СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеурочных занятий

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для учителей истории и литературы

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеурочных занятий»

II Республиканский конкурс методических материалов педагогов на лучшую методическую разработку внеурочных занятий «Разговоры о важном» с использованием регионального компонента











Тематическое направление

Приобщение к культурному наследию

Тема методической разработки

«Сохраним традиции»





Автор: Воробьёва Валентина Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Унэгэтэйская средняя общеобразовательная школа»







2023 год

Структура описания методической разработки II Республиканского конкурса методических материалов педагогов на лучшую методическую разработку внеурочных занятий «Разговоры о важном» с использованием регионального компонента:

1. Пояснительная записка

1.1. Тематическое направление

1.2. Тема (название) воспитательного мероприятия

1.3. Актуальность и обоснование выбора темы

1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)

1.5. Целевая аудитория (с указанием возраста/класса)

1.6. Цель

1.7. Задачи

1.8. Планируемые результаты

1.9. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

1.10. Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых результатов

1.11. Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия

1.12. Материально-технические, информационные ресурсы

2. Основная часть

2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.

2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.).

3. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.



1.Пояснительная записка

«Живущие должны знать, откуда что проистекает…»

И.К. Калашников


Прежде чем говорить о зарождении культуры необходимо сказать о том, что означает термин «культура». Это слово произошло от латинскогоcultura, что в переводе означает возделывание, воспитание, развитие.

Культура это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных благах.

В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения. Культура народа является частью его истории.

Каждому человеку необходимо знать родную историю, природу и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда.

Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой край, нам нужно показать их с привлекательной стороны.

Обращение к традициям, фольклору выступает как непременное условие целостного восприятия окружающего мира. С учениками в возрасте 12-13 лет особенно полезны краеведческие занятия на материале именно народного искусства, позволяющие заложить эмоционально-нравственную основу отношения к культуре своего народа. Тема родины должна звучать интересно, красиво.

Именно поэтому педагогически целесообразным было разработать занятие с детьми, которое содержало бы в себе основые знания о традицияхсемейских Забайкалья. Конечно, возникает вопрос почему именно культура семейских затрагивается при рассмотрении этого вопроса? Но прежде необходимо, конечно внести некую ясность в сознание детей о их историческом наследии.

    1. Тематическое направление: Приобщение к культурномунаследию.

Село Унэгэтэй Заиграевского района Республики Бурятия основано в 1799 году из заимок по реке Курбе, населённых с 1720-х годов. Позже в село прибыла группа забайкальских старообрядцев-семейских из Куйтуна Тарбагатайской волости. Тогда семейская культура и появилась в нашем родном селе. Их еще называют староверами – хранителями старой православной веры, царским Указом 1905 г. им присвоено название «старообрядцы». С тех пор культура семейских очень глубоко проникла в жизнь людей. Традиции передавались из поколения в поколения. Семейским( старообрядцам), несмотря на гонения, удалось сохранить свои традиции. Наряду с восемнадцатью наименованиями других традиций из различных регионов мира их культура попала в список шедевров устного и нематериального наследия человечества.

1.2. Тема воспитательного мероприятия: «Сохраним традиции»

1.3.Актуальность и обоснование выбора темы

Сегодня все больше педагогов стремятся использовать традиции культуры для организации воспитательной деятельности с детьми. Проводя родительские собрания был выявлен тот факт, что родители и сами заинтересованы в этой проблеме, они желают не терять, по их словам, связь с корнями, продолжать культурные традиции их предков в современном мире. В традиционном обществе освоение традиций новым поколением не существовало. То, молодое поколение жило внутри традиции, естественная историко-культурная среда его окружала и оно являлось носителем культуры. Ребенок жил по «образу и подобию». Весь этот процесс проходил без кризисно и плавно, чего не скажешь про современное поколение.

1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)

Методическая разработка внеурочного занятия «Сохраним традиции» является звеном в цепочке мероприятий на тему «Малая Родина моя». Всем хорошо известно как в нашей Республике трепетно относятся люди к своим традициям и к своей культуре. Данное занятие направлено на повышение уровня культурной образованности, интеллектуального и духовного развития, привитие уважения к родному краю, его истории и культуре посредством знакомства с культурой семейских Забайкалья.

1.5. Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса):7 класс, 12-13 лет

1.6. Цель

Пробудить интерес к жизни семейского народа в разное историческое время, к его истории и культуре, расширить кругозор, уметь воспринимать красоту своей родины, знать историю своего края, села и своей семьи.

