Легенда педагогического кейса: Разработать комплекс образовательных активностей по финансовой грамотности для колледжа, находящегося в крупном городе по тематике «Риск и доходность: предпринимательство » для студентов СПО, в котором учатся 23 ребенка. Особенностями класса является то, что дети хорошо воспитаны, дисциплинированы, в классе позитивная и добрая атмосфера, дети из семей с разным уровнем доходов родителей и разным социальным статусом (в том числе образовательным и профессиональным). |
Анализ условий реализации образовательной деятельности (по 6 позициям) | Характеристики | Возможности | Ограничения и риски | Решения/ рекомендации |
Тип образовательной организации ПОО-колледж | Имеется АНО «Центр развития бизнеса и городской среды» ,МБУ «Молодежный центр» 2) пригласить специалиста, бизнес-тренера в колледж; 4) стабильный Интернет; 5) материально-техническая оснащенность колледжа | Неполная техническая оснащенность учебной аудитории для групповой работы | Участие в городских мероприятиях по развитию предпринимательских навыков |
Тема ««Риск и доходность: предпринимательство »» | Такой формат внеурочной деятельности позволяет в динамичной форме реализовать активные методы обучения, различные педагогические приемы для достижения поставленных целей. В ходе групповой работы эффективно может быть задействован потенциал как сильных, так и слабых обучающихся. Продуманное разделение на команды и распределение ролей в командах позволит добиться сплоченности, более организованных действий обучающихся, повышения их познавательной активности. | Недостаточный уровень мотивации. Неудовлетворенность отдельных членов групп результатами своего участия | Использование цифровых образовательных ресурсов |
3. 1-2 курс | Данная возрастная категория обучающихся имеет достаточный уровень интеллектуального развития и социализации для адекватного восприятия и усвоения материала и решения поставленной практической задачи | Недостаточный уровень познавательной мотивации в связи с возрастными психологическими особенностями. Разногласия в коммуникации при групповой работе. | Формирование групп 3-5 чел |
Обучающиеся 23 чел. | групповая и индивидуальная работа; знают возможности друг друга | Отсутствие желания работать в группах | Чаще проводить групповую работу, продумывать состав команд |
5.Дети хорошо воспитаны, дисциплинированы, в классе позитивная и добрая атмосфера | Проще адаптируются к новой информации; можно широко использовать различные информационные ресурсы и гаджеты Их уровень активности позволяет реализовать динамичное внеурочное мероприятие с элементами игры | Сложно вовлечь в процесс во внеурочное время, команды могут не уложиться в регламент выполнения заданий. | Использовать интернет-технологии и интернет-ресурсы, интерактив, ролевые игры |
6. Дети из семей с разным уровнем доходов родителей и разным социальным статусом (в том числе образовательным и профессиональным). | Рассмотрение жизненных ситуаций, понятных для всех Обучающихся | Могут возникнут сложности с расчетами | Использовать практико-ориентированные задания |
Планируемые образовательные результаты | Знания | Установки (что есть «грамотно» и как надо поступать) | Умения |
- Понимать, что такое предпринимательство -Иметь представление о том, кто такой современный предприниматель - Понимать, что такое предпринимательский проект. - Иметь представление о рисках - Иметь представление об основных финансовых и маркетинговых атрибутах, выручке, переменных и постоянных издержках, прибыли | - Быть мотивированным брать ответственность за конечный результат предпринимательского проекта на себя - Быть мотивированным вкладывать в свое развития ресурсы - Быть мотивированным мыслить критически, отличать лидерство и управление, развивать предпринимательское мышление в «поле», взаимодействуя с командой проекта - Быть мотивированным постоянно изучать опыт действующихпредпринимателе й - Понимать путь, который проходит бизнес-идея - Оценивать преимущества и недостатки, к которым может привести занятие предпринимательской деятельностью в конкретной жизненной ситуации - Признавать, что предпринимательство - необходимая часть экономической жизни - Признавать ценность предпринимательства для инноваций и прогресса - Признавать, что разные люди обладают разными способностями к предпринимательской деятельности - Признавать, что неудачи –неотъемлемая часть предпринимательства | - Аргументировать выбор ниши предпринимательского проекта - Формировать портрет пользователя - Формировать проектную команду основываясь на объективной оценке компетенций и вклада каждого члена команды |
