Муниципальная бюджетная общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Серпухова, Московская область
Методическая разработка внеурочного мероприятия для 6 класса на тему: «Средневековая Япония: самурайское сословие и установление режима сёгуната».
Разработал:
Кузьминов Дмитрий Андреевич
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 2 г. Серпухов
Серпухов, 2023
Методическое обоснование внеурочного мероприятия
Тема «Средневековая Япония: самурайское сословие и установление режима сёгуната» отражает параграф «Япония в Средние века» и направлена на получение учениками более глубоких знаний о средневековой Японии, так как в учебном процессе, данная тема, как правило, изучается совместно с Китаем и Индией в средневековье, и является из них самой слабо разобранной темой.
Тема внеурочного мероприятия основывается на параграфе «Япония в Средние века», который входит в раздел «Страны и народы Азии и Америки» предмета «Всеобщая история» основного общего образования. В учебник Пономарева М. В., Абрамова А. В., Тырина С. В. «Всеобщая история. История средних веков» данный раздел входит в материал 6 класса.
Для проведения внеурочного мероприятия в 6 классе была выбрана технология проблемного обучения, позволяющая ученикам в соответствии с ФГОС ООО не только овладеть предлагаемыми учителем знаниями, но и научиться самостоятельному поиску необходимых знаний, их анализу и предоставлению сделанных с помощью полученных знаний выводов.
Типом мероприятия был выбран урок изучение нового материала, который направлен как на то, чтобы познакомить учеников с ранее не затрагиваемой в учебном процессе информацией, так и на знакомство учеников с новыми способами поиска необходимых знаний, а так же способствующий расширению понятийной базы учеников. Формой мероприятия является беседа, в рамках которой ученики активно вступают в диалог друг с другом и учителем, что должно способствовать повышению их заинтересованности в овладении новыми знаниями.
Целевая установка мероприятия: изучить наиболее важные аспекты самурайского сословия Средних веков: его формирование, культуру и влияние на развитие Японии, достаточно полно отражает требования историко-культурного стандарта по всеобщей истории (проект).
Поставленные задачи соответствуют как требованиям ФГОС ООО, так и содержанию выбранного учебника. Планируемые результаты также соответствуют требованиям ФГОС ООО к результатам освоения образовательной программы и позволяют продолжить полноценное развитие личности ученика.
В качестве метода обучения был выбран эвристический метод. Эвристический метод подразумевает, что ученики, опираясь на свои знания и умения, отвечая на цепь логических взаимосвязанных вопросов путем самостоятельного осуществления поиска информации в учебнике и источниках, работы с картой и изображениями, полноценно раскроют содержание темы мероприятия. Данный метод способствует развитию у учеников познавательных, коммуникативных и регулятивных учебных умений, позволяет приобщить всех учеников к освоению нового материала, повысив их мотивацию, развивает их умения работать с историческими источниками, картами и изображениями, анализировать текст и делать выводы.
В качестве приема обучения использована постановка учителем проблемной ситуации, заключающейся в постановке задания, на которое ученики должны дать ответ, путем самостоятельного поиска информации, работая с текстом учебника, источниками, картами и изображениями. Данный прием позволяет учителю направлять деятельность учеников в целях полного раскрытия содержания темы, а так же стимулировать мотивацию учеников к обучению, путем самостоятельного поиска ответов и решения проблемных заданий.
В качестве средства обучения при проведении мероприятия используется учебник Пономарева М. В., Абрамова А. В., Тырина С. В. «Всеобщая история. История средних веков» за 6 класс издательства «Дрофа» 2013 года. Параграф «Япония в Средние века» оснащен богатым информативным материалом по теме мероприятия и прекрасно подходит для реализации проблемной формы обучения.
Структура мероприятия является традиционной: организационный момент, актуализация опорных знаний, постановка темы мероприятия, мотивация учебной деятельности, объяснение нового материала, закрепление изученного материала, подведение итогов мероприятия, рефлексирование и запись домашнего задания.
