IV Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«КРАЙ РОДНОЙ, НАВЕК ЛЮБИМЫЙ» ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:
ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Автор: Абдуллабекова Марьям Мурадовна, учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Дружбинская средняя общеобразовательная школа» с.Дружба Каякентского района 2023 год
Разделы методической разработки воспитательного мероприятия: 1. Пояснительная записка. 1.1. Тематическое направление 1.2. Тема (название) воспитательного мероприятия 1.3. Актуальность и обоснование выбора темы 1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность) 1.5. Целевая аудитория (с указанием возраста/класса) 1.6. Цель 1.7. Задачи 1.8. Планируемые результаты 1.9. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора 1.10. Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов 1.11. Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия 1.12. Материально-технические, информационные ресурсы 2. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей. 3. Основная часть. 2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия. 2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.).
Пояснительная записка 1.1. Тематическое направление Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия – гражданско-патриотическое.
1.2. Тема (название) воспитательного мероприятия «Край родной, навек любимый».
1.3. Актуальность и обоснование выбора темы: Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения является одной из актуальных задач государства и общества. Необходимо воспитывать уже с младшего школьного возраста доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность, гордость за свою страну, за свою малую Родину.
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя Методическая разработка воспитательного мероприятия «Край родной, навек любимый» входит в систему мероприятий, направленных на формирование у школьников ориентаций на общечеловеческие нравственные и патриотические ценности. Мероприятие соответствовало плану воспитательной работы класса, школы.
Гражданско- патриотическое воспитание сформирует у учащихся начальных классов представление о родном крае, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.
1.5. Целевая аудитория (с указанием возраста/класса) Данная разработка предназначена для учащихся 1 – 4 классов, 7 - 10 лет.
1.6. Цель: формирование интереса к истории родного края.
1.7. Задачи: 1. Привить детям чувство любви к Родине, к родному краю; гражданскую ответственность, чувство гордости и патриотизма .
2. Приобщить учеников к прекрасному, к богатому культурно-историческому наследию малой Родины.
3. Познакомить с государственной символикой Дагестана.
4. Углубить знания учеников о кодексах народов Дагестана.
1.8. Планируемые результаты: Личностные:
проявление познавательного интереса, активности в познании истории своей малой Родины, доброжелательного отношения к окружающим.
Предметные:
учатся анализировать свои действия, умению делать простые выводы, приобретают опыт работы в группах.
Метапредметные:
проявляют интерес к новой информации, развивают навыки сотрудничества с другими участниками коллектива.
1.9. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: утренник. Проведение в школе такого мероприятия по гражданско- патриотическому воспитанию необходимо для формирования у школьников чувства патриотизма, ответственности, любви к своему родному краю.
1.10. Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов Для достижения планируемых воспитательных результатов применялись технологии патриотического воспитания, технологии коллективного творческого воспитания, позволяющие вовлекать в работу всех детей, а также активизировать «слабых» учащихся.
Во время внеклассного мероприятия были использованы следующие
методы:
- словесный (беседа, выразительное чтение стихов);
и приёмы:
- игры, театрализация.
1.11. Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия Важное значение для успешного проведения внеклассного мероприятия имеет предварительная работа с учениками.
1.12. Материально-технические, информационные ресурсы
Выставка книг о Дагестане, пословицы на плакате, изображения символов Дагестана, аудиозаписи: гимн РД, песни «Горный край – наш Дагестан», «Песня о Дагестане», дагестанские мелодии к танцам, citatyok.ru›poslovitci/dagestan.html,
hotplayer.ru›?s=дагестанская народная мелодия,
npmp3.com›Дагестан Песня
2. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей Данная методическая разработка может быть использована при проведении классных часов, внеклассных мероприятий и на занятиях по внеурочной деятельности, так как тема Родины, родного края очень актуальна.
