СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия по МДК 01.01 «Устройство автомобиля» по теме: «Условия пуска двигателя. Назначение, типы, общее устройство и принцип работы стартера»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка  занятия по МДК 01.01  «Устройство автомобиля» в составе ПМ .01  по теме: «Условия пуска двигателя. Назначение, типы, общее устройство и принцип работы стартера»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия по МДК 01.01 «Устройство автомобиля» по теме: «Условия пуска двигателя. Назначение, типы, общее устройство и принцип работы стартера»»

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Осинниковский горнотехнический колледж»





Методическая разработка

открытого занятия по

МДК 01.01 «Устройство автомобиля» в составе ПМ .01

по теме: «Условия пуска двигателя. Назначение, типы, общее устройство и принцип работы стартера»








2022

Организация-разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Осинниковский горнотехнический колледж» (ГПОУ ОГТК).


Разработчик:

Сафиуллин Ильяс Рашитович, преподаватель дисциплин профессионального цикла ГПОУ ОГТК высшей категории



Методическая разработка рассмотрена и рекомендована цикловой методической комиссией общетехнических дисциплин ______________________________________________________


"___"______________ 20__ г

Председатель ЦМК __________________ Е. С. Алиева




Согласовано: старший методист _________________ Н. А. Новожилова

"___"______________ 20__ г.






Аннотация


Методическая разработка открытого занятия по междисциплинарному курсу МДК 01.01. «Устройство автомобиля» по теме: «Условия пуска двигателя. Назначение, типы, общее устройство и принцип работы стартера» для студентов 2 курса специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей».

Методическая разработка учебного занятия соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту СПО. Тема занятия определена в соответствии с рабочей программой учебного модуля ПМ.01 «Техническое обслуживание автотранспортных средств».



Содержание


Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Плана учебного занятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

Технологическая карта учебного занятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

Ход занятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Дидактические материалы к учебному занятию………………………………….19

Приложение…………………………………………………………………………..21



Пояснительная записка

Курс МДК 01.01 для специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» является профильным для подготовки техников в области технического обслуживания и ремонта автомобиль­ного транспорта. Изучение этого курса является основой в получении знаний по ремонту и техническому обслуживании автомобилей. Знание этой дисциплины необходимо для формирования навыков и умений по разборке и сборке узлов и агрегатов автомобилей.

Тема открытого занятия «Условия пуска двигателя. Назначение, типы, общее устройство и принцип работы стартера» относится к разделу «Электрооборудование автомобилей».

В этом разделе студент должен:

знать:

- принципы построения схем электрооборудования автомобилей, устройство и принцип работы электрических приборов;

уметь:

- определять причины неисправностей электрических цепей электрических узлов и приборов автомобилей.










План учебного занятия

Группа: ТОСА-20

Специальность: 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

МДК 01.01: «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Тема занятия: «Условия пуска двигателя. Назначение, типы, общее устройство и принцип работы стартера».

Дата проведения занятия: «____» __________ 2022 г.

Место проведения – аудитория

Время – 90 минут

Цели занятия:

Методическая –показать методику применения проблемного и исследовательского методов обучения на основе базовых знаний обучающихся, компьютерных технологий, продемонстрировать работу с малыми группами.

Образовательные – изучить назначение, устройство и принцип работы стартера, условия пуска двигателя.

Воспитательные - воспитать ответственность, дисциплинированность и организованность в учебном процессе;

Развивающие –сформировать знания о принципах работы электрических узлов, уметь применять базовые знания при изучении материала профессиональной направленности.

Компоненты формируемых компетенций (ОК, ПК)

ОК:

- Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности (ОК 1);

- Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности (ОК2)

- Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие (ОК 3);

- Работать в коллективе, эффективно взаимодействовать с коллегами (ОК 4)

- Демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей(ОК6)

ПК:

- Осуществлять диагностику систем, узлов и механизмов автомобильных двигателей (ПК 1.1);

- Осуществлять диагностику электрооборудования и электронных систем автомобилей (ПК 2.1);

- Осуществлять техническое обслуживание электрооборудования и электронных систем автомобилей согласно технологической документации (ПК2.2);

- Проводить ремонт электрооборудования и электронных систем автомобилей в соответствии (ПК2.3).

