Региональный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Тематическое направление: патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
Тема: 160 лет со дня рождения П.А. Столыпина
Автор: Леонова Кристина Сергеевна
учитель истории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8
имени Павла Александровича Щипанова
города Кузнецка
2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тематическое направление, тема воспитательного мероприятия и обоснование её выбора (актуальность)
Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия – патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Тема – «160 лет со дня рождения П.А. Столыпина»
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Цель воспитательного мероприятия – сформировать у школьников чувство национальной гордости и единения вокруг имени славного представителя России – великого государственного деятеля, реформатора Петра Аркадьевича Столыпина. Воспитание патриотизма наиболее органично входит в жизнь подростков, когда они совершают собственные открытия, шаг за шагом, в совместной деятельности исследуют жизнь великого человека.
Прохождение «Брейн – ринга» позволяет осуществить погружение в тему, при этом не просто усвоить новую информацию, но и сделать выводы о формировании личности великого государственного деятеля, реформатора Петра Аркадьевича Столыпина, развитии его деятельности, направленной на преобразование страны. Несмотря на исторический характер игры, часть его заданий связана с современностью. Подростки имеют возможность увидеть продолжение великого дела исторической личности в наши дни, а также задуматься о самых ценных свойствах человеческой личности: целеустремлённости, трудолюбии, воле к победе, дисциплинированности, взаимопомощи, смелости в принятии решений. Тема брейн – ринга актуальна ещё и потому, что мероприятие носит метапредметный и межпредметный характер. Проходя испытания игры, школьники учатся работать в команде, ставить цели, управлять временем. Дети развивают метапредметные умения работы с различными источниками информации и коммуникационно-информационными технологиями. Содержание «Брейн –ринга» основано не только на знаниях многих школьных наук: школьники знакомятся с произведениями скульптуры, живописи, киноискусства. Таким образом, данное мероприятие затрагивает актуальные для современного общества проблемы и полностью соответствует приоритетным направлениям воспитательной работы, определённым в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации.1
Целевая аудитория воспитательного мероприятия
Методическая разработка ориентирована на возрастную категорию подростков 16‒17 лет, обучающихся в 10-11 классах. В ходе работы с обучающимися учитываются возрастные и психологические особенности данного школьного возраста: стремление к познанию нового, предпочтение дистанционных технологий для расширения своего кругозора и поиска необходимой информации, желание взаимодействовать в группе сверстников и побеждать в процессе увлекательного интеллектуального соревнования.
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
Воспитательное мероприятие соответствует цели воспитания в 10 классе, а именно способствует воспитанию самостоятельной, творческой, социально активной личности подростка, ориентированной на базовые национальные ценности: осознание себя гражданином России, уважительное отношение к истории и культуре, стремление к успеху. Прохождение испытаний брейн-ринга командами десятиклассников помогает решать ряд воспитательных задач. Во-первых, благодаря содержанию игры создаётся нравственно и эмоционально благоприятная среда воспитания. Во-вторых, развивается умение подростков взаимодействовать в группе сверстников. В-третьих, апробируются основы нового типа взаимодействия и обратной связи в условиях дистанционного обучения. «Брейн-ринг» логически продолжает цикл классных часов, проведённых в 8-9 классах и посвящённых героическому прошлому нашей страны. Реализуя гражданско-патриотическое направление в воспитании, мы находим факты, которые связывают героев прошлых веков и настоящего времени. Таким образом, данное воспитательное мероприятие поддерживает идею связи времён и поколений. В системе воспитательной работы 10 класса мероприятие гражданско-патриотической направленности тесно связано с духовно-нравственным, культурно-эстетическим, учебно-познавательным и социально-адаптационным направлениями работы в классе.
Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Цель воспитательного мероприятия «160 лет со дня рождения П.А. Столыпина» ‒ создание условий для формирования чувства патриотизма, национальной гордости, единения и осознания преемственности поколений через изучение жизненного и политического пути великого государственного деятеля, реформатора Петра Аркадьевича Столыпина
Задачи мероприятия:
стимулировать познавательный интерес школьников и расширить их представления о жизни и политической карьере П.А. Столыпина;
мотивировать взаимодействие подростков в процессе решения познавательных и воспитательных задач;
использовать информационно-коммуникационные технологии для успешной реализации идеи мероприятия.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование её выбора
Формой проведения воспитательного мероприятия является игра – БРЕЙН-РИНГ. БРЕЙН –РИНГ начинается с мотивационной части, в ходе которой учитель (организатор) представляет школьникам факты о П.А. Столыпине. Командам предстоит в течение 45 минут выполнить 14 заданий и найти ответ на главный вопрос: почему личность Столыпина так значима для России и мира? Каждое задание может принести в копилку команды определённое количество баллов.
«Брейн – ринг» является современной динамичной формой воспитательной работы. Логично выстроенные познавательные задания стимулируют интерес подростков к теме, а командная работа учит генерировать идеи, делиться знаниями, распределять обязанности в ходе поиска информации, экономить время на прохождение испытаний, проявлять свою эрудицию, быстроту и смекалку. «Брейн –ринг» в воспитательной работе имеет много преимуществ: во-первых, позволяет организовать активную познавательную деятельность обучающихся с опорой на их жизненный и учебный опыт. Во-вторых, создаются комфортные условия для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся. В-третьих, интерактивность и диалогичность «Брейн – ринга» повышают мотивацию к сотрудничеству в совместной деятельности. И наконец, применение информационных образовательных ресурсов и электронных гаджетов делает историческую тему более живой и динамичной, приближая её к современности.
В настоящее время содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, творческими решениями. В связи с этим обоснована необходимость развития игровой формы обучения, которая обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом и характеризуется учебно-познавательной направленностью. Реализуя принцип единства образования и воспитания, внеурочная работа способствует всестороннему развитию обучающихся, подготовке их к практической деятельности.
Педагогические технологии, методы, приёмы, используемые для достижения планируемых результатов
Для достижения планируемых результатов используется технология сотрудничества, ИКТ, проблемное обучение, развивающее обучение. На всех этапах мероприятия используются методы воспитания: методы формирования сознания через убеждения – это индивидуальная беседа, разъяснение, объяснение; методы организации деятельности и формирования опыта поведения – соревнование; методы контроля и самоконтроля – педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности; игровые, наглядные и инструктивно - практические.
Описание этапов подготовки и проведения мероприятия
На подготовительном этапе брейн-ринга классный руководитель разрабатывает задания игры, систему оценивания, определяет количество баллов за каждое выполненное задание, готовит ответы для проверки.
Одним из видов внеурочной деятельности является проведение игры «Брейн – ринг». Это интеллектуальная игра, в которой две команды игроков одновременно отвечают на один и тот же вопрос, причем команда, правильно ответившая первой, лишает соперника возможности отвечать на вопрос.
Число команд - участниц должно быть кратным двум. Для турнира по «Брейн-рингу» необходимо иметь специальную аппаратуру, позволяющую определить, кто первым должен отвечать. При имеющейся специальной аппаратуре - это чаще всего звуковой (звонок) или световой (лампочка) сигнал. В случае если таковой аппаратуры нет, то таким сигналом может стать слово ведущего. Чаще всего это команда «время». Если же подается сигнал о готовности отвечать до этой команды - это считается фальстартом, и команда лишается права ответа. Максимальное время на обсуждение вопроса у команд - 1 минута.
В среднем игра рассчитана на 45 минут, что соответствует психофизиологическим особенностям обучающихся и не вызывает утомления. Вопросы для проведения игры должны быть четко сформулированы, иметь однозначность ответа, возможность для игроков проявить не только конкретные знания, но и умения логично, последовательно рассуждать в поисках ответа на вопрос.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)
Для проведения «Брейн-ринга» необходимы кадровые ресурсы: на каждом этапе работы команды сопровождают организаторы (педагоги, родители или старшеклассники-волонтёры), с которыми также проводится инструктаж по технологии проведения игры.
