СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного занятия "Осенние посиделки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский народ всегда славился своими традициями и гостеприимством. Народ умел не только хорошо трудиться, но и хорошо отдыхать.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного занятия "Осенние посиделки"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга















Проект: «День именинника. Осенние посиделки».











Санкт-Петербург

2019









Автор проекта Хоменко Вера Григорьевна – учитель начальных классов гимназии №446 Колпинского района Санкт-Петербурга, коллектив родителей и учеников 3Б класса данной гимназии.





















































Пояснительная записка


Актуальность и значимость представляемого проекта заключается в необходимости формирования духовного мира современного школьника, живущего в окружении ценностей более материальных, чем духовных. Детям нужна помощь в формировании необходимого запаса эмоций, развитии коммуникативных качеств. Неоценимую роль в этом оказывает русский фольклор.Самая же яркая и действенная форма фольклорной организации – праздник. Фольклорный праздник - это большая игра, редко предполагающая деление на «зрителей» и «артистов», т.к. обязательное условие – массовость. Кульминационные моменты праздника – совместное пение, общие игры, танцы, коллективное чаепитие… Это незаменимые способы единения детей, педагогов и родителей, когда каждый участник праздника чувствует себя причастным к всеобщему.


Цели и задачи внедрения проекта в деятельность ОУ


Цель:

Воспитание патриотизма,

- через народное искусство познакомить детей с историей, народными традициями и обычаями нашей Родины, способствовать развитию их познавательной и творческой активности,

- формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся;

- сохранение преемственности поколений;

- развитие навыков проектно - исследовательской деятельности.


Задачи:

1.Воспитание любви к родному краю, знакомство детей с характерными особенностями русского фольклора;

2.Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край;

3.Развитие творческих способностей детей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности на основе разных жанров русского фольклора.

4. Расширять кругозор детей об истории и быте России.

5. Воспитывать живой интерес к русскому фольклору.

6. Развивать коммуникативные качества.


Этапы реализации проекта


1.Подготовительный этап (сентябрь-ноябрь 2019г.)

После первого классного праздника «День летних именинников», решили проводить такие КТД в конце каждого сезона. На этих днях именинников будем поздравлять всех детей, которые родились в этот сезон. Праздник должен нести не только праздничную, но и познавательную направленность. В первом классе решили за ведущую направленность взять русские народные праздники, обычаи, традиции. Русский народ всегда славился своим гостеприимством.Одним из самых известных осенних праздников были осенние посиделки, которые проводились в конце осени, когда весь урожай был собран.Вот мы и решили сделать день осенних именинников в форме осенних посиделок.





План работы 1 этапа

Мероприятия

Сроки

Исполнители

1


2

Знакомство с русским народным творчеством: песни. Шутки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки, частушки и т.д.

Сбор информации о жизни наших предков: жилища, утварь, одежда, обряды, традиции.

Сентябрь-

ноябрь

Ученики

Родители

учителя


II.Этап реализации проекта (сентябрь-ноябрь 2019г.)

Сначала учащиеся разговаривают с учителями, ходят в школьную библиотеку и делятся друг с другом своими впечатлениями, организовываем выставку рисунков. Затем на классном часе составляем возможные вопросы для интервью по сбору информации о наших предках, потом обсуждаем и выбираем только важные вопросы. После этого каждый начинает сбор информации у своих родителей. Оказалось, что большинство пап совсем ничего не знают о традициях и быте русского народа. Да и некоторые мамы тоже немного могут рассказать по интересующему нас вопросу. Поэтому многим ребятам приходится обращаться к своим бабушкам, дедушкам и другим родственникам. Не во всех семьях сохранились старые фотографии, предметы быта. Посещаем музей этнографии. Вместе с родителями продумываем дизайн костюмов. Родители шьют костюмы. Ищем и разучиваем русские народные песни, хороводы, частушки.

План работы 2 этапа.

1

Посещение этнографического музея

октябрь

Ученики, родители

2.

Посещение школьного музея педагогической памяти «История пера и чернильницы»

октябрь

Ученики, учитель

3.

«Тайна бабушкиного сундука»- беседа с родственниками. Изготовление русского костюма (его атрибутов) для участия

Октябрь

Ноябрь

Ученики

4.

