Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 67 г. Томска
Методическая разработка занятия по основам финансовой грамотности по теме:
«С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен?»
Разработка занятия предназначена для обучающихся 7 – 11 классов в рамках урочной, внеурочной, внеклассной деятельности (урок, факультативное занятие, занятие объединения дополнительного образования и др.)
Составитель: Зырянова Ирина Сергеевна, заместитель директора по научно-методической работе, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 67 г. Томска |
Томск - 2019
Пояснительная записка
Бизнес – это один из важнейших базовых элементов рыночной экономики. Особое место в структуре бизнеса имеет малый бизнес. В современной России количество малых и средних предприятий бизнеса значительно меньше (по отношению ко всему населению), чем в развитых и в некоторых развивающихся странах. Одной из причин медленного развития малого и среднего бизнеса является финансово-экономическая и юридическая безграмотность части населения страны, потенциально способной заниматься собственным бизнесом. Между тем, как показывают специальные психологические и педагогические исследования, многие умения, необходимые для создания и управления бизнесом, лучше всего формируются именно в возрасте 15—18 лет. В первую очередь речь идёт о самоопределении обучающихся, о знакомстве с основными видами деятельности бизнесмена, о приобретении опыта самостоятельного ведения дел, способности оценивать риски, разрабатывать альтернативы решения проблем.
Учебное занятие проводится в рамках изучения курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» в 7 – 11 классах.
Предлагаемое занятие предполагает раскрытие ключевых вопросов, связанных с рисками, с которыми сталкивается бизнесмен в ходе своей деятельности.
В ходе изучения данной темы у обучающихся формируются метапредметные умения, необходимые для жизни в современном обществе, обучающиеся имеют возможность овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире денежных отношений.
Особое место в изучении данной темы отводится интерактивным формам обучения и проектной деятельности обучающихся, развивающих их инициативу, активность, ответственность, целеустремлённость.
Универсальность данного занятия заключается в том, что его можно проводить в рамках урока, внеклассного мероприятия, в рамках реализации курса внеурочной деятельности для обучающихся с 7 по 11 классы.
Цель занятия: формирование у учащихся компетенций при принятии рациональных финансовых решений в ситуации неопределенности - риска.
Базовые понятия и знания: «финансовые риски», «зоны риска», «факторы риска».
Личностные характеристики и установки:
- понимание порядка функционирования частного предприятия;
- деятельность, связанная с принятием решений в ситуации неопределенности.
Умения: определять зоны риска, выявлять виды потерь в ходе функционирования предприятия.
Компетенции: знание ключевых зон риска при ведении собственного бизнеса.
Общая характеристика занятия
Объект: учащиеся 7 – 11 класса.
Место: классная комната.
Название курса: «Финансовая грамотность».
Место занятия в логике реализации курса: Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять. Тема 5.5. С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен.
Формы работы: групповая, фронтальная деятельность.
Технологии обучения: проектная деятельность, элементы технологии проблемного обучения, ИКТ.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Методы организации учебных действий: проектная работа, беседа, иллюстрации и показ.
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Учебно-методическое обеспечение:
Финансовая грамотность: учебная программа. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Педагогическая характеристика занятия
Цели занятия: достижение не менее 100% учащимися следующих образовательных результатов:
Предметные образовательные результаты:
- усвоение понятий: «риски», «финансовые риски», «зоны риска», «классификация рисков»;
- овладение предметными умениями: определять наиболее вероятные виды рисков, выявлять зоны допустимого риска деятельности фирмы, определять способы уменьшения негативных последствий; характеризовать виды потерь.
Метапредметные образовательные результаты:
- развитие аналитических способностей;
- развитие навыков работы с материалом таблиц, развитие логического мышления;
- развитие умения выделять главное, делать выводы, высказывать и аргументировать свои суждения;
- развитие навыков выявления причинно-следственных связей;
- развитие умения планировать и прогнозировать результаты своих действий;
- анализ, обработка и использование информации из разных источников.
Личностные образовательные результаты:
- формирование понимания того, что риски сопровождают человека на протяжении всей жизни,
- особенно подвержены рискам люди, связанные с финансовой деятельностью;
- финансовое благополучие каждого человека зависит от самого человека.
Описание учебного процесса
Продолжительность занятия - 80 минут.
