СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработкка занятия "Декоративные цветы"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка занятия "Декоративные цветы" в рамках дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности "Воспитание модой"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработкка занятия "Декоративные цветы"»





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

учебного занятия

на тему:

«Декоративные цветы»















Разработал:



Фахретдинова Ильсияр Абдульфановна, педагог дополнительного образования









Ноябрьск

2020










ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуальность. Стремление к новому естественно для любого человека, а для ребенка - это ещё и форма проявления любознательности. Таким образом, занятия с детьми интересными и актуальными для них вопросами моды ведут к развитию важных для ребёнка психофизических, интеллектуальных и нравственных качеств. Помимо этого, актуальность данной программы - это возможность получения допрофессионального образования. Стремительно меняющиеся условия современной жизни требуют от человека умения им соответствовать, поэтому каждая личность должна уметь реализовать себя в разнообразных жизненных ситуациях и разнообразных видах деятельности.

Мода - самый тонкий, верный и безошибочный показатель отличительных признаков общества, маленькая частица человека, страны, народа, образа жизни, мыслей, занятий, профессий. В разных частях света, в разных странах развитие общества имело свои специфические особенности, и все они - климатические, социальные, национальные и эстетические - ярко выражены в многообразии костюмов. Однако мода - это не только костюм. Это определённый образ жизни, который позволяет человеку чувствовать себя комфортно в различных условиях.

Предпосылкой любой деятельности человека, в том числе естественно и ребёнка, являются потребности:

  • потребности, связанные с трудом;

  • потребности созидания; связанные с развитием;

- потребности в игре, познании, самореализации, связанные с социальным общением;

  • нравственные и духовные потребности.

Формировать мотивацию у детей к познавательной и трудовой деятельности - это мотивировать ребенка на конкретные результаты, дать возможность понять, что результат возможен в случае приложения старания. По словам исследователя А. Гумбольдта «Поистине серьёзное стремление к какой-либо цели - есть половина успеха в её достижении».

Разработка составлена в соответствии с дополнительной общеразвивающей программой художественной направленности «Воспитание модой» (объем 420 часов, по 140 часов в учебный год), для учащихся 11-17 лет по годам обучения, срок реализации-3 года. Форма обучения - очная.

Место занятия в программе: учебное занятие на тему «Декоративные цветы» проводится на втором году обучения и относится к разделу «История костюм» и прикладное искусство» (18 часов). Продолжительность занятия-1 академический час, уровень усвоения - базовый.

Методическая цель разработки: совершенствование профессионально-педагогической компетентности в области проектирования учебного занятия в соответствии с современными требованиями.

Практическая значимость методической разработки состоит в том, что в ней определены организационные условия проведения занятия, содержание учебного материала, подобраны оптимальные формы, методы, средства обучения, которые могут быть использованы другими педагогами.

Особенностью данной разработки являются:

- подача учебного материала с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;

- проектирование планируемых результатов занятия через формирование личностных, метапредметных и предметных результатов;

- использование технологической карты занятия при определении структуры и организации деятельности педагога и учащихся;

- применение современных образовательных технологий (объяснительно-иллюстративная технология, ИКТ, технологии проблемного обучения, сотрудничества, развития критического мышления, здоровьесбережения).

Тип занятия определен по классификации Т.И. Шамовой – изучение новых знаний и первичное закрепление способов деятельности.

Вид занятия: смешанный (беседа, показ, практическая работа)


ПЛАН-КОНСПЕКТ

занятия

Тема раздела программы: История костюма и прикладное искусство (18 часов)

Тема занятия: Декоративные цветы» (1 час.)

Тип занятия: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Вид занятия: Смешанный (беседа, показ, практическая работа)


Цель занятия для педагога: формирование представлений учащихся об основных способах украшения одежды и возможных цветовых сочетаниях в украшениях.

Цель занятия для учащегося: воспитание у учащихся видеть красивое и применять в своей жизни, выполнять свою работу аккуратно и уметь представлять результаты труда коллективу.

Задачи: 


Обучающая (дидактическая):

- познакомиться с понятиями: “цветоведение”, “цветовое сочетание”; знаками альтерации и их назначением;

-сформировать представление о возможных цветовых сочетаниях в украшениях;

изучить основные этапы выполнения цветка и практически выполнить самостоятельную работу по изготовлению декоративного цветка из лент с использованием инструкционной карты


Воспитывающая:

  • пробудить интерес к декоративно-прикладному искусству, формировать ценностное отношение к самостоятельной творческой деятельности;

-сформулировать свое собственное отношение к красоте, воспитать эстетический вкус;

  • воспитывать потребность в познании; эмоционально – положительное отношение к себе, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию; сотрудничать с педагогом;

  • привить ответственность, аккуратность при выполнении задания.