Тип занятия - комбинированный.

Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Междисциплинарные связи:

- МДК 01.02 «Автомобильные эксплуатационные материалы»,

- МДК 04.01 «Монтажно-демонтажные и слесарные работы»,

- ОП.02 «Техническая механика»,

-ОП.03 «Электротехника и электроника».


Средства обучения:

- технические: мультимедийный комплекс;

- оборудование и инструменты: макет стартера;

- дидактические: карточки с заданиями, плакаты.


Методы обучения:

- словесный (рассказ, беседа, дискуссия);

- демонстрационный;

- использование учебных видеороликов;

- исследовательский метод;

- практический.



Литература:


1. Стуканов, В.А. Устройство автомобилей [Текст]: учеб. пособие / В.А. Стуканов, К.Н. Леонтьев. – М.: ИД «ФОРУМ», 2018. – 496 с.

2. Чижков Ю.П. Электрооборудование автомобилей[Текст]: учеб. Пособие для СПО/Ю.П. Чижков, С.В. Акимов - М.: Издательство "За рулем", 2013. - 384 с.



Технологическая карта учебного занятия

№ п/п

Этап занятия

Деятельность преподавателя, формы и методы

Деятельность обучающихся,

формы и методы

Время

КУМО

Проверяемые результаты урока

Компоненты ПК

Компоненты ОК

1

Организационный момент

1. Деление обучающихся на подгруппы.

2. Приветствие обучающихся, фиксирует отсутствующих.

3. Проверка подготовленности обучающихся к учебному занятию (наличие конспектов лекций, учебных пособий).

Знакомство обучающихся с критериями оценки работы на данном учебном занятии (ПРИЛОЖЕНИЕ №1) и с оценочным листом (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2).

Деление на подгруппы.

Приветствие преподавателя



3 мин

Карточки для деления обучающихся на подгруппы


Демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей (ОК1)

2

Актуализация знаний


О связи знаний об электрооборудовании автомобилей и освоении новых курсов профессиональных модулей, значимость при прохождении практики и сдачи квалификационных экзаменов

Слушают. Осуществляют осмысление значимости изучаемого курса.

3 мин


Осуществлять диагностику систем, узлов и механизмов автомобильных двигателей (ПК 1.1)

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие (ОК 3)

3

Повторение, обобщение и систематизация знаний

 







    1. Повторение изученного материала

Индивидуальный опрос и работа в малых группах.

Опрос обучающихся о назначении и особенности различных систем зажигания


Обучающиеся индивидуально отвечают на вопросы, выполняют задания в малых группах


20 мин

Карточки с заданиями


Осуществлять диагностику систем, узлов и механизмов автомобильных двигателей (ПК 1.1)

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие (ОК 3)

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности (ОК 1);

4

Изучение нового материала








4.1 Формулировка новой темы занятия и цели занятия

Обозначение проблемы и предложение поиска ее решения.


Актуализируют и воспроизводят ранее усвоенные знания. Отвечают на поставленные вопросы.

Осуществляют осмысление проблемы, предлагают различные интерпретации цели. После коллективного обсуждения записывают цель.

Предлагают варианты решения проблемы.

Формулируют тему и цель занятия


5 мин


Осуществлять диагностику систем, узлов и механизмов автомобильных двигателей (ПК 1.1)

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности (ОК 1);

- Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности(ОК2)


4.2 Актуализация данной темы в профессиональной деятельности


Беседа об актуальности данной темы в профессиональной деятельности будущих специалистов

Ведут беседу, отвечают на вопросы

3 мин


Осуществлять диагностику систем, узлов и механизмов автомобильных двигателей (ПК 1.1)

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности (ОК 1);

- Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности (ОК2)

4.3 Изучение новых знаний путем поиска и исследования, а также демонстрации нового материала

Установление перед обучающимися задачи по определению необходимые знаний для поиска решения проблемы

Ставят перед собой задачи и вопросы, ищут ответы на вопросы, конспектируют значимые вопросы

30 мин

Страницы электронного пособия

Осуществлять диагностику систем, узлов и механизмов автомобильных двигателей (ПК 1.1)

