СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая рекомендация «Взаимодействие педагога дополнительного образования детей с семьей через социально- педагогическую деятельность»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной рекомендации - показать, как можно организовать  работу с семьей в учреждении дополнительного  образования детей.

Просмотр содержимого документа
«Методическая рекомендация «Взаимодействие педагога дополнительного образования детей с семьей через социально- педагогическую деятельность»»

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Дом детского творчества

муниципального района Давлекановский район

Республики Башкортостан











Методическая рекомендация

«Взаимодействие педагога дополнительного образования детей с семьей через социально- педагогическую деятельность»





Выполнила Битюцкая Юлия Юриковна,

педагог дополнительного образования детей

МБОУ ДО Дом детского творчества








2023 год


Содержание:





  1. Пояснительная записка



стр.3

  1. Семья как первоначальный социальный институт



стр.4

  1. Социально- педагогическая функция учреждения дополнительного образования в работе с семьей




стр.5

  1. Методы и формы работы учреждения дополнительного образования с семьей.



стр.6-7

  1. Взаимодействие родителей с детьми на проявление творческой активности детей.



  1. Используемая литература



стр.8-9





стр.10


  1. Приложение





стр. 11
















Пояснительная записка


Данная методическая рекомендация разработана для педагогов дополнительного образования.

Цель данной рекомендации - показать, как можно организовать работу с семьей в учреждении дополнительного образования детей.

Задачи:

1.Обозначить актуальность работы учреждения дополнительного образования с семьей.

2.Определить сущность социального партнерства в системе дополнительного образования детей.

  1. Рассмотреть эффективные формы интеграции социально-педагогических, социально-культурных и образовательных возможностей в работе педагогов дополнительного образования с семей.

  1. Рассказать об основных формах взаимодействия с семьей.

  2. Рассмотреть формы детско-родительских отношений на выявление творческой активности.

Одним из важных направлений социально-педагогической деятельности любого образовательного учреждения является взаимодействие с семьей.

Формы взаимодействия с семьей могут быть очень разнообразными, многими из них педагоги пользуются давно, а некоторые формы являются инновационными и учитывают современные требования к процессу обучения и воспитания. В данной рекомендации я постараюсь показать перечень основных форм взаимодействия с семьей, который может не заблудиться в этом многообразии, открыть для себя что-то новое и выбрать то, что будет полезно в практической деятельности.

Работа Дома детского творчества с семьей выстраивается через непосредственное взаимодействие с родителями посредством организации совместной досуговой деятельности. Большое внимание уделяется разработке методических материалов, предназначенных для родителей, которые помогут организовать досуг ребенка.

Для достижения результатов в педагогической деятельности необходимо быть в курсе всех инноваций в сфере образования, обобщать опыт работы, взаимодействовать с другими учреждениями дополнительного образования. Представленные материалы будут полезны при организации педагогических чтениях.

Надеюсь, что предложенные материалы помогут организовать эффективное сотрудничество семьи и образовательного учреждения.







Семья как первоначальный социальный институт


Учреждения дополнительного образования детей и семья рассматриваются как два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка, развитие его творческих возможностей.

Семья- это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную долговременную и наиважнейшую роль. Важность семьи как института воспитания обусловлена и тем, что в ней ребенок находится в течении значительной части своей жизни. Здесь закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семью совсем не случайно называют «лабораторией» человеческих судеб, не только личных, но и народных, общественных, государственных.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально- психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Известно, что каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов.

Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей. В этой связи первая задача родителей - найти общее решение, убедить друг друга прийти к компромиссу, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Вторая задача сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, обсуждать вопросы лучше без него. Таким образом, родители принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

Человек с самого рождения не может не существовать вне социума и первичным является отдельный человек, поэтому семья представляет ту микросреду, в которой, по выражению Ф.М.Достоевского, человек может «выделаться» в человека. И следовательно направленность модели взаимодействия личности, семьи и общества должны строиться по принципу приоритета семьи, семейно-бытовой среды в проведении процесса социализации личности. Таким образом, одним из самых эффективных социальных институтов, влияющих на социализацию человека, его поведения в обществе является семья.








Социально-педагогическая функция учреждения дополнительного образования детей в работе с семьей


В современном кризисном состоянии российского социума, когда переоценке подвергается широкий спектр ценностей, особую значимость приобретает дополнительное образование детей. В нынешних социокультурных условиях основу сферы дополнительного образования детей составляет масштабный образовательный блок, компенсирующий удовлетворение коммуникативных и иных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения в общеобразовательном учреждении.

Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость для педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление, но и по возможности создавать условия для их содержательного взаимодействия. Определение взаимодействия в системе «педагог - родители» в качестве одного из приоритетных не случайно, ведь именно родители оказывают значительное влияние на выбор и успешность занятий ребенка в сфере досуга. Сформировать у родителей необходимую педагогическую базу - одна из важных задач и педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования детей.

