СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеурочного занятия для 4 класса "Скорее! Скорее! Там рыцари ждут!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная  разработка  направлена  на  расширение литературно -  образовательного  пространства  через   знакомство   с  книгой  петрбургского  поэта  Олега Тарутина  "Что я видел  в  Эрмитаже" Прогулка  по  музею  в  стихах". Используется  технология  продуктивного чтения. критического  мышления, ИКТ; деятельность   в группах. Занятие  помогло  детям  познакомиться  с  культурой  и  искусством нашего  замечательного  города  Санкт-Петербурга,  узнать  автора  и  его  прекрасную  книгу о  нашем  городе.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеурочного занятия для 4 класса "Скорее! Скорее! Там рыцари ждут!"»

Методическая разработка внеурочного занятия для 4 класса


Методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой по курсу «Внеурочной деятельности «Читательский клуб» на 2020 – 2021 учебный год для 4 класса». В соответствии с учебным планом ГБОУ гимназия №85 занятия по программе «Читательский клуб» проводятся в 4 классе в рамках курса внеурочной деятельности из расчёта 34 часа в год, т.е. 1 час в неделю.
Тема занятия: «Скорее! Скорее! Там рыцари ждут!» 4 класс.
На занятии используется книга:
О. А. Тарутин «Что я видел в Эрмитаже» Прогулка по музею в стихах.- СПб.- Детгиз, 2011.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Читательский клуб» на 2020-2021 учебный год составлена учителем начальных классов Аус В.Д.
«Читательский клуб» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития учащихся, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Программа внеурочной деятельности «Читательский клуб» - это создание условий для использования приобретенных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику больше общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о нашем городе Санкт-Петербурге.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, кроссворды, выставки книг, обзоры, проекты, сценические представления.
Содержание программы даёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы о городе Санкт-Петербурге. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развивается  интерес к творчеству писателей, формируется познавательный интерес и любовь к книге, расширяется кругозор детей, обогащается нравственно–эстетический опыт.

Цель занятия: Создать условия для расширения литературно - образовательного пространства через знакомство с книгой «Что я видел в Эрмитаже» Прогулка по музею в стихах. Автора Олега Тарутина.

Задачи занятия:

Обучающие

- формировать умение понимать прочитанный текст;

- учить задавать вопросы по прочитанному тексту;

- учить читателя становиться исследователем;

- познакомить с Рыцарским залом Эрмитажа через стихи Олега Тарутина;

Развивающие

- формировать навыки анализа и комментирования текста художественного произведения;

- развитие устной речи, умения выражать свои мысли и чувства;

Воспитательные

- воспитывать интерес и желание изучать и исследовать свой город Санкт-Петербург через чтение литературных произведений;

- воспитывать культуру общения с книгой;

- воспитывать творческую познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству;

Планируемые результаты занятия

Предметные УУД

- прогнозирование содержания книги;

- поиск и выделение необходимой информации из текста и других источников знаний;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

- целеполагание, постановка целей той или иной деятельности;

- планирование своих действий;

- контроль выполнения определённых задач;

- применение полученных знаний в новых условиях;

Познавательные УУД

- построение речевого высказывания;

- выбор наиболее эффективного способа решения проблемы;

Коммуникативные УУД

- высказывание и обоснование своей точки зрения, своего мнения;

- умение слушать, слышать других и вступать в диалог;

- умение планировать сотрудничество;

Личностные УУД

- умение оценивать собственную деятельность на занятии;

- осознанное понимание принадлежности к общероссийской культуре и культуре Санкт-Петербурга;

- умение определять свои эмоции и эмоции других людей, сопереживать, сочувствовать;

Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов учащихся на занятии.

На данном занятии применяется технология продуктивного чтения, обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников. Методы и приёмы работы: антиципация (предугадывание предстоящего чтения), создание проблемной ситуации, поисковая деятельность учащихся, направленная на решение проблемы, работа в группах, творческие задания. Также элементы технологии критического мышления, в частности «тонкие» и «толстые» вопросы способствует целенаправленному формированию компетенций. Каждый этап занятия завершается самооценкой своей деятельности, которая является результатом работы группы и фиксируется на специальном стенде. Применение ИКТ, на определённом этапе занятия, позволяет визуализировать представленный материал занятия, поддерживает активизацию познавательной деятельности в течение всего занятия у современных учащихся с клиповым восприятием действительности. Заключительный этап занятия – рефлексия даёт возможность участникам «Читательского клуба» оценить свои чувства и эмоции, пережитые на занятии и осознать себя сопричастным к культуре и искусству Санкт-Петербурга.











