СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия "Основы цветоведения"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка вводного занятия по ИЗО "Основы или Волшебный мир цветоведения"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия "Основы цветоведения"»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества»












Методическая разработка

«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЦВЕТОВЕДЕНИЯ»

     




Составила: Дремина Надежда Алнксандровна

педагог дополнительного образования

















р.п. Большое Мурашкино

2022 год



Введение

Цветоведение включает сведения о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии. Изучение основ цветоведения дает обучающимся возможность познавать окружающую действительность, развивает у них наблюдательность, воспитывает разносторонне образованного человека. Развивая и умственно, и эстетически, живопись приучает внимательно наблюдать и анализировать предметы, развивает пространственное мышление, учить точности расчета, способствует познанию красоты природы.

Цвет — один из признаков любого предмета. Наряду с формой он определяет и его индивидуальность. Характеризуя окружающий предметный мир, мы упоминаем цвет как одну из главных его особенностей.

Кроме этого, цвет в окружающей нас действительности - средство ориентировки, окраски предметов. Наука о цвете (цветоведение или колористка) помогает художникам лучше понять особенности цвета, использовать его в живописи, применить в декоративном искусстве.

Занятие является частью раздела «Изобразительное творчество» программы «В мире искусств» и проводится с детьми 7-9 лет, первого года обучения. На занятии дети совершенствуют навыки по работе с гуашью, точные гадания».

Большая роль в освоении материала принадлежит демонстрации учебного материала в виде презентации, иллюстративного материала, игровых упражнений.

Тема занятия: «Волшебный мир цветоведения»

Раздел: «Изобразительное творчество».

Тема раздела: «Графические и живописные упражнения».





Цель занятия:

Знакомство с цветовым кругом, изучение одного из самых субъективных средств живописи и композиции — цвета, психологии его восприятия, закономерностей смешивания цветов. Применение полученных знаний на практике.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить с основными цветами, цветовым кругом;

- обучить смешиванию цветов, цветовой растяжке.

Развивающие:

- развивать фантазию учащихся;

- развивать творческие способности обучающихся.

Воспитательные:

 – воспитывать чувство прекрасного и умение восхищаться окружающим миром;

- Воспитывать внимательность, аккуратность, самостоятельность, сосредоточенность, культуру визуальных наблюдений.

Тип занятия: репродуктивно-деятельностный.

Форма обучения:  учебное занятие.

Формы и методы, применяемые на занятии:

- Словесный (беседа, сказка, объяснение);

- Наглядный (методические таблицы: «Цветовой круг», «Основные цвета», «Составные цвета»);

Практический (выполнение практического задания)

Основные понятия: Цветовой круг, основные цвета, смешанные цвета.

Оборудование и наглядный ряд:

Для педагога: Персональный компьютер, презентация, экран.

Для обучающихся: методическая таблица «Цветовой круг», «Основные цвета», «Составные цвета».

Материалы: Гуашь, листы формата А3, кисти, палитра, вода, тряпочки, салфетки.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся  должны знать:

- названия главных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой);

- элементарные правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и желтый - зеленый и т.д.);

Обучаемые должны уметь:

- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

- правильно работать гуашевыми красками - разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности)

Структура занятия:

  1. Организационный момент.

  2. Постановка темы занятия.

  3. Выполнение работы.

  4. Физкультминутка.

  5. Выполнение работы. Продолжение.

  6. Подведение итогов занятия.

  7. Уборка рабочего места.

Методические рекомендации: Данная методическая разработка окажет помощь педагогам дополнительного образования, учителям ИЗО при обучении детей волшебному миру цветоведения.





































Основная часть.

План-конспект занятия «Волшебный мир цветоведения»

  1. Вводная часть. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности обучающихся к занятию. Создание эмоционально-положительного настроя.

Звучит музыка.

Приветствие класса, проверка готовности учащихся к уроку, наличия у них необходимого оборудования. Учащиеся занимают свои места, и готовятся к работе.

- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость от общения друг с другом.

- Итак, начинаем наше занятие. Мальчики и девочки, на меня внимательно посмотрели.

