СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Полезный материал для педагогов дополнительного образования 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия»


Тема: Работа над текстом выступления.


Цель: Научить строить закономерное, мотивированное содержанием и замыслом всех частей выступление.


Задачи:


  1. Повторить композицию речи.

  2. Развивать умение работать в группах.

  3. Воспитывать бережное отношение к слову


Оборудование: презентация, памятки, раздаточные карточки с заданиями, видео


Ход занятия

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. В начале занятия я хочу вам показать небольшой ролик.

1. 1 Просмотр ролика.

- Понравилось вам выступление оратора?

Мы должны ответить себе на вопрос: как построить выступление, если хотим наслаждаться вниманием аудитории

2.Постановка темы и цели занятия.

Сегодня мы с вами будем работать над текстом выступления. Мы научимся строить закономерное, мотивированное замыслом выступление. Посмотрим, как вы умеете работать в группах.

Работа над текстом необходима, если оратор неопытен или ему предстоит сложное выступление. Письменный текст позволяет упорядочить материал и лучше усвоить его, поработать над выразительностью речи.

3.Объяснение нового материала.

К написанию текста выступления следует приступать, когда собран весь материал и составлен окончательный план выступления.

Работая над текстом выступления, используйте слова и обороты устной речи. Текст нужно писать так, чтобы каждая фраза отлично воспринималась на слух.

Начинайте писать текст с ведения в тему. Зная будущих слушателей, нетрудно представить, как их заинтересовать темой.

Далее следует продумать и записать фразы, позволяющие перейти к основной части выступления.

Проявите изобретательность в использовании различных приемов ведения речи! При этом обращайтесь мысленно к своей аудитории, старайтесь выбрать такое изложение, которое ее заинтересует, и тот стиль речи, который наилучшим образом соответствует теме выступления и характеру аудитории.

Еще раз продумайте, какие цифры, примеры, цитаты следует привести для яркого и убедительного раскрытия основной идеи выступления, как их подать.

Обратите внимание на связки – продумывайте переходы от одной части к другой, к заключительной части выступления.

В заключение информационного выступления обычно подводят итог сказанному, делают выводы или кратко повторяют материал. А в агитационных речах перед слушателями ставятся конкретные задачи или обращаются к ним с призывом. Завершить выступление помогает концовка – пожелание слушателям, яркая цитата, в которой звучит основная мысль выступления, афористичное высказывание и т.д. Хорошо воспринимаются и запоминаются выступления, в которых зачин (первые фразы) связан с концовкой – это так называемая рамочная структура выступления.

Возможно и юмористическое окончание выступления. Но такая концовка хороша в том случае, если она подготовлена общей тональностью выступления и приводится не «для юмора», а для того, чтобы лучше донести «соль» всей речи.

Пример неудачного заключения – банальные общие фразы, ради которых не стоило бы и собирать аудиторию, так как это и так всем известно.

Мы узнали с вами, как нужно работать над текстом. Теперь немного отдохнем.

Мимическая гимнастика

  • Вытяните губы трубочкой. Растяните губы как можно шире. Делайте глаза как можно удивленнее. Зажмурьте глаза как можно сильнее. Подвигайте челюстями вправо и влево. Подвигайте бровями, сморщите лоб. Сделайте лицо добрым и смешливым, удивленным и радостным

  • Брови свести и развести. Глаза резко прищурить и широко открыть. Губы максимально развести в импровизированной улыбке, а затем поджать их. Шею максимально вытянуть, а затем опустить. Плечи максимально свести и развести. Руками обнять себя, погладить, пожелать себе успехов и улыбнуться.

Подведение итогов:

Работа над речевой формой выступления.

Текст должен быть удобен для устного воспроизведения – «орализация текста», превращение устного текста в письменный.

Правила орализации:

  • Разговорность стиля

  • Простота изложения

  • Конкретность лексики (приём конкретизации – заменить отвлечённые понятия на более конкретные: работники бюджетной сферы – врачи, учителя и т. д.; вместо существительных – глаголы: вскрытие –вскрывать)

  • Разнообразие номинативных средств

  • Риторические фигуры: повтор, риторический вопрос, анафора, эпифора, градация, антитеза, перечислительный ряд, аналогия,  гипербола, инверсия, фразеологизмы, крылатые выражения, поговорки и пословицы, цитаты.

