Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества»
Методическая разработка
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЦВЕТОВЕДЕНИЯ»
Составила: Дремина Надежда Алнксандровна
педагог дополнительного образования
р.п. Большое Мурашкино
2022 год
Введение
Цветоведение включает сведения о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии. Изучение основ цветоведения дает обучающимся возможность познавать окружающую действительность, развивает у них наблюдательность, воспитывает разносторонне образованного человека. Развивая и умственно, и эстетически, живопись приучает внимательно наблюдать и анализировать предметы, развивает пространственное мышление, учить точности расчета, способствует познанию красоты природы.
Цвет — один из признаков любого предмета. Наряду с формой он определяет и его индивидуальность. Характеризуя окружающий предметный мир, мы упоминаем цвет как одну из главных его особенностей.
Кроме этого, цвет в окружающей нас действительности - средство ориентировки, окраски предметов. Наука о цвете (цветоведение или колористка) помогает художникам лучше понять особенности цвета, использовать его в живописи, применить в декоративном искусстве.
Занятие является частью раздела «Изобразительное творчество» программы «В мире искусств» и проводится с детьми 7-9 лет, первого года обучения. На занятии дети совершенствуют навыки по работе с гуашью, точные гадания».
Большая роль в освоении материала принадлежит демонстрации учебного материала в виде презентации, иллюстративного материала, игровых упражнений.
Тема занятия: «Волшебный мир цветоведения»
Раздел: «Изобразительное творчество».
Тема раздела: «Графические и живописные упражнения».
Цель занятия:
Знакомство с цветовым кругом, изучение одного из самых субъективных средств живописи и композиции — цвета, психологии его восприятия, закономерностей смешивания цветов. Применение полученных знаний на практике.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с основными цветами, цветовым кругом;
- обучить смешиванию цветов, цветовой растяжке.
Развивающие:
- развивать фантазию учащихся;
- развивать творческие способности обучающихся.
Воспитательные:
– воспитывать чувство прекрасного и умение восхищаться окружающим миром;
- Воспитывать внимательность, аккуратность, самостоятельность, сосредоточенность, культуру визуальных наблюдений.
Тип занятия: репродуктивно-деятельностный.
Форма обучения: учебное занятие.
Формы и методы, применяемые на занятии:
- Словесный (беседа, сказка, объяснение);
- Наглядный (методические таблицы: «Цветовой круг», «Основные цвета», «Составные цвета»);
Практический (выполнение практического задания)
Основные понятия: Цветовой круг, основные цвета, смешанные цвета.
Оборудование и наглядный ряд:
Для педагога: Персональный компьютер, презентация, экран.
Для обучающихся: методическая таблица «Цветовой круг», «Основные цвета», «Составные цвета».
Материалы: Гуашь, листы формата А3, кисти, палитра, вода, тряпочки, салфетки.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
- названия главных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой);
- элементарные правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и желтый - зеленый и т.д.);
Обучаемые должны уметь:
- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
- правильно работать гуашевыми красками - разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности)
Структура занятия:
Организационный момент.
Постановка темы занятия.
Выполнение работы.
Физкультминутка.
Выполнение работы. Продолжение.
Подведение итогов занятия.
Уборка рабочего места.
Методические рекомендации: Данная методическая разработка окажет помощь педагогам дополнительного образования, учителям ИЗО при обучении детей волшебному миру цветоведения.
Основная часть.
План-конспект занятия «Волшебный мир цветоведения»
Вводная часть. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности обучающихся к занятию. Создание эмоционально-положительного настроя.
Звучит музыка.
Приветствие класса, проверка готовности учащихся к уроку, наличия у них необходимого оборудования. Учащиеся занимают свои места, и готовятся к работе.
- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость от общения друг с другом.
- Итак, начинаем наше занятие. Мальчики и девочки, на меня внимательно посмотрели.
- Давайте проверим, все ли готово к занятию? (гуашь, лист бумаги для акварели., кисточка, палитра, баночка с водой)
II. Основная часть.
2.1. Актуализация знаний. Сообщение темы занятия. Словесный метод.
