Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Симферопольский автотранспортный техникум»
Методическая разработка занятия
по учебной дисциплине
«Устройство автомобилей»
программы подготовки по специальности:
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
Выполнил:
Эмир-Алиев Ш.А., преподаватель
Симферополь, 2025
План конспект занятия
Дисциплина: «Устройство автомобилей»
Тема занятия: «Рабочий цикл дизельного двигателя»
Цели:
Образовательные:
- изучить назначение и принцип осуществления рабочего цикла в дизельных двигателей;
Развивающие:
- развивать познавательную активность обучающихся, самостоятельность и техническое мышление;
- формировать у обучающихся творческую компетентность;
- развить умение работать самостоятельно с информацией.
Воспитательные:
- формирование у студентов интереса к данной теме занятия, патриотического отношения к отечественным маркам автомобилей;
- формирование навыков ответственности, дисциплинированности, применения полученных теоретических знаний для выполнения практических задач.
Тип занятия: изучение нового материала
Вид занятия: лекция с демонстрацией презентации
Методическая цель: применение иллюстративно-демонстрационного обучения при изучении темы «Рабочий цикл дизельного двигателя»
Методы обучения: иллюстративно-демонстрационный.
Технологии обучения: технология интегрированного обучения
Материально-техническое оснащение урока: мультимедийный экран с презентацией, компьютер, схемы,
Межпредметная связь: Техническое обслуживание и ремонт автомобилей, Материаловедение, Физика.
Литература:
1. А. В. Костенко Устройство автомобилей. Автомобильные двигатели: учебное пособие для СПО / А. В. Костенко, А. В. Петров, Е.А. Степанова [и др.]. – Санкт-Петербург : Лань, 2021. – 436 с. :ил. – Текст : непосредственный.
2. А. Г. Пузанков Автомобили: Устройство автотранспортных средств: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. Г. Пузанков. – 10-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия» 2019. – 560 с.
Ход занятия:
Организационный момент:
приветствие;
рапорт старосты, определение отсутствующих;
настрой учащихся на работу, организация внимания;
проверка готовности к уроку (рабочие место, внешний вид);
сообщение темы и целей занятия.
Проверка домашнего задания
Вопросы:
Что такое рабочий цикл двигателя?
Ответ: Это последовательно повторяющиеся процессы, которые протекают в цилиндрах и преобразуют тепловую энергию топлива в полезную механическую работу.
Из чего состоит рабочий цикл четырёхтактного бензинового двигателя?
Ответ: Из тактов впуска, сжатия, рабочего хода и выпуска.
Как происходит такт впуска?
Ответ: Коленчатый вал делает первую половину оборота, поршень из верхней мёртвой точки (ВМТ) движется в нижнюю мёртвую точку (НМТ). Впускной клапан открыт, выпускной закрыт.
Как происходит такт сжатия?
Ответ: После наполнения цилиндра топливно-воздушной смесью коленвал начинает совершать вторую половину оборота. Поршень поднимается из НМТ в ВМТ, впускной клапан закрыт. Смесь сжимается в герметично закрытом цилиндре, её температура повышается.
Как происходит рабочий ход?
Ответ: В конце такта сжатия смесь воспламеняется от внешнего источника (электрическая искра на свече зажигания). Топливный заряд сгорает, в цилиндре резко повышается температура и давление.
Как происходит такт выпуска?
Ответ: Поршень после совершения рабочего хода снова поднимается из НМТ в ВМТ. Выпускной клапан открыт, продукты сгорания выталкиваются из цилиндра в атмосферу через выпускной газопровод.
Как происходит работа многоцилиндрового двигателя?
Ответ: Чтобы добиться ровной и синхронной работы всех цилиндров, рабочий ход поршня в каждом отдельном цилиндре должен происходить через равный промежуток времени. Последовательность, с которой чередуются одинаковые такты в разных цилиндрах, называют порядком работы ДВС.
Мотивация учебной деятельности обучающихся.