Этап | Продолжительность | Действия учителя | Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся |
Организация начала занятия | 3 мин. | Проверка готовности учащихся к занятию | |
Актуализация опорных знаний и умений. Формулирование темы занятия. Формулирование цели занятия. | 7 мин. | Мотивационная деятельность. Определение темы и цели занятия через анализ предложенных иллюстраций по факторам риска (либо визуальный ряд по данной теме). | Формулирование темы и цели занятия. |
Усвоение новых знаний и способов действий. | 5 мин. | Задание группам по поиску последствий и постановке проблем. Тьюторская помощь группам. | Групповая деятельность учащихся. Интерпретация и оценка результатов по технологии «Вариант». P.M.I. (плюс – минус - интересно). |
Первичная проверка понимания. | 5 мин. | Организация представления обучающимися результатов работы. | Презентация результатов работы групп. |
Закрепление знаний и способов действий Контроль и самопроверка знаний. | 5 мин. | Формулирование выводов по итогам работы групп | Формулирование выводов по итогам работы групп совместно с учителем |
Актуализация знаний. | 15 мин. | Презентация теоретического материала о видах рисков, зонах допустимого риска деятельности фирмы, способах уменьшения негативных последствий; определение понятий: «финансовые риски», «зоны риска», «факторы риска». Презентация комплекта раздаточного материала для групп (теоретические выкладки и задания). | Работа с теоретическим материалом: усвоение понятий: «финансовые риски», «зоны риска», «факторы риска» Овладение предметными умениями: определять наиболее вероятные виды рисков, выявлять зоны допустимого риска деятельности фирмы, определять способы уменьшения негативных последствий. Использование комплекта раздаточного материала для групп (теоретические выкладки и задания). |
Усвоение и закрепление новых знаний и способов действий. Работа с различными источниками информации. | 15 мин. | Задание группам по теме: «Создание проекта модели анализа предпринимательского риска». Тьюторская помощь группам. | Создание проекта модели анализа предпринимательского риска |
Обобщение и систематизация знаний. Презентация результатов деятельности. | 15 мин. | | Презентации проектов моделей анализа предпринимательского риска |
Контроль и самопроверка знаний. | 5 мин. | Учитель выявляет качество и уровень овладения знаниями, по возможности корректирует их. | Учащиеся показывают уровень достигнутых в ходе урока результатов деятельности. |
Подведение итогов урока. Рефлексия. | 5 мин. | Учитель предлагает учащимся проанализировать свою деятельность на занятии. Проведение рефлексии с обучающимися по итогам проведенного занятия. | Самоанализ деятельности. Технология «Плюс-минус-интересно». |
Приложения
Приложение 1
Иллюстрации по факторам риска




Приложение 2
Раздаточный материал «Теоретические выкладки и задания»
Виды потерь:
- материальные – прямые потери материальных объектов в виде зданий, оборудования имущества и т.д.;
- финансовые - прямые и денежные потери (например: непредвиденные платежи) штрафы, потеря денег, невозврат долгов и т.д.);
- временные – намеченные результаты достигаются медленнее, чем было запланировано (например: несвоевременная поставка сырья, оборудования);
- трудовые – прямые потери профессиональных кадров, невозможность найти работников нужной профессии или квалификации;
-социальная – нанесение ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижа предпринимателя;
- форс-мажор.
Риск – это деятельность, связанная с неизбежным принятием решения в ситуации неопределенности.
Риск – это вероятность того, что предприниматель или организация в результате неудачного решения понесет ущерб в виде дополнительных расходов или неполучения доходов.
Оценка риска предполагает измерение возможного уровня потерь, с одной стороны и вероятности их возникновения с другой.
Виды рисков: экономический, технический, политический.
Экономический риск включает следующие риски: производственный, коммерческий, кредитный, инвестиционный, валютный, инфляционный, финансовый и др.
Технический риск проявляется при непредсказуемых остановках производства из-за выхода из строя оборудования, нарушении требований технологических процессов, что приводит к потерям материальных ресурсов, снижению качества продукции и т.п.
Классификация рисков
По источникам возникновения
1. Риск, связанный с хозяйственной деятельностью
2. Риск, связанный с личностью
3. Риск, связанный с недостатком информации
Политические риски связаны с:
- изменением валютной политики;
- изменением юридической базы, затрудняющей осуществление предпринимательской деятельности;
- изменения налоговых ставок;
- инфляционные процессы и т.д.
По сфере возникновения
1. Внешние
- изменения в законодательстве;
- изменение политического режима,
2. Внутренние
- неэффективный менеджмент;
- ошибки маркетинга;
- внутрифирменные проблемы;
- кадровые ошибки.
По длительности воздействия
1. Постоянные
- риск неплатежей в районах с депрессивной экономикой;
- повышенная сейсмическая опасность.
2. Кратковременные
- риск неплатежа по конкретной сделке;
- транспортный риск.
Правила для предпринимателей.
Надо думать о последствиях риска.
Нельзя рисковать больше, чем может позволить ваш капитал.
Нельзя рисковать многим ради малого.
Надо уметь предвидеть риск.
Надо уметь управлять риском.

Приложение 3
Таблица «Модель анализа предпринимательского риска деятельности предприятия»
Маркетинговый этап | Наиболее вероятные виды потерь | Способы уменьшения негативных последствий |
Подготовка рынка | | |
Внедрение продукта (услуги) | | |
Массовая продажа | | |
Переключение спроса | | |
Приложение 4
Технология «Вариант». Инструмент P.M.I.
Приложение 5
Теоретический материал по теме «Анализ предпринимательского риска»
(тезисы)
Факторы риска
Объективные (не зависят от предпринимателя) | Субъективные (зависят от предпринимателя) |
Инфляция Конкуренция Политические кризисы и др. | Плохое состояние техники безопасности Недостаточное техническое оснащение производства и др. |
Виды потерь
Материальные – прямые потери материальных объектов в виде зданий, сооружений, оборудования, имущества и т.д.
Финансовые – прямые денежные потери (например, непредвиденные платежи, штрафы, потеря денег, невозврат долгов и др.).
Временные – намеченные результаты достигаются медленнее, чем было запланировано (например: несвоевременно осуществлена поставка оборудования, сырья).
Трудовые – прямые потери профессиональных кадров, невозможность найти работников нужной профессии или квалификации.
Социальные – нанесение ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу предпринимателя.
Форс-мажор.
Готовая модель анализа предпринимательского риска деятельности предприятия по продаже косметической продукции
(пример)
Маркетинговый этап | Наиболее вероятные виды потерь | Способы уменьшения негативных последствий |
Подготовка рынка (подготовка магазина к открытию) | Финансовые потери (непредвиденные платежи за строительные материалы, штрафы за несоблюдение техники безопасности) Временные потери (открытие магазина может произойти позже) | |
Внедрение продукта | Трудовые потери (сложность с поиском менеджеров нужной квалификации на небольшую заработную плату) | |
Массовая продажа | | |
Переключение спроса | Финансовые потери (непредвиденные платежи за дополнительную рекламную продукцию) | |