СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Красная книга родного края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Красная книга родного края"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка воспитательного мероприятия "Красная книга родного края"»







Методическая разработка воспитательного мероприятия:



Тема: Красная книга родного края










Разработал:

Учитель начальных классов

категории специалист

Курдова Нияра Зияидиновна















п. Аграрное,2018

Тема: «Красная книга родного края»

Цели:

Формирование у детей бережного отношения к природе и потребности в охране окружающей среды. Познакомить с охраняемыми видами животных и растений.

Познакомить детей с Красной книгой;

Расширить и углубить знания детей о охраняемых видах животных и растений, встречающихся в нашей местности ; дать детям представление о необходимости усилий по охране животных и растений, убедить в важности этого дела. Развивать экологическое мышление. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Задачи:

Образовательные:

- прививать навыки анализа, наблюдения за изменениями в природе; - проверить природоведческие знания обучающихся.

Развивающие:

-развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей;

Воспитательные:

- воспитание осознания зависимости благополучия среды от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном;

Планируемые результаты:

Универсальные учебные действия:

Личностные:

 -  формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- развитие умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

-  развитие критического и творческого мышления.

Регулятивные:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- развивать навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации;

- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Познавательные:

-  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- развитие навыка  смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Коммуникативные:

- умение координировать свои усилия с усилиями других;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

Оборудование:

Картинки, изображающие редких и исчезнувших животных и растений, макет Красной Книги , плакаты «правила друзей природы», для спектакля ( одежда туристов , мусор, банки , музыкальные колонки, воздушные шары с изображением растений и животных)

Ход занятия:

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

2.Актуализация опорных знаний.

- Кто является живыми существами? (Человек, растения, животные)

-От чего зависит жизнь живых существ? (От среды обитания)

-Что вы понимаете под средой обитания? ( Воду, воздух, почву)

- А все ли в порядке со средой обитания в нашем крае?(Вода, воздух, почва загрязняются)

-Кто страдает от этого? (Животные и растения)

3.Формирование новых знаний и умений . Знакомство с животными и растениями Красной книги нашего края.

Ребята, на нашем полуострове очень много разных растений и животных. Давайте вспомним, какие растения растут в наших краях? Какие животные обитают на нашем полуострове? Птицы? Насекомые? Кто живет в Черном море? (Ответы детей).
Среди них есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют – редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей).

Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше.

Задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы? Все только берем и берем.

Вот так выглядит Красная Книга Крыма. (Показ).

Вся красная книга состоит из цветных страниц.

Что это за  странички,  мы  узнаем из  рассказов ребят.

-На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер. И  нет уже тех людей, которые видели их живыми.

-На красных страницах записаны  особо редкие и исчезающие животные, растения. Они ещё где-то сохранились, где-то их ещё можно встретить, увидеть, но их так мало, что они могут исчезнуть совсем.

-На жёлтых страницах – те животные и растения, количество которых быстро снижается, которым грозит опасность.

-На белых страницах те животные и растения,  численность которых всегда была невелика. Обитают они или на небольшом острове  или на озере.

-На серых страницах записаны те животные и растения, которые до сих пор мало изучены, малоизвестны. Места их обитания труднодоступны.

-На зелёных страницах – те животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.

Как вы думаете, от человека зависит красота природы? А всегда ли человек помогает природе? (Ответы детей).

А ведь мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными. Уничтожим птиц – насекомые съедят всю зелень – люди не смогут есть плоды, овощи. Так всегда происходит в природе: исчез один – заболел другой – погиб третий.

Взгляните на эти картинки. (Показ). На них изображены животные, птицы, насекомые которые нуждаются в защите. Их в Крыму осталось мало. Кого вы узнаете на этих картинках? (Ответы детей).

Растения тоже нуждаются в нашей защите. (Показ). Многие из этих растений вам знакомы. Какие? (Ответы детей). А ведь их тоже осталось мало.

4.Физминутка

По родному краю

Дружно мы шагаем (марш на месте)

Справа от нас – зеленый лес.(поворот)

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку скок.(прыжки)

Филин крыльями машет .Ух!

Аж захватывает дух! (махи руками)

Солнце над березами светит нам. (повороты головы )

Мы рады ягодам, грибам. (наклоны)

Учитель.

Предлагаем Вашему вниманию спектакль «Берегите природу».

1 турист:

Сегодня мы пришли гулять,

Благо лес – рукой подать!

Закупили все подряд:

Пищу, спички, лимонад!

2 турист:

А пакеты, банки, склянки?…

Лес большой, он все вместит!

Лес ведь он - ничей!

Хором: Ничей!

3 турист:

Расположимся скорей!

Тут уж нам не помешают:

Жги и лей, руби и бей!

4 турист:

Урны нет! Неси в кусты!

Мы с природою на «ты»!

1 турист:

Банки в землю закопаем,

Мусор птицам разбросаем!

В речку скинем все бутылки -

В море пусть плывут посылки!

2 турист:Мы цари! Молчи, Природа!

Все здесь наше – лес и воды!


