
Затруднения учащихся | Педагогические действия |
Учащиеся не имеют опыта проведения интервью | тренинги по заполнению анкет совместная разработка опросников тренинги общения |
Учащиеся плохо владеют навыками сбора и обработки информации | использование образцов редактирование отработка навыка работы на ПК в режимах Word и PowerPoint |
Недостаточно развиты оформительские навыки | организация взаимопомощи, взаимообучения |
Отсутствие помощи со стороны родителей | мотивирование родителей на совместную деятельность |
Затруднение с приобретением русских национальных костюмов. | Взаимодействие с учреждениями доп.образования, мотивировать родителей на приобретение элементов русских национальных костюмов в магазинах или самостоятельно сшить форму. |
Затруднение с подбором музыкального сопровождения | Взаимодействие с учителями музыки и доп.образования. |
Заключение:
Данный продукт можно использовать в других образовательных учреждениях. Эту композицию можно использовать для работы с детьми по краеведению, в организации работы по фольклору, учреждениям, работающим в эмоционально-ценностной образовательной практике, на праздниках, во Дворце Культуры и на сцене городского парка.В ходе проекта дети прикоснулись к культурно-историческому наследию: познакомились со старинными русскими песнями, пословицами, поговорками, обычаями и традициями.
Продукт
Литературно - музыкальная композиция (сценарий, фото и видео отчет прилагается).
ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ. ДЕНЬ ОСЕННИХ ИМЕНИННИКОВ.
1-й вед.:Здравствуйте гости дорогие!
2-й вед.:Здравствуйте маленькие и большие!
1-й вед.:На завалинке сегодня
Собрался честной народ,
Чтоб на русских посиделках
Петь, водить всем хоровод
2 вед. Проходите, не стесняйтесь,
Тут и там располагайтесь!
1вед.Гости в доме – нам почет,
Может, кто ещѐ придѐт?
2вед.Любят люди посиделки,
Собирается народ.
Кто принѐс свои поделки,
Кто собрался в хоровод.
1вед.Будем песни петь,
На людей смотреть,
Да себя показывать,
Да загадки сказывать!
2 ведущий: Добро пожаловать на наш праздник!
1 ведущий: Гости в избу, красному гостю - красное место.
2 ведущий: Чайку покушать и гармошку послушать, милости просим.
1 ученик…..Не беспокойся, Хозяюшка, мы дома не лежим, а в гостях не стоим.
2 ученик…. Гости люди подневольные, где посадят, там и сядут.
3 ученик
От поколения старшего важны обряды и слова
Из прошлого, из нашего.
И потому принять изволь, тот, кто, пришёл на посиделки
На этой праздничной тарелке из наших рук и хлеб и соль.
На красивом рушнике, девушка выносит каравай.
Низко кланяются на все стороны и подносят хлеб, соль по кругу.
Обойдя всех присутствующих, ведущие кланяются, ставят каравай и на стол.
4
ученик
На завалинке в светёлке иль на бревнышках, каких
Собирались посиделки пожилых и молодых.
При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели да водили хоровод.
5 ученик
Добрым чаем угощались с мёдом, явно без конфет,
Как и нынче мы общались, без общенья жизни нет.
А играли как! В горелки, ах горелки хороши.
Словом, эти посиделки были праздником души.
6 ученик
Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир:
Нынче все мы по сусекам личных дач, квартир своих.
Наш досуг порою мелок, и чего там говорить,
Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить.
7 ученик
Если вы в своей тарелке, и пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки провести вот здесь, сейчас.
Огонёк души не тухнет, ничего нет в жизни вдруг.
Вспомни радость русской кухни, дедов искренний досуг.
1 ведущий: Отдых - это не безделки.
2 ведущий: Время игр и новостей,
3 ведущий: Начинаем посиделки,
4 ведущий: Открываем посиделки.
Вместе: для друзей и для гостей.
2-й вед.:На завалинке сегодня
Праздник радостный вас ждет,
Вижу, чтобы вас потешить,
К нам оркестр сюда идет.
Игра «Шумовой оркестр».
2-й вед.:На завалинке народ
Песни русские поет.
Эй, ребята, не зевай,
С нами вместе подпевай.
