СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА воспитательного часа на тему: РУССКИЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Привлечение внимания обучающихся к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли русской культуры в России, ДНР

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА воспитательного часа на тему: РУССКИЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ ГОРНЫЙ ТЕХНИКУМ им. Е. Т. АБАКУМОВА»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


воспитательного часа

на тему:


РУССКИЕ ЦЕННОСТИ КАК

ОСНОВА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ







2021

Методическая разработка открытого воспитательного часа на тему: «Русские ценности как основа русской культуры».



Составила: Бурыкина А.Ю. – преподаватель профессиональных дисциплин ГПОУ «Донецкий горный техникум им. Е. Т. Абакумова», специалист.





Изложена методика проведения воспитательного мероприятия с привлечением студентов.

Для классных руководителей среднего профессионального образования.







Рецензент: зам. директора по учебно-воспитательной работе ГПОУ «Донецкий горный техникум им. Е.Т.Абакумова» Красненко Наталья Владимировна.















Рассмотрена и одобрена
на заседании цикловой комиссии
«Земельно-имущественные отношения»
Протокол № 1 от 13 сентября 2021 года
Председатель цикловой комиссии

«Земельно-имущественные отношения» __________ А. Ю. Бурыкина


Цели: 

- развитие и воспитание компетентного гражданина Донецкой Народной Республики, укоренённого в духовных и культурных традициях народа Донецкой Народной Республики;

- информирование о Годе русской культуры, его значимости;

- формирование системных представлений об Отечестве – России, Донецкой Народной Республике;

- информирование о труде и быте народа России, его вере;

- развить культурное самосознание, безграничную любовь к Родине, к своему народу.


Задачи:

Личностные:

Прививать интерес и любовь к культуре ДНР. Развивать воображение, мышление и речь. Воспитывать любовь к своей Родине, качества культурного человека.

Познавательные:

Ввести понятие о культуре. Познакомить обучающихся с выдающимися личностями, выходцами из Донецкого края, изучить роль вклада героев-земляков в развитие региона.

Коммуникативные:

Учить культурному общению, сопоставлять оценки жизни и деятельности известных личностей и давать собственную оценку их деятельности.


Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, видеоролики, музыкальное сопровождение.





ХОД МЕРОПРИЯТИЯ


Культура есть память. Поэтому она связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества.

Ю.М. Лотман



Между тем культура – это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения - народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства.

Д. С. Лихачев


Только общие ценности, идеалы и нормы могут стать опорой для успешного функционирования современных государств, которым присущи этнические, языковые и религиозные разнообразия. Для Донбасса такой объединяющей силой является русская культура с её огромным духовным потенциалом и интеллектуальными возможностями. Она является не только предметом гордости и уважения для всего народа, но и стала неотъемлемой частью мировой культуры.

Самым ценным в каждом государстве является культура, ибо культура способствует взаимопониманию. А народы, которые понимают друг друга, всегда будут жить в дружбе и мире.

Наше государство ожидает от подрастающего поколения:

  • личностной уверенности и сознания собственной значимости;

  • целеустремлённости, лидерских качеств и организаторских способностей;

  • умения отличать хорошее от плохого;

  • стремления к здоровому образу жизни;

  • развитой речи и интеллектуальных способностей;

  • заботливого отношения к окружающему миру;

  • самоуважения себя, как культурного человека.

  • – А вы знаете, что такое культура? (Выслушиваются ответы учащихся)

    У культуры есть много разных определений. Давайте познакомимся с наиболее распространенным.

    Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere – возделывание, позднее – воспитание, образование, развитие, почитание) – понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.

