Методическая разработка занятия «Расположение транспортных средств на проезжей части». Многополосные дороги
Купальный В.С.
Сабанин С.Н.
Многополосные дороги
- Дорога с любым количеством полос более трёх - уже многополосная дорога. На многополосных дорогах осевая линия, разделяющая потоки встречных направлений, не просто сплошная, а в обязательном порядке! – сдвоенная сплошная линия.
Многополосные дороги
- Вариант 1. В нашем направлении две полосы.
- На любой дороге с двумя полосами в данном направлении в населённом пункте всем разрешается занимать любую удобную полосу.
Многополосные дороги
- На любой дороге вне населённого пункта все должны держаться как можно правее . В данной ситуации, завершая опережение, водитель обязан вернуться на правую полосу.
Многополосные дороги
Задача:
По какой полосе Вам можно продолжить движение в населённом пункте после опережения грузового автомобиля?
1. Только по правой.
2. Только по левой.
3. По любой.
Комментарий к задаче.
В населённом пункте на дороге с двумя полосами в данном направлении разрешено движение по любой полосе.
Многополосные дороги
Задача:
Можно ли Вам после опережения грузового автомобиля продолжить движение по левой полосе?
1. Можно.
2. Можно, если Вы управляете легковым автомобилем.
3.Нельзя
Комментарий к задаче.
Вне населённого пункта на любой дороге всем предписано движение как можно правее.
Многополосные дороги
- Вариант 2. В нашем направлении более двух полос.
- На дорогах с тремя и более полосами в данном направлении Правила, хоть и не категорично, но всё же «попросили» водителей не занимать крайнюю левую полосу.
- То есть занимать её можно, но только при интенсивном движении, когда все остальные полосы данного направления заняты.
Многополосные дороги
Правила. Раздел 9. Пункт 9.4. В населенных пунктах водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения.
Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т – только для поворота налево или разворота.
Многополосные дороги
В данной ситуации Вам разрешено движение:
1. Только по правой полосе.
2. По правой или средней полосе.
3. По любой полосе.
Комментарий к задаче.
Без всяких сомнений это населённый пункт, и в вашем направлении три полосы движения. И думать здесь не о чём - в данной ситуации (то есть на пустой дороге) можете двигаться по любой полосе, кроме крайней левой.
Многополосные дороги
Разрешается ли Вам, управляя грузовым автомобилем с разрешённой максимальной массой более 2,5 т, выехать на третью полосу в данной ситуации?
1. Разрешается.
2. Разрешается только для поворота налево или разворота.
3. Разрешается только для опережения.
4. Запрещается.
Комментарий к задаче.
Если уж так случилось, и Вы с правами категории «В» сели за руль грузовика с разрешённой максимально массой более 2,5 тонн, тогда на любой дороге с тремя и более полосами в данном направлении, крайнюю левую Вам разрешено занимать только для поворота налево или разворота.
Многополосные дороги
Можно ли Вам, управляя грузовым автомобилем, осуществить опережение в данной ситуации?
1. Можно.
2. Можно, если разрешённая максимальная масса Вашего автомобиля не более 2,5 т.
3. Нельзя.
Комментарий к задаче.
Ещё раз подчёркиваю! – На любых дорогах с тремя и более полосами в данном направлении выезжать на крайнюю левую с целью опережения или объезда разрешено только малым грузовикам (не более 2,5 тонн).
Многополосные дороги
По какой полосе проезжей части разрешено движение в населённом пункте, если по техническим причинам Ваше транспортное средство не может развивать скорость более 40 км/час?
1. Только по крайней правой.
2. Не далее второй полосы.
3. По любой, кроме крайней левой.
Комментарий к задаче.
С этой задачей ученики, как правило, справляются легко. Все понимают - если уж сломались и едва можем двигаться, тогда включаем аварийную сигнализацию и тихонько, со всеми мерами предосторожности, по крайней правой полосе - до ближайшего автосервиса. Причём неважно где, в населенном или вне населённого.
Многополосные дороги
В каких случае разрешено выезжать за пределы крайней правой полосы, если Вы управляете транспортным средством, скорость которого по техническим причинам не может быть более 40 км/час?
1. Только при перестроении перед поворотом или разворотом.
2. Только обгоне или объезде.
3. Во всех перечисленных случаях.
Комментарий к задаче.
А вот с этой задачей справляются далеко не все. Некоторые почему-то выбирают первый ответ.
Представьте, Вы сломались и тихонько, со скоростью велосипедиста едете домой (не бросать же машину!).
Многополосные дороги
Комментарий к задаче.
И догоняете бедолагу, который двигается со скоростью пешехода. И что же, нельзя его обогнать?
Да можно, можно, и Правила не возражают:
Правила. Раздел 9. Пункт 9.5. Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево, разворотом или остановкой в разрешённых случаях на левой стороне дороги.
Многополосные дороги
- Вам чем-то не нравится правая полоса? Да, пожалуйста, если разметка прерывистая, перестраивайтесь на левую полосу, Правила не возражают.
- Только перестроившись, будьте любезны, двигайтесь строго по выбранной полосе, не наезжая на продольные линии разметки и соблюдая безопасные боковые интервалы.
Правила. Раздел 9 Пункт 9.4, второй абзац. При интенсивном движении, когда все полосы заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.