На предыдущих уроках мы с вами изучили рабочий цикл бензиновых двигателей внутреннего сгорания. Двигатель как мы с вами уже знаем является основным агрегатом для преобразования тепловой энергии в механическую работу. Этот сложный агрегат со множеством деталей должен работать по определенному порядку для получения максимальной мощности. И наша с вами задача на сегодня рассмотреть альтернатив вид рабочего цикла в ДВС, представленный на примере дизельного двигателя. А также разберемся с его конструктивными особенностями, в сравнении с бензиновыми двигателями.
Изучение нового учебного материала.
План занятия
Общие сведения;
Такт впуска;
Такт сжатия;
Такт рабочего хода;
Такт выпуска;
Особенности рабочего цикла дизеля
1. Общие сведения
Рабочий цикл четырехтактного дизеля включает в себя такты впуска, сжатия, рабочего хода, выпуска.
2. Такт впуска
При такте впуска поршень перемещается от ВМТ к НМТ, и через открытый впускной клапан в цилиндр через воздухоочиститель по впускному трубопроводу поступает чистый воздух. В этом заключается основное отличие дизеля от карбюраторного двигателя, в котором при такте впуска в цилиндр поступает горючая смесь.
Впускная система дизеля более проста в устройстве и поэтому оказывает меньшее сопротивление прохождению воздуха; давление в цилиндре в конце впуска близко к атмосферному и равно 8,5...9,5 МПа, т.е. цилиндр заполняется лучше. Температура заряда в конце впуска равна 60...70 °С. Коэффициент наполнения дизеля несколько выше, чем бензинового двигателя, и составляет примерно 0,8...0,9.
3.Такт сжатия
Во время такта сжатия поршень перемещается от НМТ к ВМТ при закрытых клапанах и сжимает поступивший в цилиндр воздух. В дизелях применяется значительно более высокая степень сжатия, чем в двигателях с искровым зажиганием, достигающая 16... 17, так как при сжатии чистого воздуха нет опасности возникновения детонационного сгорания смеси. В конце такта сжатия давление в цилиндре возрастает до 350...450 МПа, а температура воздуха повышается до 600...700 °С.
4.Такт рабочего хода
Перед рабочим ходом в конце такта сжатия в цилиндр через форсунку при помощи специального топливного насоса под большим давлением впрыскивается дизельное топливо в мелко распыленном состоянии. Частицы топлива, соприкасаясь с воздухом, имеющим высокую температуру, быстро сгорают. При этом выделяется большое количество теплоты, в результате чего температура в цилиндре повышается до 1 700...2000°С, а давление — до 700...800 МПа.
Под действием давления газов поршень перемещается к НМТ — происходит рабочий ход. Оба клапана при этом закрыты. При рабочем ходе газы, образовавшиеся вследствие сгорания топлива, расширяются, и давление их к концу рабочего хода падает до 30...40 МПа, а температура снижается до 600...650 °С. Для обеспечения возможно более полного сгорания смеси в дизелях воздух по отношению к топливу подается в цилиндр с большим коэффициентом избытка воздуха (а= 1,2... 1,6).
5. Такт выпуска
При такте выпуска поршень перемещается от НМТ к ВМТ, и через открытый выпускной клапан выталкивает отработавшие газы, очищая цилиндр. Давление в цилиндре к концу выпуска падает до 10,5... 11,5 МПа, а температура — до 200...300°С. Вследствие повышенной степени сжатия коэффициент остаточных газов для дизеля составляет примерно 0,03...0,07. При дальнейшем вращении коленчатого вала все перечисленные такты повторяются в такой же последовательности.
6. Особенности рабочего цикла дизеля
Большие значения степени сжатия в дизелях обеспечивают их высокую экономичность. Степень сжатия в дизелях ограничивается величиной потерь на трение в кривошипно-шатунном механизме, прочностью деталей и условиями пуска двигателя.
Быстрота и полнота сгорания топлива, вводимого в цилиндр двигателя, а следовательно, его мощность и экономичность зависят от того, насколько тщательно частицы топлива перемешаны с воздухом.
В дизеле продолжительность приготовления смеси чрезвычайно мала и ограничивается тем промежутком времени, в течение которого топливо впрыскивается через форсунку в камеру сгорания. Это время соответствует повороту вала всего на 12...20°. Хорошее смесеобразование в чрезвычайно короткий промежуток времени в дизелях обеспечивается тонким распыливанием топлива форсункой, а также созданием в камере сгорания сильных вихреобразных движений сжимаемого воздуха.
