СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия по основам финансовой грамотности "С какими рисками может встретиться бизнесмен?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка занятия по основам финансовой грамотности "С какими рисками может встретиться бизнесмен?" предназначена для обучающихся 7 - 11 классов в рамках урочной, внеурочной, внеклассной деятельности (урок, факультативное занятие, занятие объединения дополнительного образования и пр.).

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия по основам финансовой грамотности "С какими рисками может встретиться бизнесмен?"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 67 г. Томска







Методическая разработка занятия по основам финансовой грамотности по теме:

«С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен?»



Разработка занятия предназначена для обучающихся 7 – 11 классов в рамках урочной, внеурочной, внеклассной деятельности (урок, факультативное занятие, занятие объединения дополнительного образования и др.)



Составитель:

Зырянова Ирина Сергеевна,

заместитель директора по научно-методической работе,

учитель истории и обществознания

МАОУ СОШ № 67 г. Томска























Томск - 2019

Пояснительная записка


Бизнес – это один из важнейших базовых элементов рыночной экономики. Особое место в структуре бизнеса имеет малый бизнес. В современной России количество малых и средних предприятий бизнеса значительно меньше (по отношению ко всему населению), чем в развитых и в некоторых развивающихся странах. Одной из причин медленного развития малого и среднего бизнеса является финансово-экономическая и юридическая безграмотность части населения страны, потенциально способной заниматься собственным бизнесом. Между тем, как показывают специальные психологические и педагогические исследования, многие умения, необходимые для создания и управления бизнесом, лучше всего формируются именно в возрасте 15—18 лет. В первую очередь речь идёт о самоопределении обучающихся, о знакомстве с основными видами деятельности бизнесмена, о приобретении опыта самостоятельного ведения дел, способности оценивать риски, разрабатывать альтернативы решения проблем.

Учебное занятие проводится в рамках изучения курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» в 7 – 11 классах.

Предлагаемое занятие предполагает раскрытие ключевых вопросов, связанных с рисками, с которыми сталкивается бизнесмен в ходе своей деятельности.

В ходе изучения данной темы у обучающихся формируются метапредметные умения, необходимые для жизни в современном обществе, обучающиеся имеют возможность овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире денежных отношений.

Особое место в изучении данной темы отводится интерактивным формам обучения и проектной деятельности обучающихся, развивающих их инициативу, активность, ответственность, целеустремлённость.

Универсальность данного занятия заключается в том, что его можно проводить в рамках урока, внеклассного мероприятия, в рамках реализации курса внеурочной деятельности для обучающихся с 7 по 11 классы.

Цель занятия: формирование у учащихся компетенций при принятии рациональных финансовых решений в ситуации неопределенности - риска.

Базовые понятия и знания: «финансовые риски», «зоны риска», «факторы риска».

Личностные характеристики и установки:

- понимание порядка функционирования частного предприятия;

- деятельность, связанная с принятием решений в ситуации неопределенности.

Умения: определять зоны риска, выявлять виды потерь в ходе функционирования предприятия.

Компетенции: знание ключевых зон риска при ведении собственного бизнеса.


Общая характеристика занятия

Объект: учащиеся 7 – 11 класса.

Место: классная комната.

Название курса: «Финансовая грамотность».

Место занятия в логике реализации курса: Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять. Тема 5.5. С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен.

Формы работы: групповая, фронтальная деятельность.

Технологии обучения: проектная деятельность, элементы технологии проблемного обучения, ИКТ.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Методы организации учебных действий: проектная работа, беседа, иллюстрации и показ.

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Финансовая грамотность: учебная программа. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  2. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  3. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.


Педагогическая характеристика занятия

Цели занятия: достижение не менее 100% учащимися следующих образовательных результатов:

Предметные образовательные результаты:

- усвоение понятий: «риски», «финансовые риски», «зоны риска», «классификация рисков»;

- овладение предметными умениями: определять наиболее вероятные виды рисков, выявлять зоны допустимого риска деятельности фирмы, определять способы уменьшения негативных последствий; характеризовать виды потерь.