3. Основная часть. 2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия. - Учитель сообщает тему учащимся заранее, готовит материал для воспитательного мероприятия, раздаёт стихотворения, чтобы дети смогли их выучить. - Проводятся репетиции. - Оформление зала.
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (конспект мероприятия).
Ход мероприятия: I часть. Мотивационная.
Звучит мелодия о родном крае.
Эпиграф (читает учитель):
В ладони сердце можно уместить,
Но в сердце целый мир не уместишь.
Другие страны очень хороши,
Но Дагестан дороже для души. (Р. Гамзатов)
Ученик: Агашев У.
Ассаламу алейкум, дорогие друзья!
Ученик: Дибирова К.
Добрый день, дорогие гости!
Да будет мир над вами!
Учитель:
Сегодня мы будем говорить о славном и прекрасном крае - о Дагестане. Наша малая Родина - Дагестан!
Ученик: Ибрагимова К.
Это край, где мы родились, где мы живем, это наш дом, это всё, что нас окружает. Удивительно богат наш край своими великими горами, цветущими садами и чистыми ручьями.
Песня «Горный край – наш Дагестан», исполняют учащиеся 2-а класса.
1.Горный край наш Дагестан,
Всех веков свидетель ты.
Т
ы счастливей многих стран
И как солнце светел ты.
Припев: Далай, далай, далалай
С нами вместе напевай,
Дагестан наш – горный край.
2. Каждый здесь каменотёс
И гончар и ювелир.
Их изделия, мой друг,
Покорили весь наш мир.
3. Здесь над Каспием крутым
Чайки белые парят.
Волны моря здесь на «ты»
С Тарки -Тау говорят.
4. Дорожим своей судьбой
Наша дружба как гранит.
Над родной Махачкалой
Песня звонкая летит.
I
Iчасть. Основная.
Ученик: Байрамбеков И.
Дагестан - многонациональная страна
со сложившимися веками традициями
и обычаями.
Ученик: Ваммаева Ф.
Несмотря на различие языков,
обычаев и традиций, народ Дагестана
всегда был очень дружным.
Ученик: Курбанов К.
Далеко-далеко, у подножья небес
Стоит Дагестан — вершина чудес
Земля, породившая мудрость веков
Родина наших великих отцов.
Ученик: Агашев У.
А
там вдалеке у горных вершин
Несет дагестанка с водою кувшин.
Старик-аксакал, нахмурив свой взор,
Глядит как в танце, текут слёзы гор.
Джигит удалой с кинжалом в руке
Скачет на грозном своём скакуне.
Танец «Лезгинка», исполняют
мальчики и девочки 2-а класса
У
ченик: Шабанов Р.
Тебе поклониться хочу, Дагестан,
За то, что ты Родиной нашею стал.
От горных снегов до морских непогод
Мы - дагестанцы — единый народ!
Ученик: Наврузбеков Ю.
Расположен Дагестан на крайнем востоке Северного Кавказа, вдоль побережья Каспийского моря. Он граничит с такими братскими республиками, как Азербайджан, Грузия, Чеченская республика, Ставропольский край и Калмыкия.
Ученик: Курбанов К.
Символы Дагестана.
ФЛАГ ДАГЕСТАНА.
Ученик: Дибирова К.
Зелёный цвет – олицетворяет
жизнь, изобилие дагестанской
земли и одновременно
выступает как традиционный
цвет ислама.
Ученик: Байрамбеков И.
Голубой (синий) цвет –
цвет моря, символизирует красоту и
величие дагестанского народа.
Ученик: Маликов А.
Красный цвет - олицетворяет мужество и храбрость населения Страны гор.
Ученик : Султанов Д.
ГЕРБ ДАГЕСТАНА
Орёл - олицетворение независимости и свободы, мужества и храбрости, гордости и выносливости.
Ученик: Гаджулаева М.
Солнце - в гербе республики олицетворяет жизнь, источник жизни, жизненную силу, свет, богатство, плодородие.
Ученик: Ильясов Х.
