Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Новокузнецк
Петрушина Галина Николаевна
Педагог дополнительного образования
Методическая разработка занятия
«Класс Паукообразные»
Аннотация: Методическая разработка занятия на тему «Класс Паукообразные» предназначена в помощь педагогам дополнительного образования и учителям биологии. В ней дается представление о характерных особенностях представителей класса Паукообразные на примере паука-крестовика в связи с наземным образом жизни.
Тема: Класс Паукообразные.
Цель: выявить характерные особенности класса Паукообразные на примере паука-крестовика в связи с наземным образом жизни.
Задачи:
- Познакомиться с характерными признаками и особенностями строения паукообразных связанные с жизнью на суше
- Формировать умение сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы;
- Развивать познавательную деятельность посредством заданий развивающего характера;
Оборудование: иллюстрация паука-крестовика, презентация «Паукообразные»
Изучение нового материала
Педагог: Легенда об Арахне
В те далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана.
Славилась эта девушка тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани. Гордая своим умением Арахна вызвала на состязание саму богиню Афину!
Началось соревнование двух ткачих.
Афина выткала на покрывале изображения людей, наказанных богами за непокорство.
Арахна изобразив богов, одержимых человеческими страстями, не внушающих почтения. По красоте ее работа не уступала работе богини.
Разгневанная Афина порвала ткань Арахны и в наказание превратила ее в паука.
Будь безобразной Арахной, которую люди
Гнать и преследовать будут всегда, и
Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.
А мастерство твое, коим ты столько гордилась,
Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобою:
Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.
Вот такая легенда! От имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по-латыни называют арахнидами. Наука о пауках – арахнология.
Класс Паукообразные объединяет более 60 тыс видов сухопутных животных. Но есть которые вторично перешли к водному образу жизни. Паукообразные широко распространены по всему земному шару. Пауки живут повсюду, от морских побережий до самых высоких гор, жарких безводных пустынь и глубоких темных пещер Можно встретить их в лесу, на лугу, в парке, в почве или в листовой подстилке и даже у себя в доме. Длина тела от 0,1 до 17 см.
Систематическое положение.
Тип Членистоногие
Класс Паукообразные
Отряд Пауки
Семейство Кругопряды
Род Крестовики
Вид паук –крестовик
Педагог: показывает в коллекции паука-крестовика
Внешнее строение.
Тело покрыто легким, прочным, эластичным наружным скелетом. Состоит из двух отделов – головогруди и брюшка. На переднем конце головогруди находятся простые глаза.У большинства пауков их четыре пары.
Шесть пар конечностей: 2 пары передних конечностей.
Первая пара – крючкообразные челюсти (хелицеры), оканчиваются острым коготком. Ими паук хватает и убивает свою жертву . Внутри расположен канал, по которому в тело жертвы поступает яд.
Вторая пара - ногощупальца . Ими паук захватывает и удерживает пищу, а также это органы осязания покрытые чувствительными волосками .
Педагог: подсчитайте сколько ног у паука.
У всех пауков четыре пары ходильных ног.
Брюшко у всех пауков слитное, мягкое больше, чем головогрудь, с которой оно соединено тонкой перетяжкой. На конце брюшка 3 пары паутинных бородавок, из отверстий которых паук выделяет жидкость, застывающую на воздухе в виде тонкой нити – паутины.
Внутреннее строение
Нервная система.
Головогрудной нервный узел и отходящие от него многочисленные нервы идущие к основным органам чувств (зрения, осязания, обоняния)
Кровеносная система.
Незамкнутого типа. Она состоит из сердца, сосудов: артерий, вен и пространств (синусов) между органами. Органы омываются бесцветной кровью (гемолимфой). Сердце – имеет вид пульсирующей трубки вдоль спинной стороны полости тела.
Дыхательная система.
Пауки дышат атмосферным воздухом. Органами дыхания им служат трахеи и легкие, называемые легочными книжками. Каждая такая книжка состоит из мешочка. Располагаются снизу, в передней части брюшка. Трахеи – длинные трубочки расположенные в задней части брюшка . У паука крестовика две пары неветвящихся трахей. Помимо этого, у некоторых видов пауков и клещей дыхание может осуществляться через тонкие покровы тела
Выделительная система.
Трубочки – мальпигиевы сосуды. Одним концом они собирают продукты обмена веществ, а другим впадают в кишечник. В кишечнике вода всасывается. Поэтому пауки экономят воду и могут без нее обходиться (замкнутый круг водопотребления). Продукты обмена выводятся из организма не в виде жидкости , а в виде сухих кристаллов. Потери влаги минимальные, что весьма важно для животных , перешедших к жизни на суше.
Пищеварительная система.
Рот --- глотка ---- пищевод ----- желудок ----- кишка (средняя часть –слепые выросты) ---- анальное отверстие. Железы: слюнные, печень.
Паук-Хищник, добывает свою пищу охотой.Он вооружен приспособлениями для умерщвления жертв, которыми чаще всего бывают разные мухи.