- Давайте проверим, все ли готово к занятию? (гуашь, лист бумаги для акварели., кисточка, палитра, баночка с водой)



     



II. Основная часть.

2.1. Актуализация знаний. Сообщение темы занятия. Словесный метод.

Поспорили краски, какая важнее,
Какая, художнику, краска нужнее?
Кричала зеленая - Я! Это я!
Я - травка, я листья! Ну как без меня!?
Воскликнула синяя - Чем же я хуже?
Я - море и речка! Я - небо и лужи!
-Осенние листья раскрасите чем?
Я, желтая, тоже, полезная всем!
Обиделась красная: - Знаете сестры,
Конечно, нужны нам и небо и звезды,
Но красную, если ребята забудут,
Рисунки их, очень уж скучными будут...
Задумались краски: Какая важнее?
Вот с белым, конечно, рисунки нежнее,
И черная краска всегда пригодится:
Машины, деревья, дороги и птицы…
И кто же, скажите, спор наш рассудит:
Какая из красок здесь главная будет?
Сказала им кисточка - знаю ответ:
Из вас, ни одной, самой главной тут нет!
Любые цвета: зеленый, лиловый,
Сиреневый, белый и даже бордовый,
Оранжевый, розовый и голубой
Всегда пригодятся в палитре любой!

Ребята, так какие же краски главные? Попробуем в этом разобраться на нашем занятии. Существует целая наука о цветах и красках, которая называется «Цветоведение».

(Слайд 1).

Тема нашего занятия: «Волшебный мир цветоведения».

  1. Выполнение работы.

Объяснение материала. Наглядно-слуховой метод. Практический метод.

Цветоведение – это наука, изучающая цвета.

- Мои юные художники, сегодня мы попадем с вами в сказку, которая называется «Удивительные краски». Итак, готовы слушать сказку?

Дети: Да

(Слайд 2).

- Жили-были три волшебные Красочки. И назывались эти краски основными. Познакомьтесь ребята – это Красник - озорнишка, это Синик - шалунишка и Желтик - веселый мальчишка.

- Давайте, на нашем листе выполним первое упражнение и закрасим первые три кружочка основными цветами. А какие цвета считаются основными?

Дети: синий, красный, жёлтый.

Упражнение 1. Дети рисуют капли красного, желтого и синего цветов.

(Слайд 3).

- Жили они счастливо и весело. Каждый день они выходили на поляну, рисовали бабочек, цветы, радугу, домики.

Звучит веселая музыка.

- И все было бы хорошо, если бы не было у них еще одного брата – черной капли – Черника - чумазика.

(Слайд 4).

- Сейчас на листе нам нужно выполнить второе упражнение и закрасить каплю. Каким цветом будет наша капля?

Дети: чёрная

Упражнение 2. Дети рисуют каплю черного цвета.

- Черник не любил своих братьев и всегда старался им насолить. Вот и в этот раз он взял и замазал всю их полянку в свой любимый чёрный цвет.

Звучит музыка.

(Слайд 5).



Звучит гром, дождь.

- Но вдруг грянул гром, засверкали молнии, и полился дождь и всю черную краску смыл и с братьев, и с цветов. Опять засияло солнце, прилетели бабочки, стало ещё красивее. А братья так обрадовались, что стали, веселится и играть еще больше.

(Слайд 6).

Взялись за руки Желтик и Синик и стали, кружиться, и вдруг в разные стороны полетели цветные брызги и смешались, и получился совсем другой цвет.

- А какой? Давайте возьмем палитру – трудолюбивую помощницу живописца и попробуем смешать эти две краски.

Упражнение 3. Дети смешивают на палитре синюю и желтую краски.

Какой цвет получился?

Дети: Зеленый.

- Решили теперь покружиться Желтик и Красник.

Упражнение 4. Дети смешивают на палитре желтую и красную краски.

Какого цвета получились брызги?

Дети: Оранжевые.

- А какой получится цвет, если смешаются Синик и Красник.

Упражнение 5. Дети смешивают на палитре синюю и красную краски.

Дети: Фиолетовый.

- Кто теперь может сказать, почему красная, желтая и синяя краски называются волшебными и являются основными цветами?

(Слайд 7).

Дети: Потому что из них можно сделать другие цвета. Новые Красочки.