План занятия

п/п

Этап занятия

Содержание

Время

1.

Организационно-мотивационный

Знакомство с девизом занятия

2 мин.

2.

Целеполагание, постановка проблемы.

Определили цель встречи, поиск решения проблемы.

5 мин.

3.

Коллективная работа в командах: интеллектуальный турнир.

Этапы турнира: чтение стихов про себя, вслух; составление вопросов по содержанию, «тонкие», «толстые» вопросы.

20 мин.

4.

Интерактивный плакат, виртуальная экскурсия по Рыцарскому залу Эрмитажа.

Команда – победитель проводит виртуальную экскурсию по Рыцарскому залу Эрмитажа, сопровождая экскурсию чтением стихов.

15 мин.

5.

Рефлексия.

Заполняют карту рефлексии.

3 мин


Этапы занятия с описанием видов деятельности.

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационно-мотивационный

Предлагает прочесть девиз. Найти ключевые слова. Объяснить смысл.

Предметные УУД. Поиск и выделение необходимой информации. Построение высказывания.

Целеполагание, проблемный вопрос.

Представление новой книги, проблемный вопрос.

Метапредметные УУД: выбор более эффективного способа решения проблемы, использование подсказок при затруднении. Предметные УУД: прогнозирование содержания книги.

Коллективная работа в командах, интеллектуальный турнир.

Предлагает тексты стихов по теме для чтения по группам. Для более глубокого понимания смысла стихов предлагается составить вопросы по содержанию: «тонкие» и «толстые»

Выполнение заданий по содержанию стихов. Метапредметные УУД: контроль выполнения определённых задач; построение речевого высказывания; умение слушать других и вступать в диалог;


Предлагается вопрос, который расширяет зону ближайшего развития, о связи рыцарей с историей Руси.

Необходимо применить полученные знания в новых условиях. Метапредметные УУД.

Построение речевого высказывания.

Интерактивный плакат, виртуальная экскурсия.

Организует переход на ресурс интернета
genial.ly для виртуальной экскурсии.

В новых условиях учащиеся демонстрируют полученные ранее знания и умения. Метапредметные УУД, умение планировать свою деятельность и сотрудничать с товарищами, выбор наиболее эффективного решения задачи.

Рефлексия.

Выявление впечатлений учащихся, понимания ими логики, целей занятия, побуждение их к аналитическому оцениванию занятия.

Умение определять свои эмоции и эмоции других людей, оценить собственную деятельность на занятии, осознать свою принадлежность к культуре и искусству Санкт-Петербурга. Личностные УУД.























Ход занятия

До начала занятия участники Читательского клуба произвольно делятся на 3 группы (по 4 – 5 человек, выбирают капитана). На столах тексты стихов из книги О.Тарутина «Что я видел в Эрмитаже» по теме занятия для каждого участника.
Лист А 4 3-х разных цветов на каждую команду для оценки деятельности команд в ходе встречи, на них крепятся жетоны – баллы.. Лист А 4 белый для заметок.
На встрече участников Читательского клуба присутствуют учитель и воспитатель группы продлённого дня.