На каждом этапе мероприятия, требующего от ученика активного участия, используются формы учебной работы учащихся, соответствующие технологии проблемного обучения, так, на этапе актуализации опорных знаний используется решение проблемных заданий, призванных закрепить знания учеников по соответствующему теме разделу учебника, а так же выступление с докладами, с целью получения первичных знаний по теме, на этапе постановки темы урока учитель путем объяснения и наводящего вопроса подводит учеников к формулированию темы мероприятия, на этапе мотивации учебной деятельности ученики знакомятся с главной проблемой и размышляют над ней, на этапе объяснении нового материала используется решение проблемных заданий, призванных заставить учеников использовать полученные учебные умения с целью раскрытия содержания темы, на этапе закрепления ученики составляют кластер по содержанию изученной темы, на этапе подведения итогов урока ученики занимаются умственным закреплением изученного материала, на этапе рефлексии ученики отвечают на вопрос учителя, направленный на систематизацию их знаний. Записанное учениками домашнее задание, состоящее как из вопросов по тексту параграфа, так и на написание эссе, позволит учащимся не только закрепить минимальные знания по теме мероприятия, но и способствовать развитию творческого мышления и умения самостоятельно искать и анализировать информацию.
Тема мероприятия полностью раскрывает содержание параграфа «Япония в Средние века». Мероприятие дает ученикам представление о формировании, духовной и материальной культуре самурайского сословия и влиянии, оказанным им на развитие Японии. Данная тема является неотъемлемым компонентом овладения базовыми историческими знаниями и представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, что констатируется требованиями к предметным результатам освоения курса «Всеобщая история» по ФГОС ООО.
Технологическая карта внеурочного мероприятия: «Средневековая Япония: самурайское сословие и установление режима сёгуната»
Ф.И.О. | Кузьминов Дмитрий Андреевич |
Предмет | Всеобщая история |
Класс | 6 |
Тема мероприятия | Средневековая Япония: самурайское сословие и установление режима сёгуната |
Целевая установка мероприятия, задачи | Цель: Изучить наиболее важные аспекты самурайского сословия Средних веков: его формирование, культуру и влияние на развитие Японии. |
Образовательные: изучить историю самурайского сословия, причины его образования, культуру самурайского сословия, а так же его влияние на дальнейшую историю Японии. |
Развивающие: обеспечение условий для развития умений учащихся: речь, память, внимание и восприятие, а также навыков работы с историческими источниками и текстом учебника, аналитических способностей. |
Воспитательные: создание условий для формирования у учеников представлений о многообразии культур в мире и различных путях исторического развития государств, а так же адекватного отношения к ним. |
Планируемые результаты | Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и преподавателем в процессе образовательной деятельности. |
Метапредметные: создание системы задач, направленных на развитие навыков познавательной деятельности, коммуникативных способностей учащихся, умения самостоятельно ориентироваться в различных источниках, а также критически оценивать содержащуюся в них информацию. |
Предметные: Знать основные аспекты, касающиеся средневековой Японии, историю самурайского сословия периода средневековья, его культуру, и его влияние на последующее развитие Японии. Уметь работать с историческими источниками. |
Основные понятия | Самурай, сёгун, катана, бусидо, синтоизм, конфуцианство, дзэн-буддизм. |
Ресурсы | Учебник: Пономарев М.В., Абрамов А.В., Тырин С.В. Всеобщая история. История средних веков. 6 класс. М.: Дрофа, 2013. 272 с.; распечатанные дополнительные материалы; проектор; интерактивная доска; учебная доска. |
Технологии | Проблемное обучение |
Ход внеурочного мероприятия |
Дидактическая структура внеурочного мероприятия | Содержание и деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Оргмомент (1 минута) | Здравствуйте ученики, присаживайтесь! Проверяет готовность к уроку, настраивает детей на работу. Проверка посещаемости. | Приветствуют учителя. Готовятся воспринимать новый материал. | | | |
Актуализация опорных знаний (10 минут) | Сегодняшнее наше мероприятие посвящено изучению одной самобытной восточной страны - Японии. Перед тем как перейти непосредственно к её изучению вспомните: 1. Какие страны Востока вы уже изучали? 2. Какие вы можете назвать их основные отличия от стран Европы? Страны Востока в своем развитии и в своей культуре сильно отличаются от стран Европы, однако, среди всех стран Востока, Япония всегда являлась самой обособленной от остальных, она последняя открыла себя миру. Давайте послушаем сообщения ваших одноклассников, которые познакомят нас с основными особенностями данной страны. | Вспоминают изученный ранее материал, отвечают на поставленные перед ними вопросы. Выступают с сообщениями: 1. География и природные условия Японии. 