СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Знатоки дорожный наук"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка "Знатоки дорожный наук"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Знатоки дорожный наук"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №55» г. БРЯНСКА


Разработала учитель начальных классов Дегтярева В.А.




Программа

по профилактике дорожно-транспортного травматизма

обучающихся

«Знатоки дорожных наук»






















2016 год

Мы с вами в ответе за жизнь каждого ребенка. Безопасность детей – прежде всего забота взрослых. Спасая маленьких граждан, мы заботимся о будущем. Поэтому мы должны научить детей безопасному поведению на дорогах, уберечь от дорожно-транспортных происшествий.

Методические рекомендации помогут облегчить работу и получить результат. Результат - это снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.


Пояснительная записка


Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.

Резкое возрастание в последние годы автомобилизации, порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Такое определение было дано на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан.

Ущерб только от гибели, ранения людей и повреждения транспортных средств в ДТП сопоставим с доходной частью бюджета и составляет в целом по России около 15% от его величины. В отдельных регионах значение этого показателя достигает 30-40%. Общее число погибших в ДТП за последние 10 лет эквивалентно населению среднего областного центра страны, а ежегодное число пострадавших в ДТП многократно превышает количество жертв стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. Согласно Международной конвенции о правах ребенка (принята ООН 5 декабря 1989г. и ратифицирована Верховным Советом СССР в декабре 1989г.) ребенком считается лицо, не достигшее 18 лет. Однако статистика часто выделяет категорию детей – до 12 лет, и подростков – от 12 до 16 лет.

По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнет 1500 и получает ранения 24000 несовершеннолетних участников дорожного движения. Около четверти (26,8%) всех пострадавших детей – это подростки от 14 до 16 лет. Каждый пятый пострадавший ребенок не достиг восьмилетнего возраста. Более половины (55%) пострадавших составили школьники в возрасте от 7 до 14 лет: из 100 пострадавших – 9 получают смертельные ранения. Тяжесть травмирования детей других возрастных групп несколько ниже: 5 погибших из 100 пострадавших в возрасте от 7 до 14 лет и 7 – от 14 до 16 лет.

В Российской Федерации количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10 тыс. единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии и в 20 раз выше, чем во Франции и Германии.

Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, - по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны органов образования.

Несмотря на то, что в России действует целый ряд нормативных документов, обязывающих учебные заведения проводить последовательную профилактическую работу по изучению Правил дорожного движения, результаты контрольно-аналитической работы Госавтоинспекции показывают, что более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на улицах и дорогах.

Социальная острота проблемы диктует необходимость активизации местных органов образования, разработки и внедрения программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей.

Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:

- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

- неспособность адекватно оценивать обстановку;

- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

- преобладание потребности в движении над осторожностью;

- стремление подражать взрослым;

- недостаток знаний об источниках опасности;

- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

- переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

- неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.


Нормативно – правовые документы:

  • Конституция РФ.

  • Конвенция «О правах ребенка».

  • Правила дорожного  движения.

  • Устав образовательного учреждения.

  • Положение об отряде юных инспекторов движения.

  • Государственный образовательный стандарт.

  • Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.

  • Учебники по ОБЖ, ПДД.

Цели и задачи программы:


Цель программы – повышение эффективности педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма посредством научно-методического обоснования и систематизации деятельности образовательного учреждения ДОУ, ответственных за безопасность детей на дорогах города.

Основные задачи программы:

  1. предоставить учащимся базовое образование в рамках государственных стандартов;

  2. выработка у учащихся поведенческих стереотипов, способствующих самосохранению в условиях дорожной ситуации;

  3. формирование у учащихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

  4. привитие культуры безопасного поведения на дорогах;

  5. воспитание грамотных участников дорожного движения,

  6. формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;

  7. формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентации;

  8. привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;

  9. поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.


Ожидаемые результаты

Обучающиеся:

  1. Приобретут опыт культуры безопасного поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания личности;

  2. Разовьют умение воспитывать ответственность и культуру безопасного поведения на дорогах.

  3. Получат возможность участвовать в совместной деятельности, как деятельности социально-значимой.

  4. Обретут чувство социальной востребованности, возможности участия в общественной жизни школы, города, округа, страны.

  5. Приобретут дополнительные знания об исторических моментах страны.


Представители общественности, представители ГИБДД по работе с детьми:

получат возможность расширения опыта социального взаимодействия и свободного межличностного общения с разновозрастными группами участников образовательного процесса.

