СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия "Народно сценический танец"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разучивание движений "Матрешка"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия "Народно сценический танец"»

Муниципальное Бюджетное Учреждение

дополнительного образования детей « ДЮЦ»

г. Краснокаменск







Методическая разработка

учебного занятия

для обучающихся танцевальной студии «Конфетти»

«Разучивание движений русского танца «Матрешка»


















Разработала:

педагог дополнительного образования

Щепина К.С







2020г.

Пояснительная записка

«Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, фантазии, творчества»

В.А.Сухомлинский

В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству, в частности хореографическому. Танцевальное искусство с каждым годом приобретает всё большую популярность. В процессе занятий хореографией дети ближе всего соприкасаются с искусством. Хореографическое искусство – это передача образа посредством движений телом и мимики. На занятиях хореографией у детей развиваются координация, гибкость, прыжок, минимизируется косолапость, вырабатывается правильная осанка, укрепляется опорно-двигательный аппарат и, наконец, что очень важно, формируется культура движений и умение творчески мыслить.

В танцевальную студию « Конфетти» принимаются всех желающих зачастую не с идеальными физическими и внешними данными. Многие считают, что с помощью систематических занятий можно достигнуть значительных результатов. Но главное для правильного выполнения всего комплекса танцевальных движений не только физическая кондиция, сосредоточенность и внимание, но и понимание ребенком того, зачем он будет заниматься хореографией, т.е. наличие мотивации и увлеченности, данным видом деятельности.

Вводное занятие находится в начале образовательной программы « Знакомство с танцем» и проводится первым в начале года. Именно на этом занятии необходимо суметь установить доверительные отношения с большинством обучающихся, расположить к себе и самое важное заинтересовать учеников своим предметом. Конечно, ребенок вправе отказаться посещать занятия и в том числе по причине незаинтересованности. Поэтому важно в проведение первого занятия приложить максимум усилий для формирования устойчивого интереса к своему предмету. В данном случае к хореографии.

Учитывая психологию детей младшего школьного возраста, занятия выстроено в форме игры, занятия - путешествия. Танцевальные игровые композиции обогащают детей яркими образными движениями, создают условия эмоциональной разрядки, улучшают функции внимания. Играя, дети лучше запоминают, быстрее понимают, что от них требуется.

Элементарные умения и навыки, приобретённые воспитанниками в игровых условиях, не только сравнительно легко применяются ими при последующем, более углублённом изучении соответствующих движений, но и облегчают дальнейшее овладение сложными техническими приёмами. Неоднократное повторение движений в игровых условиях помогает развивать у воспитанников способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде. Неразрывна связь танца музыки, огромно влияние музыки на развитие танцевального образа. Музыкальное сопровождение желательно 4/4, но возможно 3/4 и 2/4, темп умеренный, настроение мажорное.

Представленное вводное занятие проводится с детьми младшей группы первого года обучения, возраста 7-8 лет.

Дети в этом возрасте эмоциональны, доверчивы, внушаемы, отличаются некритической подражательной восприимчивостью. Поэтому для создания атмосферы таинственности, ожидания «чуда» на занятии, активизации интереса и деятельности детей, я использовала разнообразную музыку из мультфильмов, детских песен, а также задействовала сказочный персонаж «матрешка». Это помогло добиться следующих результатов:

- активизировать учебную деятельность,

-оживить ход занятия,

-разнообразить деятельность детей,

повысить интерес детей к занятию и уверенность в свои силы.

Занятие вызывает удивление, изумление, восторг обучающихся, положительное эмоциональное состояние.

Кроме того, для детей - это увлекательное занятие-игра, для меня, как педагога дополнительного образования, способ определить творческий потенциал детей и оценить усвоение материала каждым обучающимся. Считаю, что такие занятия способствуют сплочению детей и педагога.

Предложенная форма нестандартного занятия может быть с успехом использована в практике работы педагогов дополнительного образования и в общеобразовательной школе для организации и проведения факультативных занятий.


Тема : «Разучивание движений русского танца «Матрешка»

Цель: Содействовать формированию у обучающихся интереса к занятиям хореографией через разучивание танца «Матрешка».

Задачи:

  1. Обучить детей ритмичным и танцевальным движениям, добиваясь простоты и выразительности исполнения движений.

  2. Содействовать развитию физической активности и мышечно-двигательного аппарата

  3. Создать атмосферу непринужденного общения.

  4. Формировать умение работать в группе.

Тип занятия: вводное занятие

Вид занятия: занятие-путешествие

Методы обучения:

    • словесные: объяснение;

    • практический: выполнение упражнений;

    • наглядный – показ.