Разучиваем песни, частушки, загадки, прибаутки и т.д. Оформляем кабинет к празднику: декорации горницы с необходимой мебелью, предметами обихода.

ноябрь

Ученики родители, учитель

5.

Собираем материал, который можно использовать для составления литературно-музыкальной композиции и оформления класса.

Октябрь-ноябрь

Ученики родители, учитель



III.Заключительный этап (январь 2019 г.)

28 ноября прошла литературно-музыкальная композиция «Осенние посиделки», в которой приняли участие ученики, учителя и родители учащихся 1Б класса.

1.подвели итоги работы над проектом.


План работы 3 этапа.

6

Репетируем и показываем выступление своим родителям, ученикам начальных классов

ноябрь

Ученики, учитель



Планируемые результаты


Для учащихся:

- через народное искусство познакомить детей с историей, народными традициями и обычаями нашей Родины, способствовать развитию их познавательной и творческой активности.

- Создать презентацию «Быт древней Руси».

- Пополнить коллекцию фольклорных аудиозаписей.

-Приготовить атрибуты для русских народных игр, хороводов, инструменты для оркестра. Разучивание русских народных песен, игр, хороводов.

-научиться находить, анализировать, обрабатывать информацию;

- научиться работать в команде, быть лидером; выполнять разные роли и обязанности; продуктивно взаимодействовать с другими; уметь сопереживать; уважать различные мнения

-удовлетворенность от общения с родителями, родственниками, одноклассниками.

-привить уважительное отношение к пожилым людям


Для родителей:

- через народное искусство познакомить родителей с историей, народными традициями и обычаями нашей Родины, способствовать развитию их познавательной и творческой активности.

-удовлетворенность от общения с детьми, родственниками, ветеранами войны. -закрепить уважительное отношение к пожилым людям.


Для педагогов:

-возможность посмотреть на способности детей во внеурочной деятельности, раскрыть их таланты, способности.

- получить удовольствие от общения со всеми участниками проекта.

Будет разработана литературно-музыкальная композиция, с которой ученики выступят перед учениками начальных классов.


Ресурсы необходимые для реализации проекта


Для реализации проекта была создана группа из родителей, учителей и учеников 1Б класса, которая работала над проектом и воплощала его в жизнь.

Так как проект затрагивал тему быта и традиций наших предков, необходимы былирусские национальные костюмы. Костюмы шилась родителями, покупалась, брали напрокат у знакомых, друзей. Школа тесно сотрудничает с Домом Молодежи и Творчества, где есть театральные коллективы, которые помогли с костюмами. Русский народный костюм и головной убор обсуждался и комплектовался индивидуально с каждым участником программы. Помогли родители и бабушки с дедушками. Декорации делали сами и приносили из дома. Очень помогли бабушки и дедушки - поделились домашней утварью и предметами домашнего обихода.

Использовали технику: мультимедийное оборудование, компьютер, экран.

Финансовые затраты составили 3000 рублей на приобретение призов в виде бубликов, баранки, леденцы, чай, салфетки, одноразовая посуда и т.д.


Критерий оценки полученных результатов


правильность расчета времени мероприятия:

- своевременное начало и завершение мероприятия;

- присутствовала ли смена видов деятельности детей;

- соответствие содержания занятия поставленной цели;

- познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;

- эмоциональная насыщенность;

- интерес учащихся к занятию;

- активность учащихся;

- доброжелательность,

- взаимоуважение,

- педагогический такт.


Возможные риски


Затруднения учащихся

Педагогические действия

Учащиеся не имеют опыта проведения интервью

тренинги по заполнению анкет
совместная разработка опросников
тренинги общения

Учащиеся плохо владеют навыками сбора и обработки информации

использование образцов
редактирование
отработка навыка работы на ПК в режимах Word и PowerPoint

Недостаточно развиты оформительские навыки

организация взаимопомощи, взаимообучения

Отсутствие помощи со стороны родителей

мотивирование родителей на совместную деятельность

Затруднение с приобретением русских национальных костюмов.

Взаимодействие с учреждениями доп.образования, мотивировать родителей на приобретение элементов русских национальных костюмов в магазинах или самостоятельно сшить форму.