Многополосные дороги
- В таких условиях водителю всегда кажется, что соседний ряд двигается быстрее. Возникает естественное желание перестроиться.
- Именно это Правила и запретили (при интенсивном движении).
- Но если надо припарковаться или повернуть , или развернуться, или объехать препятствие, то это – пожалуйста.
Правила. Раздел 9. Пункт 9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева.
Многополосные дороги
1. Если это двухполосная дорога, какую разметку наносить посередине – сплошную или прерывистую?
2. Если это трехполосная дорога, сколько полос отводить себе и сколько оставлять встречному?
3. Если это многополосная дорога, могу ли я при отсутствии разметки развернуться, где мне угодно?
Многополосные дороги
1. Если это двухполосная дорога, какую разметку наносить посередине – сплошную или прерывистую?
2. Если это трехполосная дорога, сколько полос отводить себе и сколько оставлять встречному?
3. Если это многополосная дорога, могу ли я при отсутствии разметки развернуться, где мне угодно?
Конечно же, при этом водитель должен помнить, что на опасных участках дорог с ограниченной видимостью, выезд на встречную полосу смертельно опасен и Правилами запрещён!
Если дорога визуально определяется как двухполосная.
Многополосные дороги
- При отсутствии разметки Правила требуют, чтобы водители отводили в своё пользование строго половину проезжей части. Следовательно, в такой ситуации водители обязаны рассматривать трёхполосную дорогу как двухполосную с очень широкими полосами движения (по одной в каждом направлении).
Если дорога визуально определяется как трёхполосная.
Многополосные дороги
- Правила. Раздел 9. Пункт 9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.
Если дорога визуально определяется как многополосная.
Многополосные дороги
Например, вот здесь вам ничто не мешает развернуться.
Здесь с помощью комбинированной линии разметки специально устроено место для разворота.
При этом наличие комбинированной разметки на многополосной дороге вовсе не означает, что разрешено движение по «встречке».
Если дорога визуально определяется как многополосная.
Многополосные дороги
разворот запрещён Правилами
Разворачиваться запрещено на железнодорожных переездах, на пешеходных переходах, в зоне обозначенных остановок маршрутных транспортных средств, на мостах, под мостами, в тоннелях, а также в местах с видимостью дороги менее 100 метров в любом из направлений. Как видим, Правила содержат целый перечень условий, при которых разворот запрещён на любой дороге, независимо от того, какие тут знаки, и какая тут разметка.
Мы ведь с вами рассматриваем случай разворота на многополосной дороге при отсутствии разметки. А раз разметки нет, то и запрещать она ничего не может! И если вы на такой дороге разворачиваетесь в месте, где это не запрещено Правилами или знаками, то получается, что вы ничего не нарушаете!
Многополосные дороги
- Используя трамвайные пути, можно существенно повысить пропускную способность дороги.
- Так что водитель белого автомобиля делает всё правильно – если все полосы данного направления заняты, а слева есть трамвайные пути на одном уровне с проезжей частью, Правила разрешают по ним движение.
Правила. Раздел 9. Пункт 9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учётом пункта 8.5 Правил.
Многополосные дороги
Но при повороте налево или развороте у водителей выбора нет.
Правила обязывают водителей совершать поворот налево и разворот с трамвайных путей независимо от загруженности дороги. И сейчас водитель опять всё делает правильно – разворачивается с трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью.
Правила. Раздел 8. Пункт 8.5. При наличии слева трамвайных путей попутного направления на одном уровне с проезжей частью поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками или разметкой не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.
Многополосные дороги
И это понятно, выезд на трамвайные пути встречного направления – это, по сути, выезд на «встречку». По Правилам, даже неподвижная «пробка» это не препятствие. И трамвай, стоящий на остановке, это тоже не препятствие. И любая попытка объехать их по трамвайным путям встречного направления – это выезд на встречку с последующим лишением прав на срок до полугода (на первый раз можно отделаться штрафом 5000 рублей ).
Правила. Раздел 9. Пункт 9.6. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается.
Многополосные дороги
А вот это уже действительно препятствие. Можете объезжать его по трамвайным путям встречного направления за 1500 рублей (но прав вас не лишат).
То же наказание будет и за обгон по трамвайным путям встречного направления.
Многополосные дороги
- Через перекрёсток движение разрешено только по проезжей части!
- До перекрёстка и после перекрестка можете двигаться по трамвайным путям (если все полосы данного направления заняты). Но через перекрёсток только по проезжей части
Правила. Раздел 9. Пункт 9.6. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.
Многополосные дороги
Разрешается ли Вам, управляя легковым автомобилем, продолжить движение по трамвайным путям попутного направления?
1. Разрешается.
2. Разрешается только для поворота налево и разворота.
3. Запрещается.
Задача
Многополосные дороги
Знак и разметка информируют водителей о том, что на пересекаемой дороге организовано реверсивное движение. При выезде на такую дорогу Правила абсолютно оправданно ввели жёсткое ограничение:
Разрешается заезжать только на крайнюю правую полосу!
Правила. Раздел 9. Пункт 9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.
Многополосные дороги
- Потом, когда доедете до ближайшего реверсивного светофора и разберётесь по каким полосам в данный момент разрешено движение в вашем направлении, тогда, пожалуйста – можете занимать и другие полосы.
Всегда, сворачивая на такую дорогу, сначала заезжаем на крайнюю правую полосу .