    А вот, что говорили о культуре и ее значении в жизни общества известные люди:

    • Если мы мыслим о Культуре, это уже значит – мы мыслим и о Красоте, и о Книге как о создании прекрасном. Н.К. Рерих

    • Есть только одно средство стать культурным человеком – чтение. Культурный человек – это человек, ориентированный на высокие нравственные ценности, стремящийся питать душу возвышенным и прекрасным. А. Моруа

    • Культура – великий учитель того, как следует жить. Дина Дин

    • Культура – это пространство, в котором проходит человеческая жизнь от рождения до смерти. М. В. Попович философ, Академик Национальной академии наук Украины

    • Культура – это не количество прочитанных книг, а количество понятых. Искандер Фазиль

    • Культурный человек... Это тот, кто в состоянии сострадать. Василий Шукшин

    «Культура – это человеческая деятельность в её самых разных проявлениях. Это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему мыслями и переживаниями. Это именно то, что даёт нам силу, то, что делает нас людьми».

    Культура – это набор правил, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.

    Популярный толково-энциклопедический словарь русского языка: «Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом».

  • – Как вы думаете, какая бывает культура? Что относится к культуре? (Выслушиваются варианты ответов учащихся)

    Различают материальную и духовную культуру.

    Материальная культура создается в процессе материального производства, продуктами ее являются здания, оборудование, станки.

    К духовной культуре относятся искусство, наука, философия, литература.

    С духовной культурой мы встречаемся, когда слушаем музыку, читаем произведения, созерцаем картины, наслаждаемся игрой лучших актеров мира. Развивать культуру помогают исторические личности.

    Каждая национальная культура – это форма самовыражения народа. В ней проявляются особенности национального характера, миросозерцания, менталитета. Любая культура уникальна и проходит свой, неповторимый путь развития. Это в полной мере относится и к русской культуре. Ее можно сравнивать с культурами Востока и Запада лишь в той мере, в которой они взаимодействуют с нею, оказывают влияние на ее генезис и эволюцию, связаны с русской культурой общей судьбой. Вопрос о роли и месте русской культуры в общемировом процессе, ее типологической принадлежности имеет длительную историю. Известный русский мыслитель И.А. Ильин оригинально заметил, что «возраст русской идеи есть возраст самой России».

    Идея неопределенности русской культуры, ее несхожести с другими нашла оригинальное метафорическое воплощение в поэзии Ф. Тютчева:


    Умом России не понять,

    Аршином общим не измерить;

    У ней особенная стать –

    В Россию можно только верить.

    Великий русский поэт своеобразно высказал мысль о том, что русскую культуру сложно измерить доктринами и учениями, мерками и критериями других культур, в частности, европейской. Россия страна особенная, тут требуется нечто такое глубокое, чувственное, чтобы доподлинно ее распознать.

    Русская культура – это культура духа, труда, культура грусти, печали и радости, веры, надежды, любви. В каждом движении и слове слышится отзвук кузнечного молотка, серпа, топора, плеск весла, скрип колеса, стук конских копыт, шаги бурлаков и бродяг. В каждом движении русской пляски есть нечто затаенное, глубокое, но и буйное, взрывное. Веселье и труд, радость и горе одинаково понятны и близки русской душе.

    Борьба двух начал (европейского и азиатского) в русской истории явление и объективное, и субъективное. Объективно Россия расположена на двух континентах, ее населяют многие народы, различающиеся религией, нравами, обычаями, традициями, имеющими как азиатскую, так и европейскую направленность. Субъективный фактор также сыграл немаловажную роль в цивилизационной ориентации России. Со времен крещения Руси была взята ориентация на Запад. Монголо-татарское нашествие эту традицию затормозило. Во времена царствования Ивана Грозного стали преобладать восточные, деспотические тенденции. Пётр I и Екатерина II в своей политике вновь обратились к западным ценностям. Подобные усилия не были поддержаны и развиты их наследниками. И так, практически, русский социокультурный корабль всю свою историю курсировал между Европой и Азией, вырабатывал свой собственный курс. В результате русская культура представляет особый тип, в рамках которого сформировалась система ценностных координат, отличная от Запада и Востока. На ее становление и развитие оказали влияние как многие внутренние (язычество, христианство, природно-климатические условия, огромная территория и др.), так и внешние (постоянная угроза нападения, татаро-монгольское иго и др.) факторы. Находясь между Востоком и Западом, русская культура, критически переосмыслив их ценности, приняла многие из них.