Затруднение с подбором музыкального сопровождения

Взаимодействие с учителями музыки и доп.образования.


Заключение:

Данный продукт можно использовать в других образовательных учреждениях. Эту композицию можно использовать для работы с детьми по краеведению, в организации работы по фольклору, учреждениям, работающим в эмоционально-ценностной образовательной практике, на праздниках, во Дворце Культуры и на сцене городского парка.В ходе проекта дети прикоснулись к культурно-историческому наследию: познакомились со старинными русскими песнями, пословицами, поговорками, обычаями и традициями.


Продукт

Литературно - музыкальная композиция (сценарий, фото и видео отчет прилагается).


ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ. ДЕНЬ ОСЕННИХ ИМЕНИННИКОВ.


1-й вед.:Здравствуйте гости дорогие!

2-й вед.:Здравствуйте маленькие и большие!

1-й вед.:На завалинке сегодня

Собрался честной народ,

Чтоб на русских посиделках

Петь, водить всем хоровод

2 вед. Проходите, не стесняйтесь,

Тут и там располагайтесь!

1вед.Гости в доме – нам почет,

Может, кто ещѐ придѐт?

2вед.Любят люди посиделки,

Собирается народ.

Кто принѐс свои поделки,

Кто собрался в хоровод.

1вед.Будем песни петь,

На людей смотреть,

Да себя показывать,

Да загадки сказывать!

2 ведущий: Добро пожаловать на наш праздник!

1 ведущий: Гости в избу, красному гостю - красное место.

2 ведущий: Чайку покушать и гармошку послушать, милости просим.

1 ученик…..Не беспокойся, Хозяюшка, мы дома не лежим, а в гостях не стоим.

2 ученик…. Гости люди подневольные, где посадят, там и сядут.

3 ученик

От поколения старшего важны обряды и слова
Из прошлого, из нашего.
И потому принять изволь, тот, кто, пришёл на посиделки
На этой праздничной тарелке из наших рук и хлеб и соль.

На красивом рушнике, девушка выносит каравай.

Низко кланяются на все стороны и подносят хлеб, соль по кругу.

Обойдя всех присутствующих, ведущие кланяются, ставят каравай и на стол.

4 ученик

На завалинке в светёлке иль на бревнышках, каких
Собирались посиделки пожилых и молодых.
При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели да водили хоровод.

5 ученик

Добрым чаем угощались с мёдом, явно без конфет,
Как и нынче мы общались, без общенья жизни нет.
А играли как! В горелки, ах горелки хороши.
Словом, эти посиделки были праздником души.

6 ученик

Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир:
Нынче все мы по сусекам личных дач, квартир своих.
Наш досуг порою мелок, и чего там говорить,
Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить.

7 ученик

Если вы в своей тарелке, и пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки провести вот здесь, сейчас.
Огонёк души не тухнет, ничего нет в жизни вдруг.
Вспомни радость русской кухни, дедов искренний досуг.

1 ведущий: Отдых - это не безделки.

2 ведущий: Время игр и новостей,

3 ведущий: Начинаем посиделки,

4 ведущий: Открываем посиделки.

Вместе: для друзей и для гостей.

2-й вед.:На завалинке сегодня

Праздник радостный вас ждет,

Вижу, чтобы вас потешить,

К нам оркестр сюда идет.

Игра «Шумовой оркестр».

2-й вед.:На завалинке народ

Песни русские поет.

Эй, ребята, не зевай,

С нами вместе подпевай.

«Ах вы сени, мои сени…»Хоровод «Во поле береза стояла»

1-й вед.:У кого душа не узкая,

Всех кто любит пляску русскую

Пляски, а не танцы бальные,

Не интернациональные,

Выходи без лишних слов,

Будет конкурс плясунов.

Конкурс «Танцевальный».

2 ведущий:

Ох, попели, поплясали, отдохнуть теперь пора.

1 ведущий:

Небылицы в лицах сидят в светлицах,
Щелкают орешки да творят насмешки.
Хотите знать какие? А вот такие.

Выходят девочки и мальчики в русских костюмах, разыгрывают сценки.

Ученики…

1.Федул, что губы надул?