Государственный гимн республики Дагестан представляет собой музыкальное произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Законом о государственном гимне РД.
Ученик: Агашев У.
Звучит гимн Дагестана.
Просим всех встать.
Ученик: Камилов Н.
Дагестан – суверенная республика в составе России. В Дагестане 10 городов, 42 сельских района, 1639 селений, аулов и поселков.
Ученик: Агабекова М.
Каждый аул – это маленький мир со своим прошлым, настоящим и будущим. Каждый аул – это уникальный уголок Дагестана.
Любой аул богат своим былым,
у каждого есть что-то дорогое.
Мы память о добре навек храним.
Ученик: Шабанов Р.
У каждого народа свои прославленные аулы. Один аул известен гончарами, другой – знаменитыми мастерами резьбы по камню, третий – кузнецами. В одном ауле - хорошие строители мостов и дорог, в другом - прославленные мастера холодного и огнестрельного оружия. В этом ауле ткут ковры, радующие глаз, в другом делают знаменитые бурки и папахи. Одни аулы гордятся учеными, вторые – знатоками арабского языка, третьи – канатоходцами, четвертые танцорами и музыкантами. Но что может быть прекраснее , чем звуки музыки «Лезгинки».
У
ченик: Сеидова А.
В нем грация есть и напор,
В нем чистота и свет алмаза,
"ЛЕЗГИНКА"- яркий танец гор!
Мелодия звучит так страстно
И зажигает вновь и вновь!...
И ритму танца все подвластно,
В нем мужество есть и любовь!
Танец маленьких джигитов,
исполняют мальчики 2-а класса.
Ученик: Яхьяев И.
Один из путешественников как-то написал о Дагестане: „Племена его многочисленнее, чем племена любого большого государства. Каждая гора заселена своим племенем, каждая деревня говорит особенным наречием, непонятным для других”. Дагестан – это родина более 60 равноправных народов. Не зря Дагестан называют не только „страной гор”, но и „страной языков”. Так проникновенно , с большой любовью о родном языке , наверное, никто не с кажет , как Р.Гамзатов
Ученик: Байрамбеков И.
Многоязычен, многокрасочен Дагестан. Много разных обычаев сохраняют его народы. Есть у Дагестана и свой кодекс чести.
Ученик: Курбанов А.
1-й кодекс: Справедливость и честность.
Ученик: Ибрагимова К.
2-й кодекс: Доброта, великодушие, милосердие.
Ученик: Султанов Д.
3-й кодекс: Честь и собственное достоинство.
Ученик: Курбанова А.
4-й кодекс: Скромность.
Ученик: Курбаналиев Ю.
5-й кодекс: Дружба и коллективизм.
Ученик: Ваммаева Ф.
6-й кодекс: Уважение к людям.
Ученик: Курбанов К.
7-й кодекс: Трудолюбие.
Ученик: Маликов А.
А самый главный кодекс – это любовь к родному очагу, народу, родной земле.
Танец девочек
Ученик: Агашев У.
Главная ценность и гордость Дагестана - это, безусловно, его люди.
Ученик: Курбанов А.
Дагестан-это родина многих смелых, трудолюбивых и талантливых людей: спортсменов, учёных, деятелей культуры, политиков.
Это Магомед Гаджиев, Магомедзагид Абдулманапов, Муса Манаров, Фазу Алиева, Хабиб Нурмагомедов, Магомед Нурбагандов и многие другие.
Ученик: Дибирова К.
Для всех Дагестан, в первую очередь, известен как родина Расула Гамзатова, как земля, которая дает исток удивительной по силе и самобытности поэзии, ставшей давно народной, любимой читателями страны и далеко за ее пределами.
Ученик: Яхьяев И.
Когда я, объездивший множество стран,
Усталый, с дороги домой воротился,
Склонясь, надо мною, спросил Дагестан:
"Не край ли далекий тебе полюбился?"
На гору взошел я и с той высоты,
Всей грудью вздохнув, Дагестану ответил:
"Немало краёв повидал я, но ты
П
о-прежнему самый любимый на свете.
