СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия "О тех кто рядом"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  «О тех, кто рядом»

Тема урока: Знакомство с индивидуальными психологическими зажимами внутри каждого воспитанника, работа по их снятию и сплочению коллектива на эмоциональном уровне.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия "О тех кто рядом"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14 «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

ИМЕНИ КАВАЛЕРА ОРДЕНА ЛЕНИНА Н.Ф. ШУТОВАГОРОДСКОГО ОКРУГА СЫЗРАНЬ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ












«О тех, кто рядом»

(методическая разработка мероприятия)








Автор – составитель:

Бочкарева М.П.,

педагог дополнительного

образования

















Сызрань, 2017 год


Введение

Коллектив - объединение людей, которое подразумевает единство и сплоченность, сотрудничество и товарищество, являющихся основой жизнедеятельности и общения людей.

В данной методческой разработке речь пойдет о дестком творческом коллективе и взаимоотношениях между его участниками.

Каждый детский творческий коллектив имеет своего руководителя, которому необходимо устанавливать контакт со своими воспитанниками, устанавливать теплые отношения, кроме того создавать благоприятный социально-психологический климат в коллективе, а это — большое искусство.

Данная методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства современного искусства, позволяющие на практике узнать о индивидуальных психологических зажимах внутри каждого воспитанника, провести работу по их снятию и сплочению коллектива на эмоциональном уровне.

Предназначена методическая разработка для педагогов дополнительного образования независимо от направления их деятельности.

Цели и задачи занятия

Цель – формироваие благоприятного климата внутри детского творческого коллектива путем проведения упражнений, направленных на сплочение коллектива в целом и раскрытие индивидуальных психологических особенностей каждого воспитанника.

    Данная цель занятия достигается путем решения седующих задач:

     Задачи обучающие:

  • сформировать навыки действовать сообща и решать текущие проблемы как самостоятельно так и вместе.

      Задачи воспитательные:

  • воспитать целеустремленность и творческую активность;

  • способствовать воспитанию личной и коллективной ответственности;

  • сформировать культуру общения в коллективе;

  • способствовать созданию неформальных связей и межличностных симпатий;

  • помочь участникам в выборе комфортного положения в коллективе.
         Задачи развивающие:

  • развивать эмоционально - волевые качества;

  • развить чувство ответственности за вклада каждого участника в решении общих задач;

  • развить и сформировать оптимальный уровнь психологической и эмоциональной совместимости в команде.

Формы и методы проведения занятия

Вид урока: комбинированный

Формой проведения занятия, выполняющий все поставленные задачи, был выбран «тренинг».

     От выбранной формы проведения занятия зависит выбор форм организации учебного процесса. В нашем случае, в процессе урока, мы задействуем несколько:

  • коллективная (фронтальная)

  • парная

  • индивидуальная (ребенок работает самостоятельно).

Определенные нами форы проведения занятия и организации учебного процесса дают нам возможность использовать на занятии следующие методы обучения:

  • Словесный (объяснение, беседа, диалог )

  • Метод практико-ориентированной деятельности (упражнение )

  • Метод проблемного обучения (проблемное изложение материала, постановка проблемных вопросов, самостоятельный поиск ответов на поставленную проблему)





Оснащение занятия.

Специального оснащения кабинета и рабочего места воспитанников на занятии не требуется. Занятие проводится в полной тишине.

Ход занятия.    

  1. Организационный этап – 5 минут.

Организационный этап включает в себя:

  • приветствие;

  • оглашение целей и задач занятия;

  • объяснение общего хода занятия.

  1. Основной этап – 30 мину.

Основной этап включает в себя упражнения направленные на достижения выбранной цели. Продолжтельность каждого упражения зависит от скорости выполнения его воспитанниками. Каждое упражнение несет в себе психологическую нагрузку, поэтому КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ торопить и оказывать какое-либо давление на участников процесса.