1.7. Задачи

- воспитание патриотизма, духовности, национального самосознания учащихся.

- повышение интереса историческому наследию родного края и страны;

- нравственное и эстетическое воспитание учащихся; сохранение культурных традиций; осуществление преемственности поколений, укрепление связи между учителями и учащимися.

-знать историю семейского костюма, его элементы, уметь объяснять значения украшений костюмов, знать особенности строительного дела семейских и т.п..

- воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление общаться друг с другом.

1.8. Планируемые результаты

-Личность, обладающая знаниями о историческом и культурном наследии своего села;

- Исследовательская работа учащихся в получении необходимой информации;

- Написание творческих работ учащихся, создание экспозиции в школьном музее «Наше культурное наследие».

1.9. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора:

Классный час - специально организованная ценностно-ориентационная деятельность, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру; Это, пожалуй, одна из наиболее действенных форм внеклассной работы в школе, которая в большей степени развивает творческие способности учащихся, их умение легко формулировать свои мысли и вступать в дискуссии с одноклассниками. Такая форма проведения воспитательного мероприятия очень эффективна, помогает расширить и углубить знакомство школьников с жизнью, традициями их предков.

1.10. Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых результатов.

Для достижения планируемых результатов применялась учебно-исследовательская деятельность учащихся, это такая форма организации воспитательной работы, которая связана с решением учащимися, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

- постановка проблемы;

- ознакомление с литературой по данной проблеме;

- овладение методикой исследования;

- сбор материала;

- анализ;

- обобщение;

- выводы.


В результате учащиеся приобретают определенные качества личности, такие как:

• гибкая адаптация в меняющихся жизненных ситуациях. Учащиеся, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для решения проблем;

• умение самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;

• умение грамотно работать с информацией;

• коммуникабельность, умение работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации, и умение выходить из них;

• умение самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

1.11. Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия

Портреты исследователей, работавших на тему «Семейские Забайкалья», фотовыставка некоторых работ .

Слайдовая презентация

Распечатки иллюстраций(костюмы,избы,элементы домовой росписи семейских и т.п.)

Стенгазета «Семейские Забайкалья»

Гости мероприятия: сотрудник школьного музея, учителя истории, представители родительского комитета, заместитель директора по воспитательной работе, советник директора.

1.12. Материально-технические, информационные ресурсы

Проектор, экран, ноутбук, колонки, интернет,книги.

  1. Основная часть

2.1.Описание подготовки воспитательного мероприятия:

В предварительной беседе с учащимися необходимо выяснить, что им уже известно о культуре и традициях семейской культуры. Преподаватель заранее объясняет, в какой форме будет проходить внеклассное мероприятие, что нужно подготовить к нему, рекомендует литературу для домашнего чтения. Учащиеся распределяются на несколько творческих групп и заранее готовятся к внеклассному мероприятию.

1-я группа изучает историю возникновения семейских Забайкалья на территории Бурятии и конечно о возникновении этой культуры в родном селе.

2-я группа знакомится с творчеством семейских, с одеждой, с особенностями украшения домов.

3-я группа подготавливает мастер-класс по изготовлению куклы колокольчика (оберега), под руководством учителя.

Оформление вечера осуществляют два человека. Они выпускают газету, посвященную традициям семейских.

«Журналисты» (несколько учеников) освещают ход мероприятия: пишут небольшие статьи, которые будут включены в выпуск брошюры для школьного музея.

2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (Сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и д.р.).

План классного часа:

I. Орг. момент.

II. Вступительное слово преподавателя и начало демонстрация презентации по теме.

III. Выступления учащихся:

- Историческая справка (история возникновения семейской культуры на территории Бурятии и в селе Унэгэтэй);

-как строили и украшали дома.Семейское подворье.

- «Одежда семейских».(доклад+

демонстрация слайдов)

-Мастер-класс повязка платка. Рассказ учителя о разновидности головных уборов.

( Как украшали голову девочки, девушки и замужние женщины; рассказ об одежде мальчиков; об обуви)

Семейская кухня

- IV.Мастер- класс.Изготовление куклы-оберега. «Кукла-колокольчик»

V. Рефлексия.




Ход мероприятия.

I. Орг. момент.

II. Вступительное слово преподавателя.

Здравствуйте уважаемые гости нашего мероприятия, учителя и конечно же учащиеся! Наш классный час мы сегодня посвятим традициям и обычаям семейских. Рассмотрим историю возникновения этой культуры в нашем селе.

