СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработкаПроект слушателя курсов на тему: «Коммуникативная компетентность –важная составляющая профессионального роста педагога»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коммуникативная компетентность педагога как важнейший фактор эффективного педагогического общения

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработкаПроект слушателя курсов на тему: «Коммуникативная компетентность –важная составляющая профессионального роста педагога»»

Проект слушателя курсов на тему: «Коммуникативная компетентность –важная составляющая профессионального роста педагога» Выполнил: преподаватель ГБПОУ ЛО «Кингисеппский колледж технологии и сервиса» Подоляк М.П.

Проект слушателя курсов на тему: «Коммуникативная компетентность –важная составляющая профессионального роста педагога»

Выполнил: преподаватель ГБПОУ ЛО «Кингисеппский колледж технологии и сервиса» Подоляк М.П.

Актуальность Модернизация образования влечет за собой качественные изменения в содержании и методах организации учебно-воспитательного процесса. К педагогу сегодня предъявляются иные требования. Педагогическая деятельность строится по законам общения, коммуникации. Коммуникативная компетентность педагога как важнейший фактор эффективного педагогического общения.

Актуальность

  • Модернизация образования влечет за собой качественные изменения в содержании и методах организации учебно-воспитательного процесса. К педагогу сегодня предъявляются иные требования. Педагогическая деятельность строится по законам общения, коммуникации.
  • Коммуникативная компетентность педагога как важнейший фактор эффективного педагогического общения.
Цель проекта формирование коммуникативной компетентности во взаимодействии всех участников педагогического процесса. 

Цель проекта

  • формирование коммуникативной компетентности во взаимодействии всех участников педагогического процесса. 
Задачи - определить сущность коммуникативных умений и навыков педагога; - выявить особенности применения коммуникативных умений педагога в общении; -рассмотреть конкретные педагогические приёмы коммуникации и средства общения.

Задачи

  • - определить сущность коммуникативных умений и навыков педагога;
  • - выявить особенности применения коммуникативных умений педагога в общении;
  • -рассмотреть конкретные педагогические приёмы коммуникации и средства общения.
Содержание проекта 1.Вступление.  2.Коммуникативная компетентность педагога: продуктивные знания, приемы, механизмы и закономерности. 3. Коммуникативные педагогические приёмы. 4. Заключение .

Содержание проекта

  • 1.Вступление.
  • 2.Коммуникативная компетентность педагога: продуктивные знания, приемы, механизмы и закономерности.
  • 3. Коммуникативные педагогические приёмы.
  • 4. Заключение .
Компетентность и компетенция Компетентность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетенция - это совокупность конкретных профессиональных качеств. Профессиональная компетентность - это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств.

Компетентность и компетенция

  • Компетентность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
  • Компетенция - это совокупность конкретных профессиональных качеств.
  • Профессиональная компетентность - это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств.
Коммуникативная компетентность Коммуникативная компетентность - способность к эффективному решению коммуникативных задач; как важная составляющая общей профессиональной компетентности педагога непосредственно связана с эффективностью взаимодействия, общения человека с другими людьми. В основе коммуникативной компетентности лежит педагогическое общение.

Коммуникативная компетентность

  • Коммуникативная компетентность - способность к эффективному решению коммуникативных задач; как важная составляющая общей профессиональной компетентности педагога непосредственно связана с эффективностью взаимодействия, общения человека с другими людьми.
  • В основе коммуникативной компетентности лежит педагогическое общение.
Коммуникация как информационная связь субъекта с тем или иным объектом Коммуникация – процесс участия, соучастия и принятие другого, позволяющий понимать друг друга и объединяться вокруг чего-либо (общение).

Коммуникация как информационная связь субъекта с тем или иным объектом

  • Коммуникация – процесс участия, соучастия и принятие другого, позволяющий понимать друг друга и объединяться вокруг чего-либо (общение).
Педагогическое общение. Педагогическое общение- профессиональное общение педагога и обучающегося , направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива. Основными субъектами педагогического общения в сфере профессионального образования являются преподаватель и обучаемый.

Педагогическое общение.

  • Педагогическое общение- профессиональное общение педагога и обучающегося , направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива.
  • Основными субъектами педагогического общения в сфере профессионального образования являются преподаватель и обучаемый.
«Если вы просто общаетесь, Вы можете получить результаты. Но если вы общаетесь с умом, Вы можете творить чудеса.» Джим Рон. (Американский оратор, бизнес-тренер, автор многочисленных книг по психологии, посвященных личностному развитию и достижению успеха в бизнесе и в жизни.)
  • «Если вы просто общаетесь,
  • Вы можете получить результаты.
  • Но если вы общаетесь с умом,
  • Вы можете творить чудеса.»
  • Джим Рон.
  • (Американский оратор, бизнес-тренер, автор многочисленных книг по психологии, посвященных личностному развитию и достижению успеха в бизнесе и в жизни.)
Компоненты коммуникативной компетентности Толерантность, коммуникабельность, уверенность в себе, адаптивность, тактичность, самообладание, интеллект, общий кругозор, система межличностных отношений, специальные профессиональные знания, а также потенциал личностного развития и роста в овладении коммуникативной деятельностью.