Данное занятие включает в ебя следующие упражнения:

  • «зона комфорта»- определение участниками точки в пространстве, в которой они максимально комфортно себя чувствуют, полагаясь исключительно на внутренние ощущения. После определения этой точки, каждый участник процесса пробует почувствовать себя в «открытом» и «закрытом» состоянии. В конце упражения проводится рефлексия – разбор ощущуний после упражения, выявление их причин .

  • «глаза в глаза» - упражение на контакт. Участники процесса делятся по парам и на протяжении 5 минут сморят в глаза друг другу , не отрывая взгля. В процессе упражнения, руководителем даются задания, которые помогают парам определять изменения в настроении друг друга не имея словестного контакта. В конце упражения проводится рефлексия – разбор ощущуний после упражения.

  • «контакт» - упражение на внутренние ощущения. Суть упражнения в выявлении открытости участников процесса и эмоциональной связ между нами. В процессе упражнения каждый воспитанник находится лежа на полу и начинает двигаться , исключительно , по собственному желанию не имея никаких ограничений не в пространстве , не в возмжности взаимодействия. В конце упражения проводится рефлексия – разбор ощущуний после упражения.

  • «моя пара»- упражнение направлено на развития навыков взаимопонимания не имея словестного контакта. Участники процесса выстраивоются в плотный круг лицом к друг другу и ищут глазами себе пару. По команде руководителя пары должны встретиться. Уражнение проводится несколько раз. В конце упражения проводится рефлексия – разбор ощущуний после упражения, выявление появления причин тех или иных ощущуний.

  • «о себе»- упражнение направлено на индивидуальное раскрытие. Во время упражнения участники двигаются по залу в свободном порядке. Им дается задание : «на весь зал рассказать о себе : «я не люблю в себе....» и «я в себе люблю....». Временных ограничений нет . Каждый говорит только в случае если он готов сказать. В конце упражения проводится рефлексия – разбор ощущуний после упражения, выявления их причин. Как правило , далеко не все участники готовы озвучить свои мысли.

  • «лучший» - участниками процесса создается плотное кольцо . руководитель в свободном порядке выталкивает одного из участников в середну, а остальные начинают вслух говорить все хорошее, что могут сказать о человеке в центре. По сигналу , кольцо сжимается и все участники обнимают того кто в центре . ВАЖНО: в центре должен побывать КАЖДЫЙ учасник процесса.

  • «эмоцинальный сброс» - финальное упражнение на сброс негативной энергии. В процессе упражнения все участники считают от одного до восьми, при этом «один»- это шепот, а «восемь»- полноценный крик. В конце общее объятие.

  1. Этап подведения итогов – 2 минуты

На данном этапе слова дается руководителю, который кратко делится тем, что он увидел в процессе занятия в каждом воспитаннике.

  1. Итоговая рефлексия -8 минут

Итоговая рефлексия – анализ воспитанниками собственного состояния, чувств, переживаний по завершении занятия.

Итоговая рефлексия проводится в устной форме индивидуально (проводиться в случае, когда между педагогом и воспитанником достигнут определенный уровень доверия. Педагогу следует помнить о том, что во время рефлексии следует соблюдать негласное правило: нельзя эксплуатировать открытость и наивность ребенка. Нельзя превращать рефлексию в мучение ребенка. Он говорит то, что думает и никто не вправе оценивать его мнение. Он также имеет право на молчание или сознательное умолчание.) 

Заключение.

Проводя подобные тренинги, руководитель каждый раз будет узнавать что-то новое о каждом воспитаннике и научится отслеживать его психологическое состояние в процессе работы. Именно на опыте подобных эмоциональных коллективных «встрясок» формируется эмпатия, социальная чуткость, которая помогает как руководителю, так и ребёнку психологически грамотно строить своё взаимодействие с партнёрами. Педагог в детском коллективе должен быть не только высокопрофессиональным специалистом, но и другом, старшим товарищем, наставником, обладать организаторскими навыками. От профессионализма и личностных качеств педагога зависит успешность коллектива и каждого воспитанника по отдельности.