Развивающая:

  • развивать уверенность в себе, чувство долга, умение представлять коллективу результаты своего труда;

  • развивать познавательную активность, творческие и коммуникативные способности, память, внимание, наблюдательность, воображение;

  • развивать умения анализировать, обобщать и подводить итоги при разборе инструкционной карты по выполнению декоративного цветка, навыки самоконтроля и самооценки.


Планируемые результаты


Личностные

- потребность в труде и содержательном досуге;

- познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству;

- осознание значимости занятий творческой деятельностью для личного развития;

- эмоционально- положительное отношение к себе, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

- умение презентовать – представлять результаты деятельности.


Метапредметные

Познавательные:

- уметь осуществлять поиск информации и работать с ней по теме занятия;

- умение структурировать полученную информацию по теме занятия;

-умение анализировать полученную информацию и предлагать собственное решение проблемы при разборе нотного текста;

- умение обобщать и подводить итоги разбора инструкционной карты.

Регулятивные:

- умение ставить цель и планировать самостоятельную деятельность для достижения этой цели;

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение оценить степень продвижения в решении поставленных целей и задач;

- умение корректировать свои действия в процессе деятельности;

- развитие навыков самоконтроля, оценивания (включая адекватное восприятие предложений и оценки другими людьми).

Коммуникативные:

- умение формулировать, аргументировать собственное мнение;

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные

Учащиеся узнают:

- знаки альтерации и их назначение;

- правила разбора

Инструкционной карты по изготовлению декоративного цветка.

Учащиеся научатся:

- практически выполнять декоративные цветы.

Учащиеся приобретут опыт:

- понимание понятия «красота», практическое изготовление декора своими руками.







Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.


Методы и приемы: По источникам передачи и характеру восприятия информации - система традиционных методов (Е.Я. Голант, И.Т. Огородников, C.И. Перовский, А.В. Курапов):

- словесные – беседа, проблемно-познавательный диалог;

- наглядные – просмотр презентации, демонстрация образцов декоративных изделий;

- практическая работа по выполнению декоративного цветка.


Методические приемы современных образовательных технологий: объяснительно-иллюстративная технология, ИКТ, технологии проблемного обучения, сотрудничества, развития критического мышления, здоровьесбережения.


Материально-техническое обеспечение:  

1. Ленты атласные

2. Ножницы

3. Иглы, нитки

Методическое обеспечение:

1. Слайд-презентация.

2. Образцы декоративных изделий.

3.Термопистолет.

3. Инструкционная карта «Декоративные цветы» (раздаточный материал)

Приложение 1.


Межпредметные связи: мировая художественная культура, технология.


Основные понятия на занятии:

Структура занятия


Этапы занятия

Время

1

Подготовительный (орг. момент)

10 минуты

2

Основной

20 минут

3

Заключительный

10 минут


Всего

40 мин.

Технологическая карта занятия

Этапы

занятия

Деятельность педагога

Деятельность

учащихся

Формы, методы и приемы обучения

Образовательный

результат

I. Подготовительный этап

1.Организационный момент


Задача: подготовить учащихся к продуктивной работе на занятии

1. Приветствует учащихся.

2. Проверяет их готовность к занятию.

3. Создает положительный эмоциональный настрой на усвоение материала.

1. Приветствуют, включаются в диалог.

2. Готовятся к восприятию учебного материала.

3. Концентрируют внимание.

Диалог


Полная готовность учащихся к работе. Быстрое включение в деловой ритм. Положительный эмоциональный настрой

2. Актуализация субъективного опыта


Задача: оценить уровень подготовленности учащихся к изучению нового материала


1. Задает вопросы по теме.

2. Оценивает уровень подготовленности учащихся.

3. Мотивирует на изучение нового материала.

4. Формулирует тему и цель занятия.

1. Отвечают на вопросы.

2. Осуществляют самооценку ЗУН.

3.Участвуют в формулировке темы и целей занятия.

Устный опрос Прием «Да-нетки»

Письменный экспресс-диктант


Готовность к изучению нового материала


II. Основной этап

3. Изучение новых знаний и способов деятельности

3.1. Вводная беседа

Задача: подготовить к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса.


1. Вводит понятие «цветовой круг», «цветовое сочетание»

2. Объясняет необходимость умения понимать, читать и использовать инструкционную карту.

3. Стимулирует познавательный интерес через создание ситуации успеха.

  1. Слушают объяснение педагога.

  2. Вступают в диалог.




Беседа с элементами проблемного изложения


Диалог

Полная готовность к восприятию нового материала

3.2. Показ и анализ готового изделия.

Задача: объяснить и наглядно показать этапы выполнения изделия.


  1. Показывает, как выглядят готовые изделия «декоративные цветы»

  2. Объясняет технологические этапы выполнения практической части.

  3. Объясняет 2 варианта использования таких знаков (индивидуальный и при ключе).