Все перечисленные риторические фигуры способствуют усилению  воздействующей силы устного высказывания. Любой из этих приёмов может быть эффектным, если он один. Большое  число риторических фигур в устной речи либо их однообразие способно дать обратный эффект.


4.Практическая работа.

Ребята разделитесь на две группы. Сейчас я раздам вам карточки с заданием.

1. Работа с текстом (карточки с тестами) приложение 1


Перед вами набор предложений. Надо расположить их так, чтобы получился связный текст


  1. В последнее время я замечаю, что мы, молодежь, все чаще употребляем в своей речи иностранные словечки. 2. Мы заменяем многие выражения на слова из американского сленга, и потому наш русский язык становится примитивным, невыразительным. 3. Я думаю, что должно быть больше интеллигентных людей, владеющих литературной речью, говорящих ярко, образно, остроумно. 4. Именно таким человеком я и хочу стать. 5. Безусловно, нам надо серьезно изучать литературный русский язык.

Приложение к урокам №2.

Карточка №1

Диалогизируйте приводимые ниже высказывания – введите в них элементы диалога, превратите часть высказывания в вопрос к аудитории, замените книжные фразы и слова на разговорные.




Работа с текстом.

  1. Трудно понять тех взрослых, которые говорят Что молодёжь ленива, что в её среде одни наркоманы и пьяницы. Это говорится лишь для   того, чтобы снять с себя ответственность за воспитание детей.

  2. Нам нужна демократия. Демократия нам необходима. Без демократии наше общество невозможно. Наше общество нуждается в демократии. Демократия – это то, в чём нуждается наше общество.

                       Карточка №2

      По приведённому образцу подготовьте для устного выступления следующие   тексты.  

             Образец:

Исходный текст

Текст для устного выступления

В Воронеже в центре творчества  детей и юношества «радуга» прошла областная научно-техническая выставка, собравшая представителей 12 сельских и городских районов.

Я могу вам рассказать об интересном событии, которое недавно прошло в нашем городе. В Воронеже есть центр творчества детей и юношества. Называется он «Радуга». Недавно там прошла интересная выставка.

Было представлено около 150 экспонатов.

На выставке можно было увидеть около 150 экспонатов, сделанных ребятами.

Особенно отличился Михаил Калгин, который занимается на Анненской станции юных техников. Он сконструировал маленькую стиральную машину.

Все экспонаты выставки были очень интересными. Например, Михаил Калгин из Анны сконструировал маленькую стиральную машину.

Вадим Титовский и Сергей Косычев из Острогожска представили зарядное устройство и генератор сетевых импульсов. Александр Мазуренко (станции юных техников Железнодорожного района) – прибор для восстановления кинескопов.

Ребята из Острогожска привезли на выставку сделанные ими  сложные электрические устройства – зарядное устройство и генератор сетевых импульсов. Саша Бугаев из Бутурлиновки показал на выставке сконструированную им сеялку, а Саша Мазуренко из Воронежа – прибор для восстановления кинескопов. Это была очень интересная выставка. Она показала, как у нас много   талантливых ребят. Она показала, как у нас много талантливых ребят, которые могут принести большую пользу нашей стране своими изобретениями.


В конце 20-х – начале 30-х годов заметно активизируется культурная жизнь Воронежа. Возникают медицинский и педагогический институты, развивается живопись и театр, не отстает от них и литературная жизнь города. Воронеж посещают В.Маяковский, А.Серафимович, А. Караваева. Все это одушевляет местных литераторов, которые смело берутся за разработку темы социалистической действительности, создают произведения о жизни рабочего класса, о колхозном строительстве на селе. Большую помощь местным писателям в развитии их творчества оказала тогда областная газета «Коммуна», организовавшая выпуск литературного приложения «Неделя». Первый номер еженедельника с подзаголовком «Литература, искусство, кино, театр, наука, техника» вышел 17 сентября 1928 года. Шестнадцать полос газеты включали информацию о культурной жизни области, рассказы, очерки, репортажи и стихи местных писателей и поэтов.