Метапредметные образовательные результаты:

- развитие аналитических способностей;

- развитие навыков работы с материалом таблиц, развитие логического мышления;

- развитие умения выделять главное, делать выводы, высказывать и аргументировать свои суждения;

- развитие навыков выявления причинно-следственных связей;

- развитие умения планировать и прогнозировать результаты своих действий;

- анализ, обработка и использование информации из разных источников.

Личностные образовательные результаты:

- формирование понимания того, что риски сопровождают человека на протяжении всей жизни,

- особенно подвержены рискам люди, связанные с финансовой деятельностью;

- финансовое благополучие каждого человека зависит от самого человека.


Описание учебного процесса

Продолжительность занятия - 80 минут.

Этап

Продолжительность

Действия учителя

Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся

Организация начала занятия

3 мин.

Проверка готовности учащихся к занятию


Актуализация опорных знаний и умений.

Формулирование темы занятия.

Формулирование цели занятия.

7 мин.

Мотивационная деятельность.

Определение темы и цели занятия через анализ предложенных иллюстраций по факторам риска (либо визуальный ряд по данной теме).

Формулирование темы и цели занятия.

Усвоение новых знаний и способов действий.


5 мин.

Задание группам по поиску последствий и постановке проблем.

Тьюторская помощь группам.

Групповая деятельность учащихся. Интерпретация и оценка результатов по технологии «Вариант». P.M.I. (плюс – минус - интересно).

Первичная проверка понимания.


5 мин.

Организация представления обучающимися результатов работы.

Презентация результатов работы групп.

Закрепление знаний и способов действий Контроль и самопроверка знаний.

5 мин.

Формулирование выводов по итогам работы групп

Формулирование выводов по итогам работы групп совместно с учителем

Актуализация знаний.


15 мин.

Презентация теоретического материала о видах рисков, зонах допустимого риска деятельности фирмы, способах уменьшения негативных последствий; определение понятий: «финансовые риски», «зоны риска», «факторы риска».

Презентация комплекта раздаточного материала для групп (теоретические выкладки и задания).

Работа с теоретическим материалом: усвоение понятий: «финансовые риски», «зоны риска», «факторы риска»

Овладение предметными умениями: определять наиболее вероятные виды рисков, выявлять зоны допустимого риска деятельности фирмы, определять способы уменьшения негативных последствий. Использование комплекта раздаточного материала для групп (теоретические выкладки и задания).

Усвоение и закрепление новых знаний и способов действий.

Работа с различными источниками информации.

15 мин.

Задание группам по теме: «Создание проекта модели анализа предпринимательского риска».

Тьюторская помощь группам.

Создание проекта модели анализа предпринимательского риска

Обобщение и систематизация знаний.

Презентация результатов деятельности.

15 мин.


Презентации проектов моделей анализа предпринимательского риска

Контроль и самопроверка знаний.

5 мин.


Учитель выявляет качество и уровень овладения знаниями, по возможности корректирует их.

Учащиеся показывают уровень достигнутых в ходе урока результатов деятельности.


Подведение итогов урока.

Рефлексия.

5 мин.

Учитель предлагает учащимся проанализировать свою деятельность на занятии.

Проведение рефлексии с обучающимися по итогам проведенного занятия.

Самоанализ деятельности. Технология «Плюс-минус-интересно».

Приложения


Приложение 1

Иллюстрации по факторам риска
















Приложение 2

Раздаточный материал «Теоретические выкладки и задания»

Виды потерь:

- материальные – прямые потери материальных объектов в виде зданий, оборудования имущества и т.д.;

- финансовые - прямые и денежные потери (например: непредвиденные платежи) штрафы, потеря денег, невозврат долгов и т.д.);

- временные – намеченные результаты достигаются медленнее, чем было запланировано (например: несвоевременная поставка сырья, оборудования);

- трудовые – прямые потери профессиональных кадров, невозможность найти работников нужной профессии или квалификации;

-социальная – нанесение ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижа предпринимателя;

- форс-мажор.


Риск – это деятельность, связанная с неизбежным принятием решения в ситуации неопределенности.

Риск – это вероятность того, что предприниматель или организация в результате неудачного решения понесет ущерб в виде дополнительных расходов или неполучения доходов.