- Кафтан прожѐг.

- Можно зашить?

- Да иглы нет.

- А велика ли дыра?

- Один ворот остался.


2. - Фома, что из леса идѐшь?

- Да медведя поймал.

- Так веди его сюда!

-Да он не идѐт.

- Так сам иди!

-Да он меня не пускает!


3. - Сынок, сходи за водицей на речку!

- Брюхо болит!

- Сынок, иди кашу есть!

- Что ж раз мать велит – надо идти!


1 ведущий: Предлагаем вам сыграть в русские народные игры.

Играют в русские игры:

" Бой петухов".

Условия игры:На полу начерчен мелом круг.В него становятся 2 игрока.Одна рука за спиной, одна нога согнута - поза боевого петуха.Задача - вытолкнуть соперника за круг!Нельзя! Вставать на две ноги и отпускать руку из-за спины.

2-й вед.:Какие же посиделки без чая. Гости посидят, песни попоют, чаю прихлебнут. И выпьют чайку по – нашему по-русски. А как? (Самовар, чай в блюдцах)

Ученик…Чай пришел к нам из Китая, где был известен еще 4700 лет назад. Но у нас в России чай появился только в 17 веке. Причем вначале он не имел большого успеха у русского народа, потому что, во-первых, был очень дорог, а во-вторых, мало кто знал, как его надо заваривать. Только в конце 19 века чай стал широко распространяться по России, стали открываться чайные, люди приглашали друг друга в гости не просто так, а на чай. Чай входит в пословицы, поговорки, сказки.

Поговорки:

1. Чай не пьешь – какая сила, чай попил – совсем ослаб.

2. Чайку покушать, да органчика послушать.

3. Выпей чайку – забудешь тоску.

Игра «Сложи пословицу».

Команды получают разрезанную на отдельные слова пословицу о чае и складывают ее на скорость.

1. От чая лиха не бывает.

2. Чай пить – не дрова рубить.

1-й вед.: А вот интересно, как же надо заваривать чай? (Ответы детей).

Ученик… Русские традиционно заваривают чай следующим образом. Чистый заварной чайник споласкивают крутым кипятком и слегка обсушивают. Накладывают в него чай из расчета 1 чайная ложка на стакан, заливают кипятком, накрывают салфеткой и ставят минут на пять. Когда чай настоится, его наливают в стакан и разбавляют кипятком.

Специфическая черта русского чаепития – разбавлять заварку кипятком непосредственно в чашке. Поэтому в русском чаепитии принимает участие сосуд для кипятка. Раньше с этим прекрасно справлялись самовары. А сейчас кипяток наливают прямо из чайника, в котором он вскипел.

2-й вед.: И конечно к чаю подавались различные угощения. Давайте сейчас отгадаем загадки, которые так или иначе относятся к чаю.

Конкурс «Загадочный».

1. Был листок зеленым – 2. Стоит толстячок,

Черным стал, томленым, Подбоченивши бочок,

Был листочек зубчатым- Шипит и кипит,

Стал листочек трубчатым. Всем чай пить велит.

Был он на лозине-(самовар)

Стал он в магазине.

(чай)


3. Кольцо не простое, 4. В брюхе баня,

Кольцо золотое, В носу решето,

Блестящее, хрустящее. На голове пуговицаВсем на загляденье… Одна рука, Да и та на спине. Ну и объеденье.

(бублик) (чайник)

5. Возьму пышно, 6. Четыре ноги,

Сделаю гладко, Два уха,

Брошу в пламень, Один нос

Будет как камень. Да брюхо.

(пирог) (самовар)


7. Бел, как снег, 8. Что на сковородку наливают

В чести у всех, да вчетверо сгибают? (блин)

В рот попал - Там и пропал .(сахар)

9. Черненько, 10. На железном мостуГоряченько, а все любят.головешки растут.

(чай) (оладьи)

11. Меня бьют, колотят, режут, 12. Бежали овцы по калинову . мосту, А я все терплю, людям служу. Увидели зарю, покидались в воду

(хлеб) (пельмени)


2 ведущий: Но на посиделках не только загадки загадывали, но и частушки и песни пели. Выходят 6-7 девчонок и мальчишек, поют частушки. Кто кого перепоёт.