У. – Здравствуйте, дорогие участники Читательского клуба! Сегодня у нас необычная встреча. Присутствует с нами гость - воспитатель группы продлённого дня.
Есть девиз нашей встречи: «…И стало неловко нам даже, что не были мы в Эрмитаже» О. Тарутин (запись на доске читают дети).
- Назовите ключевые слова девиза (отвечают).
- Как понимаете смысл этого девиза? (ответы). В наши дни почти всегда у входа в музей очередь. А мы с вами сегодня войдём в Эрмитаж как бы без очереди благодаря этой книге со стихами. Мы войдём и не заметим, как стали экскурсантами Эрмитажа. И оказались «в океане искусства». Эти слова девиза из книги (показываю книгу) «Что я видел в Эрмитаже» Автор – петербургский поэт Олег Тарутин.[1]
- По названию определите, о чём эта книга? (отвечают)
У.- Книги о музеях пишут искусствоведы или сотрудники музея для взрослых и таких книг много про Эрмитаж. Но эта удивительная, необычная, особенная книга – это путеводитель по Эрмитажу в стихах для детей. Прогулка по музею в стихах.
Написал эту книгу талантливый петербургский поэт, добрый весёлый обаятельный человек Олег Аркадьевич Тарутин.
- Думаете, он был по специальности поэт? Вовсе нет, по специальности он геолог, а по призванию – талантливый поэт.
У. – Теперь определите, зачем мы встречаемся в Читательском клубе сегодня. (Ответы)
- Да, прогулка по Эрмитажу. Эрмитаж самый большой музей нашего города. Там очень много интересных залов. Но вот, проблема есть. Надо узнать, в какой зал Эрмитажа мы отправимся. Для этого вы читаете про себя стихи, которые перед вами. Если возникнет трудность, можно после чтения стихов пройти по классу и найти подсказки [2] , которые помогут определить зал, куда мы сегодня отправимся. (Желающие найти подсказки идут, в пространстве класса находят атрибуты рыцарской эпохи).
Первый этап турнира: Команды называют Рыцарский зал и получают первый бал в соревновании команд.
У. – В эпоху рыцарей были турниры, и у нас с вами в Читательском клубе интеллектуальный турнир, посвящённый эпохе рыцарей и нашему Эрмитажу.
А команда – победитель нашего турнира получит право быть экскурсоводами и провести виртуальную экскурсию по Рыцарскому залу Эрмитажа.
- «Скорее! Скорее! Там рыцари ждут!» - это тема нашей встречи в Читательском клубе.
Учитель и воспитатель читают наизусть по ролям вводное стихотворение из книги
О. Тарутина «Что я видел в Эрмитаже» [3].
У. – Кто вместе с нами будет знакомиться с экспонатами Рыцарского зала? (Ответы)
(2 друга – школьника пришли в Эрмитаж, осматривают залы, поэт Олег Тарутин наблюдает за ними, как мальчишки реагируют на то, что видят в зале).
У. – Второй этап турнира: Прочитать выразительно, можно даже инсценировать или прочитать по ролям своё командное стихотворение. На подготовку даётся 7 минут. Можно взять отрывок, если стихотворение большое по объёму. Воспитатель и учитель будут консультантами, вашими помощниками. Первый совет от помощников.
- Чтобы успешно выступила команда на этом этапе, надо понять, что важное хотел сказать автор, кто главный герой или герои вашего стихотворения.
- Приступаем к подготовке – 7 минут. ( Учитель и воспитатель наблюдают за ходом подготовки к выступлению, консультируют по мере необходимости, оказывают помощь).
По окончании времени подготовки, команды по очереди представляют чтение по ролям своего стихотворения. Слушают и оценивают 2 других команды. Аплодисменты являются оценкой этого этапа. Присуждается ещё 1 балл командам.
У. - Третий этап турнира: Вопросы «тонкие» и «толстые» [4] (Участники Читательского клуба знакомы с этим приёмом работы с литературным произведением). На столах схема – напоминание. На подготовку – 6 минут. Вопросы команда обсуждает и записывает на лист А 4 в 2 столбика: «тонкие» «толстые». За все «тонкие» вопросы -1 балл; за каждый «толстый» вопрос – 1 балл.
Команды озвучивают свои вопросы и считают баллы. «Толстые» вопросы, на которые надо готовить ответ по дополнительным источникам информации, переходят на следующее занятие Читательского клуба.
Ученики сами выбирают вопросы, на которые хотят получить ответ в настоящий момент.
Желающие отвечают и получают для своей команды дополнительные баллы. Словарная работа [5]. «Словарные находки» на столе каждой команды – это новые незнакомые слова из текстов стихов.
У.- Четвёртый этап турнира: Вопрос от двух друзей.
У. - Эти 2 друга, которые вместе с нами осматривают Рыцарский зал, хотят задать вам вопрос, за ответ на который команда получит сразу же 3 балла.
- Вопрос: Как связана Русь с рыцарями? (Ответы)
(Ледовое побоище, 1242 год, Александр Невский). Видеоролик 3 минуты.
Если ответа не последует, вопрос остаётся на следующее заседание Читательского
клуба. Дома дети ищут на него ответ. Можно сделать рисунок или написать заметку.
У.- Пятый этап турнира: Конкурс капитанов.
- На знание тонкостей русского языка и эпохи рыцарей. За каждый правильный ответ 2 балла. Если помогает команда, получает 1 балл команда. Учёт этого конкурса ведёт воспитатель.
- Выходят 3 капитана и вытаскивают случайным образом свой вопрос. [6]
Ответы даются сразу без подготовки. Оцениваются по результатам ответа.

