Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Ивангородская детская школа искусств»
Методическая рекомендация
преподавателя теории музыки
Медведевой Ирины анатольевны
Тема «Игровые формы работы на уроках сольфеджио в младших классах»
Ивангород
2021 г.
Содержание
Введение
Теоретическая основа игровой деятельности
Игровая деятельность на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ III.Заключение
IV. Приложение V.Список литературы
«Игра наряду с трудом и ученьем
-один из основных видов
деятельности человека,
удивительный феномен
нашего существования».
(Д.Б.Эльконин).
I. Введение
Одним из самых важных этапов в профессиональном обучении музыканта является начальный период, когда происходит первое знакомство обучающегося с музыкой, закладываются базовые слуховые и физические ощущения. Задача начального обучения - введение ребёнка в мир музыки в доступной и увлекательной для этого возраста форме. Маленький человек приходит в мир музыки с радостью, хотелось бы, чтобы это чувство не покидало его на всем пути обучения. Поэтому, педагог должен обладать не только чуткостью, выдержкой, умением понимать мир ребенка, его интересы, но и обладать глубокими методическими знаниями.Опыт работы с детьми показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства должна проходить через «волшебный мост» игры. Она делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Ведь играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Игра стимулирует фантазию ребенка, живость воображения, надолго сохраняет сформированные музыкой образы, что важно как средство и способ познания. Игры развивают способность учащихся к обобщению, тренируют память и внимание, развивают речь, активность, дисциплинированность. У игры очень много преимуществ по сравнению с другими видами познавательной деятельности. Игра никогда не утомляет; она естественно включает детей в орбиту познаваемого; кроме того, игровая ситуация – прекрасное средство моделировать любой исследуемый процесс; наконец игра идеально мобилизует эмоции ребенка, его внимание, его интеллект, не говоря уже о том, что служит превосходной двигательной разрядкой. Во время игры ребенок уже ни на что постороннее не способен отвлечься – игра поглощает его целиком. Именно в игре ребенок живет полноценной творческой жизнью.
Теоретическая основа игровой деятельности.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов, психологов, но и философов, социологов, искусствоведов, этнографов и биологов. Естественно, что представителей научных отраслей в игре интересуют свои аспекты, но все они сходятся во мнении, что игра – это неотъемлемая часть человеческой культуры. Зарождение теории игры обычно связывают с именами таких мыслителей XIX века, как Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вунд. Излагая свои философские, психологические, и эстетические взгляды, они попутно, только в нескольких положениях, касались и игры как одного из самых распространенных явлений, связывая ее происхождение с возникновением искусства. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведения.
Слово «игра» не является в строгом смысле научным понятием.Видный голландский биолог и психолог Ф. Бойтендайк, анализируя этимологию слова «игра», приходит к мнению, что оно означает движение «туда и сюда», спонтанность и свободу, радость и забаву. Понимание «игры» одного народа отличается от понимания ее у другого. Так, у древних греков слово «игра» означала действия, свойственные детям; оно, выражало главным образом то, что у нас теперь называется «предаваться ребячеству». У евреев слову «игра» соответствовало понятие о шутке и смехе. У римлян «игра» означала радость и веселье. У немцев древнегерманское слово «spilan» означало легкое, плавное движение маятника, доставляющее большое удовольствие. Впоследствии на всех европейских языках словом «игра» стали обозначать обширный круг человеческих действий. Для ребенка игровая деятельность является ведущей. Это игра воображения, которая позволяет в реально совершаемых действиях ребенка выявить отражение каких-то более серьезных жизненных событий.
Функции игры– это ее разнообразная полезность. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
развлекательную (это основная деятельность игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативную: создание рабочей атмосферы, объединяющей коллектив учащихся, установление новых эмоционально-коммуникативных отношений;
-воспитательную- заключается в воспитании такого качества, как внимательное, гуманное отношение партера по игре; так же развивается чувство помощи и взаимоподдержки;
-релаксационную: снятие эмоционального напряжения;
-психологическую: формирование подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а так же перестройки психики для усвоения больших объемов информации.
Классификация педагогических игр:
-обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профорентационные и другие.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игровая деятельность на уроках сольфеджио в младших классах.