Оценка риска предполагает измерение возможного уровня потерь, с одной стороны и вероятности их возникновения с другой.


Виды рисков: экономический, технический, политический.

Экономический риск включает следующие риски: производственный, коммерческий, кредитный, инвестиционный, валютный, инфляционный, финансовый и др.

Технический риск проявляется при непредсказуемых остановках производства из-за выхода из строя оборудования, нарушении требований технологических процессов, что приводит к потерям материальных ресурсов, снижению качества продукции и т.п.


Классификация рисков

По источникам возникновения

1. Риск, связанный с хозяйственной деятельностью

2. Риск, связанный с личностью

3. Риск, связанный с недостатком информации

Политические риски связаны с:

- изменением валютной политики;

- изменением юридической базы, затрудняющей осуществление предпринимательской деятельности;

- изменения налоговых ставок;

- инфляционные процессы и т.д.

По сфере возникновения

1. Внешние

- изменения в законодательстве;

- изменение политического режима,

2. Внутренние

- неэффективный менеджмент;

- ошибки маркетинга;

- внутрифирменные проблемы;

- кадровые ошибки.

По длительности воздействия

1. Постоянные

- риск неплатежей в районах с депрессивной экономикой;

- повышенная сейсмическая опасность.

2. Кратковременные

- риск неплатежа по конкретной сделке;

- транспортный риск.


Правила для предпринимателей.


Надо думать о последствиях риска.

Нельзя рисковать больше, чем может позволить ваш капитал.

Нельзя рисковать многим ради малого.

Надо уметь предвидеть риск.

Надо уметь управлять риском.



Приложение 3

Таблица «Модель анализа предпринимательского риска деятельности предприятия»

Маркетинговый этап

Наиболее вероятные виды потерь

Способы уменьшения негативных последствий

Подготовка рынка





Внедрение продукта (услуги)




Массовая продажа





Переключение спроса





Приложение 4

Технология «Вариант». Инструмент P.M.I.

Плюс

Минус

Интересно




Приложение 5

Теоретический материал по теме «Анализ предпринимательского риска»

(тезисы)

Факторы риска

Объективные

(не зависят от предпринимателя)

Субъективные

(зависят от предпринимателя)

Инфляция

Конкуренция

Политические кризисы и др.

Плохое состояние техники безопасности

Недостаточное техническое оснащение производства и др.



Виды потерь

Материальные – прямые потери материальных объектов в виде зданий, сооружений, оборудования, имущества и т.д.

Финансовые – прямые денежные потери (например, непредвиденные платежи, штрафы, потеря денег, невозврат долгов и др.).

Временные – намеченные результаты достигаются медленнее, чем было запланировано (например: несвоевременно осуществлена поставка оборудования, сырья).

Трудовые – прямые потери профессиональных кадров, невозможность найти работников нужной профессии или квалификации.

Социальные – нанесение ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу предпринимателя.

Форс-мажор.

Готовая модель анализа предпринимательского риска деятельности предприятия по продаже косметической продукции

(пример)

Маркетинговый этап

Наиболее вероятные виды потерь

Способы уменьшения негативных последствий

Подготовка рынка

(подготовка магазина к открытию)

  • Финансовые потери (непредвиденные платежи за строительные материалы, штрафы за несоблюдение техники безопасности)

  • Временные потери (открытие магазина может произойти позже)

  • Дополнительные кредиты, займы

  • Переговоры с партнерами

  • Страховка

Внедрение продукта

Трудовые потери (сложность с поиском менеджеров нужной квалификации на небольшую заработную плату)

  • Создание фонда внутреннего страхования

  • Переговоры

Массовая продажа

  • Трудовые потери (уход работников на более оплачиваемые рабочие места)

  • Временные (несвоевременно осуществлена поставка продукции)

  • Дополнительные кредиты, займы

  • Переговоры с партнерами

  • Поиск новых партнеров

  • Страховка

  • Специальные мероприятия для сплочения коллектива

Переключение спроса

Финансовые потери (непредвиденные платежи за дополнительную рекламную продукцию)

  • Создание фонда внутреннего страхования

  • Переговоры