Практическая значимость

Расширение содержательного пространства предполагает:

  • повышение уровня сознательного положительного поведения на дорогах и соблюдения правил дорожного движения;

  • воспитание ответственного сознания и культуры безопасного поведения в повседневной жизни;

  • приобретут опыт оказания посильной помощи в вопросах пропаганды и профилактики безопасности на дорогах;

  • проявление инициативы по продолжению за счет расширения числа партнеров активного социального взаимодействия, пополнения отряда ЮИДовцев;

  • обретут понимание, что творческие умения и способности, которыми они обладают, приносят реальную пользу;

Критерии эффективности разработки

  • воспитание уважения культуры безопасности на дорогах;

  • увеличение количества обучающихся, задействованных в мероприятии;

  • расширение опыта социально-педагогического сотрудничества;

  • чувство социальной востребованности, возможности участия в общественной жизни.

  • возможность поделиться с зрительской аудиторией знаниями.


Направления педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма


Разработку комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для детей целесообразно проводить по пяти направлениям:

• Информационное – обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.

• Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.

• Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование поведения, позволяющего ребенку дошкольного возраста дорожить собственной жизнью и жизнью других людей.

• Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.

• Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ.


План работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма


Сроки исполнения

Содержание работы

Участники

Ответственные

Отметка о выполнении

сентябрь

Ознакомление с нормативными и методическими документами по предупреждению ДДТТ

педагогический коллектив

заместитель директора по ВР



сентябрь

Беседы на общешкольных родительских собраниях на темы: «Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дороге»

1-11 классы

классные руководители


октябрь

Проведение акции «Водитель! Мы обращаемся к тебе!»

6-7лассы

классные руководители


октябрь

декабрь

март

Организация конкурсов на лучший рисунок по безопасности движения

3 класс

4 класс

5 класс



ноябрь

Внеклассное мероприятие на тему «Дорожные знаки. Знакомство»

1-2 классы

классные руководители


декабрь

Акция «Помни!» (листовки по правилам дорожного движения)

8-9 классы

классные руководители


январь

Тестирование учащихся на предмет изучения правил дорожного движения

3-5 классы

учитель ОБЖ


март

Акция «Наша жизнь» (презентации по правилам дорожного движения»

10-11 классы

классные руководители


апрель

Викторина «Красный, желтый, зеленый!»

3-5 классы



май

Соревнование юных велосипедистов «Безопасное колесо»

5-6 классы

учитель ОБЖ


сентябрь-май

Проведение классных часов, направленных на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма

1-11 классы

классные руководители


сентябрь - май

Беседы с инспектором ГИБДД

1-11 классы

заместитель директора по ВР




Ожидаемые результаты

Обучающиеся:

  1. Приобретут опыт культуры безопасного поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания личности;

  2. Разовьют умение воспитывать ответственность и культуру безопасного поведения на дорогах.

  3. Получат возможность участвовать в совместной деятельности, как деятельности социально-значимой.

  4. Обретут чувство социальной востребованности, возможности участия в общественной жизни школы, города, округа, страны.

  5. Приобретут дополнительные знания об исторических моментах страны.


Критерии эффективности разработки


  • воспитание уважения культуры безопасности на дорогах;

  • увеличение количества обучающихся, задействованных в мероприятии;

  • расширение опыта социально-педагогического сотрудничества;

  • чувство социальной востребованности, возможности участия в общественной жизни.

  • возможность поделиться с зрительской аудиторией знаниями.

Приложения:

Памятка родителям


  1. Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях обстановки на дороге.

  2. Показывайте ему машины, которых следует остерегаться, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью.

  3. Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги, остановку для пропуска машины. Если ребенок заметил это, значит, он обучается на Вашем примере.

  4. Находясь на улице, всегда крепко держите ребенка за руку, даже если Вы находитесь в нескольких метрах от проезжей части.

  5. Переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по линии тротуаров. Пользуясь одним и тем же маршрутом, выберите самое безопасное место для перехода - подземный или регулируемый пешеходный переход. Если Вы своим примером приучите ребенка ходить, где ему захочется, никто не в силах будет его переучить.

  6. Перед началом перехода необходимо остановиться на тротуаре, не ближе полуметра от края, и осмотреть проезжую часть.

  7. Если дорога узкая, то следует начинать переход тогда, когда вы сможете перейти через проезжую часть, не задерживаясь на середине дороги.

  8. Если вы прошли только половину пути, заметили приближающийся к вам транспорт, следует остановиться и дождаться его проезда. Ни в коем случае не возвращайтесь обратно, не делайте шаг назад. Будьте спокойны сами и спокойно держите ребенка.

