СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеурочного мероприятия, направленного на формирование математической грамотности

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеурочного мероприятия, направленного на формирование математической грамотности»

Методическая разработка внеурочного мероприятия, направленного на формирование математической грамотности

Тема работы: «Юные математики, или Открываем кафе»

Цель занятия: формирование математической грамотности посредством решения учебно-практических задач.

Планируемые результаты:

познавательные УУД:

  • смысловое чтение и извлечение информации из читаемых информационных стендов и иных источников информации, умение работать с разными видами информации;

  • умение изменять виды деятельности в зависимости от поставленной задачи;

  • умение использовать знаково-символических средств выражения.

личностные УУД:

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

регулятивные УУД:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что еще не известно, саморегуляция, умение преодолевать сложности, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

коммуникативные УУД:

  • владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • умение слушать и слышать учителя и своих одноклассников;

  • умение работать в группе, сотрудничать;

  • умение принимать чужое мнение;

  • умение принимать условия и правила социума

Ожидаемые результаты:

  • вызвать познавательный интерес к учению в целом, как средству формирования функциональной грамотности человека и эффективным применением ее в различных социально-бытовых и учебных ситуациях.

  • определить сущность образования в совокупности всех учебных предметов и роль образования в формировании грамотно-функционирующей личности в современном обществе.

Форма проведения: игра для учащихся 7, 8 классов.

Оборудование: мультимедийный проектор, листы с задачами.

  • выбор членов команд (одинаковое количество в каждой);

  • выбор капитана команды, который координирует действия членов команды и даёт ответы на вопросы;

  • выбор членов жюри (2человека);

  • сообщение правил проведения мероприятия.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на математическом занятии «Юные математики, или «Открываем кафе!» Занятие проведем под девизом курса: «Учимся не для школы, а для жизни!» (Луций Сенека)

В нашем поселке есть кафе «Берлога», которое недавно продали. Новый директор хочет его преобразовать: поменять планировку, спроектировать зону отдыха, выложить садовую дорожку, сделать клумбы. Давайте ему в этом поможем. Для этого выполним задания. На экране будут показаны задания. На выполнение каждого дается 6 минут. Как только заканчивается время, сдаёте листочки с вашими решениями жюри. На экране увидите верные ответы. Итак, начинаем.

Задание. В новом кафе планируется устроить несколько залов. Для каждого зала необходимо закупить столы и стулья с учётом разных вариантов их расстановки, чтобы можно было обслуживать различные по численности группы посетителей.

Для банкетного зала предполагают использовать квадратные четырёхместные столы со стороной 70 см и стулья глубиной 60 см (рис.1). Чтобы рассадить 6 человек, можно составить вместе 2 стола (рис. 2). Можно составить и более длинный ряд, чтобы рассадить большую группу посетителей (рис. 3)

А) Сколько столов надо составить в один ряд, чтобы рассадить школьников из 16 человек? Запишите ответ в виде числа. (1 балл)

Б) Квадратный четырёхместный стол можно расположить в помещении двумя способами: способ А – стороны стола параллельны стенам помещения, способ Б – стороны стола располагаются под углом 45о к стенам помещения.
Какой из двух способов более компактный? Обоснуйте свой выбор математически. (2 балла)

В) Общий зал кафе имеет форму квадрата со стороной 7 м. В зале надо разместить как можно больше квадратных четырёхместных столов. Планируемая расстановка столов показана на рисунке 4.
На рисунке 5 дана схема для подсчёта размера пространства, необходимого для одного стола при такой рассадке. Это пространство зависит от размера стола, где:   d – диагональ квадрата, и включает фиксированные значения пространства, необходимого для прохода и рассадки посетителей за столом.


В магазине есть три варианта подходящих квадратных столов: со сторонами 70, 75 и 80 см. Какой из этих трёх вариантов наилучшим образом подходит для данного зала?

  1. 70 

  2. 75 

  3. 80 

(1 балл)


Учитель. На территории кафе проектируется зона отдыха. На участке прямоугольной формы должны быть расположены: клумба, беседка, детская площадка, зона барбекю, зона настольного тенниса.

Форма и размеры названных объектов, а также предполагаемое размещение показаны на схеме.

А) Расстояние между границами рядом расположенных объектов не должно быть меньше 1 м. Какими при этом условии должны быть наименьшие размеры всей зоны отдыха? Запишите свой ответ в виде чисел.

Длина:____м Ширина:_____м (1 балл)

Б) Какой из объектов, размещённых в зоне отдыха, имеет наибольшую площадь? (1 балл)

В) Чтобы обозначить на земле границу объекта, используют мотки бечёвки. Длина бечёвки в мотке – 15 м. На разметку какого из объектов, указанных на схеме, потребуется не более одного мотка бечёвки? Укажите все такие объекты. (1 балл)

Учитель. Директор поручил рабочим проложить прямую дорожку от кафе и выложить её плиткой. Рабочие измерили расстояние, прикинули ширину и получили такие размеры дорожки прямоугольной формы: длина – 9,6 м, ширина – 60 см.