Ученик предварительно,под руководством учителя, готовит доклад. На занятие рассказывает о истории возникновения семейских в наших краях, распространении традиций, культуры старообрядцев.


Выступления учащегося .(Выступает ученица 7го класса Ерофеева Ева)

Немало упоминаний о семейских находим мы в записках и в дневниках декабристов. Они отмечают трудолюбие староверов, их цветущие сёла и нивы. Наиболее подробно о жизни и быте семейских пишет А. Е. Розен. Во время перехода декабристов из Читы в Петровский завод в 1830г. «Избы и дома у них, - писал Розен, - не только красивы углами, но и пирогами» [Розен А. Е. Записки барона.«Отечественные записки», Иркутск, 1876].

Сегодня я расскажу в каких селах Заиграевского района обосновались старообрядцы.

Мухор-Тала, Заиграевский район РБ

Основано семейскими в конце XIХ в. До настоящего времени в селе в доме Васильевых сохранилась уникальная домовая роспись, выполненная в 1897 г. неизвестным художником. По данным историка Ф.Ф. Болонева, село получило официальный статус по Указу императора России в 1882 г., но «по журналу Забайкальского областного правления, состоявшегося 9 апреля 1881 г. заключено: образовавшееся в урочище «Мухор-Тали» новое селение наименовать «Мухор-Талинским», с учреждением там особого сельского управления, а о перечислении туда крестьян сделать особое распоряжение».


Нижние Тальцы, Заиграевский район РБ (с 1935 г.)

Сначала были в составе Тарбагатайской волости, с 1883 г. — Новобрянской волости, с 1923 г. — в составе Тарбагатайского района. По данным третьей ревизии 1762 г., в Верхнеудинском уезде Иркутской губернии уже находилось 1545 ссыльнопоселенцев, выведенных из Польши, и ссыльных. Учтены только лица мужского пола. Они проживали в том числе в Нижнеталицкой и Брянской деревнях — 11 человек... Следовательно, в начале 60-х гг. XVIII в. эти деревни уже существовали.

В 1871 г. Нижняя Талица состояла из 8 дворов, в селе жили 82 чел. муж.пола. По документам 1879-1881 гг.: крестьян — 159 чел., оседлых инородцев — 4 чел., поселенцев — 3 чел., бессрочно отпускных — 1 чел., отставных — 2 чел., итого 169 душ. Одними из первых тут поселились Власовы, Михайловы, Сафроновы, Ипатовы и др. Занимались в основном земледелием, скотоводством и овощеводством. Продукцию продавали в г. Верхнеудинске, расположенном в 25 верстах от села. Многие уходили на заработки на золотые прииски и др. работы.

Ф.Ф. Болонев


НоваяБрянь, Заиграевский район РБ

Старинное семейское село. При планировании царской администрацией расселения переселенцев во второй половине XVIII в. ни один населенный пункт современной территории Заиграевского района в план расселения не входил. Все старообрядцы оказались на территории района за счет внутренней миграции из сел Куйтун, Большой Куналей и др. Данные миграции не всегда были контролируемы со стороны чиновников того времени, поэтому старообрядцы селились по своему желанию и усмотрению.

К настоящему времени не установлена точная дата основания села.


СтараяБрянь, Заиграевский район РБ

Основано село в 1715 г. православными русскими. В 1819 г. в этой деревне проживало несколько семейских семей — Солдатовы, Трофимовы и Кондратьевы, по данным В.М. Пыкина. В 1902 г. там насчитывалось 83 двора, по данным А.Д. Жалсараева.


Унэгэтэй, Заиграевский район РБ

Основано семейскими в 1799 г. На месте села в ту далекую пору была безграничная тайга. Унэгэтэй в переводе с бурятского — лисье место, лисья нора.

В Заиграевском районе семейские также проживают в с. Ташелан, Шабур, Новая Курба, Тальцы, Челутай, Заиграево и др., но не компактно, а дисперсно.

С тех пор культура семейских очень глубоко проникла в жизнь людей нашего села. Традиции передавались из поколения в поколения. Семейским (старообрядцам), несмотря на гонения, удалось сохранить свои традиции. Наряду с восемнадцатью наименованиями других традиций из различных регионов мира их культура попала в список шедевров устного и нематериального наследия человечества.