    1. Систематизация знаний видеометодом

Показ учебных видеороликов

Обучающиеся слушают,

смотрят учебное видео и выполняют задание

5 мин

видеофрагменты

- Осуществлять техническое обслуживание электрооборудования и электронных систем автомобилей согласно технологической документации (ПК2.2);

- Проводить ремонт электрооборудования и электронных систем автомобилей в соответствии (ПК2.3)

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие (ОК 3)

    1. Обобщение и закрепление знаний в практической деятельности

Организация обучающихся для выполнения практических заданий

Выполняют практические задания в подгруппах, составляют алгоритм действий

5 мин




- Осуществлять техническое обслуживание электрооборудования и электронных систем автомобилей согласно технологической документации (ПК2.2);

- Проводить ремонт электрооборудования и электронных систем автомобилей в соответствии (ПК2.3)

Работать в коллективе, эффективно взаимодействовать с коллегами (ОК 4),

использование информации, необходимых для эффективного выполнения профессиональных задач(ОК 2);


    1. Проверка выполненных заданий

Проверка результатов выполненных заданий, комментирование основных ошибок при выполнении заданий

Проверяют ответы, корректируют их, спрашивают о возникших затруднениях

2 мин

слайд

Осуществлять диагностику систем, узлов и механизмов автомобильных двигателей (ПК 1.1)


4

Рефлексия

Выявление полученных знаний у обучающихся

Самооценка, самоконтроль обучающихся

2 мин


Осуществлять диагностику систем, узлов и механизмов автомобильных двигателей (ПК 1.1)

Понимать сущность и соци-альную значимость профессии, прояв-лять к ней устойчи-вый интерес)

Организовывать собственную дея-тельность (ОК 2);

5

Подведение итогов, выставление и комментирование отметок

Анализ деятельности обучающихся на занятии

Обучающиеся слушают комментарии ответов

2 мин





Ход занятия


  1. Организационный момент:

    1. Деление группы на малые группы;

    2. Приветствие студентов;

    3. Проверка посещаемости.

  1. Проверка домашнего задания по теме «Контактная система зажигания», «Электронные» и «Микропроцессорные системы зажигания».

    1. Фронтальный опрос:

      1. Типы систем зажигания;

      2. Источник высокого напряжения в системах зажигания.

    2. Индивидуальный опрос:

      1. Недостатки контактных систем зажигания;

      2. Недостатки механических электронных систем зажигания.

    3. Письменный опрос - решение задач по карточкам (Работа в малых группах).

3. Изложение нового материала (демонстрация электронного учебного пособия).

3.1 Постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Формулирования темы занятия

Мотивация и активизация темы. Объявление цели занятия.

 

Преподаватель

Студент

Для того, чтобы обеспечить запуск двигателя, необходимо передать усилие на коленчатый вал.

Каким образом это можно сделать?



Актуализируют и воспроизводят ранее усвоенные знания.

Ставят перед собой задачи и вопросы, ищут и обсуждают ответы на них коллективно в группе.


Как выдумаете какое известное устройство или узел напоминает стартер, который вы уже изучали на дисциплине электротехника

Все верно - электродвигатель

Но электродвигатель не должен быть постоянно подключен к двигателю, его нужно после запуска двс отсоединять. Каким образом это делать и что нам для этого надо изучить?

Как вы думаете исходя из наших выводов и ответов какова будет цель занятия


Первая слайд электронного пособия – Тема и цель занятия

Цель занятия – изучить назначение и его устройства стартера.

Тема занятия: «Условия пуска двигателя. Назначение, типы, общее устройство и принцип работы стартера»

Для обеспечения нормальной работы автомобиля необходимо, чтобы данный узел работал всегда исправно и был достаточно надежен. В процессе эксплуатации возникают значительные и незначительные неисправности стартера, которые могут вызвать отказ его работы. Но при хороших знаниях о его устройстве и его принципе работы возможно быстро находить и устранять их и продлить срок службы.

3.2 Изложение нового материала

Условия запуска двигателя

Преподаватель

Студенты

Прежде чем перейти к новой теме давайте рассмотрим условия, необходимые для надежного запуска двигателя.

Вопрос: Какое усилие или момент необходимо предать на коленчатый вал? Давайте порассуждаем исходя из тех знаний, что вы приобрели на дисциплинах физики, технической механики и устройства автомобиля.