Поспорили краски, какая важнее,
Какая, художнику, краска нужнее?
Кричала зеленая - Я! Это я!
Я - травка, я листья! Ну как без меня!?
Воскликнула синяя - Чем же я хуже?
Я - море и речка! Я - небо и лужи!
-Осенние листья раскрасите чем?
Я, желтая, тоже, полезная всем!
Обиделась красная: - Знаете сестры,
Конечно, нужны нам и небо и звезды,
Но красную, если ребята забудут,
Рисунки их, очень уж скучными будут...
Задумались краски: Какая важнее?
Вот с белым, конечно, рисунки нежнее,
И черная краска всегда пригодится:
Машины, деревья, дороги и птицы…
И кто же, скажите, спор наш рассудит:
Какая из красок здесь главная будет?
Сказала им кисточка - знаю ответ:
Из вас, ни одной, самой главной тут нет!
Любые цвета: зеленый, лиловый,
Сиреневый, белый и даже бордовый,
Оранжевый, розовый и голубой
Всегда пригодятся в палитре любой!
Ребята, так какие же краски главные? Попробуем в этом разобраться на нашем занятии. Существует целая наука о цветах и красках, которая называется «Цветоведение».
(Слайд 1).
Тема нашего занятия: «Волшебный мир цветоведения».
Выполнение работы.
Объяснение материала. Наглядно-слуховой метод. Практический метод.
- Цветоведение – это наука, изучающая цвета.
- Мои юные художники, сегодня мы попадем с вами в сказку, которая называется «Удивительные краски». Итак, готовы слушать сказку?
Дети: Да
(Слайд 2).
- Жили-были три волшебные Красочки. И назывались эти краски основными. Познакомьтесь ребята – это Красник - озорнишка, это Синик - шалунишка и Желтик - веселый мальчишка.
- Давайте, на нашем листе выполним первое упражнение и закрасим первые три кружочка основными цветами. А какие цвета считаются основными?
Дети: синий, красный, жёлтый.
Упражнение 1. Дети рисуют капли красного, желтого и синего цветов.
(Слайд 3).
- Жили они счастливо и весело. Каждый день они выходили на поляну, рисовали бабочек, цветы, радугу, домики.
Звучит веселая музыка.
- И все было бы хорошо, если бы не было у них еще одного брата – черной капли – Черника - чумазика.
(Слайд 4).
- Сейчас на листе нам нужно выполнить второе упражнение и закрасить каплю. Каким цветом будет наша капля?
Дети: чёрная
Упражнение 2. Дети рисуют каплю черного цвета.
- Черник не любил своих братьев и всегда старался им насолить. Вот и в этот раз он взял и замазал всю их полянку в свой любимый чёрный цвет.
Звучит музыка.
(Слайд 5).
Звучит гром, дождь.
- Но вдруг грянул гром, засверкали молнии, и полился дождь и всю черную краску смыл и с братьев, и с цветов. Опять засияло солнце, прилетели бабочки, стало ещё красивее. А братья так обрадовались, что стали, веселится и играть еще больше.
(Слайд 6).
Взялись за руки Желтик и Синик и стали, кружиться, и вдруг в разные стороны полетели цветные брызги и смешались, и получился совсем другой цвет.
- А какой? Давайте возьмем палитру – трудолюбивую помощницу живописца и попробуем смешать эти две краски.
Упражнение 3. Дети смешивают на палитре синюю и желтую краски.
Какой цвет получился?
Дети: Зеленый.
- Решили теперь покружиться Желтик и Красник.
Упражнение 4. Дети смешивают на палитре желтую и красную краски.
Какого цвета получились брызги?
Дети: Оранжевые.
- А какой получится цвет, если смешаются Синик и Красник.
Упражнение 5. Дети смешивают на палитре синюю и красную краски.
Дети: Фиолетовый.
- Кто теперь может сказать, почему красная, желтая и синяя краски называются волшебными и являются основными цветами?
(Слайд 7).
Дети: Потому что из них можно сделать другие цвета. Новые Красочки.