«Ах вы сени, мои сени…»Хоровод «Во поле береза стояла»
1-й вед.:У кого душа не узкая,
Всех кто любит пляску русскую
Пляски, а не танцы бальные,
Не интернациональные,
Выходи без лишних слов,
Будет конкурс плясунов.
Конкурс «Танцевальный».
2 ведущий:
Ох, попели, поплясали, отдохнуть теперь пора.
1 ведущий:
Небылицы в лицах сидят в светлицах,
Щелкают орешки да творят насмешки.
Хотите знать какие? А вот такие.
Выходят девочки и мальчики в русских костюмах, разыгрывают сценки.
Ученики…
1.Федул, что губы надул?
- Кафтан прожѐг.
- Можно зашить?
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Один ворот остался.
2. - Фома, что из леса идѐшь?
- Да медведя поймал.
- Так веди его сюда!
-Да он не идѐт.
- Так сам иди!
-Да он меня не пускает!
3. - Сынок, сходи за водицей на речку!
- Брюхо болит!
- Сынок, иди кашу есть!
- Что ж раз мать велит – надо идти!
1 ведущий: Предлагаем вам сыграть в русские народные игры.
Играют в русские игры:
"
Бой петухов".
Условия игры:На полу начерчен мелом круг.В него становятся 2 игрока.Одна рука за спиной, одна нога согнута - поза боевого петуха.Задача - вытолкнуть соперника за круг!Нельзя! Вставать на две ноги и отпускать руку из-за спины.
2-й вед.:Какие же посиделки без чая. Гости посидят, песни попоют, чаю прихлебнут. И выпьют чайку по – нашему по-русски. А как? (Самовар, чай в блюдцах)
Ученик…Чай пришел к нам из Китая, где был известен еще 4700 лет назад. Но у нас в России чай появился только в 17 веке. Причем вначале он не имел большого успеха у русского народа, потому что, во-первых, был очень дорог, а во-вторых, мало кто знал, как его надо заваривать. Только в конце 19 века чай стал широко распространяться по России, стали открываться чайные, люди приглашали друг друга в гости не просто так, а на чай. Чай входит в пословицы, поговорки, сказки.
Поговорки:
1. Чай не пьешь – какая сила, чай попил – совсем ослаб.
2. Чайку покушать, да органчика послушать.
3. Выпей чайку – забудешь тоску.
Игра «Сложи пословицу».
Команды получают разрезанную на отдельные слова пословицу о чае и складывают ее на скорость.
1. От чая лиха не бывает.
2. Чай пить – не дрова рубить.
1-й вед.: А вот интересно, как же надо заваривать чай? (Ответы детей).
Ученик… Русские традиционно заваривают чай следующим образом. Чистый заварной чайник споласкивают крутым кипятком и слегка обсушивают. Накладывают в него чай из расчета 1 чайная ложка на стакан, заливают кипятком, накрывают салфеткой и ставят минут на пять. Когда чай настоится, его наливают в стакан и разбавляют кипятком.
Специфическая черта русского чаепития – разбавлять заварку кипятком непосредственно в чашке. Поэтому в русском чаепитии принимает участие сосуд для кипятка. Раньше с этим прекрасно справлялись самовары. А сейчас кипяток наливают прямо из чайника, в котором он вскипел.
2-й вед.: И конечно к чаю подавались различные угощения. Давайте сейчас отгадаем загадки, которые так или иначе относятся к чаю.
Конкурс «Загадочный».
1. Был листок зеленым – 2. Стоит толстячок,
Черным стал, томленым, Подбоченивши бочок,
Был листочек зубчатым- Шипит и кипит,
Стал листочек трубчатым. Всем чай пить велит.
Был он на лозине-(самовар)
Стал он в магазине.
(чай)
3. Кольцо не простое, 4. В брюхе баня,
Кольцо золотое, В носу решето,
Блестящее, хрустящее. На голове пуговицаВсем на загляденье… Одна рука, Да и та на спине. Ну и объеденье.
(бублик) (чайник)
5. Возьму пышно, 6. Четыре ноги,
Сделаю гладко, Два уха,
Брошу в пламень, Один нос
Будет как камень. Да брюхо.