                       Карточка №3

Выполните упражнения по отработке выразительности речи.

Произнесите фразу «Меня зовут (назовите себя)!» следующим образом:


  • громко, чтобы привлечь внимание к себе;


  • кратко и вежливо, чтобы не привлекать к себе особого внимания;


  • немного растянуто, чтобы подчеркнуть, какое у вас красивое имя;


  • смело и решительно, чтобы показать, что вы начинаете действовать;


  • с угрозой, чтобы показать, что собеседники должны вас бояться;


  • виновато, чтобы показать, что вы пришли, чтобы повиниться за что-либо.

                      Карточка №4

Прочитайте выразительно: а) как рассказ о веселом событии, б) как трагедию, в) как информацию в теленовостях, г) в быстром темпе, как скороговорку:

Два дровосека, дровокола, дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену, про Варькина брата, спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не по-колпаковски, что вылит колокол не по-колоколовски. О пустяках спорить - дело упустить.

                      Карточка №5

Преобразуйте высказывание в анафору, добавьте к каждому анафорическому высказыванию дополнительный аргумент или конкретизируйте его, чтобы получился законченный текст-аргументация.

Индивидуальные задания к карточке №5.

1.Постройте свое выступление на анафоре:
Вредит нам наша…
Вредит нам…
Вредит нам ….
Однако нам поможет наша …..
Нам поможет наша….
Нам поможет наша…
Мы сделаем Россию великой страной!

2.Мы верим в…. нашей страны…
Мы верим в способность нашего народа….
Мы верим в возможность….
Мы верим в то, что наша страна…
Мы верим в то, что в нашей стране…
Россия будет великой страной!
4.Постройте свое выступление на эпифоре.
а) Почему у нас за все надо платить?
- плати,
.- плати,

….- плати,
- плати.
Почему за все это мы должны платить? Ведь мы все платим налоги и уже за все это заплатили государству. Почему мы должны платить за это второй раз?
Государство должно не сокращать сферу бесплатных услуг, предоставляемых своим гражданам, а расширять ее.

б) Сколько еще времени мы будем у нас в стране слышать окрики чиновников разного ранга: «Кто вам это разрешил?»
Что это за система, что мы должны на все спрашивать разрешения у чиновника?
Надо тебе …. спроси разрешения у чиновника,
Хочешь … - спроси разрешения у чиновника,
Решил … - спроси разрешения у чиновника,
Понадобилось тебе … - спроси разрешения у чиновника.
Захотел … - спроси разрешения у чиновника,
Ведь на все это есть соответствующие разрешительные законы. Почему мы не можем получать все, что разрешено этими законами автоматически? Почему у нас фактически не действует принцип, провозглашенный еще М.С.Горбачевым: «Разрешено все, что не запрещено?»

5.Используйте градацию:

Постройте заключительную фразу с использованием приема градации. Используйте слова и выражения, приведенные в скобках. Если необходимо, измените конструкцию фразы.
1. Это не просто….. это…., это…… это, наконец, просто - …!
(Халатность, ошибка, недостаток в работе, преступление, непредусмотрительность, невнимательность к выполнению своих должностных обязанностей, вопиющее равнодушие к судьбам людей, небрежность)
Надо полностью исключить возможность повторения подобных ситуаций в будущем!

2.Я не просто ….. тексты современной поп-музыки, я их….. , я их ….. я их ….. я их просто …!
(Равнодушен, не люблю, не выношу, не терплю, ненавижу, видеть и слышать не могу, испытываю отвращение, презираю, не испытываю интереса).
Мы должны вернуться к музыке с осмысленным текстом!

Карточка №6.

Тема выступлений для выполнения задания: «За что я люблю наш поселок».


5. Анализ работы.

Давайте проанализируем ваше выступление. Сохранена ли структура выступления? Что сделано правильно? Что сделано неправильно?

6.Итог занятия.

Итак, давайте подведем итог. Что вы узнали на нашем занятии?

Перечислите из каких частей строится композиция текста.

Композиция речи состоит из начала речи, вступления, главной части (Содержание) и конца речи.

Какой можно сделать вывод из нашего занятия? Мы научились строить с вами композиционное выступление.

Благодарю за внимание!