Вопрос: Какие силы будут препятствовать вращению вала?

В принципе верно- это такие моменты

- момент сил трения, возникающих между поверхностями сопряженных деталей двигателя и во вспомогательных механизмах, имеющих привод от коленчатого вала.

Второе — момент инерционных сил, которые появляются в прогрессе разгона двигателя, создаваемых движущимися деталями основную долю составляет момент силы инерции маховика.

Третье — момент сопротивления тепловых циклов горючей смеси(насосные силы)

Получается, чтобы стартер мог вращаться, необходимо создать момент на валу стартера, который будет равен моментам сил сопротивления

Давайте запишем равенство моментов сил



Актуализируют и воспроизводят ранее усвоенные знания.

Ставят перед собой задачи и вопросы, ищут и обсуждают ответы на них коллективно в группе.



Студенты записывают формулу и ее составляющие

Вопросы:

-От каких факторов как вы думаете будут зависеть силы трения в деталях ДВС

- Силы сопротивления рабочих циклов

-Почему у грузовых автомобилей нужен более мощный стартер?

Момент сопротивления дизеля больше момента сопротивления карбюраторного двигателя. Это связано с тем, что степень сжатия у дизелей больше, чем у карбюраторных двигателей. Поэтому у дизелей увеличивается момент сопротивления, который преодолевает стартер при сжатии воздуха в цилиндрах дизеля, больше. У дизелей пусковая частота вращения коленчатого вала должна быть выше, так как в противном случае температура воздуха в конце такта сжатия не обеспечит самовоспламенение впрыскиваемого топлива. Давление впрыска топлива также зависит от частоты вращения коленчатого вала. У четырехтактных дизелей с непосредственным впрыском пусковая частота вращения вала должна быть значительно выше, чем у карбюраторного двигателя


Актуализируют и воспроизводят ранее усвоенные знания.

Ставят перед собой задачи и вопросы, ищут и обсуждают ответы на них коллективно в группе.


Для преодоления этих сил сопротивления и служит система пуска. Исполнительным устройством является стартер — основной элемент электропусковой системы, в которую входят — аккумуляторная батарея, выключатель зажигания, дополнительные реле. Стартер устанавливается на двигателе и является основным потребителем электроэнергии, запасенной в аккумуляторе. К системе пуска относятся и устройства электрооборудования, обеспечивающие работу различного типа подогревателей, в том числе и облегчающих пуск двигателя при низких температурах.

Слушают, фиксируют новую информацию письменно

Таким образом, для надежного пуска двигателя стартер должен обеспечивать достаточную частоту вращения коленчатого вала, которую называют пусковой.

Записывают данные пусковой частоты вала двигателя

Назначение и устройство стартера

Преподаватель

Студенты

Вот вы видите перед собой образец стартера. Давайте рассмотрим основные его части

Изучают наглядно и находят известные им части

Показывает электронное и наглядное пособие

Стартер состоит из электродвигателя постоянного тока, механизмов привода и управления.

Преподаватель показывает основные части стартера

Студенты наблюдают, запоминают и записывают

Зарисовывают схему стартера

Элементы стартера:

  1. Электродвигатель

    Преподаватель

    Студенты

    Вопрос: из каких частей состоит электродвигатель, какие знакомы детали вы видите?

    Основными частями электродвигателя явля­ются корпус с четырьмя полюсными сердечника­ми, на которых закреплены катушки обмотки возбуждения. Две обмотки соединены последовательно и две параллельно обмоткам якоря (смешанное возбуждение), но встречаются стартеры чисто с последовательным или параллельным возбуждением.

    Показывает электронное и наглядное пособие

    Каждая подгруппа дает свои ответы или дополняют ответы других групп.

    Осваивают и запоминают новую информацию

    Делают пояснения на схеме стартера


    Якорь состоит из вала, сердечника, обмотки 7 и коллектора 14.

    Коллекторы могут быть цилиндрические и торцевые

    Осваивают и запоминают новую информацию

    Поясняют схему стартера

  2. Тяговое реле

Преподаватель

Студенты

Показывает электронное и наглядное пособие

Следующий элемент – это механизм управления или тяговое реле

Для чего он служит? Найдите ответ на экране

Какие здесь элементы мы видим в данном узле?