Сольфеджио – учебная дисциплина, ставящая своей целью развитие музыкального слуха учащегося. Этот предмет включает в себя слуховой анализ музыки и ее запись, а также сольфеджирование. Систематические занятия сольфеджио воспитывают у учащихся чувство лада, метроритма, развивают музыкальную память. Сложность предмета сольфеджио заключается в том, чтобы в легкой и доступной форме дать учащимся возможность изучить главные элементы музыкального языка, познакомить с основами импровизации и сочинения, дать сведения о музыкальных жанрах и формах. Атмосферу непринужденности на уроках сольфеджио помогают создать задания в игровой форме. Учащиеся, особенно в младших классах детской школы искусств, очень любят такие формы работы. Известные педагоги-практики нашего времени – Н.А. Бергер, Т.А. Боровик, Г.Н. Шатковский – в своих методиках предлагают различные способы использования игр на уроках сольфеджио. По их мнению, игра способствует развитию памяти, слуха мышления, творческих задатков. Она также развивает коммуникабельность, художественное воображение, способность глубокого восприятия музыки.
Предмет сольфеджио играет огромную роль в становлении музыканта любой специальности. Курс "Сольфеджио" является практической дисциплиной и направлен на развитие музыкальных способностей. Он вырабатывает у учащихся определенную систему знаний и навыков, необходимых для их последующей музыкальной деятельности. Обучение на современном уровне предусматривает работу над развитием всех компонентов музыкальности: музыкального слуха (мелодического, гармонического, полифонического), чувства ритма, музыкальной памяти, воображения, эмоциональной отзывчивости на музыку, эстетического вкуса.
Сольфеджио объединяет различные виды музыкальной деятельности, активизирует развитие музыкального слуха, памяти, мышления. В последние годы на уроках сольфеджио наряду с традиционными разделами учебной работы (развитие вокально-интонационных навыков, сольфеджирование, воспитание чувства метроритма, музыкальный диктант, воспитание музыкального восприятия) все большее внимание уделяется воспитанию творческих навыков. Новые подходы к организации занятий по этому предмету позволяют сделать одну из самых трудных музыкальных дисциплин интересной, доступной, вопреки распространённому мнению о сольфеджио как о трудном занятии.
Игровые формы обучения
Главное отличие современных методов обучения от традиционных – создание игровых ситуаций на уроке как естественной формы существования ребёнка. Детей привлекает игровая форма подачи материала, возможность включения в знакомую и любимую сферу деятельности. Но игра на уроках сольфеджио не является самоцелью. Это не развлечение, а серьёзная, увлекательная, требующая полного духовного соучастия учащихся деятельность. При этом необходимо постоянно помнить о специфике музыкально-игровой деятельности младших школьников, которая заключается в том, что она подчинена единой учебной задаче – теме.
Когда маленький ученик приходит на уроки сольфеджио, на него буквально обрушивается огромное количество информации: множество новых терминов, иностранных слов и их значений. Необходимо стремиться приблизить их к пониманию детей, ведь добиться интереса к занятиям можно лишь в том случае, если уроки будут яркими, наполненными образными сравнениями, доступными для наивно-сказочного восприятия малышей. Сложные, непонятные для малышей абстрактные названия становятся ближе, если педагог использует ассоциации с хорошо знакомыми детям явлениям окружающего мира. На первом году обучения программа по сольфеджио предлагает довольно обширный перечень тем, которые необходимо пройти. Если на уроке по специальности весь новый материал подтверждается конкретными музыкальными примерами и игрой на инструменте, то предмет сольфеджио выглядит абстрактно. И здесь очень важно, буквально с первых шагов. Заинтересовать ребёнка, не перегрузить его информацией, дать новый материал незаметно, в форме игры, сказки, загадки, ребуса. Полезно разучивать с детьми различные песенки, посвящённые различным понятиям и правилам из курса сольфеджио
(«Мажор и минор», «Диез и бемоль», «Песенка о ступенях», «Песенка о главных ступенях», «Песенка об интервалах», «Консонанс и диссонанс» и другие). Все необходимые теоретические сведения содержатся в песенках- правилах в замечательном учебном пособии «Неправильное сольфеджио» О.П.Камозиной. Теоретический материал изложен в очень доступной форме, в виде историй. В учебнике так же много иллюстраций. На уроке сольфеджио нужны не только зрительные и слуховые впечатления, но также и осязательные и мышечные. В начальных классах хорошие помощники – наглядные пособия. Хорошей проверкой знания нот являются ребусы, с зашифрованными в них нотами.