Ученик: Шабанов Р.
Дагестан, все, что люди мне дали,
Я по чести с тобой разделю,
Я свои ордена и медали
На вершины твои приколю.
Посвящу тебе звонкие гимны
И слова, превращенные в стих,
Только бурку лесов подари мне
И папаху вершин снеговых!
Ученик: Ильясов Х.
Мы любим наш родной Дагестан, гордимся его седыми вершинами, бурными реками, бескрайней степью. И всю эту красоту омывает наш Каспий! «Каспийское море – это сокровище Дагестана» - так говорят о нем в народе.
У
ченик: Ибрагимова К.
О, море, священное море,
Могучий каспийский прибой,
Ничтожны печали и горе,
Когда я любуюсь тобой.
Бушует Каспийское море,
Ликует каспийский прибой,
И брызги солёной слезою
Напомнят о прошлом порой.
О том, что манило мечтою,
О том, как звало за собой,
Сияло далёкой звездою
Безлунной порою ночной
Ты сны наполняешь собою,
Ты стало моею судьбой,
Родное Каспийское море,
Волнующий пенный прибой.
Ученик: Гаджулаева М.
Испокон – веков славился Дагестан и своим гостеприимством. Говорят, что дом, куда не ходят гости - самый несчастный. В этом отношении наша «страна гор» самая счастливая. Ибо Дагестан испокон веков славится своим хлебосольством. И всем тем, кто на нашу территорию ступает со словами: “Мир вашему дому!” говорим: “Добро пожаловать!”
Ученик : Агашев У.
Е
сли в дом нагрянут гости,
А хозяева при том
Чешут сонные затылки,
Улыбаются с трудом,
Знай, они не дагестанцы,
Не из Дага их родня,
В Дагестане жить не станет
Их семейка и полдня!
Пусть придет хоть вся планета,
В очаге у нас огонь,
Никогда не охладеет
Для гостей его ладонь.
Знай же, друг, что это племя
Выражает существо
Дагестанца, дагестанки,
Дагестана моего.
Ученик: Ваммаева Ф.
Мы сохранили эту добрую традицию и решили встретить наших гостей по-дагестански (звучит дагестанская мелодия).
Выходят четыре девочки с национальными блюдами и накрывают на стол.
Ученик: Шабанов Р.
Говорят, что от музыки ярче разгораются звезды, воскресают люди, а на снегу расцветают живые цветы. О Дагестане сложено много прекрасных песен, одну из них исполнят девочки нашего класса.
Песня о Дагестане, исполняют учащиеся 2-а класса.
1. В нашем горном Дагестане люди разные живут
Много песен, танцев знают, память предков берегут.
Высоко парит орлица, горы к небу прямо льнут,
Каспий ярко серебрится. Здесь гостей желанных ждут.
Припев. Если будем вместе – вознесемся высоко
Прославляя землю нашу, жить становится легко.
Дагестан, Дагестан, не любить тебя нельзя.
Мир и дружба, Дагестан, процветает навсегда.
2. Пусть в горах тропинки наши след героев сохранят,
Села наши станут краше, красотой своей пленя.
Пусть народы наши вместе мир завещанный несут
И поют о дружбе песни, честь и славу берегут.
3. Мы с тобою Россияне, ты - наш горный Дагестан
Пусть услышат все земляне наш веселый барабан.
Пусть страна моя родная в мире, радости живет
И пускай все в мире знают как прекрасен наш народ.
III часть. Заключение.
Учитель: Наше путешествие по любимому краю подошло к концу. Что нового узнали? Что почувствовали?
Ребята, это не последнее наше путешествие, так как еще много интересного вам предстоит узнать о своей малой Родине. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда были дружными и добрыми, всегда уважали друг друга. И я думаю, что пройдет несколько лет и вы внесете свой маленький вклад в развитие нашего родного Дагестана и нашей великой России!