Методическая разработка
внеурочного мероприятия по финансовой грамотности
для учащихся 3-5 классов
Квест-игра «Помогите Пеппи!»
Цель: развитие финансовой грамотности учащихся через игровую деятельность.
Задачи:
создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей;
формировать правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненной необходимости;
рассмотреть основные способы рационального расходования личных денежных средств;
закрепить у учащихся навыки работы в группах.
Планируемые результаты:
Личностные:
развитие навыков сотрудничества со сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
воспитание доброжелательности, уважения к мнению других;
воспитание нравственных качеств, чувства взаимопомощи.
Метапредметные:
познавательные
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
регулятивные:
понимание цели своих действий;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителя;
коммуникативные:
умение слушать собеседника и вести диалог;
умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
проведение элементарных финансовых расчётов;
расширить представление детей о необходимости рационального использования денег.
Методы: игровой.
Место занятия в системе образования: внеурочное занятие.
Форма проведения занятия: игра – квест
Тип: применение знаний.
Участники: учащиеся 3-4 классов (группа 3-6 человек).
Время проведения: 40-50 мин
Обязательное оборудование: костюм Пеппи, карточки с заданиями.
Рекомендуемое оборудование: оформление зон для игры плакатами и соответствующими картинками по темам: «Магазин», «Кафе», «Кинотеатр», «Конфетная фабрика».
Учитель:
Познакомьтесь, ребята. Эту девочку я встретила около нашей школы. Она рассказала о своей проблеме, и я пригласила ее в гости. Думаю, вы сможете ей помочь.
https://vk.com/wall-127490341_883?ysclid=lp9mf48sbu334769431 - песня «Бедная Пеппилота» из кинофильма «Пеппи Длинныйчулок» (Мосфильм, 1984). Музыка Владимира Дашкевича, слова Юлия Кима.
Пеппи Длинныйчулок:
Здравствуйте, ребята! Разрешите представиться, я – Пеппи Длинныйчулок. Мне 9 лет. Я жила на окраине одного маленького шведского городка», посреди запущенного сада, в старом доме под названием «Вилла Вверхтормашками». Моя мама – ангел, а папу смыло волной с палубы корабля во время шторма. Он, конечно, выплыл на берег острова, где полным-полно негров и стал негритянским королем. У меня был чемодан золотых монет, и я отправилась в дальнее путешествие. Тратила деньги не задумываясь. А когда добралась до вашей страны, то истратила почти все свои сбережения. Прошу вас научить меня разумно тратить деньги, научить финансовой грамотности.
Учитель:
Научим?
Дети:
Научим.
Пеппи Длинныйчулок:
Если вы научите меня грамотно управлять финансами, буду вам очень признательна!
Учитель:
Вперед, ребята! Помогите Пеппи стать финансово более грамотной!
«Поход в магазин»
Задание 1
Расположите в правильном порядке действия, которые вы выполняете, когда приходите в магазин.
A. Сложить покупки в пакет или сумку-шоппер
Б. Получить сдачу.
В. Проверить сроки годности.
Г. Выбрать продукты.
Д. Проверить чек.
Е. Оплатить покупки.
Ё. Занять очередь в кассу.
Ж. Взять корзину или тележку.
З. Выложить продукты из корзины или тележки.
Задание 2.
Пеппи:
У меня есть список продуктов, которые нужно купить:
масло — 1 пачка;
сахар — 1 кг;
яблоки — 2 кг;
хлеб Подольский — 1 булка.
Цены: пачка масла — 120 рублей, килограмм яблок — 170 рублей, булка хлеба — 40 рублей, килограмм сахара — 80 рублей
Сколько сдачи я получу с 1000 рублей?
Задание 3.
Пеппи:
Нужно записать свои расходы и доходы. Какую тетрадь выгодно купить? (Для решения можно использовать калькулятор.)
цвет | Количество листов | цена |
Синяя | 18 | 10 рублей |
Красная | 48 | 30 рублей |
зеленая | 12 | 6 рублей |
Сколько денег останется у Пеппи после покупки тетради?
«Развлечения»
Задание 4
Пеппи:
Через две недели у меня день рождения. Где выгоднее устроить чаепитие с тремя подружками? При условии, что будет куплено по 2 пирожных каждого вида, блюдо с фруктовой нарезкой и 1 литр чая. И какие расходы будут у меня в кафе?
Меню для чаепития | Цены в детских кафе |
«Белоснежка» | «Сказка» | «Буратино» |
Пирожное «Приморское» | 50 рублей | 60 рублей | 50 рублей |
Пирожное «Сказка» | 60 рублей | 50 рублей | 50 рублей |
Фруктовая тарелка | 145 рублей | 145 рублей | 150 рублей |
Чай черный (1 литр) | 150 рублей | 145 рублей | 145 рублей |
Задание 5
Пеппи:
Очень хочу посмотреть фильм «По щучьему велению». Свободна в выходной день с 10.00 часов до 15.00 часов. Живу я сейчас недалеко от кинотеатра «Иллюзион», в другие кинотеатры надо ехать на автобусе. Цена автобусного билета 35 рублей. В какой кинотеатр пойти, чтобы потратить меньше денег?
«Работа»
Задание 6
Пеппи:
Планирую на следующей неделе устроиться на работу фасовать конфеты. Оплата за час 230 рублей. Смогу поработать в субботу и воскресенье по 4 часа. Хватит ли денег, заработанных за 2 дня и тех, что остались после похода в магазин и кинотеатр, чтобы заплатить за электричество 300-400 рублей, за телефон и интернет 900 рублей, оплатить угощение в кафе? Помогите, ребята.