  9. Если дорога широкая, дойдя до середины, следует еще раз осмотреть ту сторону, откуда: возможно появление автомобиля. Автомобиль мог находиться далеко от вас или был не виден.

  10. Не начинайте переход, если вы подошли к светофору, на котором уже горит разрешающий сигнал пешеходам. Помните: сигналы меняются через несколько секунд. Ребенок должен привыкнуть к тому, что переход улицы следует начинать только после того, как на светофоре загорелся зеленый сигнал для пешехода.

  11. Никогда не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора. Если ребенок сделает это с вами, он так будет поступать и без Вас.

  12. Не переходите, не доходя нескольких метрах до пешеходного перехода, боясь не успеть на «зеленый». Транспорт на этом участке еще движется.

  13. Если на вашем пути расположен светофор с вызывным устройством, научите ребенка правильно обращаться с "кнопкой": после нажатия проходит разное время до включения разрешающего сигнала. Поэтому следует нажать на кнопку и ожидать, пока на пешеходном светофоре появится "зеленый человечек". После этого, убедившись, что транспорт остановился, следует начинать переход.

  14. Никогда не переходите дорогу наискосок. Идти следует строго под прямым углом к обочине. Сами взрослые, может быть, и успеют перейти, но ребенок один не будет видеть дорогу и возможной опасности, время его нахождения на проезжей части возрастает.

  15. Скорость перехода через дорогу и размер своего шага соизмеряйте с возможностью малыша. И вы, и он должны идти спокойным шагом.

  16. Не выходите с ребенком из-за стоящих и движущихся машин, кустарников, снежных сугробов, киосков, не осмотрев предварительно дороги. Это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.

  17. Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди Вас, идти самостоятельно, когда Вы находитесь на противоположной стороне. Этим Вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам.

  18. В случае отсутствия тротуара или невозможности двигаться по обочине, следует идти по краю проезжей части навстречу движения транспорта. Ребенок должен находиться слева от вас. Не забывайте держать его за руку.

  19. Следуя по тротуару, пешеходной дорожке, придерживайтесь принципа правостороннего движения (так же, как идут автомобили). Ребенок должен находиться всегда дальше от проезжей части (ближе к середине тротуара). Никогда не ведите ребенка со стороны дороги.

  20. Пресекайте попытки детей устраивать игры возле проезжей части. Отвлечение внимания от окружающей обстановки грозит выбегом на проезжую часть, где, как запомнилось ребенку, несколько секунд назад никого не было.

  21. Вы должны дойти до пешеходного перехода или (в случае его отсутствия вблизи) дождаться, когда транспорт отойдет. В этом случае вы хорошо будете видеть дорогу в обе стороны и сами будете видны водителям. Если вы научите так поступать своего ребенка, то вы сможете быть за него спокойны.

  22. Находясь в ребенком в автомобиле, приучите его садиться только на заднее сиденье. Также поступайте и сами, если Ваш ребенок еще не самостоятелен.

  23. Ни в коем случае не разрешайте детям стоять (особенно между водительским и передним пассажирским сиденьем): небольшое торможение, проезд по неровной дороге может привести к травмам.

  24. Из любого транспортного средства первым выходит взрослый человек, затем он помогает выйти ребенку. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть дороги. В транспорт ребенок садится первым.

  25. Если после выхода из автомобиля, автобуса или другого транспортного средства вам необходимо перейти через дорогу, то помните: опасно обходить стоящий транспорт, в т.ч. и легковой, с любой стороны.





Памятка детям


  • из подъезда, ворот дома, территории школы выходи спокойно, не беги - рядом могут быть машины;

  • иди по тротуару или обочине, держись как можно дальше от проезжей части;

  • если на пути стоит группа людей, обойди их, не выходя на проезжую часть;

  • если нет тротуара или обочины, иди по краю проезжей части навстречу транспорту;

  • подойдя к проезжей части, остановись;

  • переходи по пешеходному переходу, обозначенному знаками или разметкой "зебра";

  • выбирая место перехода, помни: дорога должна просматриваться во все стороны;

  • не выходи на проезжую часть, когда обзору мешает препятствие - стоящая у тротуара машина, построенное близко здание, растущие кусты, а зимой - сугробы;

  • обходить стоящие на остановке автобус нельзя;

  • при переходе дороги, двигайся прямо, не меняй направления движения;

  • не останавливайся на середине дороги, рассчитывай время перехода;

  • не стой за машиной, которая припарковывается или отъезжает с места стоянки;

  • используй светоотражающие значки и наклейки на одежду и портфель (сумку, ранец, рюкзак);

  • играй только в местах, предназначенных для игр.