Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат № 115 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара»
_____________________________________________________________
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по ВР
__________ Дрягина Ю.В.
Методическая разработка
воспитательного коррекционно-развивающего занятия
по теме «Государство и права детей»
для воспитанников 4-5 классов
Выполнили:
воспитатели
Ребрейкина Т.В
Рязанцева Г.В .
Самара 2018 год
Цель: Познакомить воспитанников с основными правами и обязанностями детей.
Задачи: Сформировать представления у детей об их правах и обязанностях
Знать свои права и применять их в жизни.
-Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
-Воспитывать уважение к другим людям.
I. Организационный момент
Вы готовы поработать? (Да!)
Вы готовы отвечать? (Да!)
Вы готовы, если надо,
Что-то вспомнить и узнать? (Да!)
Ну а главное – готовы
Вы сегодня рассуждать? (Да!)
II. Сообщение темы. Формулировка цели. (слайд 1)
Ну, раз вы приготовились к работе, тогда мы поговорим на очень важную тему, которая касается каждого из вас: Государство и права детей.
Ваша задача – узнать как можно больше о своих правах и о том, как их можно защитить.
III. Актуализация знаний.
Игра-разминка поможет вам вспомнить, в каком государстве вы живёте:
1. (автор: Феодосий Савинов)
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля.
Это русское раздолье,
Это русская земля!
Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья.
Это русская сторонка,
Это Родина моя!
Как называется наша Родина? (Россия)
Как звучит полное название государства? (Российская Федерация)
2. Отгадайте ребус и тогда сможете прочитать фразу:( слайд 2)
Ключ к ребусу: Столица России – город Москва.
3. Выбери изображения символов России: флага, герба. Ключ к ребусу: флаг России – изображение 2, герб России – изображение 1.
4. Прослушайте три музыкальных сюжета и выберите гимн России.
5. Отгадав загадку, узнаете, какое дерево является символом России:
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане (берёза) (слайд3)

6. Вспомните, как называется основной закон нашего государства. (Конституция)(слайд 4)
IV. Уточнение и дополнение детей знаний о своих правах.
Ребята, вот вы и вспомнили, в каком государстве живёте. Россия – это правовое государство.
Кто объяснит, что это значит?
Верно, наше государство живёт по законам, которые защищают права всех её граждан, независимо от возраста, национальности, пола. В России все граждане обладают равными правами. Каждый ребёнок с момента рождения взят под охрану государства, а это значит, что у детей тоже есть права, нарушить которые никто не может.
Как вы понимаете, что такое права человека, права ребёнка?
Верно, это самое ценное, что есть у человека, что даёт ему возможность жить полноценной, счастливой жизнью, быть живым и здоровым, развиваться, проявить себя.
Кто знает, какие права есть у детей?
Рассмотрим иллюстрации и расскажем об основных правах ребёнка в нашем государстве: (слайд 5)
1. Право на жизнь.
2. Право на имя, отчество и фамилию.
3. Право жить и воспитываться в семье.
4. Право на образование.
5. Право на медицинское обслуживание.
6. Право на защиту своих прав
7. Право на полноценное питание и приемлемый образ жизни.
8. Право на отдых и досуг
Все эти права записаны в законах, а это значит, что нарушать их, отнимать у вас никто не может. Человек, который нарушает ваши права, совершает преступление, и он несёт ответственность перед государством.
Что же это за законы, которые обеспечивают вам, ребята ваши права?
Таких законов много и приняты они не только в нашей стране, но и в других странах мира.
Самым первым законом, защищающим права детей, стала «Конвенция о правах ребёнка». Она была принята 20 ноября 1989 года правительствами 170 стран. Этому закону подчиняется весь мир, в том числе и Россия. Другие законы, гарантирующие права ребёнка в нашей стране: (слайды 6 ,7)
Конституция Российской Федерации;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральным законом "Об образовании".
Оказывается не всегда в России, да и в других государствах были у людей права. Так было очень давно, в старину. Никаких прав не имели рабы и пленники, жившие в государствах древней Европы, чернокожие рабы Америки, крепостные крестьяне старой России.
В России граждане наряду с правами, имеют обязанности.
Обязанности граждан РФ. (слайд 8)
Обязанность защищать Родину
Обязанность соблюдать законы
Обязанность сохранять природу и окружающую среду
Обязанность платить налоги
Физминутка : «Чему учат в школе» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского). (Право на образование.)
V. Закрепление.
Ребята, послушайте задания с ситуациями, в которые попали герои из разных сказок. Вы должны назвать сказку, какие права героев были нарушены?
1.Как называется сказка? Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какое право было бы нарушено, если бы подобное происходило в наши дни? (право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.) (слайд 9)
2.В какой сказке и какое право нарушается? («Колобок».) Слайд 10.
Слайд 11. 3 В какой сказке и кто нарушил право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу ( «Красная шапочка» волк)
Слайд 12 .В какой сказке и кто нарушил право поросят на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка» волк). Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием
VI –заключение
У каждого гражданина России, есть не только права, но и обязанности. О своих обязанностях не должны забывать и вы.
-Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе? (Правом на образование)
- Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.
-Как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых? ( Ответы детей)
-В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты – как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко. Предлагаю закончить нашу встречу песней «Вместе весело шагать «(Исполнение песни).