государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №14
«Центр образования» ИМЕНИ КАВАЛЕРА ОРДЕНА ЛЕНИНА Н.Ф. ШУТОВА
города Сызрани городского округа Сызрань
Самарской области
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Руководитель структурного подразделения Директор ГБОУ СОШ № 14 «Дворец творчества детей и молодежи» «Центр образования»
______________________ П.А. Фролов _______________ Е.Б.Марусина
«ТЕХНИКА «КОЛЛАЖ»
КАК ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ»
Методическая разработка занятия в объединении студия дизайна «Пикассо»
Педагог дополнительного образования:
Парфёнова Н.В.
г. Сызрань
2018
Пояснительная записка.
Данная методическая разработка рассчитана на обучающихся студии дизайна в возрасте 12 – 17 лет первого года обучения. Она направлена на развитие у обучающихся творческого восприятия и образного мышления при помощи техники Коллаж.
Цель: ознакомление с художественной техникой «Коллаж» и способами ее использования в творческих работах, выполнение работы в данной технике.
Задачи:
1. Ознакомить с понятием – Коллаж, видами данной техники, способами ее выполнения.
2. Развить навыки выполнения художественной композиции в технике Коллаж.
3. Воспитать качества, необходимое для выполнения данного вида работы: творческое мышление, терпение, внимательность.
Тип урока: комбинированный.
Форма организации урока: групповая.
Методы, используемые при изучении данной темы: демонстрация, объяснение, практический метод.
Методы преподавания: информационно-сообщающий, объяснительный.
План.
План.
Организационный момент:
Приветствие.
Тема, цель урока.
Сообщение познавательных сведений:
Техника Коллаж, как творческий метод проектирования.
Практическая часть:
Выполнение композиции в технике «Коллаж».
Заключительная часть:
Рефлексия.
Уборка рабочего места.
Ход урока
Приветствие. Здравствуйте! На сегодняшнем занятии я вам расскажу об известной и довольно несложной творческой технике Коллаж.
Тема. Цель урока
Тема занятия: «Техника Коллаж, как творческий метод проектирования».
Цель: формирование представления о художественной технике Коллаж, и способах ее использования в творческих работах, выполнение работы в данной технике.
Техника Коллаж, как творческий метод проектирования.
Коллаж (от фр. collage – приклеивание) – технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллаж можно дополнять рисунками любыми другими художественными материалами – тушью, акварелью и т. д. Эту технику хорошо использовать для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения. Работы, выполненные в технике Коллаж, отличаются разнообразием и оригинальностью, а также не требуют особых художественных навыков в изобразительном искусстве.
Коллажи делятся на две большие группы: объёмные и плоские. Объёмные коллажи создают из разных предметов и материалов, комбинируя их. Плоские, в том числе и фотоколлажи, составляют из изображений, фотографий, рисунков и их частей, располагая элементы на одной поверхности.
Разновидности коллажа:
Аппликация – это наклеивание специально подготовленных элементов, вырезанных из бумаги, кожи, ткани, растительных и других материалов на основу.
Ассамбляж – создание композиций из элементов составляющих ассоциативный ряд, по одному или нескольким признакам.
Бриколлаж – создается из элементов оформления и отделки, любых материалов естественного или искусственного происхождения, несочетающихся в обычном представлении.
Декупаж – украшение объектов приклеиванием разных по цвету, фактуре и размерам кусочков бумаги в сочетании со специальными эффектами краски, лака, других покрытий.
Считается, что первыми в искусстве технику коллажа применил Пабло Пикассо в 1910 – 1912 годах. Первым художником, работающим исключительно в технике коллажа был Курт Швиттерс.
3. Практическая часть
Вам предлагаются необходимы материалы – чистые листы бумаги, журналы, ножницы и клей. Ваша задача состоит в том, чтобы составить композицию, рассказывающую о вас (что вам нравится, чем вы увлекаетесь, чего хотите) в технике коллажа. Вы вырезаете из журналов понравившиеся вам фрагменты и компонуете на листе, а затем приклеиваете. Можно использовать цветные карандаши и фломастеры для дополнения ваших работ. Также вы можете фигурно оформить основу вашей работы, обрезав ее по форме изображений, делать подписи и заметки. Если у вас возникнут какие либо вопросы, обращайтесь ко мне. В конце занятия, вы должны будете представить свою работу всей группе и рассказать немного о ней.
4. Заключительная часть
Давайте подведем итог сегодняшнего занятия. Что нового вы сегодня узнали? Для этого ответьте на несколько вопросов:
Что такое коллаж?
Из каких материалов он выполняется?
Какие виды коллажа вам запомнились?
Кто первым применил технику коллажа в своих работах?
Какой художник первым стал работать исключительно в технике коллажа?
Ваши коллажи вы можете забрать себе, у вас получились очень интересные работы. Если вам понравилось сегодняшнее занятие приклейте изображение соответствующее вашему настроению после занятия на общую работу (ватман формата А1). Спасибо! До свидания!
Приложение
Примеры работ, выполненных в технике Коллаж