- А какие краски можно получить при смешивании этих красок?

Дети: зелёный, оранжевый, фиолетовый.

(Слайд 8).

- Правильно. А цвета фиолетовый, зеленый, оранжевый называются составными, т.к. состоят из смешивания двух цветов.

IV. Физкультминутка.

Дети под музыку выполняют движения.

  1. Жил-был маленький гном             (приседают, встают)

У гнома был маленький дом         (изображают руками «крышу» над головой)

Гномик кашу варил                        («помешивают» кашу)

И всем – всем - всем говорил        (руками показывают вокруг)

  1. «Здесь мы, и ты, и я          (кладут руку на плечо соседа)

Все – хорошие друзья!

В гости ко мне прибегайте            (бег на месте)

Но ноги вытирайте!                            («вытирают» ноги)

  1. Садитесь за стол                             (приседают)

Кашей угощайтесь!                          (имитируют действия с ложкой)

Друг другу – улыбайтесь!              (поворачиваются друг к другу, улыбаются)

Жизнью наслаждайтесь! (руки вверх)

  1. Выполнение работы. Продолжение.

Объяснение материала. Наглядно-слуховой метод. Практический метод.

(Слайд 9).

- Ребята, как вы думаете, что такое цветовой круг и почему он так называется?

Дети: Цветовой круг, потому что имеет форму круга и состоит из шести цветов.

- А теперь давайте выполним следующее упражнение. Нам нужно закрасить цветовой круг, который состоит из шести цветов, трех основных и трех составных. Назовите их (красный, синий, жёлтый, оранжевый, фиолетовый, зелёный).

Ребята, а как вы думаете на что похож цветовой круг?

Дети: апельсин, тортик





- По первому сектору пробежал Красник – озорнишка и лапками закрасил сектор в красный цвет.

- По второму сектору попрыгал Желтик – весёлый мальчишка и губкой закрасил сектор в жёлтый цвет.

- По третьему сектору скользнул Синик – шалунишка и своей волшебной палочкой закрасил сектор в синий цвет.

- Затем Красник – озорнишка и Желтик – весёлый мальчишка смешался и хвостиком кисточки закрасили четвертый сектор в оранжевый цвет.

- А когда смешались Желтик – весёлый мальчишка и Синик – шалунишка, то получился зелёный цвет и им они закрасили пятый сектор.

- Дальше обнялись друг с другом Синик – шалунишка и Красник – озорнишка и получился фиолетовый цвет, которым они закрасили последний шестой сектор.

(Преподаватель показывает алгоритм действий, и дети повторяют за преподавателем).

- Вот такие красивые цветовые круги у нас получились.



  1. Подведение итогов занятия. Проверка усвоения знаний.

- А теперь попробуйте ответить на вопросы:

-Чем мы сегодня с вами занимались на занятии? (слушали сказку, рисовали цветовой круг)

- А какие цвета называются основными? (синий, красный, жёлтый)

-А какие смешанные цвета вы знаете? (оранжевый, зелёный, фиолетовый)

Как вы думаете, а если смешать все цвета вместе мы получим чёрный цвет? (да). Чёрным цветом мы будем пользоваться редко, потому что он очень тёмный и мрачный, но без него тоже не обойтись.

- Если на цветовом круге я вам показываю основные цвета, вы хлопаете в ладоши, а если составные, то топаете ногами.

- Вы сегодня большие молодцы!!! Все хорошо трудились!

- Теперь давайте покажем нашим гостям ваши работы (кладут работы на пол).

- Всем большое спасибо за урок. Можете убирать свои рабочие места.

VII. Уборка рабочего места.



















Литература:

1. Беда Г.В. Живопись - М.: Просвещение, 1986.

2.Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся. Заведения / С.Е. Беляева. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

3. Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. – с Пб.: Питер, 2006.

16. Учебник: Омельяненко, Е.В. Основы цветоведения и колористики / Е.В. Омельяненко. – Ростов н/Д.: ЮФУ, 2010. – 184

17. Тропинина, Т.Н. Практические задания по курсу «Цветоведение» / Т.Н. Тропинина. – Новосибирск: НГТУ, 2012. – 58 с.