Автомобильные дизели по способу смесеобразования можно разделить на две основные группы: с непосредственным впрыском топлива в камеру сгорания и с вихре камерным смесеобразованием. Например, в четырехтактных дизелях ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 применяется непосредственный впрыск топлива через форсунку в однополостную камеру сгорания, расположенную в поршне и имеющую специальную (тороидную) форму.
Высокое качество смесеобразования обеспечивается тем, что топливо, впрыскиваемое через несколько отверстий распылителя форсунки под большим давлением (1500 МПа), хорошо распыливается и заполняет объем камеры сгорания. Попадая на стенки камеры сгорания и двигаясь по ним в виде пленки, топливо интенсивно испаряется под действием вихрей воздуха, создаваемых специальной формой камеры сгорания.
При сгорании сначала воспламеняется смесь, находящаяся в камере сгорания, а затем смесь, образованная воздухом и парами движущейся топливной пленки. Такой способ смесеобразования получил название объемного пленочного смесеобразования. Он обеспечивает интенсивное перемешивание топлива с воздухом, полное сгорание смеси и высокую топливную экономичность дизеля. Минимальный удельный расход топлива для дизелей ЯМЗ составляет 219 г/(кВт ч).
Интенсивности смесеобразования способствует вихреобразное движение воздуха, поступающего в цилиндр через впускной клапан, канал которого расположен касательно к окружности цилиндра. Это вихреобразное движение воздуха сохраняется и в камере сгорания в конце такта сжатия, когда начинается впрыск топлива.
Для повышения степени использования рабочего объема цилиндров и повышения литровой мощности в современных дизелях применяются наддув воздуха в цилиндры с помощью специального устройства — турбонагнетателя и предварительное охлаждение нагнетаемого воздуха в воздухоохладителе. При этом создается давление воздуха во впускном трубопроводе, равное примерно 1,60... 1,95 МПа, и наполнение цилиндров свежим зарядом улучшается. Применение вышеуказанных устройств позволяет повысить мощность дизеля на 30...40% и значительно снизить токсичность выхлопных газов.
5. Закрепление изученного материала.
Контрольные вопросы:
Что такое цикл работы дизельного двигателя?
Ответ: Это процесс преобразования топлива в механическую энергию, который включает в себя четыре такта: впуск, сжатие, мощность и выпуск.
Чем дизельный двигатель отличается от бензинового?
Ответ: Одно из основных различий — способ воспламенения топлива. В бензиновом двигателе свеча зажигания создаёт искру для воспламенения топливовоздушной смеси, а в дизельном — воздух сжимается до достаточно высокой температуры и давления, чтобы воспламенить топливо без использования свечи.
Для чего нужны обороты в минуту (RPM) в дизельном двигателе?
Ответ: Частота вращения определяет частоту, с которой работает двигатель. Чем выше обороты, тем быстрее работает двигатель и тем большую мощность он производит.
Может ли дизельный двигатель работать задним ходом?
Да, в отличие от бензиновых двигателей, дизельные могут работать в обратном направлении. Это связано с тем, что в дизельных двигателях для воспламенения топлива используется сжатие, а не свеча зажигания.
Как улучшить производительность дизельного двигателя?
Один из способов — увеличить степень сжатия двигателя, что может привести к увеличению мощности и экономичности. Другой способ — использовать турбонаддув или нагнетатель, которые нагнетают в двигатель больше воздуха, позволяя сжигать больше топлива и увеличивая выходную мощность.
Выполнить тестовое задание.
Тест состоит из 14 вопросов. Длительность выполнения теста 10 минут.
7. Информация о домашнем задании.
Изучить конспект;
с 32-33, А. В. Костенко Устройство автомобилей. Автомобильные двигатели: учебное пособие для СПО / А. В. Костенко, А. В. Петров, Е.А. Степанова -[и др.]. – Санкт-Петербург : Лань, 2021. – 436 с. :ил. – Текст : непосредственный.
8. Итог занятия .
Выставить оценки обучающимся, главным критерием которых будет являться активность при фронтальном опросе и выполнении тестового задания.