Например:
У Миши домик на горе, сирень цветёт там во дворе;
Мы милашки, куклы-неваляшки;
Трусишка – зайка серенький под ёлочкой скакал;
Разгулялось сине море, волны в берег бьют крутой.
В связи с большой нагрузкой на ученика из-за продолжительности урока сольфеджио (1,5 ак.ч) нужно грамотно планировать работу на уроке, включая в учебный процесс игры, танцы, т.е. связанные с движением занятия.
Тема «Регистры» как раз и способствуют двигательной активности детей.
Игра « Угадай регистр».
Исполняется музыка в разных регистрах, дети реагируют на смену регистра движениями: верхний – руки поднимаются вверх, средний – руки на поясе, нижний регистр – приседание ( музыкальный материал: Э. Григ – «В пещере горного короля», «Птичка»; П.И.Чайковский «Старинная французская песенка» и.т.д.).
Любое даже самое сложное задание можно превратить в увлекательную игру, если преподаватель соответствующим образом сформулирует задачу.Например: задание «определить по ритмическому и мелодическому рисунку знакомую песню» можно преподнести так: «отгадайте загадку – что за песенка записана на доске?». Или, например, перед тем как исполнить второй голос канона, можно шутливо пообещать детям: «А сейчас я вам стану мешать! Собьетесь вы или не собьетесь?..». После этого дети изо всех сил стараются не сбиться в пении и в то же время внимательно слушают второй голос канона, - и все это потому, что пение стало для них игровой ситуацией, то есть мобилизовало их силы и их внимание.
Нельзя не учитывать и еще одну важную потребность ребенка, связанную с его духовным ростом: потребность в самоутверждении. Среди детей очень распространено соперничество, борьба за лидерство, всевозможные виды наивного хвастовства. Это неотъемлемая часть их повседневной игры, смысл которой – утвердить свою значимость в жизни. Одна из самых важных форм детского самоутверждения – ролевая установка. Ребенок – стихийный актер. С каким упоением он выступает в роли героя, командира, предводителя!
Игра – это всегда проблемная ситуация, требующая поиска, инициативы, творчества. В разнообразных музыкальных играх и заданиях детям на
протяжении учебного года можно предложить различные роли – «дирижера»,
«концертмейстера», «учителя», «композитора». Благодаря таким играм учащиеся приобретают вместе с необходимыми знаниями и навыками уверенность в себе, артистичность, свободу, воображение, а главное – интерес к музицированию, к процессу познания музыкальных тайн. Опыт показывает, что в этих ситуациях дети очень требовательны кдруг другу, они весьма ревниво следят за исполнением своих указаний и стараются допустить как можно меньше собственных промахов.
С первых занятий начинается серьёзная работа над развитием у учащихся чувства ритма. На уроках используются различные ритмические упражнения, которые включают в себя движения под музыку, игры на шумовых инструментах (палочки, ложки, барабаны, треугольник, бубен). Большую
помощь в освоении ритмических групп оказывают ритмические слоги и, конечно, образы, связанные с каждой ритмической группой. Детям нравится работать с ритмическими карточками. Ритмические карточки используются в написании ритмических диктантов, в исполнении ритмического остинато, ритмической партитуры. Компьютерные игры на данную тему так же способствуют ее усвоению и закреплению.
Первое знакомство с интервалами основывается на образно-слуховых ассоциациях. За каждым интервалом закрепляется яркий зрительный образ. Квинта – это ослик, большая секунда – добрый ежик, малая секунда – злая оса, тритон – это колдун и прочее. Ребенок привыкает слышать эти
«звуковые картинки», в ходе урока полезно использовать карточки с изображением того или иного интервала. При этом образы и символы ни в коей мере не отменяют теоретически верное, правильное определение понятий. Образ и термин сосуществуют рядом, дополняя, а не заменяя друг друга. Если постоянно оперировать и определением, и образом, то переход к терминам будет естественным и логичным. Интонационное освоение интервалов легче проводить при помощи попевок и весёлых песенок.