  4. Организует запись учащихся в тетради. (Приложение 1)

  5. Анализирует образцы декоративных цветов.

1. Воспринимают информацию, записывают в тетрадь.

2. Совместно с педагогом анализируют, обобщают, делают выводы.

Когнитивное инструктирование, показ.

Конспектирование

Инструкционная карта

Разбор инструкционной карты.

Осознанное восприятие изучаемого материала.

3.3. Первичная проверка понимания изученного материала

Задача: содействовать

осмыслению учащимися полученных знаний


1. Организует осмысление учащимися полученных знаний.

2. Задает вопросы об этапах выполнения.

3. Выявляет затруднения учащихся и устраняет их.

4. Отвечает на дополнительные вопросы.

1. Активизируют внимание на вопросах педагога.

Отвечают на его вопросы.

2.Задают дополнительные вопросы.

Устный опрос Диалог

Инструкционная карта (Приложение 1)



Осмысление учащимися полученных знаний.

Первичное закрепление.

4. Закрепление изученного материала на практике

4.1 Физкультминутка

Задача: снять напряжение глаз у учащихся, дать им небольшой отдых

1. Организует физкультминутку и отдых учащихся.

1.Выполняют подвижную

Физкультминутку.

Слайд-презентация

Смена деятельности.

4.2 Самостоятельная практическая работа

Задача: организовать продуктивную самостоятельную деятельность учащихся по применению полученных знаний на практике

  1. Организует продуктивную самостоятельную деятельность, создает ситуацию успеха.

  2. Дает задание учащимся по анализу изделий «декоративные цветы».

  3. Инструктирует учащихся по ходу выполнения задания.

  4. Анализирует и комментирует действия учащихся.

1.Выполняют индивидуальные задания.

2. Осуществляют анализ и самоконтроль.



Когнитивное инструктирование

Анализ

Успешное выполнение самостоятельного задания на основе полученных знаний


III. Заключительный этап

5. Информация о домашнем задании

задача: сообщить учащимся домашнее задание, разъяснить ход его выполнения

1.Сообщает учащимся домашнее задание (где еще можно использовать декоративные цветы?)

1. Уточняют домашнее задание.


Беседа, диалог

Конспектирование



Понимание и осознание требований к домашнему заданию


6. Рефлексия

Задача: осуществить самооценку и рефлексию деятельности

1. Подготовить и организовать учащихся к самооценке, рефлексии.

1. Проводят самооценку своей деятельности, осуществляют рефлексию (Приложение 2)

Рефлексивный прием

«Незаконченное предложение».


Владение способами самооценки и рефлексии

7. Подведение итогов

Задача: анализ и оценка деятельности

учащихся.


  1. Оценивает работу, отмечает положительное в работе учащихся и разбирает типичные ошибки.

  2. Подводит итог занятия.

1. Беседуют с педагогом.

2. Убирают рабочее место.

3.Уход домой или на уроки (если это 2 смена).

Диалог

Оценка деятельности

Определение степени усвоения изученного материала

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ


I. Подготовительный этап

1. Организационный момент занятия.

2. Актуализация знаний и субъективного опыта учащихся.


II. Основной этап


  1. Изучение новых знаний и способов деятельности


3.1. Вводная беседа


-Доброе утро! Я очень рада видеть вас сегодня!

Как вы уже прочитали, тема нашего занятия сегодня- «Урок красоты».

Что же такое красота? Кто может мне ответить? (Ответы детей)

Сегодня на занятии вы ознакомитесь с такими понятиями, как «цветовой круг», «цветовое сочетание» и сегодня вы сделаете своими руками красоту, а какую вы узнаете чуть позже.

Мы знаем, что декоративно-прикладное искусство играет очень большую роль в жизни

человека. Оно отличалось многообразием применяемых материалов и высоким

исполнительским мастерством, которое было способно выражать значительные идеи, не

нарушая практической целесообразности предметов. Начиная с древних времен, люди

развивали художественные ремесла обработки камня, дерева, кожи, металлов, слоновой

кости, гончарное и ювелирное дело. Человек стремился окружить себя не только удобными

и практичными предметами, но и красивыми, а красота создается благодаря творческому

воображению художника.

И творческое воображение вам понадобится при выполнении 1 задания

- Человеку всегда было свойственно стремление к красоте.

При исторических раскопках, было точно установлено, что уже 23000 лет назад и даже ранее люди украшали свои одежды. С самого начала человек пытался выглядеть как можно более привлекательно, и одежда помогала ему в этом.

Одежда сама по себе перестала быть украшением. Привлечь внимание окружающих, создать свой индивидуальный стиль, выделиться из толпы помогают модные и современные украшения для одежды. Конечно, украшения можно купить в магазине, но можно и сделать своими руками.