Дополнительное образование детей – особое пространство, осваиваемое в свободное внеурочное время ребенка с учетом его интересов и потребностей. Здесь должно быть уютно каждому, как в семье каждого любят, уважают независимо от успехов в учебе, здесь о каждом заботятся настолько, что он становиться интересен себе и другим. Специфика учреждения дополнительного образования детей как элемента социума, призванного выполнять государственный заказ по социализации детей и способствовать социальной защите личности, ее социально-нравственному формированию, создает предпосылки и уникальные возможности для воспитания и творческого развития детей при активном включении в этот процесс семьи. Чему способствуют личная заинтересованность детей и подростков, разновидность и вариативность обучения, дифференцированность и разноуровневость, практическая направленность занятий, неформальный характер общения. Социальное партнерство в сфере дополнительного образования детей рассматривается как система взаимодействия различных социальных институтов образовательного пространства социума.








Методы и формы работы учреждения

дополнительного образования детей с семьей


Большинство педагогов дополнительного образования придерживаются мнения, что главными воспитателями ребенка являются его родители. Но для того, чтобы грамотно воспитывать ребенка, родители должны быть вооружены необходимыми знаниями и умениями. Педагогическое образование родителей в сфере дополнительного образования детей осуществляется в коллективной и индивидуальной форме. К числу наиболее эффективных индивидуальных форм необходимо отнести, прежде всего, консультации родителей. Значительная часть коллективных форм основана на деятельностном подходе.

Социальное партнерство в сфере дополнительного образования детей рассматривается как система взаимодействия различных социальных институтов. Процесс социального партнерства включает в себя:

  • взаимодействие сотрудничающих субъектов на основе учета индивидуальных особенностей родителей и детей с целью своевременного выявления и коррекции деструктивных детско-родительских отношений;

  • положительная установка родителей на взаимодействие с учреждением дополнительного образования, а не пассивное ожидание окончания занятий ребенка;

  • создание в ходе взаимодействия для каждого ребенка «Ситуации успеха», ведущей к выработке адекватной самооценки и способствующей эффективному становлению личности.

Взаимодействие семьи и учреждения дополнительного образования детей в интересах творческого развития личности ребенка осуществляется через разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей; семейных туристско-краеведческих и экскурсионных программ; система социально-правовых и медико-педагогических занятий для родителей (лекции, практикумы и т.д.); традиционные встречи многодетных семей; благотворительные праздники и концерты для семей, в которых воспитываются дети-инвалиды, встречи семей опекунов, семейные клубы и мастерские. Особое место занимают формы семейного досуга в учреждении дополнительного образования детей. Систематическая работа в организации семейного досуга способствует созданию благоприятных психологических условий для совместной деятельности детей и родителей, гармонизирует отношения между ними. Наряду с этими формами разработаны новые методы работы учреждения дополнительного образования детей с семьей:

  • информационное направление, включающее освоение новых ресурсов: спецвыпуски газет, создание видеожурнала для родителей, грамотное представление информации о детях, об особенностях их личностного и творческого развития;

  • образовательные программы, для которых характерно непосредственное участие родителей в образовательном процессе.

Все более активную роль играют родители в жизни детских творческих коллективов, основной формой организации которых является клуб.

Организация социального партнерства учреждения дополнительного образования детей с семьей позитивно изменила характер взаимодействия педагогов и родителей, выводя его на новый уровень сотрудничества, автономности и коммуникативности с другими структурами для реализации общих интересов.







































Взаимодействие родителей

с детьми на проявление творческой активности


Творческая активность детей является одной из главных ценностей современного общества, а её развитие – приоритетной задачей образования. На сегодняшний день психологами выдвигается двухосновная концепция творчества, в которой творчество понимается, как сочетание двух видов активности - неадаптивной и адаптивной.

Неадаптивная активность - спонтанная активность, идущая от внутренних побуждений. Выходящая за рамки требуемого, именно она и является существенной для процесса творчества. Результатом неадаптивной активности: постановка цели, порождение гипотезы, идеи, замысла, образа, усмотрение проблемы, противоречия, новой возможности, т.е. возникновение образа неопределённого будущего.

Адаптивная активность - это активность, подчиненная определенной цели, требованиям, нормам, правилам, внешним условиям. Результатом адаптивной активности: воплощение этого образа, т.е. реализация цели, замысла, идеи. Решение проблемы, поставленной задачи, что в итоге проводит к проявлению творческой активности.

Творчество-процесс усмотрения неадаптивной активности и реализации адаптивной активности, сопровождающийся чувством вдохновения и завершающийся созданием субъективного нового продукта.

Творческий потенциал рассматривается, как поле видимых, но ещё не реализованных возможностей, идей. Гипотез неадаптивной активности.

Творческая самореализованность - способность, как порождать идеи неадаптивной активности, так и воплощать их адаптивную активность.