Образовательные ресурсы (название УМК, № темы, параграф, название цифрового образовательного ресурса (ЦОР), мультфильма, анимированной презентации + ссылки на указанные ресурсы) и дидактические раздаточные материалы (при необходимости) | Основные: Александра Жданова, Михаил Зятьков. Финансовая грамотность: учебная программа. СПО. – М.: ВАКО, 2020 – 32с.( Учимся разумному финансовому поведению) Александра Жданова, Михаил Зятьков Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. СПО. – М.: ВАКО, 2020 – 400с. Александра Жданова, Михаил Зятьков Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. СПО. – М.: ВАКО, 2020 – 224с. Александра Жданова, Михаил Зятьков Финансовая грамотность: Рабочая тетрадь. СПО. – М.: ВАКО, 2020 – 48с. Вспомогательные ресурсы: - https://574.spb.ru/documents/nasha-ucheba/ nashi-proekty/innov-produkt-scenarii-biznes-igr.pdf Сборник сценариев по проведению бизнес – игр - https://dzen.ru/a/XlYoguHzxn_yOXJY?ysclid=m2y7hjzmzi973075501 © Бизнес‑секреты» Метод "Шесть шляп мышления" Эдварда де Боно. Книга за 5 минут |
Методический инструментарий (образовательные технологии; методы обучения; педагогические приемы) | Мотивационно-целевой компонент: - Анализ жизненной ситуации - Блиц-опрос Операционно-действенный компонент: -Бизнес- тренинг «Развивающая игрушка» Рефлексивно-оценочный компонент: - Прием «Шесть шляп мышления» |
Интеграция с другими видами функциональной грамотности (интегративные задания) | Инструментальные направления функциональной грамотности: - Математическая (расчет себестоимости, цены, прибыли, объема продаж) - Читательская (понимание предложенного раздаточного материала) Тематические направления функциональной грамотности Естественно-научная грамотность (анализ ситуации и прогнозирование будущего развития событий в процессе ответов на вопросы: «какие предпринимательские качества я имею, могу ли в будущем стать предпринимателем? ») Глобальные компетенции (задуматься о будущем: возможность зарегистрировать ИП или самозанятость ) |
Интегративное задание: Бизнес- тренинг «Развивающая игрушка» На начальном этапе обучающиеся знакомятся с понятиями: предпринимательство, бизнес-идея, стартап, фирма, реклама, себестоимость, цена, прибыль. Далее студенты делятся на группы-фирмы по 5-6 человек, Каждая группа занимает один стол. На первом этапе фирма выбирает название и распределяет роли директора, бухгалтера и «креативщиков». В течение 15-20 минут каждая фирма придумывает и создает модель развивающей игрушки для детей разного возраста, набирают материалы ненужные предметы быта - коробки, ленты, упаковки, бутылки и т.д., расположенные на столе , приготовленные заранее. Важно не только придумать, но и сделать игрушку. На втором этапе команды в течение 10 минут составляют рекламное объявление, в котором рассказывают о преимуществах своей игрушки. После рекламы игрушки выставляются на столы. Зрители получают возможность проголосовать за понравившуюся игрушку. После команды определяют себестоимость своих изделий , продажную цену и рассчитывают прибыль, а также необходимое количество продаж, для выхода фирмы на самоокупаемость в точке безубыточности. На третьем этапе судьи оценивают работу команды. Выявляют победителя. Заканчивается рефлексией с применением приема"Шесть шляп мышления" |
Что проверяет: Знания: - Что такое предпринимательство, качества предпринимателя ,бизнес-идея, стартап, фирма, реклама, себестоимость, цена, прибыль. Умения: - Оформлять паспорт фирмы - Распределять обязанности между членами группы - Определять постоянные и переменные затраты - Определять себестоимость продукции - Определять отпускную цену изделия -Определять прибыль фирмы - Определять объем продаж в точке безубыточности - Составлять рекламное объявление Установки: - Быть мотивированным мыслить критически - Развивать предпринимательское мышление , взаимодействуя с командой проекта - Признавать, что предпринимательство - необходимая часть экономической жизни |
Ответ (результат занятия) Все учащиеся принимают активное участие в выполнении заданий бизнес- тренинга «Развивающая игрушка». В игровой форме систематизированы знания по теме «Предпринимательство» |
Пояснение Для успешного выполнения заданий игры студентам необходимо повторить понятия: предпринимательство, предприниматель, качества предпринимателя, бизнес-идея, стартап, фирма, реклама, себестоимость, цена, прибыль. |
Воспитательный результат | Работа в команде - воспитание доброты, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи - самораскрытие, раскрепощение, раскрытие в себе творческого начала - общение, повышение самооценки. |