Теоретические сведения по построению интервалов вводятся позже. Главная задача на начальном этапе – выработать у ребёнка слуховое и интонационное представление о каждом интервале. С помощью игровых форм обучения это удаётся сделать. Почти каждая игра может быть проведена в упрощённом или усложнённом варианте. Поэтому, организуя игры с детьми надо внимательно присмотреться к ним, оценить их индивидуальные особенности. Если ребята быстро и легко справляются с заданиями, можно предлагать им более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя упрекать ребёнка в том, что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.
Важно не только научить ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий. Каждая игра – это общение ребёнка со взрослыми, с другими детьми: это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – только в этом случае игры будут полезны для развития ребёнка.
Разнообразные игры, объединённые одной учебной тематикой, позволяют создать условия для разработки принципа «Старое в новом» и тем самым помогают избежать скучной повторяемости, имеющей место в специфике предмета. «Однообразие быстро утомляет,- пишет В.А.Сухомлинский. – Как только дети начали уставать, я стремился перейти к новому виду работы… Исчезают первые признаки усталости, в детских глазах – радостные огоньки, однообразная деятельность сменяется творчеством».
Дидактические игры, как зафиксированные способы тренировок помогают сделать урок более насыщенным, ускоряют темп, вносят разнообразие.Чем многообразнее приёмы, тем шире кругозор детей в данной области, тем свободнее смогут они пользоваться впоследствии полученными знаниями и навыками.Деятельность учащихся на занятиях обязательно должна вызывать у них положительные переживания, быть привлекательной для них. Дети 7- 9летнего возраста особенно остро нуждаются в радостном, эмоциональном подъёме. Это естественная потребность, реализация которой способствует развитию. Поэтому каждое упражнение, задание должно нести малышам радость, удовлетворение. Облекаясь в игровые формы, оно в большей мере выполняет эту функцию, а урок в целом «окрашивается» общим эмоциональным подъёмом, что создаёт у детей положительную установку на восприятие педагогического воздействия и усвоение конкретного учебного материала.Радость, которую учитель доставит ученикам, станет и его радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут сделать интересней, занимательней и веселей уроки.
III. Заключение
Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Просто кого-то из них не растормошили, недоучили, недоразвили. Нельзя упускать такой благодатный, с точки зрения развития способностей, детский возраст, когда ребёнок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего его мира, пока он не разучился удивляться лучику солнца, пробившемуся сквозь тучу, маленькой букашке на лепестке цветка и многому, многому другому, чему мы, взрослые, разучились радоваться.
Важнейшим средством познания для детей является игра. Хорошо известно, что игровой момент благотворно влияет на усвоение материала, оживляет урок и пробуждает у детей интерес к работе. Игра идеально мобилизует энергию ребёнка, его внимание и интеллект. Ученик получает возможность пережить в действии новые понятия, а не заучивать их в виде готовых формулировок. Психологи убедительно доказали, что в сравнении с чистой логикой состояние эмоционального подъёма во много раз увеличивает степень запоминания материала. Рациональная и эмоциональная сфера ребёнка должны находится в равновесии и действовать как единое целое.
Функции игры многогранны. Она развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, даёт отдых. Всё это – компоненты образовательного процесса.
Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Принцип соревновательности пронизывал процессы воспитания и обучения в древних Афинах. В средневековье устраивались игры – состязания школьников в риторике. К использованию приёмов игрового обучения призывали Ф.Рабле, Я.А.Каменский, Ж.Руссо, Педагогический феномен игры истолкован в трудах А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского. Игра является непременной слагаемой педагогических технологий современной школы.
Бесспорно утверждение, что игра имеет огромное значение в жизни детей. Замечательный педагог В.А.Сухомлинский писал «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок». И ещё: «То, что ребёнок обязан запомнить, прежде всего должно быть интересным».Применение игровых форм работы в обучении помогает малышам легче усваивать новые знания, заниматься с радостью и увлечением.