- А какие краски можно получить при смешивании этих красок?
Дети: зелёный, оранжевый, фиолетовый.
(Слайд 8).
- Правильно. А цвета фиолетовый, зеленый, оранжевый называются составными, т.к. состоят из смешивания двух цветов.
IV. Физкультминутка.
Дети под музыку выполняют движения.
Жил-был маленький гном (приседают, встают)
У гнома был маленький дом (изображают руками «крышу» над головой)
Гномик кашу варил («помешивают» кашу)
И всем – всем - всем говорил (руками показывают вокруг)
«Здесь мы, и ты, и я (кладут руку на плечо соседа)
Все – хорошие друзья!
В гости ко мне прибегайте (бег на месте)
Но ноги вытирайте! («вытирают» ноги)
Садитесь за стол (приседают)
Кашей угощайтесь! (имитируют действия с ложкой)
Друг другу – улыбайтесь! (поворачиваются друг к другу, улыбаются)
Жизнью наслаждайтесь! (руки вверх)
Выполнение работы. Продолжение.
Объяснение материала. Наглядно-слуховой метод. Практический метод.
(Слайд 9).
- Ребята, как вы думаете, что такое цветовой круг и почему он так называется?
Дети: Цветовой круг, потому что имеет форму круга и состоит из шести цветов.
- А теперь давайте выполним следующее упражнение. Нам нужно закрасить цветовой круг, который состоит из шести цветов, трех основных и трех составных. Назовите их (красный, синий, жёлтый, оранжевый, фиолетовый, зелёный).
- Ребята, а как вы думаете на что похож цветовой круг?
Дети: апельсин, тортик
- По первому сектору пробежал Красник – озорнишка и лапками закрасил сектор в красный цвет.
- По второму сектору попрыгал Желтик – весёлый мальчишка и губкой закрасил сектор в жёлтый цвет.
- По третьему сектору скользнул Синик – шалунишка и своей волшебной палочкой закрасил сектор в синий цвет.
- Затем Красник – озорнишка и Желтик – весёлый мальчишка смешался и хвостиком кисточки закрасили четвертый сектор в оранжевый цвет.
- А когда смешались Желтик – весёлый мальчишка и Синик – шалунишка, то получился зелёный цвет и им они закрасили пятый сектор.
- Дальше обнялись друг с другом Синик – шалунишка и Красник – озорнишка и получился фиолетовый цвет, которым они закрасили последний шестой сектор.
(Преподаватель показывает алгоритм действий, и дети повторяют за преподавателем).
- Вот такие красивые цветовые круги у нас получились.
Подведение итогов занятия. Проверка усвоения знаний.
- А теперь попробуйте ответить на вопросы:
-Чем мы сегодня с вами занимались на занятии? (слушали сказку, рисовали цветовой круг)
- А какие цвета называются основными? (синий, красный, жёлтый)
-А какие смешанные цвета вы знаете? (оранжевый, зелёный, фиолетовый)
- Как вы думаете, а если смешать все цвета вместе мы получим чёрный цвет? (да). Чёрным цветом мы будем пользоваться редко, потому что он очень тёмный и мрачный, но без него тоже не обойтись.
- Если на цветовом круге я вам показываю основные цвета, вы хлопаете в ладоши, а если составные, то топаете ногами.
- Вы сегодня большие молодцы!!! Все хорошо трудились!
- Теперь давайте покажем нашим гостям ваши работы (кладут работы на пол).
- Всем большое спасибо за урок. Можете убирать свои рабочие места.
VII. Уборка рабочего места.
Литература:
1. Беда Г.В. Живопись - М.: Просвещение, 1986.
2.Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся. Заведения / С.Е. Беляева. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
3. Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. – с Пб.: Питер, 2006.
16. Учебник: Омельяненко, Е.В. Основы цветоведения и колористики / Е.В. Омельяненко. – Ростов н/Д.: ЮФУ, 2010. – 184
17. Тропинина, Т.Н. Практические задания по курсу «Цветоведение» / Т.Н. Тропинина. – Новосибирск: НГТУ, 2012. – 58 с.