Оборудование, наглядные и дидактические материалы:

  • хореографические станки и зеркала.

  • музыкальный центр, кассеты,

  • русский платок,

  • косынки, матрешка,

  • название станций,

  • бейджик с Ф.И.О педагога,

  • кружочки трех цветов,

  • правила техники безопасности,

  • сувениры «Матрешка» для детей


Структура занятия:

  1. Вводная часть. Организационный момент. (5 мин.)

  2. Подготовительная часть. (5 мин.)

  3. Основная часть (25 мин.)

  4. Контрольная часть (5 мин.)

  5. Рефлексия (5 мин.)

Ход занятия:

  1. Вводная часть. Организационный момент. (5 мин.)

Педагог приглашает детей в зал. Занятие начинается с приветствия (поклон). Знакомство с учениками, рассказ педагога о себе. Информация о дальнейшей деятельности участников в коллективе, сообщение целей и задач, стоящих перед коллективом, инструкция по технике безопасности, установление групповых норм, сообщение тем текущего занятия.

2. Подготовительная часть. (5 мин.)

Педагог: - Как вы думаете, когда появился танец? Действительно история танца уходит в далекую древность. Уже тогда люди открыли, что оказывается свои мысли, чувства, поступки, можно выражать не словами, а движениями. Поэтому язык танца понятен всем людям, без переводчика. Через движения мы можем передать образ любого животного, растения. Явления природы.

- А как вы думаете, когда человеку хочется танцевать (ответы детей).

Педагог: - Я хочу узнать, какое у вас сейчас настроение?

Детям предлагается раздаточный материал «настроение» в виде кружочков трех цветов: красный цвет – отличное настроение, желтый- хорошее, зеленый- немного тревожное (вдруг что-то не получится).

- Я рада, что у вас у всех хорошее настроение!

-Путешествие наше будет проходить по станциям и передвигаться мы будем на паровозике!

-Занимайте места в вагонах (Дети встают друг за другом, изображая паровозик).

3. Основная часть. (25 мин.)

1 станция «Шаг-шажочек».

Дети простым шагом двигаются по танцклассу за педагогом.

Педагог: - Мы приехали на первую станцию, как вы думаете, почему у нее такое название? (ответы детей) Любой танец начинается с шага. И сейчас мы будем учиться правильно выполнять танцевальный шаг. (В русском характере).

Дети встают в круг, берутся за руки. Русский танцевальный шаг исполняется с любой ноги с вытянутым носочком. (Звучит музыка, приложение 1(6)). Предлагаются следующие упражнения:

  1. Дети идут танцевальным шагом по кругу вправо, влево.

  2. В круг, из круга.

  3. Поворот в парах, затем общий круг.

Педагог: Молодцы ребята! Продолжаем наше путешествие. (Звучит музыка, приложение 1(2))

2 станция «Ручеек».

Педагог показывает жестом на станок, спрашивает: « Что это такое?»

В жизни у людей существуют разные станки: на текстильной фабрике – ткацкий станок, на заводе – токарные или слесарные. На станках что-либо изготавливают, делают. А это танцевальный станок и делать мы будем на нем танцевальные движения.

Дети встают к станку, правая рука на станке.

Педагог: - Ребята, представьте, что мы с вами красивые, стройные березы. Наши руки – это ветки. Подул ветерок и ветви деревьев зашевелились. (Звучит музыка, приложение 1(3))

Упражнение: наклоны вправо, влево одной рукой, двумя руками.

Педагог: - Ребята, а вы знаете такую игру «Ручеек»? Давайте поиграем. Педагог объясняет правила игры. Дети встают в пары друг за другом, под музыкальное сопровождение ведущий начинает двигаться под руками начиная с первой пары и до последней, выбирая себе пару. Ребенок оставшийся без пары становится ведущим. ( Звучит музыка, приложение 1(8))

Педагог: - Следующую игру мы можем также провести на танцевальном станке. Встают лицом к станку, обе руки на станке, проходят под руками.

Путешествие продолжается. Дети двигаются по танцклассу, стоя друг за другом, впереди педагог. (Звучит музыка, см.приложение 1(5))

3 станция «Полушалочек».

Педагог: - Кто знает, что означает слово «Полушалочек»?

Посмотрите, что у меня в руках? (Педагог показывает детям шаль или русский платок.)

Педагог: - Это шаль, сейчас я сверну ее пополам, и получится половина шали или полушалок. В старину полушалочками называли короткие косыночки. Я предлагаю вам пройти к зеркалу и одеть косыночки. А сейчас:

  1. Улыбнитесь, подарим себе хорошее настроение (элементы актерского мастерства).