(Включают громкую музыку, танцуют, бросают мусор. На лужайке надуты воздушные шары, на которых изображены животные и растения .Туристы специально лопают воздушные шары , показывая свое отношение к природе).

Стойте!!!!

Учитель : А, ну-ка, мои помощники, научите горе - туристов, как нужно вести себя в лесу. Познакомьте их с нашими правилами.

Правила «друзей природы»:

1. На природе надо запоминать увиденное. Можно фотографировать.
2. Ходить по тропинкам.
3. Не ломать ветки деревьев.
4. Не топтать цветы, травы.
5. Не кричать, не включать громко музыку.
6. Не лезть в птичьи гнезда.
7. Не ловить насекомых.
8. Не рвать паутинки.
9. Не оставлять не затушенных костров.
10. Не разорять муравейники.


1-й турист: Спасибо вам , дети, мы будем выполнять эти правила.

2-й турист: Ребята, давайте приведем в порядок лесную поляну. (Собирают мусор и уходят.)

1-й турист: слышите, кто-то плачет.

(Входит Ландыш, плачет).

Ландыш: Красота-то нас и губит. Кто нас увидит – обязательно сорвет. И я, Ландыш, и мой брат Колокольчик, и сестра Фиалка – все мы страдаем. Хорошо, что добрые люди взяли нас под защиту. Занесли в Красную книгу.

Учитель: Эта книга не совсем обычная. Красный цвет – сигнал тревоги. В эту книгу занесены животные и растения, которых на Земле осталось очень мало. Их надо спасать.

Ученик:

Охраняется Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Учитель: Известный писатель Михаил Михайлович Пришвин сказал: «Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летают в нем птицы – я не поверю и воздуху. Лес без зверей – не лес…»

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные звери - будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице - воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину


Учитель: Известный писатель Михаил Михайлович Пришвин сказал: «Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летают в нем птицы – я не поверю и воздуху. Лес без зверей – не лес…»

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные звери - будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице - воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

5.Обобщение и систематизация знаний.

Давайте по отгадываем «Лесные загадки».
Дети по очереди отвечают на вопросы.
1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
2. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
3. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
5. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
6. У кого на сучке кладовая? (У белки).
7. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
8. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
9. Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры).
10. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка).
11. Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза).
12. На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному. (Черепаха).
13. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (Змея).
14. Волны к берегу несут
Парашют – не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь – обжигает. (Медуза).

- Ребята, а какие вы знаете загадки о лесе и его обитателях?

1.Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут ее…(лиса)

2. Горбоносый, длинноногий,

Великан ветвистоногий,

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге,

Коль такого довелось

Встретить, знайте, это…(лось)

3. В сосне дупло,

В дупле – тепло.

А кто в дупле

Живет в тепле? (белка)

4. Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)

5. Он, как елка, весь в иголках,

Ловит смело страшных змей.

И хотя он очень колкий,

Обижать его не смей!

Он в лесу живет, но вхож

И в сады, отважный…(еж)

6. Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это…(снегири)

Учитель: Вам наверное известно, что иногда в характере человека и животного есть что – то общее. Следующий конкурс « Характер наш и братьев наших меньших» (Закончи фразу)

- Смелый, как…(лев)

- Коварная, как …(змея)

- Трусливый, как…(заяц)

- Хитрый, как…(лиса)

- Злой, как…(медведь)

- Голодный, как…(волк)

- Трудолюбивый, как….(бобер)

- Упрямый, как …(осел)

- Бестолковый, как …(баран)

- Тихий, как…(мышь)

6.Физминутка«Забавные зверюшки».
Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю изобразить зверей.
1. Журавль и цапля.
2. Лев и собачка.
3. Ворона и лисица.
4. Медведя.

5.Змею.
7.Рефлексия.

– Какие конкурсы понравились?
– Какие правила охраны природы запомнили?

Вы должны хором отвечать «да» и хлопать в ладоши, если утверждение верное.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй.
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь!
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, (да)
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать! (да)
Зря цветы не надо рвать! (да)
Из рогатки не стрелять, (да)
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, (да)
Топать, хлопать, палкой бить. (да)
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.

Давайте сами создадим своими руками Красную Книгу. И также будем охранять и беречь животных и растения, которых мы занесем в нашу Красную Книгу.


( На макет Красной Книги ученики вклеивают картинки с изображениями животных и растений на соответствующие страницы)

8. Итог мероприятия

– Можем ли мы сказать, что в Красной книге записаны, в какой-то мере, права природы?

Почему цвет выбран именно красный?

  • Красный цвет - цвет тревоги и опасности.

Как вы думаете, беречь нужно только те растения и тех животных, которые занесены в Красные книги?

  • Нет, надо беречь всю природу, так как любое другое растение и животное может стать исчезающим.

Какое право, вы считаете, записано в Красной книге?

  • Самое главное право, которое записано в Красной книге, - право на жизнь.

Я очень рада ,что сегодняшнее мероприятие заинтересовало вас, что вы приняли в нем живое участие. Это значит , что вы любите свой край и вам небезразлична его судьба. Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя М.М. Пришвина: «Охранять природу - значит охранять Родину».