Компоненты коммуникативной компетентности

  • Толерантность, коммуникабельность, уверенность в себе, адаптивность, тактичность, самообладание, интеллект, общий кругозор, система межличностных отношений, специальные профессиональные знания, а также потенциал личностного развития и роста в овладении коммуникативной деятельностью.
Коммуникативная культура педагога Коммуникативная культура – совокупность специальных коммуникативных знаний, навыков и умений,  которые способствуют взаимопониманию, эффективному решению задач общения.

Коммуникативная культура педагога

  • Коммуникативная культура – совокупность специальных коммуникативных знаний, навыков и умений, которые способствуют взаимопониманию, эффективному решению задач общения.
Коммуникативная культура педагога Речевая культура (Речь-это зеркало культуры , носитель культуры). Имидж педагога  (стереотип восприятия образа учителя) Личностные качества (являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности.) Профессиональная техника общения (вербальные и невербальные средства общения).

Коммуникативная культура педагога

  • Речевая культура (Речь-это зеркало культуры , носитель культуры).
  • Имидж педагога (стереотип восприятия образа учителя)
  • Личностные качества (являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности.)
  • Профессиональная техника общения (вербальные и невербальные средства общения).
Речевая культура педагога выразительность  (использование выразительных средств, чёткость дикции); логичность  (логически правильная речь); правильность речи (знать литературные нормы произношения , ударения; точность- (чётко знать определения новых терминов и понятий) богатство (большой объём активного словаря); содержательность, уместность,  эмоциональность. (В.Головин)

Речевая культура педагога

  • выразительность (использование выразительных средств, чёткость дикции);
  • логичность (логически правильная речь);
  • правильность речи (знать литературные нормы произношения , ударения;
  • точность- (чётко знать определения новых терминов и понятий)
  • богатство (большой объём активного словаря);
  • содержательность, уместность, эмоциональность. (В.Головин)

Имидж педагога Имидж  педагога  — эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. Имидж  педагога  - это  его инструментарий , это функциональные средства организма, которые позволяют использовать голос, пластику, мимику в качестве воздействия на воспитанников.

Имидж педагога

  • Имидж педагога — эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.
  • Имидж педагога - это его инструментарий , это функциональные средства организма, которые позволяют использовать голос, пластику, мимику в качестве воздействия на воспитанников.
Внешний, процессуальный и внутренний компоненты имиджа педагога В структуре имиджа профессионала, предложенной Л. М. Митиной: Внешняя составляющая включает мимику , жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку, осанку, макияж. Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Внешний, процессуальный и внутренний компоненты имиджа педагога

  • В структуре имиджа профессионала, предложенной Л. М. Митиной:
  • Внешняя составляющая включает мимику , жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку, осанку, макияж.
  • Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
Н. А. Добролюбов о личности педагога

Н. А. Добролюбов о личности педагога

  • "Чем более учитель будет помнить, что ученики смотрят на него, как на существо высшее, тем сильнее будет его влияние на детей, тем более будет доставлять отрады каждая его похвала, тем глубже врежется в сердце ученика каждый упрек его, а следовательно, и все дело воспитания будет несравненно благотворнее. Но горе учителю, который неосторожным своим поведением разрушил то обаяние, которым окружен в их глазах"
Личностные качества педагога Индивидуально-личностный компонент: темперамент, характер, способности, интеллектуально-познавательная сфера, экстравертированность/интровертированность. Эмоционально-волевая сфера: самоконтроль, эмоциональная устойчивость, эмоциональная культура , умение избегать конфликта или эффективно выходить из него. Социально-коммуникативный компонент: эмпатия , умение устанавливать и поддерживать контакт, обратную связь; культура мышления и речи, коммуникативные знания, умения и навыки , коммуникабельность.

Личностные качества педагога

  • Индивидуально-личностный компонент: темперамент, характер, способности, интеллектуально-познавательная сфера, экстравертированность/интровертированность.
  • Эмоционально-волевая сфера: самоконтроль, эмоциональная устойчивость, эмоциональная культура , умение избегать конфликта или эффективно выходить из него.
  • Социально-коммуникативный компонент: эмпатия , умение устанавливать и поддерживать контакт, обратную связь; культура мышления и речи, коммуникативные знания, умения и навыки , коммуникабельность.
Педагогическая коммуникабельность Специфическим личностным качеством педагога в структуре коммуникативной компетентности является педагогическая коммуникабельность. Существенным признаком педагогической коммуникабельности является личностная аттракция (от лат. аttrachere - привлекать, притягивать) педагога как предпосылка переживания радости общения с детьми.

Педагогическая коммуникабельность

  • Специфическим личностным качеством педагога в структуре коммуникативной компетентности является педагогическая коммуникабельность. Существенным признаком педагогической коммуникабельности является личностная аттракция (от лат. аttrachere - привлекать, притягивать) педагога как предпосылка переживания радости общения с детьми.
Ведущие признаки педагогической коммуникабельности · потребность в общении с детьми; · положительная эмоциональная тональность;  взаимная личностная аттракция- «привлекать, притягивать» (учителя и учащихся); · эмпатия- осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека;  конструктивное решение межличностных противоречий; · гуманизм и демократизм общения.