Игровые формы, используемые на уроке, повышают заинтересованность детей. Это очень важно, так как ребёнка нельзя заставить работать, если он не хочет;единственный способ активизировать учебный процесс – заинтересовать. Но делать это надо через развитие всех качеств ученика с фиксированным положительным результатом, но без снижения требовательности.Пробуждение интереса учащихся к обучению во многом достигается с помощью игровых приёмов. Вызывая какой-либо игрой заинтересованность детей, эмоциональный отклик на данный раздел урока, надо стремиться, чтобы этот ситуативный интерес перешёл в интерес к самой сути данного учебного действия, а не остался заинтересованностью лишь внешней формой игры.
Игровые методы обучения относятся к инновационным процессам педагогики, являются её здоровьесберегающим элементом, становятся средством активизации, улучшения качества процесса обучения, являются методами контроля знаний. Здоровьесберегающий эффект игрового обучения достигается благодаря заметному влиянию на эмоциональную сторону жизни ребёнка. Игра для ребёнка – радость, а в хорошем настроении лучше решаются любые задачи.
IV. Приложение
Ладовые игры
«Отгадай загадку»
Педагог играет на инструменте последовательность ступеней. Дети слушают, показывая их на «Музыкальной лесенке». Потом один из ребят «отгадывает загадку», пропевая её нотами. «Загадки» можно записывать в тетрадь,
каждую в отдельном такте. Задания могут быть даны в определённом размере и ритме или без них. Эту игру удобно использовать для настройки в какой- либо тональности перед диктантом.
«Узнай песенку»
Игра хорошо активизирует внутренний слух учеников. Преподаватель говорит детям: наша «лесенка» волшебная, она умеет петь. Сейчас «лесенка»тспоет знакомую им песню. Надо узнать её, пропев про себя ступени, которые показывает педагог. Тот, кто первым узнал песню, исполняет её нотами в указанной тональности.
«Живое пианино»
Дети выстраиваются в шеренгу, Каждый из них – «живая клавиша», «ступень какой-либо гаммы». Учитель или кто-то из детей может «сыграть на пианино знакомую или незнакомую песню, гамму, трезвучие или просто последовательность ступеней, «нажимая» на клавиши, т.е. показывая на участника игры, который пропевает свой звук.
«Вопрос – ответ»
Игра предполагает элемент творчества, импровизации. Использовать её на уроках можно тогда, когда ребята уже хорошо познакомились со ступенями лада, могут свободно интонировать их. Учитель пропевает какой-либо вопрос, обращаясь к конкретному ребёнку. Вопрос надо закончить на любой ступени, кроме первой. Ученик должен спеть ответ в той же тональности, закончив его на тонике. Вопросы могут быть самые разные: «Есть ли у тебя дома собака?», «Любишь ли ты читать?» и т.д «Допеваем тонику»Как и предыдущая, эта игра поможет освоить ощущение тоники. Учитель играет мелодию, в которой нет окончания. Дети должны «допеть» тонику на какой- либо нейтральный слог (например, «та»).
«Будь учителем
Даже традиционные формы работы на уроке сольфеджио воспринимаются детьми с большим воодушевлением, если они преподнесены преподавателем в игровой форме. Обычное пропевание ступеней в ладу – в роли «педагога» выступает один из учеников. Он показывает ступени на большой «лесенке», которая висит на доске. Вся группа (или один ребёнок) пропевает последовательность, которую указал «учитель», в определённой тональности/
Ритмические игры
«Угадай-ка»
Учитель играет музыкальную фразу из знакомой песни, предлагая детям узнать, с какими словами она звучит, спеть, прохлопать с ритмическими слогами и жестами, а затем выложить карточками.
«Упрямый ослик»
Кроме развития чувства ритма игра знакомит ребят с понятие
«остинато».Значение этого слова легко запоминается детьми, которые ассоциируют его с «упрямым осликом», повторяющим одну и ту же ритмическую фигуру. Группа поёт выученную мелодию, а «ослик» ритмически аккомпанирует (по карточкам). Эту игру можно использовать с 1 по 7 класс, начиная с простейших ритмических формул, постепенно включая пройденные ритмы.