(пирог) (самовар)
7. Бел, как снег, 8. Что на сковородку наливают
В чести у всех, да вчетверо сгибают? (блин)
В рот попал - Там и пропал .(сахар)
9. Черненько, 10. На железном мостуГоряченько, а все любят.головешки растут.
(чай) (оладьи)
11. Меня бьют, колотят, режут, 12. Бежали овцы по калинову . мосту, А я все терплю, людям служу. Увидели зарю, покидались в воду
(хлеб) (пельмени)
2 ведущий: Но на посиделках не только загадки загадывали, но и частушки и песни пели. Выходят 6-7 девчонок и мальчишек, поют частушки. Кто кого перепоёт.
Обожают петь частушки!
Кто смешнее пропоѐт,
Тому похлопает народ!
И хороших, и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.
Шел деревней — девки спали,
Заиграл в гармошку — встали,
Встали, пробудилися,
Окна растворилися.
.Чай пила,
Самоварничала.
Всю посуду перебила —
Накухарничала.
.Ой, топни, нога,
Не жалей сапога,
Тятька новые сошьет
Или эти подошьет.
У меня фигурка тонка
И высокий каблучок.
Я не буду есть котлеты,
Мне пожарьте кабачок!
Посадил он мне горох,
Ну а я для Сенечки
Сею в поле семечки.
Я с заглавной буквы «вова»
Не намерена писать,
Пусть сначала перестанет
Нас, девчонок, обижать!
«Будешь есть?»-спросили Люду,
Отвечает Люда: «Буду!»
«Помоги на стол собрать»
«Я же дочка, а не мать».
Обожаю я бабулю,
Она самый высший класс!
Все расскажет и покажет,
И всегда накормит нас!
Пирожки ее, котлеты,
Уплетаем за беседой!
И чайком напоит нас,
Моя бабушка сейчас!
Ох, деревья пожелтели,
На ветру качаются.
Ох, каникулы всегда
Быстро так кончаются!
Хорошо ли плохо ли,
А теперь мы вас попросим
Чтобы вы похлопали!
1ведущий.
Там, где шутки звучат,
Там, где ложки стучат,
Парочками сходимся,
В «Ручеѐк» становимся!
2ведущий
Всем огромное спасибо
За весѐлый «Ручеек»!
А пока мы веселились,
Приготовился чаѐк.
1-й вед.: Гостям рада, что пришли,
Для нас времечко нашли.
Были здесь у нас забавы,
Представления на славу.
Мы потешить вас спешили,
Может быть и рассмешили.
И
вернулись как во сне,
К нашей русской старине.
2ведущий. На завалинке сегодня
Отдохнули вместе мы,
Вспомнив песни, игры, шутки
Нашей русской старины.
2-й вед.: Мы делились новостями
Мы старались вас развлечь
И прощаясь, мы с гостями,
Говорим: до новых встреч!
Подарки именникам дарим под песню «каравай-каравай» с хороводом в конце праздника перед чаепитием. Четверостишие (перед началом хоровода продумаем)
Если взрослые выучат песню и найдем оранжировку, то можно спеть:
Надежда Кадышева и ансамбль “Золотое кольцо” – “С днем рождения”
От берёз упали розовые тени
И кукушки где-то слышен плач
Пусть поменьше в жизни будет огорчений
Пусть побольше будет в ней удач.
Припев:
Так с Днём Рождения, друг мой, с Днём Рождения
Поздравляют все тебя друзья
Море счастья, радости, мгновения
Всё сегодня только для тебя.
За окошком – вёсны, за окошком – зимы
Вдаль уносят годы журавли
Пусть судьбою нашей будем мы хранимы
На дороге жизни и любви.
Припев.
Так с Днём Рождения, друг мой, с Днём Рождения
Поздравляют все тебя друзья
Море счастья, радости, мгновения
Всё сегодня только для тебя.
От берёз упали розовые тени
И кукушки где-то слышен плач
Пусть поменьше в жизни будет огорчений
Пусть побольше будет в ней удач.
Припев.
Так с Днём Рождения, друг мой, с Днём Рождения
Поздравляют все тебя друзья
Море счастья, радости, мгновения
Всё сегодня только для тебя.