Выступление ученика 2. (ученик 7го класса Пахомов Роман)

Особенности ведения домоустройства: как строили и украшали дома, как выглядело семейское подворье. Рассказ о семейской избе, «печь-хозяйка дома».


Избы семейских – высокие деревянные постройки. Если подойти снаружи, чуть рукой достанешь до окошка. Семейские делали затем, чтобы в доме солнца было больше. Рамы и карнизы во многих избах украшены резьбой и раскрашены. В селениях семейских улицы чаще всего застраивались домами с двух сторон. Изредка встречались квадратные дома с двускатной и четырехскатной крышей.

Четырехстенная изба делалась на высокой подклети, покрывалась тесовой двускатной крышей; в ней ставилась русская печь устьем к передним окнам.

«Пятистенка» отличалась от «четырехстенки» тем, что была разделена капитальной бревенчатой стенкой на две половины. В крестьянскую усадьбу входили, как правило, теплый и просторный жилой дом, казенка и крепкие наземные помещения для скота, прочный амбар для хранения зерна, погреба с надстройкой для хранения скоропортящихся продуктов в летнее время, небольшая баня.

Двор обносился высоким тыном. Дома рубили в основном в «лапу», налаживая верхнее бревно с пазом (желобом) на нижнее, иногда в «угол», то есть с выступающими концами бревен.

Между бревнами прокладывали мох, причём чем больше был паз верхнего бревна, тем больше мха закладывалось в него, следовательно, больше тепла удерживалось в избе.

Первоначально избы рубили топором, использовались также поперечные и продольные пилы. Внутренние стены чисто обтесывались, углы делались круглыми, для пола использовались толстые бревна, которые раскалывались на две половины и гладко отесывались топором с плоской стороны. Крыши крыли тесом и «дором» (драными досками).

Рассказ классного руководителя:


Примерно в середине XIX столетия было освоено драньё досок, что намного облегчило труд строителей. Способ приготовления «дора» заключался в следующем.

Достаточно ровное бревно раскалывали на четыре части и затем каждую часть при помощи железного крюка и специальной деревянной ручки раздирали на доски, между которыми по мере раскалывания передвигали деревянный каток.

Крыши делали на два ската. Сверху доски крыш прижимались «охлупенем», который седлом захватывал под себя гребень крыши. Нижние концы были опущены в желоб, который поддерживали деревянные крюки (курицы). Концы охлупня иногда оформляли в виде конской или оленьей головы, реже – птичьей, иногда прибивали рога гурана (дикого козла).

Навесы хозяйственных построек покрывались соломой и «лубками», ибо тес и «дор» не каждому были по средствам. Основным строительным материалом являлись сосна и лиственница. «Стопу» (сруб) рубили главным образом из сосны, только на нижние венцы употреблялась лиственница.

Дом внутри разделялся чаще всего на три части: передний угол, куть и запечье. В переднем углу стоял стол, за которым вся семья ела из одной чашки. Над столом в углу помещалась божница, вся заставленная иконами старинного письма, которые очень ценились старообрядцами.

Чаше всего встречались иконы с изображением богоматери, Николая угодника (Николы), Георгия Победоносца на белом коне, убивающего чудовищного змея, писаные на досках. На иконостасах были укреплены восьмиконечные кресты с распятым Христом и медные складни. Иконы бережно хранились и передавались из поколения в поколения.

Под божницей висели лестовки (четки), «подружники» (подручники) – четырехугольные подушечки, сшитые из лоскутов, применявшиеся при совершении земных поклонов; к божнице были прикреплены свечи. Вдоль стен стояли широкие деревянные лавки.

Выступление ученицы Черенцовой Алины

По чистым стенам, преимущественно в праздничные дни, развешивались яркие разноцветные «карманницы» (стенное украшение, сшитое из обрезков шелка, кашемира, атласа и другой красочной материи на подкладке). Недалеко от порога стояла кровать, чаще всего, покрашенная и с точеными ножками. На нее днем укладывали потники и подушки.

Печь являлась не только главным источником тепла, в ней варили и долго в горячем состоянии сохраняли пищу, сушили одежду, на ее поверхности спали, в ней прогревались от простуды. К тому же на печи сушили хлеб, солодили зерно и т. п.

Опечек– деревянное основание печи – обычно расписывался различными фантастическими цветами, орнаментом, поражавшим неожиданным сочетанием красок.

