СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия ""Рептилии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка в помощь педагогам дополнительного образования и учителям биологии

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия ""Рептилии"»


АВТОР: Петрушина Галина Николаевна

Место работы: МБУ ДО «Станция юных натуралистов»

город Новокузнецк



Должность: Педагог дополнительного образования





Методическая разработка открытого занятия

«Рептилии»

(Обобщающее занятие)





Аннотация: методическая разработка занятия « Рептилии» поможет педагогам дополнительного образования, а также учителям биологии провести обобщающее занятие в игровой форме, предложив разные методы проверки знаний детей по разделу «Пресмыкающиеся».


















Тема: Рептилии

(обобщающее занятие).


Цель: обобщить знания детей о строении, разнообразии пресмыкающихся животных.

Форма проведения: путешествие по станциям

Ход занятия:

1.Оргмомент.

Группа детей делится на 2 команды.

Пояснение педагога: каждая команда получает маршрутный лист и отправляется в путешествие, останавливаясь на станциях. На маршрутном листе указан порядок прохождения станций. Всего станций 5: «Отвечайка», «Выбирайка», «Разгадайка», «Размышляйка», «Составляйка», «Удивляйка» и Конкурс капитанов.

На каждой станции все команды выбирают один из 2 конвертов с вопросами или заданиями. Через 3-5 минут (в зависимости от сложности задания) команды отвечают.


1.Станция «Отвечайка»

Команда 1.

1) Благодаря каким особенностям строения змеи могут заглатывать целиком достаточно крупную добычу?

Ответ: Зубы направлены внутрь, растяжимые связки нижней челюсти, ребра располагаются свободно и стенки тела растяжимы, нет замкнутой грудной клетки.

2) Часто используют выражение «крокодиловы слезы», верно ли оно?

Ответ: Просто почки животного не справляются самостоятельно с выводом из организма ненужных солей. А протоки желез, дополняющих функции почек, находятся в уголках глаз крокодила и открываются наружу. Когда железы выводят ненужные соли, то кажется, что крокодил плачет.

Команда 2.

1) К змее приблизили обернутую черной бумагой холодную электрическую лампочку. Она не обращала на нее никакого внимания, но стоило лампочку включить и начать двигать ею, как змея молниеносно бросилась на нее. Как объяснить это явление?

Ответ: Змея реагирует на тепловое излучение лампочки и ее передвижение. У нее есть термолокаторы.

2) Крокодилы и морские черепахи могут очень долго находиться под водой. Каким образом они к этому приспособлены?

Ответ: При нахождении под водой большинство кровеносных сосудов животного сужается и основная масса артериальной крови поступает к сердцу и мозгу. Поэтому кислорода хватает на длительный срок.

 

2.Станция «Выбирайка» - выбрать правильный ответ и отметить знаком «+»

Команда 1

+А) Дыхательная поверхность легких ящерицы больше, чем у тритона.

Б) У всех пресмыкающихся трехкамерное сердце.

+В) Пресмыкающиеся откладывают яйца только на суше.

+Г) У пресмыкающихся северных районов чаще встречается живорождение.

Д) У пресмыкающихся в коже много потовых и сальных желез.

+ Е) покрыты яйца ящериц и змей покрыты снаружи кожистой оболочкой.

+Ж) У крокодилов артериальная и венозная кровь абсолютно нигде не смешиваются.

Команда 2.

+А) Для черепах живорождение не характерно.

Б) У пресмыкающихся один круг кровообращения.

+В) У черепах имеется роговой клюв.

Г) Оплодотворение у пресмыкающихся происходит во внешней среде.

Д) Сухопутные черепахи имеют между пальцами ног плавательную перепонку.

+ Е) У черепах наблюдается сращение грудного и поясничного отделов позвоночника с панцирем.

+ Ж) Позади каждого глаза на голове прыткой ящерицы заметна округлая структура, затянутая кожей. Это барабанная перепонка.


3.Станция «Разгадайка»- решение кроссворда (кто быстрее)



1.


































2








































3























4.



5




6.


































7































8















9








10

11



12





































13








14


























































По горизонтали
3. Ящерица, меняющая цвет под окружающую среду (хамелеон)
6. Сердце большинства пресмыкающихся (трехкамерное)
7. Процесс смены чешуи (линька)
9. Вымерший древний пресмыкающийся обитавший в воде (ихтиозавр)
11. Чешуйчатые пресмыкающиеся, с длинным цилиндрическим телом (змеи)
14. Змея из рода удавов, крупнейшая из современных змей. Хорошо плавает, ныряет, долго может оставаться под водой (анаконда)

По вертикали
1. Отряд древних вымерших пресмыкающихся (динозавры)
2. Кто на свете ходит в каменной рубахе? В каменной рубахе ходят (черепахи)
4. Представитель одного из отрядов пресмыкающихся (крокодил)
5. Кожа пресмыкающихся бывает голой, а у некоторых… (чешуйчатая)
6. Сердце большинства пресмыкающихся (трехкамерное)
8. Крокодил людоед (нильский)
10. Как называют пресмыкающихся по другому? (рептилии)
12. Представитель одного из семейства ящериц. Распространён в Северной и Южной Америке, на Мадагаскаре и некоторых островах Полинезии (игуана)
13. Самая крупная ящерица, живущая в Средней Азии (варан)

4.Станция «Размышляйка»- Обьясни, что значит?

Команда 1.

«Змею на груди пригреть»

«Крокодиловы слёзы»

Команда 2.

«Черепашьим шагом»

«Мудрый, как черепаха»


5.Станция «Составляйка»- составить названия пресмыкающихся,

переставляя буквы.

Команда 1.

ЛИГАРОТАЛ (аллигатор)

ОРДОНИКМЩИТ (щитомордник)

РАГЗЮ (гюрза)

Команда 2.

ЕХАНОМЕЛ (хамелеон)

КАНАДОАН (анаконда)

АВИЛАГ (гавиал)

Конкурс капитанов

Капитан команды 1.

Установите последовательность соподчинения систематических категорий, начиная с наименьшей

А) тип - Хордовые

Б) класс - Пресмыкающиеся

В) отряд - Чешуйчатые

Г) семейство - Ужеобразные змеи

Д) вид - Уж тигровый

Е) род - Уж

Ответ:

Д

Е

Г

В

Б

А


Капитан команды 2.

Установите последовательность соподчинения систематических категорий, начиная с наименьшей

А) семейство Мягкотелые черепахи

Б) класс - Рептилии

В) род Дальневосточные черепахи

Г) тип Хордовые

Д) вид – Дальневосточная черепаха

Е) отряд Черепахи

Ответ:

Д

В

А

Е

Б

Г

Подведение итогов.

Использованы:

http://fb.ru/article/181436/vs-chto-nujno-znat-o-krokodilah-interesnyie-faktyi-o-krokodilah