К методическим ресурсам относятся основные положения разработки воспитательного мероприятия: обоснование выбора, цель, задачи, технология, приёмы, форма проведения.
Материально-техническая база предполагает наличие помещений (кабинета) с компьютерной техникой и доступом в Интернет, а в случае дистанционного игры – наличие выхода в Интернет с домашних устройств детей и родителей, а также регистрация на дистанционной платформе Microsoft Teams.
Информационные ресурсы представляют собой разработанные классным руководителем задания, подготовленные заранее ссылки на видео, сайты, тексты, изображения и материалы для организаторов-волонтёров (ключи для проверки ответов команд и подсчёта баллов).
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Данная методическая разработка подготовлена к 160-летнему юбилею великого государственного деятеля, реформатора Петра Аркадьевича Столыпина, однако имеет достаточно универсальный характер.
Прохождение «Брейн-ринга» можно организовать во время Недели истории или Метапредметной недели в школе. В условиях дистанционного обучения форма дистанционного «Брейн-ринга» расширяет методический и технологический инструментарий классного руководителя, обогащая его современными формами и приёмами работы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Описание подготовки воспитательного мероприятия
Старшеклассникам раздаются ссылки и Qr - коды, список литературы для изучения проблемного вопроса воспитательного мероприятия. ( срок изучения –неделя).
Список литературы (П.А. Столыпин) |
Рыжов, К. В. Сто великих россиян / К. В. Рыжов. - М. : Вече, 2008. - 480 с. - (100 великих). - (в пер). История России в портретах: [ XIX - XX вв. ] / ред. З. Н. Тетеркина. - Смоленск : Русич, 1997. - 506 с. - (в пер). Шульгин, В. Н. Хранитель. Традиция консервативного самобытничества в думских речах Петра Столыпина / В. Н. Шульгин// Родина. - 2009. - N 1. - С. 74-76. Могилевский, К. "Страна без всяких утопий" / К. Могилевский // Родина. - 2008. - N 8. - С. 8-10. фот.. Законность и свобода - это и есть основы правового государства и гражданского общества, так считал Петр Столыпин. Столыпинская правовая реформа Корелин, А. П. Реформы П. Столыпина: исторический опыт и уроки / А. П. Корелин // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2007. - N 10. - С. 3-11. Крестьянская реформа; Судьба остальных преобразований, Причины неудач реформ Корелин, А. П. Реформы П. А. Столыпина: исторический опыт и уроки / А. П. Корелин // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2007. - N 9. - С. 3-12. Основные положения столыпинской программы; Столыпин и Дума; Причины свертывания реформ. |
Формируются команды из числа класса или параллели. Объясняются правила игры.
Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)
Тема: 160 лет со дня рождения П.А. Столыпина.
Цель: создание условий для формирования чувства патриотизма, национальной гордости, единения и осознания преемственности поколений через изучение жизненного и политического пути великого государственного деятеля, реформатора Петра Аркадьевича Столыпина.
Задачи: 1.Образовательная: углубление полученных знаний по теме, раскрытие роли в истории России ХХ века на основе жизни и деятельности П. А. Столыпина. Формирование умения вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения, развитие коммуникативных навыков речевого взаимодействия в аудитории класса. Формирование у старшеклассников навыков работы с дополнительной литературой и историческими источниками.
2. Развивающая: развитие умений давать оценку событиям и деятельности роли личности в истории, высказывать аргументированные суждения на основе анализа и сопоставления фактов, анализировать различные точки зрения, мнения, принципы и позиции.
3. Воспитательная: воспитание гражданской позиции, патриотизма и ответственности за судьбу своего Отечества.
Форма: игра брейн - ринг
Участники: 10 класс
Ход мероприятия
«Герои не должны умирать для
истории и сознания своего народа.