Полы в избах в старину не красили, но мыли и протирали («шоркали», по выражению семейских) так тщательно, что они сияли. Долгое время полы посыпали «дресвой» – чистым речным песком, а некоторые хозяева застилали их домоткаными половиками – «постилками» или вязаными из разноцветного тряпья кругами. Цветы в горшочках или деревянных лагушках были обязательной принадлежностью дома семейских.

(все выступления сопровождаются презентацией)

Выступление классного руководителя:семейское подворье


Не только дом, но и двор содержались в полном порядке и чистоте. Дворы и надворные постройки, занимавшие обычно в середняцких хозяйствах около 3/4 десятины, делали просторными и удобными.

Дворы делились на две-три части. На переднем дворе находились амбар, погребица с холодным глубоким погребом, где хранились летом скоропортящиеся продукты: молоко, мясо, сало, ягоды, варенья, соленья, приготавливать которые семейские женщины были большие мастерицы. Тут же под навесом стояли телеги.

Задний двор был предназначен для скота: лошадей, овец, коров и свиней. Скотский двор иногда был крытым, разные животные были отгорожены друг от друга изгородями. Тут же были расположены хлев для свиней, стайка для коров и овчарни для овец.

В хлев клались «мерлоги», то есть кучи соломы, в которую зарывались свиньи. В стойле были «комяги» – большие долбленые колоды наподобие корыта, в которых кормили и поили скот.

На третьем дворе были расположены сеновал, хозяйственный инвентарь, ступка для толчения конопляного семени, мялки для конопли. Иногда там строили баню, топящуюся «по-черному», то есть с каменкой, не имеющей трубы для выхода дыма, весь дым выходил через отверстие в потолке, отчего потолок и стены были покрыты толстым слоем сажи. Белые бани появились позже.

За третьим двором находилось гумно, где устраивали клади хлеба, ток или «ладонь», для обмолота снопов, риги и сушила. На гумне стояли и зароды соломы. Дворы были обнесены высокими заборами из плах или жердей, гумно иногда обносилось частоколом, но чаще изгородью из жердей

За огородом располагались телятники – выгоны для телят с поливом из канав.


Для освещения в доме служил очаг (камелек), расположенный на шестке печи, где жгли мелко наколотые смоляные чурки и щепки. Применялись и жировики: подогретые шкварки (остатки от вытопленного сала) мелко толкли, добавляя в них натопленный из кишок жир, затем этой смесью обмазывали туго скрученную тряпку и ставили ее в металлическую или глиняную посуду (плошку).

Использовалась и лучина. Всех «мирских», приехавших в гости или по делам, семейские угощали из отдельной посуды, которую держали специально для них и хранили отдельно. Если же семейский уезжал куда-либо, то посуду свою брал с собой.


Ученица Гуляева Варвара (в семейском сарафане)

Рубрика «Одежда из бабушкиного сундука»

Особое внимание к себе привлекает женский сарафан.

В культуре семейских особый интерес вызывает женский костюм. Женский костюм содержит в себе много символики. Так, женский головной убор в виде рога несёт в себе символ плодородия – плодовитость животных. Пояс разделял фигуру на «верх» и «низ». «Верх» символизировал землю и небо. Голова – солнце, божество; «низ» – вода, подземные источники. Он относится к так называемому сарафанному комплексу русской одежды. Традиция носить подобную одежду у семейских сохранилась на протяжении всего XX века.

Причиной тому послужило то, что указ Петра I о ношении европейского платья не распространялся на старообрядцев. Да и сами семейские, видимо, в знак протеста по отношению к властям продолжали носить старорусский костюм как одно из проявлений старого русского уклада.

Многое в культуре семейских сохраняется, передается от старшего поколения младшему. Это и народные промыслы и, конечно, народные костюмы. И даже несмотря на то, что традиционные костюмы, которые шьет под руководством старших молодежь, имеют сейчас чисто сценическое назначение.

Так, некоторые девочки – участницы фольклорных кружков поверх сарафанов носят старинные янтарные бусы, доставшиеся им от бабушек. Да и сами бабули во время выступления хоров обязательно наденут янтари. Бусы эти массивны, сделаны из круглых, грубо обработанных кусков янтаря, а центральный, самый крупный янтарь оправлен в серебро; их семейские покупали на протяжении XIX в. в городе Кяхте, крупном тогда купеческом центре на торговых путях, соединявших Китай и Монголию с Россией и Западной Европой.