  • И парнишки, и девчушки

Обожают петь частушки!

Кто смешнее пропоѐт,

Тому похлопает народ!


  • Я частушек много знаю

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.


  • Шел деревней — девки спали,
    Заиграл в гармошку — встали,
    Встали, пробудилися,
    Окна растворилися.


  • .Чай пила,
    Самоварничала.
    Всю посуду перебила —
    Накухарничала.


  • Мы с подружкою гуляли
    Возле нашего пруда;
    Нас лягушки напугали —
    Не пойдем больше туда.


  • .У меня на сарафане
    Косолапы петухи;
    Я сама не косолапа —
    Косолапы женихи.


  • .Ой, топни, нога,
    Не жалей сапога,
    Тятька новые сошьет
    Или эти подошьет.




  • У меня фигурка тонка
    И высокий каблучок.
    Я не буду есть котлеты,
    Мне пожарьте кабачок!


  • Я секрет румян достала
    У прабабки Фёклы -
    Лучше всех румян заморских
    Сок от нашей свеклы!


  • Мой миленочек не плох,

Посадил он мне горох,

Ну а я для Сенечки

Сею в поле семечки.


  • Я с заглавной буквы «вова»
    Не намерена писать,
    Пусть сначала перестанет
    Нас, девчонок, обижать!


  • «Будешь есть?»-спросили Люду,

Отвечает Люда: «Буду!»

«Помоги на стол собрать»

«Я же дочка, а не мать».


  • Обожаю я бабулю,
    Она самый высший класс!
    Все расскажет и покажет,
    И всегда накормит нас!

  • Пирожки ее, котлеты,
    Уплетаем за беседой!
    И чайком напоит нас,
    Моя бабушка сейчас!


  • Ох, деревья пожелтели,
    На ветру качаются.
    Ох, каникулы всегда
    Быстро так кончаются!


  • Мы частушки вам пропели

Хорошо ли плохо ли,

А теперь мы вас попросим

Чтобы вы похлопали!

1ведущий.

Там, где шутки звучат,

Там, где ложки стучат,

Парочками сходимся,

В «Ручеѐк» становимся!


2ведущий

Всем огромное спасибо

За весѐлый «Ручеек»!

А пока мы веселились,

Приготовился чаѐк.


1-й вед.: Гостям рада, что пришли,

Для нас времечко нашли.

Были здесь у нас забавы,
Представления на славу.

Мы потешить вас спешили,

Может быть и рассмешили.

И вернулись как во сне,

К нашей русской старине.


2ведущий. На завалинке сегодня

Отдохнули вместе мы,

Вспомнив песни, игры, шутки

Нашей русской старины.


2-й вед.: Мы делились новостями

Мы старались вас развлечь

И прощаясь, мы с гостями,

Говорим: до новых встреч!


Подарки именникам дарим под песню «каравай-каравай» с хороводом в конце праздника перед чаепитием. Четверостишие (перед началом хоровода продумаем)

Если взрослые выучат песню и найдем оранжировку, то можно спеть:

Надежда Кадышева и ансамбль “Золотое кольцо” – “С днем рождения”


От берёз упали розовые тени
И кукушки где-то слышен плач
Пусть поменьше в жизни будет огорчений
Пусть побольше будет в ней удач.

Припев:
Так с Днём Рождения, друг мой, с Днём Рождения
Поздравляют все тебя друзья
Море счастья, радости, мгновения
Всё сегодня только для тебя.

За окошком – вёсны, за окошком – зимы
Вдаль уносят годы журавли
Пусть судьбою нашей будем мы хранимы
На дороге жизни и любви.

Припев.
Так с Днём Рождения, друг мой, с Днём Рождения
Поздравляют все тебя друзья
Море счастья, радости, мгновения
Всё сегодня только для тебя.

От берёз упали розовые тени
И кукушки где-то слышен плач
Пусть поменьше в жизни будет огорчений
Пусть побольше будет в ней удач.

Припев.
Так с Днём Рождения, друг мой, с Днём Рождения
Поздравляют все тебя друзья
Море счастья, радости, мгновения
Всё сегодня только для тебя.