  2. Подразните себя, соседа.

  3. Наклоните голову вправо, влево, в пары с приседанием.

  4. Снимите косынки.

Упражнения:

1. Правая нога на каблук, наклоняются к ноге, в руках косынка;

2. Левая нога на каблук, также наклон к ноге;

3. Взмах косынкой;

4. Тоже с притопом;

5. Со звуком, проговаривают слова – «Ух», «Эх».

Педагог предлагает детям русскую игру «Платочек». Правила игры: Дети садятся в круг на колени, закрывают глаза. Один ребенок ведущий, в руках платочек. Под музыку он начинает двигаться по кругу, кладет платочек за спиной любому ребенку. Тот, у кого платочек должен догнать ведущего, ведущий должен занять его место. (Звучит музыка, приложение 1(4)).

Наше путешествие продолжается. Дети также за педагогом двигаются до следующей станции под музыку ( Звучит музыка, см.приложение 1)

4 станция «Матрешка»

(Звучит музыка, приложение 1(9)). Входит девочка, наряженная матрешкой. Читает загадку про матрешку, дети отгадывают.

Она на вид одна большая,

Но в ней сестра сидит вторая,

А третью во второй найдешь

Их друг за дружкой разбирая,

До самой маленькой дойдешь.

Внутри их всех малютка-крошка,

Все вместе сувенир ……(матрешка).

Педагог: - Правильно ребята, это матрешка и станция наша так и называется - «Матрешка». Ребята, а вы знаете, когда появилась первая матрешка? (Ответы детей). Она появилась 100 лет назад. Имя ей дали в то время очень распространенное – Матрена, а ласково Матрешка. (Педагог показывает детям деревянную куклу матрешку).

Педагог предлагает детям вспомнить, что ни знают про матрешку.

Педагог: - Посмотрите, как одета Матрешка. Матрешка живет не одна, а большой семьей. Сегодня мы с вами потанцуем с матрешкой.

Детям предлагается разучить танцевальный этюд «Матрешки». (Звучит музыка, приложение 1(9)).

Исходное положение – дети встают в круг, держась за руки

1 такт - танцевальным шагом двигаются по кругу вправо;

2 такт – двигаются по кругу влево;

3 такт – в круг;

4 такт – из круга;

5 такт – повороты в парах;

6 такт – поворот вокруг себя вправо;

7 такт – перестраиваются танцевальным шагом в пары «Воротца»;

8 такт – «ручеек»;

9 такт – идут в одну линию;

10 такт – шаг на каблук правой ноги, затем левой;

11 такт – притоп правой ногой, правая рука вверх с платочком;

1 2 акт – притоп левой ногой, поклон.

4.Контрольная часть (5 мин.)

Педагог: - Ребята, подошло к концу наше занятие. Мы с вами разучили движения русского танца «Матрешка». Давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня на занятии? На каких станциях побывали? (ответы детей). С какими новыми словами познакомились? (станок, шаль, полушалочек). Трудно ли вам было выполнять движения, если да, то какие?

Педагог указывает на недостатки и достоинства в усвоении материала. Благодарит всех участников.

  1. Рефлексия

Педагог: - Давайте посмотрим, какое у вас сейчас настроение? Дети выбирают кружочки трех цветов. В танцклассе на стенах приклеены ромашки без серединки. Приклеивают кружочки настроения на ромашки. Посмотрите, как засиял наш танцкласс! Кабинет нам улыбается. Наше настроение передалось залу!

(Методические рекомендации: если у кого-то из детей настроение изменилось в худшую сторону, необходимо выяснить причину, приободрить, похвалить ребенка за наиболее удачно выполненную комбинацию).

Педагог: Я хочу поделиться с вами своим настроением и хочу подарить каждому из вас маленькую матрешку, в память о нашей встрече!

Дети прощаются с педагогом, исполняют поклон.

(Методические рекомендации: выход из зала может быть разнообразным: музыкально оформлен, в парах, по одному, можно обойти класс по кругу, можно провести детей через центр класса и т.д.).




Используемая литература:

  1. Барышникова Т. Азбука хореографии.

  2. Джим Холл Уроки танцев. Лучшая методика обучения танцам. Москва, «Издательство Астрель» -2010год.

  3. Довбыш Н. Танцевальные игры для детей (http://www.horeograf.com

  4. Назарова А.Г. «Танцевать могут все!». Типография ОФТ. г. С-Петербург, 2015 г.