Память вечная должна храниться о
них и с похвалами передаваться
грядущим поколениям»
П. А. Столыпин
Слово классного руководителя:
Пётр Аркадьевич прошёл большой путь на государственном поприще и встал во главе правительства России в сложное, без преувеличения – драматическое, время – время политического и общественного раскола. Последствия Русско-японской войны, революционные потрясения, разлад в экономике – всё это представляло реальную угрозу территориальной целостности России, даже её суверенитету. При этом нужно было дать ответы на ключевые, принципиальные вопросы развития России, включая извечный для России вопрос о земле. От главы правительства требовались не просто несгибаемая воля, но и личное мужество, готовность взвалить на себя весь груз ответственности за положение в стране, и Пётр Аркадьевич в полной мере проявил все эти качества.
В истории России начала ХХ века одна из самых заметных фигур - Петр Аркадьевич Столыпин. Его имя всегда вызывает споры, противоречивые и взаимоисключающие оценки. Ни один из политических деятелей империи того времени не может идти с ним в сравнение по преданной и восторженной памяти его почитателей и сосредоточенной ненависти революционеров. Вешатель против героя, ничтожный карьерист против великого государственника, тщеславный интриган против высоконравственного патриота – таков разброс существующих оценок. Одни называли его спасителем Родины, опорой Отечества, другие черносотенцем, палачом. Кто же он Петр Аркадьевич Столыпин?
ЗАДАНИЯ
Задание № 1. В каком городе родился П. А. Столыпин?
Ответ: 2 апреля 1862год Дрезден. Саксония.
Задание № 2. Кем приходятся Столыпину эти два великих человека?
Ответ: Одна из пяти сестёр деда Петра Столыпина вышла замуж за Михаила Васильевича Арсеньева. Их дочь Мария стала матерью великого русского поэта, драматурга и прозаика М. Ю. Лермонтова. Таким образом, Пётр Аркадьевич приходился Лермонтову троюродным братом. При этом в семье Столыпиных отношение к своему знаменитому родственнику было сдержанным. Так, дочь Петра Аркадьевича Столыпина, Мария, в своих воспоминаниях пишет:
| Лермонтов, бабушка которого была Столыпина, оставил по себе много воспоминаний в нашей семье. Родные его не любили за невыносимый характер. Особенно одна тётушка моего отца настолько его не терпела, что так до смерти и не согласилась с тем, что из-под пера этого «невыносимого мальчишки» могло выйти что-нибудь путное.1 | |
Мать Петра, Наталья Михайловна принадлежала к известному роду - урожденная княжна Горчакова. Она была дочерью генерал-фельдмаршала, наместника Польши Михаила Дмитриевича Горчакова, и племянницей знаменитого дипломата и канцлера Александра Михайловича Горчакова, последнего из двадцати девяти лицеистов памятного выпуска, друга Александра Сергеевича Пушкина.
Задание № 3 О чем говорят эти здания. Как они связаны с жизнью
П
.А.Столыпина?
Вид на главный дом и флигели усадьбы Середниково
Имение Колноберже, в котором Столыпин провёл детство (вид 2011 г.)
Ответ: Детство провел сначала в усадьбе Середниково Московской губернии (до 1869 года), затем в имении Колноберже Ковенской губернии. Семья выезжала также в Швейцарию.
Задание №4: С какими трагическими событиями связана Женитьба Столыпина на Ольге Борисовне Нейдгардт
Ответ: Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911) был представителем старинного дворянского рода, известного с XVI века. Среди его родственников – князь Горчаков, главнокомандующий времен крымской войны, и М.Ю. Лермонтов. Военной карьерой, как было принято в его семье, он заниматься не мог – у него была повреждена правая рука.
П. А. Столыпин блестяще закончил физико-математический факультет Петербургского университета. Столыпин рано женился, оказавшись чуть ли не единственным женатым студентом в университете. Ольга Борисовна правнучка генералиссимуса А.В. Суворова, жена П. А. Столыпина, прежде была невестой его старшего брата, убитого на дуэли. А поскольку в семье Столыпиных строго хранились традиции дворянской чести, то с убийцей своего брата стрелялся и сам Петр Аркадьевич, получив ранение в правую руку, которая с тех пор плохо работала. Существует, впрочем, и другая версия, которой придерживался, в частности, С. Н. Сыромятников, близко знавший П. А. Столыпина по службе: «Рука у него начала сохнуть еще в гимназические годы. Ему сделали несколько хирургических операций. В конце концов, это и определило его решение идти в университет, а не на военную службу по примеру деда, отца и старшего брата».