    Тысячелетний опыт русской культуры доказал миру ее величие и жизнеспособность. Достаточно сказать, что благодаря русской культуре, русскому духу удалось повергнуть такие всемирные чудища, как монголо-татарское нашествие и нацизм. Русские не раз совершенно бескорыстно помогали народам Европы и Азии освободиться от поработителей. Завоевывая новые земли, русские не столько порабощали местное население, сколько вовлекали их в орбиту собственной жизни и способствовали прогрессу их культур. Несмотря на хозяйственно-экономические неурядицы, Россия в первой половине XX в. вошла в число ведущих промышленных держав мира, осуществила прорыв в космос, создала мощнейшие вооруженные силы, совершенную систему образования, физического воспитания и спорта, поразила мир многими научными достижениями. Русские стали самым читающим народом во всем мире. Русская культура славна своею литературой, театром, живописью, архитектурой, скульптурой, прикладным искусством, киноискусством и многим другим.

    Через всю сложнейшую историю существования русского народа красной нитью выделяются такие ее ценности, как патриотизм, доброта, человеколюбие, задушевность, вечный поиск возвышенного идеала, общинность. Русской культуре присуща святость, религиозность (церковность, соборность, обрядовость), отрешение увидеть в ком-либо мессию, поверить ему и пойти за ним. Как ни в какой другой, в русской культуре совершенно особо ценится идея братства, доброты, коллективизма, взаимопомощи, жалости к больным, юродивым, пострадавшим, нищим и обездоленным. Актуальны также скромность, простота, доверчивость, красота.

    Среди ценностей русской культуры особое место отводилось патриотизму, и это было не случайно. Российскому государству большую часть своей жизни приходилось защищаться от иноземных захватчиков. Так, из «537 лет, прошедших со времени Куликовской битвы до момента окончания Первой мировой войны, Россия провела в боях 334 года. За это время ей пришлось 134 года воевать против различных антирусских союзов и коалиций, причем одну войну она вела с девятью врагами сразу, две - с пятью, двадцать пять раз пришлось воевать против трех и тридцать семь - против двух противников» (Митрополит Иоанн, 1993: 31). XX век не стал исключением, Россия практически половину его прожила в условиях горячей и холодной войн. Привитие любви к своей Родине, готовности встать на ее защиту является приоритетной задачей государства и общества.

    Что ни говори, а самая большая ценность каждого народа – это его язык. Язык, на котором он говорит, пишет и думает, который позволяет выражать собственные мысли и мнение. Не зря среди россиян бытует поговорка: «Язык - народ». Язык и национальная культура очень тесно связаны. Ведь именно через писания в древности передавались опыт и накопленные знания.

    Культурно-цивилизационные стандарты, касающиеся ценностей семьи и брака, в русской культуре всегда занимали особое место. В фольклоре, пословицах и поговорках отражена вся палитра сильных и тонких супружеских чувств «Муж да жена – одна душа», «Любовь да совет, так и нуждочки нет», «На что и клад, когда у мужа с женой лад» и т.д. Крепкая семья – основа крепкого государства считалось на Руси. На охране семейных ценностей и брака стояла Русская Православная Церковь, прививался культ семьи и брака.

    Понимание труда в православной культурной традиции отличается от понимания в протестантизме. Труд – это, прежде всего часть духовной жизни, он является святой обязанностью человека. Русский человек по своему внутреннему складу не расчетлив, у него отсутствует рационально-прагматический характер хозяйствования. В коллективной работе был виден трудовой вклад каждого. Плохо работающие и бездельники подвергались осуждению и, наоборот, те, кто хорошо трудился, возвышались и поощрялись.