2. Образование Японского государства. | Создание предпосылок для формирования целостного мировоззрения. Оценка своих знаний. Формирование навыков коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками в образовательной деятельности. | Развитие умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей. Развитие умения вспомнить и вычленить необходимую информацию из ранее изученного материала. Развитие умения самостоятельно выбирать и работать с информацией в соответствии с учебной задачей. | Закрепление базовых исторических знаний об особенностях развития стран Востока и их отличия от стран Европы. Овладение базовыми знаниями о климатических условиях и географии Японии, об условиях формирования Японского государства и её форме правления. |
Постановка темы мероприятия (1 минута) | Итак, начиная разговор о средневековой Японии, нам необходимо отметить, что в ее истории существует один элемент, который с определенного момента стал иметь определяющее значение для дальнейшего развития Японского государства и культуры. Это были люди, которые считаются одними из самых доблестных и образцовых профессиональных воинов. Скажите, вы знаете как они назывались? Это были самураи! Сегодня, мы с вами постараемся поближе познакомимся с самураями, поэтому, тема нашего мероприятия: «Средневековая Япония: самурайское сословие и установление режима сёгуната». | Размышляют и отвечают на вопрос учителя. Слушают тему урока, записывают ее в тетрадь. | Формирование навыков коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем в образовательной деятельности. | Развитие умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем. | Формирование умения вести диалог по исторической тематике. |
Мотивация учебной деятельности (1 минута) | Самурайское сословие, образовавшееся в VIII – IX веках и активно включившееся в политическую жизнь Японии, стало определять его развитие вплоть до середины XIX века. Оно также явилось создателем богатой материальной, а главное духовной культуры, которое имеет большое распространение в современном мире. | Слушают, размышляют. Записывают в тетрадь значимость самурайского сословия в истории Японии Средних веков. | Создание предпосылок для формирования целостного мировоззрения. Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Развитие мотивов и интересов познавательной деятельности. Развитие умения концентрироваться на учебном процессе и извлекать из информации самое важное. | Развитие умения рассматривать историческое явление в дальнейшей перспективе. |
Объяснение нового материала (25 минут) | Знакомство с самурайским сословием и тем, как оно повлияло на Японию, мы начнем с того, что попытаемся установить его истоки и выявить причины его появления. Для этого вам надо выполнить следующее задание. Посмотрите на карту Японии в Ранее Средневековье (Приложение 1) и обратите внимание на расширение границ Японского государства, а так же прочитайте пункты параграфа: «Японское государство» и 1 абзац пункта «Самураи». На основе карты и прочитанного материала сформулируйте и запишите основные причины возникновения самурайского сословия. Образовавшись, самурайское сословие, не только стало определять и диктовать различные аспекты японской культуры, но и само стало её источником. Давайте познакомимся с материальной культурой самурайства, и выполним еще одно задание. Обратите внимание на интерактивную доску. С помощью правильного выбора картинок (Приложение 2), установите элементы доспехов и оружие, которое принадлежало самураям, тем самым установив их внешний вид. Мы с вами познакомились с историей возникновения самурайского сословия и его вооружением. Однако самураи больше всего запомнились за их вклад в духовную культуру. Они являются создателями знаменитого кодекса воинской чести «Бусидо», который основывался на самурайском военном опыте и главных религий средневековой Японии: синтоизма, конфуцианства и дзэн-буддизма. Познакомившись с «Бусидо» вы сможете себе наглядно представить, какими были воины-самураи. Для этого выполните задание. Прочитайте пункт параграфа «Самураи», а так же выдержки из трактата «Хагакурэ» Ямамото Цунэтомо (Приложение 3), одного из главных источников кодекса самурайской чести «Бусидо». На основе прочитанного вами составьте характеристику самурая. Какими общими чертами обладают самураи с уже знакомыми вам европейскими рыцарями? Перед нами осталась последняя задача, увидеть, как самураи повлияли на развитие Японского государства. Для этого, вам необходимо сделать следующее задание. С 1192 года и до XV века фактическими верховными правителями Японии стали сёгуны – самурайские полководцы. Прочитав пункт параграфа «Захват власти сёгунами», поразмышляйте и скажите, что стало причиной того, что, казалось бы, священная императорская власть утратила свою силу? Что изменилось в управлении страной с приходом власти сёгунов? Какое место в обществе стали занимать самураи? | Ученики слушают учителя и выполняют данные им задания, пользуясь розданным материалом, учебником и изображениями на интерактивной доске. При выполнении заданий ученики дают устные ответы, дополняют друг друга и ведут обсуждения, как между собой, так и с учителем. Производят записи основной информации в тетрадь. | Формирование навыков коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками в образовательной деятельности. Создание предпосылок для формирования целостного мировоззрения. Формирование адекватного и уважительного отношения к культуре и традициям других народов. Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Развитие умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью. Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Развитие навыков смыслового чтения. Развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Развитие умений соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, производить оценку правильности выполнения учебной задачи. | Овладение приемами работы с историческими источниками, развитие умения вести диалог по исторической тематике. Развитие навыков самостоятельного поиска исторической информации. Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества. |
Закрепление (3 минуты) | В целях закрепления полученной информации на учебной доске составьте кластер из понятий (Приложение 4), имеющих отношение к самураям. | Ученики выходят к доске и записывают в кластер узнанные на мероприятии понятия, имеющие отношения к самурайскому сословию. | Формирование навыков коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками в образовательной деятельности. Создание предпосылок для формирования целостного мировоззрения. | Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Развитие умения соотносить понятия. Развитие умений применения на практике изученного материала. | Развития умения применять и соотносить понятия по конкретной исторической теме. |
Подведение итогов мероприятия (2 минуты) | Учитель акцентирует внимание на большую роль самурайского сословия в истории Средневековой Японии, указывает на влияние самураев на культуру и политическое развитие Японского государства в Средние века. Спасибо вам всем за работу на нашем мероприятии. | Слушают, закрепляют изученный материал, анализируют пройденное. | Способствовать формированию уважения к историческому выбору других стран. Создание предпосылок для формирования целостного мировоззрения. | Развитие умения подводить итоги на основе пройденного материала. Развитие умения вычленять главные моменты из изученного материала. | Закрепление базовых исторических знаний по теме внеурочного мероприятия. |
Рефлексия (1 минута) | А теперь, хотелось бы узнать, чему новому вы научились на нашем мероприятии? | Думают, выделяют наиболее важные знания, умения и навыки, приобретенные по ходу мероприятия. | Создание предпосылок для формирования целостного мировоззрения. Формирование навыков коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками в образовательной деятельности. | Развитие умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей. | Развитие умений анализа исторического материала. |
Домашнее задание (1 минута) | § 33, вопросы к параграфу, эссе на тему «Духовная культура самураев». | Записывают в дневники домашнее задание. | | | |
Приложение 1
Карта Японии в Раннее Средневековье
Приложение 2
Задание: «Снаряжение самураев»
1.
Выберите самурайский шлем |
А | Б | В |
| | |
Ответ: |
2.
Выберите самурайский доспех |
А | Б | В |
| | |
Ответ: |
3.
Выберите самурайский меч |
А | Б | В |
| | |
Ответ: |
Приложение 3
Выдержки из «Хагакурэ» Ямамото Цунэтомо
«Я постиг, что Путь Самурая – это смерть.
В ситуации «или-или» без колебаний выбирай смерть. Если человек не достиг цели и продолжает жить, он проявляет малодушие. Он поступает недостойно. Если же он не достиг цели и умер, это действительно фанатизм и собачья смерть. Но в этом нет ничего постыдного. Такая смерть есть Путь Самурая. Если каждое утро и каждый вечер ты будешь готовить себя к смерти и сможешь жить так, словно твое тело уже умерло, ты станешь Подлинным самураем».
«Хороший слуга – это тот, кто безоговорочно подчиняется своему господину. Можно сказать, что это – идеальный слуга. Если ты появился на свет в старинном самурайском роду, достаточно лишь глубоко задуматься над верностью предкам, презреть тело и разум и всецело посвятить себя служению хозяину».
«Хотя Золотая Середина – мера всех вещей, в воинских свершениях нужно стремиться превзойти других. Если человек день и ночь ищет возможности сразить могущественного врага, он не будет знать усталости и страха».
«Воин должен быть внимателен в своих действиях и не допускать даже незначительных оплошностей. Более того, он должен быть внимателен в подборе слов и никогда не говорить: «Я боюсь», «На твоем месте я бы убежал», «Это ужасно!», или «Как больно!». Таких слов нельзя произносить ни в дружеской беседе, ни даже во сне».
«Воинская доблесть проявляется больше в том, чтобы умереть за хозяина, нежели в том, чтобы победить врага» 1.
Приложение 4
Кластер
Бусидо
Катана
Сёгун
Воин-слуга
Самурай
1 Ямамото Цунэтомо. Кодекс бусидо. Хагакурэ. Сокрытое в листве. М., 2004. 432 с.