«Ладушки
Игра поможет легко узнавать на слух особенности чередования сильных и слабых долей. Ребята разбиваются на пары. Педагог исполняет пьесы в разных размерах, ученики хлопками отмечают «пульс» музыки. Сильную долю каждый хлопает сам, а слабые друг с другом, как бы играя в
«ладушки».
«Маятник»
Педагог предлагает детям поставить правую руку на локоть и равномерно
«четвертями» водить влево и вправо, вниз, к столу. При движении влево рука касается парты, вправо – не достаёт её. Эта игра помогает почувствовать сильную долю в размере 2/4 (удар по парте). С «маятником» удобно выполнять ритмические упражнения, пропевать мелодии.
«Рубим дрова»
Игра помогает ощутить затакт и сильную долю. Перед её началом можно спросить учеников, рубил ли кто-нибудь из них дрова на даче, в деревне.Этот вопрос обычно вызывает большой интерес детей, особенно мальчиков.
Обязательно находятся те, кто «имеет опыт» в этой области. Ребята встают, руки над головой сцеплены в «замок». Педагог играет произведение в размере 2/4 с чётким ритмом, которое начинается со слабой доли. На затакт дети должны приготовиться, а на сильные доли «ударять топориком», опуская руки вниз, как бы «рубить дрова».
«Телефон»
Дети становятся в ряд, в затылок друг другу. Учитель или кто-то из учеников (например, стоящий последним) придумывает ритм. Пальцами он простукивает этот ритм по спине стоящего перед ним ребёнка. Тот передаёт «сообщение» следующему и т.д. Ученик, последним получивший «по телефону» ритмический оборот, записывает его на доске. После этого вся группа прохлопывает ритм.
«Фотографирование ритма»
Учитель показывает группе карточку с ритмическим оборотом. Ребята должны за 1-2 секунды «сфотографировать» ритм, запомнить, мысленно проанализировать, затем прохлопать и записать в тетрадь.
«Бесконечное эхо»
Педагог показывает ребятам ритмическую карточку, а ребята поочерёдно исполняют её на разных детских музыкальных инструментах, постепенно уменьшая силу звука.
«Ведём разговор»
Игра представляет собой «ритмический диалог», который ведут учитель и ученик или два ребёнка. Вначале «разговор происходит в виде «эха», когда ребёнок просто повторяет «реплики» учителя. Можно также включать в это упражнение заранее выученные стихотворения, где ведут диалог два персонажа.
«Давай поспорим»
Преподаватель напоминает детям о том, что спорящие между собой люди иногда настолько увлекаются, что говорят одновременно, причём каждый отстаивает свою точку зрения. В ритмической партитуре, которую исполняют участники игры, у каждого из них тоже своя партия, отличная от партии другого. Нужно исполнить ритм, точно высказав «своё мнение», одновременно с другим «спорщиком».В игре можно использовать разные длительности и их группы, в зависимости от поставленной задачи. Задание готовится учителем заранее (записывается на доске) или представляет собой ритмическую импровизацию участников «спора». В последнем случае нужно обговорить условия игры: размер, количество тактов, необходимые ритмические группы, которые ученики должны включить в свою партию.Ритмическое ostinato Педагог исполняет музыкальное произведение. Дети прохлопывают остинатно повторяющийся ритм (однотакт, 2-такт, 4- такт) Ритмы записаны на карточках, карточки могут меняться местами.
«Не зевай»
Дети под музыку по очереди прохлопывают ритмический рисунок (по 1 такту). Заданный такт (1, 2, 3 или 4) прохлопывается стоя. Можно ускорять или замелять темп. Эта игра развивает внимание, слуховой контроль за ритмом и темпом, двигательную координацию.
Игры с интервалами
«Эстафета»
Игра способствует освоению теоретического построения интервалов. В ней может быть использована нарисованная фортепианная клавиатура (на 2 октавы). Смысл игры состоит в том, что ребята по «цепочке» строят какой- либо интервал (например, только малые терции), причём каждый следующий ученик называет его от того звука, на котором закончил
предыдущий.Интервалы пропеваются или находятся устно вверх и вниз. В
«Эстафету»можно также играть в тональности. В этом случае ученики строят какой-либо вид интервалов (например, кварты), начиная от данной ступени вверх или вниз, определяя качество получившегося интервала (чистая кварта, увеличенная, уменьшенная).