Педагог: Пищеварение внекишечное. Что это значит?
Паук, поймав свою добычу, парализует ее ядом и впускает в тело жертвы пищеварительные ферменты (соки). Через некоторое время, содержимое добычи разжижается и паук выпивает его.
Встречаются и паразитические формы, питаются кровью организма хозяина , соками растений.
Размножение.
Представлены яичниками у самок и семенниками у самцов. Их отверстия находятся снизу у основания брюшка. Раздельнополые. Характерен половой диморфизм. Самка обычно крупнее самца. Оплодотворение внутреннее Яйца откладываются в паутинном коконе, который самка прикрепляет к твердому предмету, например к растению. Кокон предохраняет отложенные яйца от высыхания и врагов.
Сообщение ученика: Значение паутины. Плетение паутины
Многие пауки строят себе из паутины различные укрытия, «домики»; живущие в норках — выстилают норки паутинными «ковриками» и делают паутинные «двери». Живущий под водой паук-серебрянка строит из паутины «водолазный колокол», в который натаскивает себе запас воздуха и в котором живёт. Многие пауки «упаковывают» пойманную добычу в паутинные «пакеты». Хороша паутинка и для страховки: можно увидеть как вспугнутый паук падает, выпуская за собой паутинную нить. Потом по этой ниточке он поднимется наверх; смотать паутину обратно он не может, паучок её съедает. Некоторые пауки спят, повиснув на такой паутинке. Любое неосторожное движение крадущегося в ночи врага — и паучок исчезает. И те, кто спит в более комфортных условиях, натягивают сигнальные нити. А ещё на паутинке можно летать. Как на параплане. Так пауки расселяются на новые места. Иногда они преодолевают очень большие расстояния. Моряки встречали маленьких паучков в море более чем за 300 км. От суши. Применения паутины, до которых «додумались» эти животные различное Если бы они умели говорить, то наверняка сказали бы: «паутина — наше всё!»
Из паутинных нитей паук плетет ловчую сеть. Сначала раму с лучами, сходящимися к центру, затем длинную, тонкую и очень липкую нить, располагая ее в центре спирали. Паутина состоит из белка. Она прочна и эластична (Масса паутины, равной по длине экватору земного шара, составляет 340 г.)Обычно от центра ловчей сети к пауку сидящиму в засаде проведена сигнальная нить, при колебании которой паук стремится к жертве.
Педагог: Пауков надо ли уничтожать. Чтобы ответить на этот вопрос, решим задачу.
Задача. Пауки прожорливы: каждый в день может съесть столько, сколько весит сам. Основная их добыча – мухи. В лесу на каждом гектаре живет 5000 пауков. Если каждый паук от восхода до захода поймает хотя бы две мухи (это уж наверняка!), то сколько же этих насекомых гибнет каждые сутки? Давайте подсчитаем.
Решение: 5000 х 2 = 10 000 мух.
Педагог дополняет.
А где пауков больше, то и все 25 000 мух. Это ж какую пользу они приносят! Ведь муха переносчик многих заболеваний. На теле мухи ученые насчитали более 26 млн микробов, от которых люди болеют туберкулезом, сибирской язвой, холерой, брюшным тифом, дизентерией. Переносят мухи и яйца разных глистов. Когда лето жаркое, одна муха производит 9 поколений себе подобных. К осени вся планета была бы сплошь засижена мухами, людям бы просто места не осталось. Только враги мух, главным образом пауки, спасают нас от такого кошмара.
Вывод: пауков надо беречь!
Значение паукообразных
Истребляют насекомых ( мух переносчиков многих заболеваний;клещи хищники уничтожают клещей вредителей с/х растений )
Стоят в цепях питания
Почвенные клещи участвуют в почвообразовании ( улучшая плодородие почвы, разлагая растительные остатки)
Переносчики тяжелых заболеваний животных и человека.
Вредители с/х растений (высасывают сок, оплетают паутиной растения)
Синоптики. ( К пасмурной и дождливой погоде они в укромных местах, к ясной солнечной- они активны) Домовой паук.
Презентация «Многообразие паукообразных»
Закрепление: Выберите правильные утверждения.
1) тело пауков состоит из головогруди и нерасчлененного брюшка
2) пауки дышат кислородом, растворенным в воде
3) у паука несколько пар простых глазков
4) ловчие сети пауки ткут ногочелюстями
5) паутина может служить пауку средством защиты, передвижения, выведения и охраны потомства
6) все пауки дышат атмосферным воздухом
7) переваривание пищи происходит в сосательном желудке паука
8)у пауков 3 пары конечностей
9) паукообразные – гермафродиты
10) кровеносная система – незамкнутая
11) пауки имеют 4 пары ходильных ног
12) органы выделения – мальпигиевы сосуды
13) пауки имеют две пары усиков
14) Органы дыхания пауков –трахеи и легкие
7