    Современная культура России - это, прежде всего, наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам.

    Академик Д.С. Лихачев писал: «Если вы любите свою мать, вы поймете и других, любящих своих родителей, и эта черта будет вам не только знакома, но и приятна. Если вы любите свой народ, вы поймете и другие народы, которые любят свою природу, свое искусство, свое прошлое».

    Донбасс как исконно русская земля является частью Русского мира, а значит и частью русской культуры. Здесь живут люди, которые, представляют разные национальности, но всегда объединяются общей русской культурой, которая впитывала и переплавляла этническую идентичность отдельного жителя Донбасса, соединяла всех в единый поток эволюционного развития региона. Люди Донбасса - носители русского кода, русской культуры, русской духовности.

    Денис Владимирович Пушилин, открывая Год русской культуры в Донецкой Народной Республике сказал: «Хочу отметить, что русская нация, неотъемлемой частью которой мы с вами являемся, дала миру огромное количество талантливых и гениальных музыкантов, певцов, композиторов, художников, артистов театра и кино, писателей и публицистов. Среди них очень много наших земляков, уроженцев Донбасса: Сергей Сергеевич Прокофьев, Иосиф Давыдович Кобзон, Анатолий Борисович Соловьяненко, Владимир Григорьевич Захаров, Людмила Степановна Шемчук, Вадим Яковлевич Писарев... Перечислить всех сейчас невозможно, настолько велико это количество. Их имена золотыми буквами вписаны в историю отечественной и мировой культуры, на основе их творчества рождались новые духовные ценности и формировались чувства национального достоинства, взаимопонимания и согласия»

    Исторические личности характеризуются своим вкладом в историю жизни народа, государства, человечества. Среди них мы встречаем государственных и общественных деятелей, политиков, которые возглавляют различные общественные движения. Выдающиеся личности своими поступками, творчеством ускоряют общественный прогресс, посвящают свою жизнь общечеловеческим приоритетам: борьбе за справедливость, свободу, счастье народа. Выдающимися личностями не рождаются, а становятся в результате своей деятельности.

    Выдающиеся деятели – люди особые, неординарные. Они, как правило, знают, чего хотят, уверенно идут к своей цели, понимают общественные потребности, умеют сформулировать основные задачи и пути их решения. Выдающиеся личности не боятся брать на себя ответственность за новые подходы к решению социальных проблем. Они являются гениальными и талантливыми людьми, гордостью нации и человечества.

  • – А кого из выдающихся личностей Донбасса вы знаете? (Выслушиваются варианты ответов детей).

    Давайте вспомним некоторых из них.

    Береговой Георгий Тимофеевич (15 апреля 1921 – 30 июня 1995) – лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза (единственный, кто удостоен первой звезды Героя за Великую Отечественную войну, а второй – за полёт в космос), заслуженный лётчик-испытатель СССР, генерал-лейтенант авиации, кандидат психологических наук, Лётчик-космонавт СССР №12. Лауреат Государственной премии СССР. Г. Т. Береговой родился раньше всех из побывавших на орбите людей.

    Бондарь Григорий Васильевич (22 апреля 1932 – 27 января 2014) – генеральный директор Донецкого областного противоопухолевого центра, профессор, заслуженный деятель науки, член-корреспондент Академии медицинских наук Украины, заведующий кафедрой онкологии Донецкого медицинского университета имени М. Горького, Герой Украины. Доктор медицинских наук, профессор, академик АМНУ. 

    Эдуард Теодор Боссе (19 октября 1864 – 27 июня 1927) – русский инженер и предприниматель, один из основателей промышленности Донбасса и города Донецка. Вместе с Р. Г. Геннефельдом стоял у истоков машиностроительного и чугунолитейного завода в посёлке Юзовка (ныне АО «Донецкгормаш»). Основали в 1889 году машиностроительный и чугунолитейный завод.