«Игра по командам»
Ребята делятся на 2 команды, а доска – на две части. Обе группы детей выходят к своей половине доски. Учитель играет цепочку интервалов. Каждый участник команды записывает 1-2 интервала по очереди. В конце игры результаты сравниваются. Победила та команда, участники которой допустили меньше ошибок. Ту форму работы можно использовать в письменных упражнениях, когда каждая из команд строит на доске интервалы, аккорды от звука или в тональности.
«Кто победил»
В игре надо использовать карточки интервалов. Дети заранее раскладывают их на партах, чтобы быстро найти в нужный момент, и встают. Учитель играет гармонические интервалы, ребята показывают нужную карточку. Кто ошибся и показал неверно, садится, но продолжает отвечать. Победил тот, кто последним ответил правильно и остался стоять до конца.
«Допеваем интервал»
Учитель исполняет музыкальную фразу, построенную на одном звуке, в которой упоминается один из интервалов. Ученик должен допеть второй звук вверх или вниз со словом «да», чтобы получился нужный интервал. Игра развивает вокально-слуховые навыки исполнения интервалов от звука
Игры с другими элементами музыкального языка
«Маскарад»
Игра поможет ребятам осознать, какое важное значение имеют в музыке средства выразительности – лад, размер, темп, - и как с их изменением пьеса
становится «непохожей сама на себя», звучит в необычном виде. Так и участника маскарада трудно узнать, когда он надевает костюм и маску. Учитель играет хорошо знакомую детям пьесу, изменив в ней лад, темп, размер или регистр. Ученики должны узнать произведение и объяснить, что в нем «не так». Дети объясняют. Игра «Маскарад» активизирует мышление ребят, заставляет их анализировать музыку, рассуждать о ней.
«Словесное сочинение»
Дети уже пробуют себя в роли «композиторов» (сочиняют одноголосные мелодии на заданный ритм, с использованием заданных элементов музыкальной речи, досочиняют мелодии), но не используют всех средств выразительности. Задание: «сочинить» какую-нибудь пьесу, вспомнив, что влияет на характер музыки. Описать те средства выразительности, которые нужно использовать для воплощения замысла. («Зима», «Осень», «Весна»,
«Лето») «Музыкальное лото» Сочинение мелодий по карточкам.В конвертике много нотных карточек (10-14). Ученик сначала находит карточку, на которой изображён скрипичный ключ, ключевые знаки и размер, определяет тональность. Кладёт эту карточку первой. Теперь, зная тонику, ищет карточку, которая будет последней: на ней будет заключительная тоника, довольно продолжительная по длительности. Из всех карточек потребуется 9 – первая со скрипичным ключом и знаками и восемь других на выбор ученика. Ученик должен усвоить несложные правила строения мелодий, приближенных к классическим (два предложения по 4 такта, доминанта в четвёртом такте, возможно, повторное строение и т.д). Из сочинённых мелодий можно устроить конкурс композиторов. Ученики, играя в игру, запоминают и, главное, начинают понимать, что такое серединная и заключительная каденция, предложения, период повторного или неповторного строения. С помощью подобных карточек легко объяснять кадансовый оборот.
V. Список литературы:
Т.Яценко. Сольфеджио для самых маленьких в сказках и картинках.
«Питер». 2014.
Т. Сиротина. Музыкальная азбука. Москва «Музыка» 2004.
Т.Первозванская. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей. «Композитор.С-Петербург» 1999.
Н.Перунова. Музыкальная Азбука. «Советский композитор» 1990.
Т.Огородникова-Духанина. Музыкальные игры на уроках сольфеджио.
«Композитор.С-Петербург» 2008
С.А.Яневич. «Давай поиграем!» «Союз художников» С-Петербург. 2011.
7. К.С.Белорусец, С.М.Белорусец, Т.С.Шмагина. Музыкальный конструктор. НПО «Школа» 1996.
8. О.П.Камозина. Неправильное сольфеджио. Ростов на Дону. Феникс.2010.
9.Н.В.Белая. Нотная грамота. Элементарная теория музыки. Игра на уроках. Ч.1,ч.2.Композитор.С-Петербур