Служит для создания усилия на рычаге привода и замыкания стартерной цепи. Оно состоит из кожуха, пластмассовой крышки , якоря с воз­вратной пружиной , штока с контактным диском и пружи­ной , втягивающей и удерживающей обмотки.

Каждая подгруппа дает свои ответы или дополняют ответы других групп.

Находят и дают ответ

Осваивают и запоминают новую информацию

Делают пояснения на схеме стартера

  1. Механизм привода

Преподаватель

Студенты

Каким образом будет передаваться вращение вала стартера на маховик коленчатого вала

Каждая подгруппа дает свои ответы или дополняют ответы других групп.

Находят и дают ответ

Практически верно.

Вопрос: Ну чтобы это соединение не было постоянным и шестерня привода должна вращаться всегда заодно с валом или иногда отдельно от вала

Показ страницы электронного пособия

Верно. Механизм привода имеет муфту свободного хода 9 (рис. 12.3), которая передает крутящий момент от стартера на маховик и исключает передачу вращения от маховика на вал стартера после пуска двигателя, предотвращая тем самым разнос якоря. Муфты могут быть роликовые (плунжерные, бесплунжерные), фрикционные и храповые. Роликовые муфты малочувствительны к загрязнению, не требуют ухода и регулирования. Храповые обеспечивают более полное разъединение вала электродвигателя и коленчатого вала при значительных меньших нагрузках на силовые элементы.

Объясняет принцип работы

Каждая подгруппа дает свои ответы или дополняют ответы других групп.

Находят и дают ответ

Осваивают и запоминают новую информацию

Поясняют схему стартера


  1. Систематизация знаний:

Показ видеофрагментов.


  1. Обобщение и закрепление знаний изученного материала:

Выполнение практических заданий (выполнение тестовых и графических заданий).

  1. Рефлексия:

Выявление уровня полученных знаний у обучающихся. Выявление полученного результата с заявленной целью занятия.


Подведение итогов занятия, выставление оценок и их комментирование:

Преподаватель подводит итог занятия и отмечает обучающихся, которые успешно и активно работали на занятии.

  1. Домашнее задание:

1. Туревский И.С., Соков В.Б., Калинин Ю.Н. Электрооборудование автомобилей (с. 191-199)

2. Чижков Ю.П. Электрооборудование автомобилей[Текст]: учеб. Пособие для СПО/Ю.П. Чижков, С.В. Акимов - М.: Издательство "За рулем", 2013 , (с.137-155).

Дидактические материалы

  1. Задания для проверки знаний предыдущих занятий

Выполнить задание по теме «Микропроцессорная система зажигания»

  1. Выполнить соответствия. Впишите в средний столбец подходящие варианты ответов в виде букв


Ваш ответ(ы)

Варианты ответов

Контактная система зажигания


А _Прерыватель

Бесконтактная система зажигания


Б_ Датчик температуры

Контактно-транзисторная система зажигания


В_ Коммутатор

Микропроцессорная система зажигания


Г_ Модуль зажигания






  1. В какой системе зажигания могут отсутствовать механические части

  1. Контактная система зажигания

  2. Бесконтактная система зажигания

  3. Контактно-транзисторная система зажигания

  4. Микропроцессорная система зажигания

  1. Соедините элементы системы зажигания между собой







Задания на закрепление текущих знаний

  1. Какой позицией обозначены детали редуктора



  1. Какой узел изображен на рисунке

А ) Электродвигатель стартера

Б) тяговое реле

В) муфта свободного хода





  1. Выполните соответствия

Наименование детали

Ответ

Варианты ответов

Статор


А -графит

Коллектор


Б - Торцевой, цилиндрический

Щетки


В – вращательное движение

Якорь


Г –обмотка возбуждения









Приложение №1

За правильный ответ и выполненное задание - зеленая карточка лично студенту и желтая команде.

За неточный ответ – синяя карточка ответившему студенту и желтая команде.

За активность всех обучающихся в команде выдаются дополнительные карточки.

За три верных ответа каждому студенту – оценка отлично или хорошо в зависимости от большинства зеленых или желтых карточек.

Студентам, чья команда набрала больше карточек выставляются положительные отметки каждому индивидуально.