Задание №5 Определите Герб рода Столыпиных.
Ответ:
Задание № 6 Видео материал №1.
https://disk.yandex.ru/i/wBWJ5vTp2XUFTQ
Вопрос: П. А. Столыпин в разные годы занимал посты губернатора. Назовите два административно - территориальных единицы Российской империи, в которых Столыпин был назначен губернатором?
Ответ: Гродненская губерния (1902г) Гро́дненская о́бласть (белор. Гродзенская вобласць) — область на северо-западе Белоруссии, граничит с Польшей и Литвой, Саратовская губерния (15 февраля 1903 — 26 апреля 1906)
Задание № 7 В каком году Столыпин назначен министром внутренних дел?
Ответ: апрель 1906 год
Задание № 8 Перечислите, какие реформы и вопросы удалось осуществить Столыпину?
Ответ:
· Закон о военно-полевых судах · Финляндский вопрос · Еврейский вопрос · Аграрная реформа · Сибирская политика «Столыпинские вагоны»
· Внешняя политика · Законопроект о земстве в западных губерниях и «министерский кризис» марта 1911
Задание № 9 Подавление революции сопровождалось казнями отдельных ее участников по обвинению в бунте, терроризме и поджегах помещечьих усадеб. За шесть лет действия закона о военно- полевых судах с 1906-1911 годы было казнено от 683 до 6 тыс человек , а каторжным работам приговорено 66 тыс. Впоследствии Столыпина резко осуждали за столь жесткие меры . Какие термины вошли в историю, связанные с жесткими мерами Столыпина?
Ответ: «скорострельная юстиция»
«столыпинская реакция»
«столыпинский галстук»
З
адание № 10 Что произошло?
Ответ: Взрыв на Аптекарском острове
Разрушенное вследствие взрыва здание особняка Столыпина на Аптекарском острове 12 (25) августа 1906 года произошло очередное покушение, сопровождавшееся большим количеством жертв. Во время взрыва сам Столыпин не пострадал.
Задание № 11 Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. К какой реформе относятся эти понятия?
Понятия | Определения |
А) отруб | 1) форма организации труда и производства, основанная на групповой собственности, форма связей между предприятиями занятыми производством определенной продукции |
Б) хутор | 2) участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревни |
В) кооперация | 3) крестьяне, переселенные из центральных губерний на свободные казенные земли за Урал |
Г) переселенцы | 4) участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины, с переселением из деревни на свой участок |
Задание № 12 Черный ящик.
Впервые он появился в 1908 году
Он побывал во всей Европейской России, включая Сибирь, дальний Восток
Для всех он был бесплатным
Имеет свой номер - начинается всегда с цифры 76
Сейчас о нем поют песни
Что в черном ящике?
Ответ: Столыпинский вагон Впервые вагонзаки появились в 1908 году во времена известного министра царской России Столыпина. Это были обычные товарные вагоны, приспособленные для перевозки переселенцев из Европейской России в Сибирь, которые по имени инициатора массового переселения Столыпина стали называться «столыпинскими». С торцов такого вагона имелись подсобные отсеки, где размещался сельхозинвентарь и перевозился скот. Когда переселенческая компания пошла на спад, «столыпинские вагоны» начали использовать для перевозки осужденных. Подробное описание перевозок заключённых в СССР в сталинские времена в вагонзаках есть в художественном исследовании А. С. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» и мемуарах Е. С. Гинзбург «Крутой маршрут»
Задание № 13 «Вам, господа, нужны великие потрясения; нам - нужна великая Россия»1
К кому обращается П.А. Столыпин?
Ответ: (Высечено на его могиле. Первоночально из речи 24 Мая 1907 в Государственной Думе)
«Народы забывают иногда о своих национальных задачах; но такие народы гибнут, они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы»2
О каких народах говорил П.А. Столыпин?