    Гуляев Юрий Александрович (9августа 1930 – 23 апреля 1986г.) – оперный и эстрадный певец (лирический баритон), композитор, народный артист СССР (1968). C 1955 по 1960 работал в Донецком театре оперы и балета.

    Дегтярев Владимир Иванович (19 августа 1920, Ставрополь – 16 октября 1993, Киев) – советский государственный и партийный деятель, первый секретарь Донецкого обкома Компартии Украины (1963 – 1976). При нём Донецк стал называться «Город миллиона роз».


    Мерцалов Алексей Иванович (1856 – 1935) – кузнец, создатель «Пальмы Мерцалова» – символа Донбасса. На Юзовском металлургическом заводе работал в течение сорока лет. Уволился 8 июля 1919 года. Высота пальмы составляет 3 метра 53 сантиметра. Пальма весит 325 килограммов, а кадка – 200.

    Стрельченко Иван Иванович (25 декабря1932 – 21 мая 2003) – дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР, депутат верховного Совета СССР, начальник участка шахты «Трудовская» производственного объединения «Донецкуголь».





    Прокофьев Сергей Сергеевич (23 апреля 1891 – 05 марта 1953) – русский и советский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель, шахматист первой категории. Родился в старом селе Сонцовка Донецкой области. В 2012 году в Донецке был открыт красивейший современный международный аэропорт имени Сергея Прокофьева.


    Соловьяненко Анатолий Борисович (25 сентября 1932 – 29 июля 1999) – оперный певец, тенор, лирико-драматический актёр, народный артист СССР (1975). Родился в Донецке. Учился в Донецком политехническом институте. В Донецке в честь Анатолия Соловьяненко назван театр оперы и балета. У театра установлен памятник Анатолию Борисовичу.


    Бубка Сергей Назарович (4 декабря 1963) – советский и украинский спортсмен-легкоатлет по прыжкам с шестом. Первый в мире человек, прыгнувший выше шести метров. Президент Национального олимпийского комитета Украины. До конца 1997 года единственный легкоатлет, победивший на шести чемпионатах мира. заслуженный мастер спорта (1983). Чемпион Олимпийских игр (1988), мира (1983, 1987, 1991, 1995), Европы (1986), СССР (1984, 1985) Победитель Кубков мира и Европы (1985) в прыжках с шестом.


    Исинбаева Елена Гаджиевна (3 июня 1982) – чемпионка XXVIII Олимпийских игр, 18-кратная рекордсменка мира по прыжкам с шестом, Заслуженный мастер спорта по легкой атлетике, двухкратная победительница международного турнира «Звезды шеста».

    Кобзон Иосиф Давыдович (11 сентября 1937 – 30 августа 2018г.) – советский российский эстрадный певец, музыкально-общественный деятель, педагог. Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации II—VII созывов. Герой Труда Российской Федерации, народный артист СССР, народный артист Украины, заслуженный человек Молдавии. Почётный гражданин Донецка, Герой ДНР.


    Писарев Вадим Яковлевич (1 февраля 1965) – звезда балета, солист балета Донецкого академического театра оперы и балета, лауреат международных конкурсов, народный артист Украины. Художественный руководитель Донецкого национального академического театра оперы и балета имени А. Б. Соловьяненко, основатель и директор международного фестиваля «Звёзды мирового балета».

    Подкопаева Лилия Александровна (15 августа 1978) – гимнастка, «Золотая Лилия», заслуженный мастер спорта Украины, судья международной категории. Обладательница Кубка Европы, 45 золотых, 21 серебряной и 14 бронзовых медалей. Абсолютная чемпионка мира по спортивной гимнастике, чемпионка Европы, Олимпийская чемпионка Игр в Атланте.