Задание. А) Какова площадь поверхности дорожки? (1 балл)

Б) Какой наименьший объём песка надо засыпать в траншею?
Запишите ответ в кубических метрах и округлите до сотых. (1 балл)

В) Какую наименьшую высоту должна иметь траншея под планируемую дорожку, чтобы поместить в неё указанный слой песка и выбранную плитку? Запишите свой ответ в виде числа. Запишите ответ в метрах. (1 балл)

Г) Сколько плиток нужно купить для замощения планируемой дорожки, если учитывать, что десятая часть купленной плитки может быть бракованной или разбиться при транспортировке и укладывании? Запишите свой ответ в виде числа. (1 балл)

Учитель. Современный строительный материал древесно-полимерный композит (ДПК) надёжный и долговечный. Он широко используется для благоустройства территории. Директор кафе приобрел пять комплектов треугольной клумбы из ДПК, чтобы собрать из них пять треугольных клумб.

Состав одного комплекта и размеры входящих в него деталей представлены в таблице. Две доски из ДПК соединяются между собой с помощью одного углового поворотного металлического крепёжа.

Наименование детали комплекта
«Треугольная клумба»

Количество деталей
в комплекте, шт.

Доска из ДПК (высота – 15 см, длина – 120 см)

3

Угловой поворотный металлический крепёж (высота – 15 см)

3


Клумбу, изображённую на рисунке, можно собрать из деталей одного комплекта треугольной клумбы.

Изучив детали комплектов, директор понял, что можно складывать клумбы не только треугольные, но и квадратные. Он изменил планы и решил сделать три треугольные клумбы и одну квадратную. Длины сторон и треугольных клумб, и квадратной равны длине одной доски.

А) Какие действия придется ему совершить: сдать детали или докупить, и в каком количестве?

Выберите в выпадающих меню необходимое действие (во втором столбце таблицы) и соответствующее количество деталей (в третьем столбце таблицы). (3 балла)

Наименование детали комплекта «Треугольная клумба»

Действие
(Докупить/Сдать)

Количество деталей, шт.

(от 0 до 10)

Доска из ДПК (высота – 15 см, длина – 120 см)



Угловой поворотный металлический крепёж (высота – 15 см)



После покупки комплекта клумбы директор кафе решил поручить рабочим вместо одной двухуровневой клумбы сделать несколько отдельных одноуровневых треугольных клумб, длины сторон которых равны длине одной доски.

Б) Сколько таких одноуровневых треугольных клумб смогут сделать рабочие из купленного комплекта? (1 балл)

В) Следуя инструкции на упаковке, при покупке комплекта директор кафе закупил 10 мешков чернозёма, необходимых для заполнения двухуровневой клумбы. Сколько мешков чернозёма останется после заполнения всех одноуровневых треугольных клумб? (1 балл)

Учитель. Кафе готово. Но нужна его реклама. Директор поручил менеджеру сделать баннер и организовать его показ в интернете.

(Под словом «баннер» в интернете обычно подразумевается графическое изображение рекламного характера).

Пример рекламного баннера «всплывающий квадрат», 250 х 250 пикселей.

Стоимость 1000 показов рекламного баннера пользователям интернета зависит от его площади и может рассчитываться по формуле:

C = 0,03 × S,

где C – стоимость рекламы (в рублях), S – площадь рекламного баннера (в пикселях). При этом можно оплачивать только количество показов, кратное 1000. Стоимость 2000 показов рассчитывается как 2C, 3000 показов – 3С и т.д.

Задание. Менеджер по рекламе высказал несколько суждений, которые приводятся в таблице ниже.

Отметьте «Верно» или «Неверно» для каждого утверждения.(4 балла)

Утверждение

Верно

Неверно

При увеличении площади баннера стоимость рекламы увеличивается.

  

  

Стоимость 1000 показов рекламного баннера можно посчитать так: С = 3 × : 100.

  

  

Чем больше показов рекламного баннера, тем меньше стоимость рекламы.

  

  

Стоимость 1000 показов растяжки составляет 2400 рублей.

  

  

Б) Директор выделил на рекламу своего кафе в интернете 5000 рублей. Он хочет, чтобы его баннер увидели не менее 4000 пользователей. Какой вид баннера он может использовать, чтобы уложиться в заданный бюджет и получить желаемый охват просмотров?

При выполнении данного задания можете считать, что количество пользователей равно количеству просмотров.

Выберите баннер наибольшего размера, который может позволить себе директор кафе. (1 балл)

  1. Растяжка 

  2. Длинный баннер 

  3. Всплывающий квадрат 

  4. Прямоугольник 

  5. Небоскрёб 

  6. Микро полоса 

Вот мы и помогли директору решить поставленные задачи. Какая же наука помогла нам сегодня справиться с жизненными задачами? Как видим, математика не живет отдельной жизнью, она пронизывает бытовую жизнь человека и помогает решать задачи, возникающие в его повседневной жизни.

Пока жюри подводит итоги, выскажите свое мнение, закончив понравившуюся вам фразы:

  • На занятии я узнал(а)…

  • Я учился …

  • Работая в группе, …

  • Я понял(а) …

  • У меня получилось …

  • Было интересно …

  • Было трудно …

  • Мне захотелось…



Ребята, мне очень понравилось с вами работать. Каждый из вас сегодня умница и каждый молодец. Спасибо всем за работу!

Награждение команд грамотами.





Список использованных источников информации
1. https://fg.resh.edu.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!