МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №1 КИРОВСКОГО РАЙОНА Г.КАЗАНИ»
Методическая разработка
««Здоровьесберегающие технологии
на уроках хора в ДМШ и ДШИ»
Автор:
преподаватель
Крайнова Галина Анатольевна
г. Казань, 2022
Здоровье человека – тема, которая актуальна всегда. Особенно актуальна она сейчас, когда во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья. Необходимо с самого детства, наряду с воспитанием патриотизма, нравственности, воспитывать уважительное отношение к своему здоровью. Здоровье – это не просто отсутствие болезней или физических дефектов, это состояние полного физического, психического и социального благополучия. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. По данным исследований Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% имеют хронические заболевания. Среди них: нарушение органов зрения, патологии пищеварения, нарушения осанки, аллергические заболевания. Поэтому задача взрослых – создать детям такие условия, в которых им было бы комфортно. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога.
Не зря учреждения дополнительного образования рассматриваются в едином образовательном пространстве государства как сфера корректирующего и оздоравливающего образования. Детская музыкальная школа является особым образовательным пространством, где происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных - здоровье обучающихся.
В активной музыкотерапии мы рассмотрим хоровое пение. Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья учащихся.
Секрет благотворного влияния пения в том, что оно требует нижнего диафрагмального дыхания, которое естественно и очень полезно для здоровья. Такой способ дыхания позволяет рационально функционировать легким, максимально обогащает кровь кислородом, активизирует работу брюшной полости, вызывает приток крови к внутренним органам. В процессе пения участвуют не только голосовые связки, но и весь организм. Под воздействием резонансных колебаний каждый внутренний орган вибрирует особым образом. Причем с больными и здоровыми органами это происходит на разных частотах. Вибрация, вызываемая пением, – не что иное, как активный массаж, активизирующий приток крови к больному органу и таким образом излечивающий его. Пение благотворно действует на бронхо-лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.
Задача педагога-хормейстера – создать полноценные условия для поддержания и сохранения здоровья учащихся; развить интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии; внедрить эти технологии в образовательный процесс; закрепить навыки и умения детей, с целью улучшения их физического здоровья, голосовых и музыкальных данных, а также здоровья психики учащихся и их комфортного состояния в образовательном процессе.
Наиболее часто педагоги-хормейстеры включают элементы дыхательной гимнастики. Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом.
Автор данной разработки использует в своей практике следующие виды дыхательной гимнастики:
- Активный вдох через нос и спокойный выдох через рот.
- Вдох через рот с задержкой дыхания и спокойный выдох через рот.
- Спокойный вдох через нос и выдох на звук «С».
- Спокойный вдох через нос и выдох на звук «Ш».
- Вдох через нос и тройной выдох через рот на звук «Ф», либо на слог «ХА», «ХО».
- Спокойный вдох, руки через стороны поднимаем вверх, сцепляем их наверху, тянемся вверх и сброс рук и дыхания.
- Спокойный вдох, руки поднимаем перед собой, сцепляем, тянемся вперёд и сброс рук и дыхания.
Таким образом дыхательная терапия:
- активно включает в работу все части тела – руки, ноги, голову, брюшной пресс, плечевой пояс и т. д., повышая общий мышечный тонус.
- восстанавливает нормальное физиологическое дыхание через нос и закрепляет навык правильного дыхания;
- тренирует мышцы, участвующие в дыхании;
- увеличивает дыхательный объем и жизненную емкость легких;
- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- улучшает дренажную функцию бронхов;
- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении;
- повышает общую сопротивляемость организма, его тонус;
- улучшает нервно - психическое состояние.
При всей сложности работы с хоровым коллективом умелое использование психологических и физиологических особенностей приносит превосходные результаты. Это влияет на качество и стиль учебы, эмоционально-волевую сферу личности. Хоровые занятия дарят радость и удовлетворение от понимаемого материала, радость от приложенных своих волевых усилий при разучивании произведений, радость от искренности общения и совместного творчества. Такие положительные эмоции помогают детям чувствовать себя в системе дополнительного образования безопасно, полноценно, комфортно и успешно.