    Ревва Александр Владимирович (10 сентября 1974) – российский шоумен, комедийный актёр, телеведущий и певец. Бывший игрок команды «КВН» «Утомлённые солнцем». Резидент юмористического шоу «Comedy Club». Как певец выступает под псевдонимом Артур Пирожков.





    Щербакова Екатерина (26 ноября 1980) – выпускница 1998 года ОШ №80 г. Донецка, высококвалифицированная швея, мастер кукол ручной работы.


    Бышев Дмитрий Александрович (12 июня 1985) – выпускник 2003 года ОШ №80 г. Донецка, боксер, старший тренер-преподаватель по боксу г. Донецка.


    Особенно хотелось бы привлечь внимание к русской культуре. Культура России – культура русского народа, других народов и народностей России и государств, предшествующих современной России.


  • – Как вы думаете, что есть в русской культуре, чего нет в культурах других стран? (Выслушиваются ответы учащихся)

    Театр, кино, литература –

    Вот где Российская культура!

    Скульптура, живопись, балет –

    Культуры лучше нашей – нет!


    Русская народная сказка – эпическое художественное произведение русского народа, преимущественно прозаического, волшебного и авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел; один из основных жанров фольклорной прозы. На всех русских сказках лежит печать старинного быта, обычаев, порядков.

    Частушка – короткая песня с юмористическим содержанием, исполняемая на определённый напев, жанр русского песенного фольклора, сложившийся к 1870-м годам. Термин «частушка» был введён писателем Г. И. Успенским в очерке «Новые народные песни» (1889 г.) при характеристике народных стишков. Истоки частушки — игровые и плясовые припевки, «сборные» хороводные песни, скоморошьи прибаутки, свадебные «дразнилки» и городские песни. Частушке свойственны злободневность тематики, афористичность, неожиданность метафор и рифм, напевно-речитативный тип мелодики, импровизация на основе устойчивых музыкальных форм.

    Русская иконопись – развивавшееся в недрах православной церкви изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века крещением Руси. Иконопись оставалась ядром древнерусской культуры вплоть до конца XVII века, когда в петровскую эпоху была потеснена светскими видами изобразительного искусства.

    Русская литература – литература русского народа и людей другой нации, воспитанных в традициях русской культуры. Временем зарождения принято считать вторую половину X века. Является одной из важнейших составляющих культуры России. Пушкина А.С. знают во всем мире!

    Русская музыка – достижения музыкальной культуры русского народа; результат многовекового исторического процесса формирования и развития своеобразных традиций. Это понятие объединяет русский музыкальный фольклор, русскую академическую музыку, русскую духовную музыку, русский романс. Музыкальные произведения наших композиторов любят во всем мире!


  • – О чем говорится в этом стихотворении?

    Велика Россия наша

    И талантлив наш народ!

    О Руси родной умельцах

    На весь мир молва идет!

    (Выслушиваются ответы учащихся). О русских народных промыслах.


    Русские народные промыслы – форма народного творчества, в которой отчётливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры.

    Рассмотрим некоторые из них.



    Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке. Роспись выглядит ярко, несмотря на темный фон. Используются такие краски как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёного и голубого, и, конечно, чёрный фон. Очень часто используется золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

    Современное искусство гжели сложно и многообразно. Эта керамика — наиболее яркая, поэтичная и запоминающаяся среди русских промыслов. Популярны в России и во все мире традиционные фарфоровые изделия с кобальтовыми (синими и голубыми) узорами. Казалось бы, одноцветная роспись должна сделать изделие монотонным, однако все получилось совсем наоборот — благодаря характерному синему цвету с его различными оттенками, фарфор смотрится неповторимо и оригинально. Рисунки гжель — это сюжеты из народной жизни прошлого — катание на санях, масленица, жанровые сценки, сказочные персонажи, растительные орнаменты. Узоры неповторимы, ведь каждую чашку или поднос мастер расписывает вручную, в единственном экземпляре.


    Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима. Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни.