У.- Подведение итогов, подсчёт баллов у каждой команды.

Объявляется команда – победитель. Ей предоставляется право провести для слушателей других команд виртуальную экскурсию по Рыцарскому залу Эрмитажа. [7].
У каждой команды может быть планшет или телефон с выходом в интернет для подключения к ресурсу genial.ly.
Виртуальная экскурсия с чтением уже известных стихов и изображением экспонатов в пространстве Рыцарского зала Эрмитажа.

У.- Рефлексия: [8] отметьте любым значком тот, пункт, который для тебя является важным.
У. – Сегодня наша встреча в Читательском клубе завершилась. Спасибо всем!
- До новых встреч!












Примечания

[1] -

[2] - подсказки


[3] – Мы знаем, мы знаем, мы знаем уже,
где Рыцарский зал на втором этаже!
Но мы всё равно уточняем и всех на пути обгоняем.
Скорее! Скорее! Там рыцари ждут!
«Конечно, они никуда не уйдут,
и что нам минута – другая?»- так думаем мы, пробегая.
И думаем мы: «Это даже смешно!»
А сами, а сами бежим всё равно!
И вот наконец-то мы в зале.
И видим: не зря мы бежали!


[4] - «тонкие» и «толстые» вопросы

«тонкие»

«толстые»

Кто…? Что…? Когда…? Как звали…?
Было ли…?

Объясните, почему …?
Почему вы думаете…?
В чём различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?



[5] – «Словарные находки»
Мушкет – вид старинного ручного огнестрельного оружия.
Арбалет – самострел, боевое метательное оружие, лук.
Латы – доспех из различных по форме и размеру металлических пластин, откованных по форме частей тела рыцаря и лошади для защиты.
Кольчуга – рубаха, доспех, сплетённый из металлических колец.
Забрало – деталь шлема, металлическая решётка, закрывающая лицо для защиты.

[6] – Что обозначают крылатые выражения?
«Бросить перчатку»
«Копья ломать»
«С открытым забралом»
[7] – виртуальная экскурсия в Рыцарский зал Эрмитажа, экскурсоводы – команда – победитель.



[8] – Рефлексия:
- Встреча полезна, всё понятно.
- Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
- Ещё придётся потрудиться.
- Да трудно всё-таки учиться.
- Но в Эрмитаж пойду я точно!





Использованные материалы:

О. А. Тарутин «Что я видел в Эрмитаже» Прогулка по музею в стихах.- СПб.- Детгиз, 2011.


Материалы для внеурочного занятия «Читательский клуб»:
https://drive.google.com/drive/folders/1syL578I-3YYzRL0Munm4_W5g8xYLewhs

(ссылку вставить в поисковую строку браузера и открыть)















.









Аннотация методической разработки

Номинация: «Лучшее внеурочное занятие в 1 – 4 классах» (из программы внеурочной деятельности образовательной организации).
Внеурочное занятие «Читательский клуб» 4 класс «Скорее! Скорее! Там рыцари ждут!»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Читательский клуб» на 2020-2021 учебный год. «Рыцарский зал» - тема № 9 в рабочей программе. Всего в программе на эту тему отведено 3 часа. Данное занятие является первым по этой теме. На следующих занятиях продолжится работа над стихами.
Встреча в Читательском клубе представляет собой «прогулку в стихах» по Рыцарскому залу Эрмитажа по книге петербургского поэта Олега Тарутина «Что я видел в Эрмитаже». Работа организована в группах, желательно на каждую группу иметь планшет или другое устройство с выходом в интернет для организации виртуальной экскурсии в Рыцарский зал Эрмитажа, разработанную в ресурсе genial.ly в формате интерактивного плаката. В ином случае используют компьютер учителя. Экскурсию проводят учащиеся команды – победителя в турнире, экскурсия сопровождается выразительным чтением уже известных стихотворений, с которыми познакомились на занятии. Сложность при подготовке к занятию в том, что книга «Что я видел в Эрмитаже» является большой редкостью, найти её можно в единичных экземплярах в библиотеках района и города. Поэтому обеспечить каждого ученика книгой не представляется возможным. Необходимо распечатывать тексты для каждого участника Читательского клуба.
Книга, удивительная, простая , необычная, мотивирующая после прочтения обязательно посетить Эрмитаж.

















3