Ответы и примерные рассуждения детей
Задание 1 Расположите в правильном порядке действия, которые вы выполняете, когда приходите в магазин. A. Сложить покупки в пакет или сумку-шоппер Б. Получить сдачу. В. Проверить сроки годности. Г. Выбрать продукты. Д. Проверить чек. Е. Оплатить покупки. Ё. Занять очередь в кассу. Ж. Взять корзину или тележку. З. Выложить продукты из корзины или тележки. | A. Сложить покупки в пакет или сумку-шоппер 8 Б. Получить сдачу.7 В. Проверить сроки годности.3 Г. Выбрать продукты.2 Д. Проверить чек.9 Е. Оплатить покупки.6 Ё. Занять очередь в кассу.4 Ж. Взять корзину или тележку.1 З. Выложить продукты из корзины или тележки. 5 |
Задание 2 Пеппи: У меня есть список продуктов, которые нужно купить: масло — 1 пачка; сахар — 1 кг; яблоки — 2 кг; хлеб Подольский — 1 булка. Цены: пачка масла — 120 рублей, килограмм яблок — 170 рублей, булка хлеба — 40 рублей, килограмм сахара — 80 рублей Сколько сдачи я получу с 1000 рублей? | (120+80) + (170*2) + 40 = 580 (р) – стоимость покупки. 1000 – 580 = 420 (р) – сдачи получит Пеппи. Ответ: 420 рублей. |
Задание 3 Нужно записать свои расходы и доходы. Какую тетрадь выгодно купить? цвет | Количество листов | цена | Синяя | 18 | 10 рублей | Красная | 48 | 30 рублей | зеленая | 12 | 6 рублей | Сколько денег останется у Пеппи после покупки тетради? | На первый взгляд дешевле купить зеленую тетрадь. Число цены в 2 раза меньше количества листов в тетради, то есть 2 листа будут стоить 1 рубль, а лист 50 копеек. Проверим: 6 р= 600 копеек, 600:12=50(коп.) – стоимость одного листа зеленой тетради. В синей тетради лист должен стоить дороже. Проверим: 10 р=1000 коп, 1000:18=55,6 (коп.) В красной тетради листов в 4 раза больше, чем в зеленой, а цена значительно выше, чем в 4 раза, значит один лист будет дороже. Проверим: 30 р=3000 коп, 3000:48=62,5 Итак, как мы и предполагали, выгоднее купить зеленую тетрадь за 6 рублей. 420-6= 414 (р) – осталось у Пеппи после похода в магазин. |
Задание 4 Где выгоднее устроить в день рождение чаепитие с тремя подружками? При условии, что будет куплено по 2 пирожных каждого вида, блюдо с фруктовой нарезкой и 1 литр чая. И какие расходы будут у меня в кафе? Меню для чаепития | Цены в детских кафе | «Белоснежка» | «Сказка» | «Буратино» | Пирожное «Приморское» | 50 рублей | 60 рублей | 50 рублей | Пирожное «Сказка» | 60 рублей | 50 рублей | 50 рублей | Фруктовая тарелка | 145 рублей | 145 рублей | 150 рублей | Чай черный (1 литр) | 150 рублей | 145 рублей | 145 рублей | | Сначала сравним цены в кафе «Белоснежка и «Сказка». Мы видим, что на пирожные и фрукты цены одинаковые, а вот чай дешевле в кафе «Сказка». Значит общая стоимость расходов меньше в кафе «Сказка». В кафе «Буратино» фрукты дороже на 5 рублей, но один вид пирожного дешевле на 10 рублей, значит общая стоимость будет меньше в кафе «Буратино». Подсчитаем затраты на празднование дня рождения: (50+50)*3+150+145=595(р) |
Задание 5 Очень хочу посмотреть фильм «По щучьему велению». Свободна в выходной день с 10.00 часов до 15.00 часов. Живу я сейчас недалеко от кинотеатра «Иллюзион», в другие кинотеатры надо ехать на автобусе. Цена автобусного билета 35 рублей. В какой кинотеатр пойти, чтобы потратить меньше денег? | Чтобы сэкономить деньги, нужно поехать в кинотеатр «Москва». 120 рублей на билет и 35*2=70 рублей на проезд в автобусе, будет потрачено 190 рублей, это меньше, чем билет в «Иллюзион». Время этого сеанса подходит к промежутку от 10.00 до 15.00 часов. 414-190=224(р) – останется у Пеппи после похода в кино. |
Задание 6 Планирую на следующей неделе устроиться на работу фасовать конфеты. Оплата за час 230 рублей. Смогу поработать в субботу и воскресенье по 4 часа. Хватит ли денег, заработанных за 2 дня и тех, что остались после похода в магазин и кинотеатр, чтобы заплатить за электричество 300-400 рублей, за телефон и интернет 900 рублей, оплатить угощение в кафе? Помогите, ребята. | За два выходных дня будет отработано 8 часов. Доход: 230*8=1840 (р) 224 рубля останется у Пеппи после похода в кино. 1)1840+224=2064(р) – у Пеппи. 2)400+900+595=1895 (р) – запланировано расходов. 3) 2064 больше, чем1895 Денег хватит на все запланированные расходы. |
Пеппи:
Спасибо, ребята. Вы мне очень помогли. (Может пригласить ребят на чай с конфетами)