    Вологодское кружево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках. Вологодское кружевоплетение восходит к 16—17 вв., но как промысел существует с первой четверти XIX века.

    Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой, «вилюшкой»; они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток. Для изготовления вологодского кружева требуется: подушка-валик; коклюшки; можжевеловые или березовые; булавки; сколок. Типичный материал для вологодских кружев — лён, отбеленный или суровый. В XVII кружевницы осваивали методику плетения кружев с использованием серебряных и золотых нитей, изготовленных из волочёной проволоки или из шёлковой нити-сердечника, обвитой металлической нитью.


    Великоустюжское чернение по серебру – истинно русский народный художественный промысел, сложился в XVII веке в Великом Устюге (сейчас это районный центр в Вологодской области). Заключается в украшении чернёнными рисунками всевозможных серебряных изделий, это могут быть портсигары, подстаканники, столовые и посудные наборы, часы, табакерки, и многое другое. Так же немаловажную роль, и свою нишу заняли ювелирные изделия из черненного серебра: кольца, браслеты, всевозможные подвески. Практически весь спектр ювелирных изделий, можно без труда найти в ювелирных магазинах.


    Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Почти всегда они имеют форму в виде яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи.


    – Предлагаю вам раскрасить свою собственную матрешку, используя один из мотивов народных промыслов. (Раздаются шаблоны)

    Загадки

    1. Там можно посмотреть мультфильмы,
      Журналы, клипы, кинофильмы.
      Идём туда мы целым классом.
      Там – хорошо, там просто – классно!
      Там что-то не были давно,
      Пора бы посетить … (Кино)


    1. Петь, рисовать, лепить искусно

    Нельзя прожить нам без … (искусства)


    1. Здесь балерины, балероны

    Благодарили нас поклоном.

    На сцене танцевали чудно,

    И в зале было многолюдно.

    Спектакля лучше в мире нет,

    Чем этот сказочный... (балет)


    1. Творчество народное

    Для детей – опора

    Нельзя народу нашему

    Прожить без …(фольклора)


    1. Кто очень дружен будет с ней,

    Будет вчетверо умней. (Литература)


    1. Нам экскурсовод сказал,

    Как пройти в такой-то зал.

    Мумию мы посмотрели,

    В чем ходили, разглядели.

    Даже мамонт здесь стоит,

    Глаз закрыл, как будто спит.

    Если ты не ротозей,

    То иди скорей в... (музей)


    1. Ой, звенит она, звенит,

    И грустит, и веселит.

    С переливами несется,

    В душе чувством отзовется. (Музыка)




    Рефлексия

    Я узнал…

    Мне запомнилось…

    Я считаю важным…

    Синквейн «Культура»


    Синквейн — это нерифмованный поэтический текст, состоящий из пяти строк, написанных по определённой схеме.

    Первый пример:

    Культура.
    Информационная, современная.
    Создается, почитается, обсуждается.
    Когда погибает культура, погибает и народ.
    Искусство.


    Второй пример:

    Культура.
    Античная, русская.
    Просвещает, развивает, совершенствует.
    Культура всегда появляется из бескультурья.
    Творчество.

    Домашнее задание

    Каждый учащийся получает лист, на котором необходимо отметить, что делает его культурным человеком.


    Итог мероприятия

    Сегодня мы с вами познакомились русскими народными промыслами- лишь с маленькой частичкой богатой русской культуры. Убедились, как прекрасны и необычны их изделия.

    Помните, что культура России уникальна и необычайно красива. Поэтому нужно относится к ней с уважением и беречь.

  • – Ребята, скажите, что мы должны с вами делать для того, чтобы нас считали культурными людьми?

  • – Часто ли вы повышаете свою культуру? Каким образом?


    В жизни произойдет много событий, откроются разные дороги. Но самое важное, чтобы вы выросли достойными людьми.

    Помните, вы будущее своего государства. И от вас зависит его судьба!