Ведущие признаки педагогической коммуникабельности

  • · потребность в общении с детьми;
  • · положительная эмоциональная тональность;
  • взаимная личностная аттракция- «привлекать, притягивать» (учителя и учащихся);
  • · эмпатия- осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека;
  • конструктивное решение межличностных противоречий;
  • · гуманизм и демократизм общения.
Коммуникативные приёмы решение   проблемы  педагога: -работать с учащимся (делать замечания по типу  от «принца» к «принцу»). -  работать со средой (изменять условия, организовать среду, окружающих.) -  работать с собой (верно выбирать тактику поведения,  а если Вы не знаете, как правильно повести себя в конкретной ситуации, лучше сделайте вид, что ситуация Вас не касается -  анализировать причину гнева (он вторичен всегда, первичны, как правило, злость и обида, а это самые неконструктивные основания для решения проблем).

Коммуникативные приёмы

  • решение   проблемы педагога:
  • -работать с учащимся (делать замечания по типу  от «принца» к «принцу»).
  • -  работать со средой (изменять условия, организовать среду, окружающих.)
  • -  работать с собой (верно выбирать тактику поведения,  а если Вы не знаете, как правильно повести себя в конкретной ситуации, лучше сделайте вид, что ситуация Вас не касается
  • -  анализировать причину гнева (он вторичен всегда, первичны, как правило, злость и обида, а это самые неконструктивные основания для решения проблем).
Решение проблемы студента   - эффективное  слушание (безоценочные реплики, провоцирующие студента на высказывания, самоанализ); -  использование «словаря принца» («может быть, как правило, иногда», стараться избегать употребления  таких слов, как «опять, как всегда, все, никогда»); -«я – позиция» педагога (говорить только о своих эмоциях, чувствах, мнениях, не критикуя таковые устудента);  - учить обучающихся искать и анализировать свои проблемы (отличать факты, мнения и выводы, понимать, что можно и что нельзя изменить, формировать толерантность).

Решение проблемы студента

  •   - эффективное  слушание (безоценочные реплики, провоцирующие студента на высказывания, самоанализ);
  • -  использование «словаря принца» («может быть, как правило, иногда», стараться избегать употребления  таких слов, как «опять, как всегда, все, никогда»);
  • -«я – позиция» педагога (говорить только о своих эмоциях, чувствах, мнениях, не критикуя таковые устудента); - учить обучающихся искать и анализировать свои проблемы (отличать факты, мнения и выводы, понимать, что можно и что нельзя изменить, формировать толерантность).
Примерные  правила общения в кабинете   1. Когда говорю я, все слушают и стараются понять меня. 2. Когда говорит другой, я слушаю и стараюсь понять его. 3. Моё мнение так же важно, как и мнение моего собеседника. 4.. Нет мнений правильных и неправильных, есть мнения разные. 5. Я сам – и вместе со всеми.

Примерные  правила общения в кабинете

  • 1. Когда говорю я, все слушают и стараются понять меня.
  • 2. Когда говорит другой, я слушаю и стараюсь понять его.
  • 3. Моё мнение так же важно, как и мнение моего собеседника.
  • 4.. Нет мнений правильных и неправильных, есть мнения разные.
  • 5. Я сам – и вместе со всеми.
Профессиональная техника общения Вербальное общение - словесное общение, участники которого обмениваются высказываниями относительно предмета общения с помощью языка, системы знаков, которые служат средством общения. Невербальное общение - обмен информацией между людьми с помощью неязыковых коммуникативных элементов (жестов, мимики, выражения глаз, осанки и др.), которые вместе со средствами речи обеспечивают создание, передачу и восприятие сообщений.

Профессиональная техника общения

  • Вербальное общение - словесное общение, участники которого обмениваются высказываниями относительно предмета общения с помощью языка, системы знаков, которые служат средством общения.
  • Невербальное общение - обмен информацией между людьми с помощью неязыковых коммуникативных элементов (жестов, мимики, выражения глаз, осанки и др.), которые вместе со средствами речи обеспечивают создание, передачу и восприятие сообщений.
Вывод Таким образом, понятие “коммуникативной компетентности” напрямую связано с профессиональным мастерством преподавателя и является средством достижения педагогического мастерства.

Вывод

  • Таким образом, понятие “коммуникативной компетентности” напрямую связано с профессиональным мастерством преподавателя и является средством достижения педагогического мастерства.
На заметку! «Формальное образование поможет вам выжить. Самообразование приведет вас к успеху.» Джим Рон - американский оратор, бизнес-тренер, автор многочисленных книг по психологии.

На заметку!

  • «Формальное образование поможет вам выжить. Самообразование приведет вас к успеху.»
  • Джим Рон - американский оратор, бизнес-тренер, автор многочисленных книг по психологии.