Каждое село имеет свою манеру изготовления костюмов. Любовь семейских к яркости в костюме, узорочью, обилие нагрудных украшений и объясняет их красочные костюмы. Одежду семейские почитали, если говорить точнее, то каждое село имеет пошив и крой изготовления костюма. Элементами различия чаще всего считались:

• запоны – передник (нашив лент, их ширина, расстояние и изобилие лент)

• ленты – размеры, цвет

• рубаха (со станушкой) – часть одежды, претерпевшая изменения от русской крестьянской рубахи – платья

• пояс – элемент белорусского костюма, плотно стягивающий талию

• завязывание кички – элемент украшения (в основном, нитки, бисерное плетение)

• нашив лент на сарафанах и запонах (большое расстояние между лентами в Бичурском районе и небольшое в Тарбагатайском, а также обилие лент)

• разновидность в вышивке и расшивания рубах (элемент рукава в предплечье)

• длина сарафана

• цвет и подбор ткани

• вывязывание узора на поясах

• костюмы, в которых они поют (семейскиеБичурского района с. Новосретенка не одевают поверх сарафана полушалки.В основном, семейскиеженщины Тарбагатайского района поверх сарафана одевают светлые, узорчатые полушалки во время выступления)

• стан женщины.

• Бусы, янтари, мониста – их обилие на груди у женщин.

Мастер-класс «Повязывание кички» проводится классным руководителем (моделью выступает кто –нибудьиз взрослых)


Кичка, это старинный русский головной убор, который носили замужние женщины. Считалось, что она связывает женщину с высшими силами. ... Кичка древнерусский головной убор. Что означает кичка, кто и как ее носили. Кичка что означает. Знаете ли вы, как одевались наши предки на Руси? Сегодня мы расскажем о таком головном уборе, как кичка, который являлся непременным атрибутом женского наряда.

Право носить кичку получали только замужние бабы, при этом, волосы убирались полностью под головной убор. Кичка защищала женщину, когда она находилась в репродуктивном возрасте, оберегала от злых сил, оказывала содействие в рождении детей.


У семейских более чем у других, нашли применение китайские ткани даба, далемба, шелка - бурс, канфа, чесуча и др.

Рубрика «Семейская кухня»


Ученицы: Устинова Лена и Устинова Лилия


Лилия: Кухня семейских состоит строго из (мясной) в мясоеды и постной в посты еды. Главным продуктом питания считается хлеб ржаной, пшеничный. В большом количестве употребляются картофель, капуста и другие овощи, особенно осенью и зимой.

В мясоеды питание состоит из баранины, свинины, говядины, мяса диких коз и изюбрей. Едят мясо жареным и тушеным, мясные щи (шти), суп, похлебку, яичницу на сале, молоко, масло, сметану, творог, простоквашу, картофель на масле, картофель с салом, пельмени, суп-лапшу с мясом, пирожки с печенью, студень и другие блюда.По средам и пятницам, считающимися постными днями, пища скуднее: хлеб, блюда из муки, толченый картофель с растительным маслом (бульбишня) или «в мундире» (с кожурой), капуста, постные щи, суп, ботвинья с луком, кисель, разные каши.


Лена:

В пост пекут пирог с луком, грибами, морковью, иногда с рыбой, лепешки с ягодами. Любят печь пироженики (пирожки) с разной начинкой: черемухой, морковью, яйцом и др.

Особенно обильной и вкусной бывает пища по праздникам: пирожки с мясом, пельмени, жареные поросята, лапша с мясом или молоком, картофель с мясом, яйца вареные, яичница, сдобная стряпня. Из рыбы особенно ценятся омуль и кета. В чай добавляют дикорастущие растения: бадан, иван-чай, брусничник, листья смородины, листья малины, шульту (сердцевину березы), чагу (березовый нарост), ревень, чай с «забелкою» (с молоком), готовят ботвинью и квас.

Чай семейские долго не принимали, считали за грех. Хотя перевозками его занимались из Кяхты. Использовали чагу (березовые наросты-шарики), их в разные годы называли по-разному: шульта, а ныне это бифунген, рекомендован в народной медицине в микстурах и кремах-мазях при опухолевых новообразованиях, варикозных расширениях вен, многих кожных заболеваниях - панацея от многих заболеваний.


В конце мероприятия угощаем гостей и учеников оладьямис вареньем, медом, халвой и чаем.



  1. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.


Работа по данной методике учит выполнять задания в группах, формулировать ответы на вопросы, объективно оценивать свои возможности, знания, проявлять интерес к истории своего села, а также позволяет проявить творческий подход в обсуждении темы.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!