Ответ: (5 мая 1908; Гос. Дума; речь П. А. Столыпина о Финляндии)
« Наш орел, наследие Византии, — орел двуглавый. Конечно, сильны и могущественны и одноглавые орлы, но, отсекая нашему русскому орлу одну голову, обращенную на Восток, вы не превратите его в одноглавого орла, вы заставите его только истечь кровью…»1
Высказывания Столыпина. Вопрос в отношении кого и чего было сказано Столыпиным?
Ответ: (31 марта 1908; Гос. Дума третьего созыва; речь П. А. Столыпина в защиту сооружения Амурской железной дороги)
Задание № 14. Видео вопрос№2 https://disk.yandex.ru/i/2kyPtcK6ODDSJg
Назовите героев этого видео отрывка, Кто убил Столыпина?
Ответ: Убийцей оказался осведомитель охранного отделения Дмитрий Богров.
Подведение итогов: Классный руководитель: - На этом конкурсы интеллектуальной игры «Брейн-ринг» завершились. Членам жюри предоставляется время для подведения итогов игры. Пока жюри обсуждает результаты интеллектуальной игры «Брейн-ринг» и подчитывает результаты, – музыкальная пауза.
Для подведения итогов интеллектуальной игры «Брейн-ринг» слово предоставляется председателю жюри… Звуковое сопровождение, музыкальный файл «Фанфары.mp3».
Награждение команд участников игры.
Спасибо всем участникам игры, болельщикам, членам жюри, подготовившим участников игры, гостям! До новых встреч!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННых источников
Нормативно-правовые акты
1.Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г. // «Российская газета» от 8 июля 2015 г. №122
Научная и учебная литература
2. С.А. Ярков Избранные выступления П.А. Столыпина в Государственной Думе и Государственном Совете 1906-1911 год – М.: Издание государственной Думы,2012.-228с
3. К.В. Рыжов Сто великих россиян / К. В. Рыжов. - М. : Вече, 2008. - 480 с. - (100 великих). - (в пер).
4. История России в портретах: [ XIX - XX вв. ] / ред. З. Н. Тетеркина. - Смоленск : Русич, 1997. - 506 с. - (в пер).
Публикации в научных журналах, сборниках и СМИ
5. В.Н. Шульгин Хранитель. Традиция консервативного самобытничества в думских речах Петра Столыпина / В. Н. Шульгин// Родина. - 2009. - N 1. - С. 74-76.
6. К. Могилевский "Страна без всяких утопий" Законность и свобода - это и есть основы правового государства и гражданского общества, так считал Петр Столыпин. Столыпинская правовая реформа / К. Могилевский // Родина. - 2008. - N 8. - С. 8-10.
7. А.П. Корелин, Реформы П. Столыпина: исторический опыт и уроки / А. П. Корелин // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2007. - N 10. - С. 3-11. Крестьянская реформа; Судьба остальных преобразований, Причины неудач реформ
Источники на электронных носителях
8.Загадки дела Столыпина - Режим доступа:
https://history.wikireading.ru/263080 9.Исторический портрет. Историческая эпоха – Режим доступа:
http://istoricheskij-portret.ru/lichnosti/politicheckie-deyateli/stolypin/ 10. Биография и деятельность реформатора – Режим доступа:
https://biographe.ru/politiki/petr-stolipin/
1 Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г. // «Российская газета» от 8 июля 2015 г. №122
1 Рыжов, К. В. Сто великих россиян / К. В. Рыжов. - М. : Вече, 2008. - 480 с. - (100 великих). - (в пер).
1 Ярков С.А. Избранные выступления П.А. Столыпина в Государственной Думе и Государственном Совете 1906-1911 год – М.: Издание государственной Думы,2012.-228с.
2 Ярков С.А. Избранные выступления П.А. Столыпина в Государственной Думе и Государственном Совете 1906-1911 год – М.: Издание государственной Думы,2012.-228с.
1 Ярков С.А. Избранные выступления П.А. Столыпина в Государственной Думе и Государственном Совете 1906-1911 год – М.: Издание государственной Думы,2012.-228с.
23