Цель украшения одежды — сделать ее не только красивой и привлекательной, но и как можно более необычной, такой, которой нет у других модниц.

Десятки и сотни лет назад женщины декорировали свою одежду цветами, чтобы создать романтический и яркий образ. Цветочный декор актуален и в наши дни. Современные дизайнеры стараются выпускать одежду с разнообразными принтами роз, букетов и отдельных цветков и прикреплять объемные детали из ткани.

Украшение для одежды в форме цветка вполне возможно выполнить самостоятельно, например, из шифоновой ткани или атласной ленты.


3.2. «Цветовой круг »

При изготовлении того или иного украшения своими руками надо обязательно подбирать цвета так, чтобы они гармонировали между собой. Существуют понятия «цветовой круг» или «цветовое сочетание».

Цветовой круг.

Цветовой круг удобен для подбора гармоничных цветовых сочетаний из 2-х, 3-х или 4-х цветов. В каждом примере соединяющие разные цвета линии можно мысленно вращать по кругу, получая новые сочетания.

2 противоположных цвета: сочетание с высоким контрастом.

красный+зеленый
синий+оранжевый
фиолетовый+желтый
зеленый+красный.

3 цвета: классическая триада, цвета располагаются треугольником.

изумрудный зеленый+желто-оранжевый+фиолетовый
кобальтовый синий+салатовый+оранжевый
лазурный синий+лимонный+красный
голубой+желтый+розовый

Пример: голубой+желтый+розовый

3 контрастных цвета: два цвета практически родственные, один - контрастный.


Пример: зеленый+желтый+розовый.


4 цвета: 3 родственных и 1 контрастный.

Пример: желтый+синий+фиолетовый+розовый


3 родственных цвета: слабоконтрастное сочетание.


Пример: сиреневый+оттенки розового.

4 цвета: по два взаимно усиливающих.

Пример: голубой+салатный зеленый+розовый+вместо оранжевого теплый беж.


3.3 Первичная проверка понимания изученного

И, сегодня мы с вами сделаем цветок из атласных лент. Такими цветами можно украсить одежду, сумочку, ободок или использовать в виде браслета или заколки для волос.

Прежде чем приступить к практической части нашего занятия, посмотрите на наше украшение из ленты, и скажите, пожалуйста, технику безопасности с какими предметами мы должны соблюдать?

Правильно, техника безопасности при работе с иглами, ножницами и клеевым пистолетом.

Кто расскажет ТБ при работе с иглами?

ТБ при работе с ножницами?

Также я расскажу вам о ТБ при работе с клеевым пистолетом, так как с ним вы пока работать не можете, склеивать детали буду я.

ТБ при работе с термопистолетом.

  1. Не оставлять без присмотра.

2.При работе термопистолет ставить на подставку, а не класть на бок.

3.Работать только исправным инструментом.

4.Не прикасаться к кончику пистолета и трогать горячий клей.

5.по окончании работы выключить.

  1. Закрепление изученного материала


4.1. Физкультминутка

- Прежде чем приступить к выполнению практического задания мы с вами немного отдохнем и сделаем зарядку. Следите за передвижением фигурок на экране. (Слайд-презентация «Электронная физминутка»


4.2. Самостоятельная практическая работа

Для работы я радам вам инструкционные карты, по которым вы будете работать. Давайте, вместе разберем сначала этапы работы.


Практическая работа «Цветы из лент»



6. Рефлексия

Перед вами картонный круг, я предлагаю вам привязать за ленточки свой готовые цветы из лент. Если вам понравился конечный результат, прошу похлопать в ладоши.


7. Подведение итогов занятия

Закончить наше занятие хочу стихотворением

Вадим Шефнер “Миг”.

Не привыкайте к чудесам – 
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам, – 
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так – и все не так
Через одно мгновенье.

Информационные ресурсы:



  1. Богданов, В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.

  2. Журнал “Школа и производство”.

  3. Магина, А. Изделия из бисера: Колье, серьги, игрушки. – М.–СПб.,2002.

  4. 22.Современная энциклопедия. Мода и стиль.- М.: «Аванта+», 2002.



























Приложение№1


Инструкционная карта «Декоративные цветы»


№ п.п.

Инструкция

Иллюстрация

Инструменты и приспособления

1

Нарезать атласные ленты на полоски длиной 10 и 8 см.

Атласные ленты, разной ширины, кусочки фетра, иглы, нитки,пуговица, термопистолет.

2

Две полоски разной ширины складываем вместе и прошиваем по краю.

Атласные ленты, игла, нитки, ножницы.

3

Собираем вместе 4 "лепестка",
получаем вот такой цветочек.

Игла, нитки, ножницы.

4

В серединку цветка приклеиваем пуговицу.
С обратной стороны цветочков приклеиваем кружочек фетра.

Фетр, термопистолет.

5

Цветочек готов!



5