Из этого сле6дует, что нарушение баланса между неадаптивной и адаптивной активностью субъекта приводит к дезадаптации и личностной деструктивности. По степени развития двух видов активности были выделены четыре типа учащихся:

1. «Звёздочки» - обучающиеся с высоким уровнем развития неадаптивной активности и высоким уровнем развития адаптивной активности (способные порождать собственные идеи и реализовывать их);

2. «Исполнители» - обучающиеся с низким уровнем развития неадаптивной активности и высоким уровнем развития адаптивной активности (способные реализовать чужие идеи, но неспособны порождать свои);

3 «Средние» - обучающиеся с низким уровнем развития неадаптивной активности и адаптивной активности (не выделяются ни особыми способностями, ни особыми проблемами);

4 «Проблемные» - обучающиеся с низким уровнем развития адаптивной активности и высоким уровнем развития неадаптивной активности (способны порождать множество идей, но не способных их реализовать).

Существует определённый тип реакции родителей на спонтанную активность детей (положительный, отрицательный, игнорированный). Соответствие типов личности и реакции родителей на спонтанную активность ребёнка. Если родители позволяют и поощряют игру, интерес к процессу проявления активности развивается. Если же озабоченность родителей собственными нуждами делает их нетерпимыми к мотивируемым интересом поступкам ребёнка, его потребность и инициатива будут снижены.

Таким образом, развитие творческих способностей детей зависит от характера их взаимоотношений с родителями. Для изучения детско- родительских отношений и их влияния на последующую жизнь ребёнка используют современный транзактный анализ, в рамках которого личность рассматривается как система трёх эго-состояний:

- Родитель, взрослый и ребёнок. Эго-состояние - это совокупность мыслей чувств, поведения как способ проявления личности в данный момент;

- Ребёнок может вести себя, мыслить и чувствовать, копируя одного из своих родителей или других взрослых людей, которых он воспринимал как родителей, в этом случае он находиться в эго- состоянии родителя;

- Если ребенок ведёт себя, мыслит и чувствует по принципу «здесь и теперь» и реагирует на то, что происходит вокруг него, используя весь потенциал взрослой личности. То он находиться в эго-состоянии взрослого.

Иногда человек возвращается к поведению и мышлению, которые испытывал в детстве, в этом случае он находится в состоянии ребёнка. Если родитель выполняет функцию контроля, оценки, то его называют контролирующим родителем, а если он заботиться и опекает и поддерживает, то это проявление опекающего родителя. Ребенок может быть естественным и непосредственно реагировать на ситуации: радоваться и огорчаться, а может быть и адаптированным, когда его реакция обусловлена приспособлением к ситуации, при этом он бывает послушным или бунтующим. У каждого человека эти эго-состояния проявляются в разной степени и можно определить эго- грамму личности, общение между двумя людьми можно представить себе как обмен транзакциями между эго- состояниями партнеров.

Психологами на сегодняшний день рассмотрены трансакции взрослый- взрослый, что означает присутствие партнерских отношений родителей с ребенком. В этом случае ребенок успешно решает творческие задачи, используя внутренний диалог, т. е не одну логику, а столкновение разных логик. Трансакции взрослый - исполнитель показывает, что в этом случае проявление самостоятельности и активности у детей меньше, чем в трансакции взрослый- естественный ребенок. У «исполнителей», «проблемных» ведущим типом взаимодействия является контролирующий родитель, а у «звездочек» он не доминирует, что позволяет предположить контролирующий родитель подавляет творчество.








Используемая литература:


  1. Информационно-методический журнал «Внешкольник» - Москва,

№ 2 - 2008 год, № 8 - 2004 год.


  1. Информационно-методический журнал «Классный руководитель» - Москва, № 4 - 2002 год, № 2, 8 - 2007 год.


  1. Третьякова Л.В. и др. Работа с семьей в учреждениях дополнительного образования - Волгоград: Учитель, 2009 г.


  1. Информационно- методический журнал «Внешкольник»- Москва, №4-2010 год.
































Приложение.


Общие рекомендации родителям, желающим поддерживать и развивать творческую активность своих детей

  1. Поддерживайте инициативу, активность ребенка, даже если она вам кажется, неуместна, не по делу, не вовремя. Инициатива – первый шаг к творчеству. Чтобы ее подавить, достаточно одного слова или взгляда, чтобы возродить – годы.

  2. Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом (играет в солдатики, разбирает машинки, рисует узоры на тетрадях и т.д.). Даже если вам кажется это увлечение бесполезной прихотью, поддержите его. Помогите организовать эту деятельность (купите книгу на эту тему, поищите информацию в Интернете и т.д.), только не переусердствуйте. Наигравшись в то, что интересно, ребенок скорее займется необходимым. Только, что делается с интересом, по – настоящему продуктивно. Если вы с уважением отнесетесь к тому, что интересует ребенка, он постарается уважить ваши требования.

  3. Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите быстрых результатов. Главный критерий успешности деятельности – наличие стойкого интереса к ней.

  4. Будьте терпимы к ошибкам ребенка. Не стоит доделывать за него, остерегать от ошибок, говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможно только тогда когда ребенок достаточно уверен в себе.

  5. Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами или, как нам кажется, ничего не делать. Постоянная целенаправленная деятельность, в которую включен ребенок, не оставляет места для наблюдения, размышления, творчества.

  6. Наблюдайте за ребенком, подмечайте моменты его собственного авторства, непохожести на других, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность.

  7. Собственный пример родителей заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в свои годы…» и т.д.). Для ребенка важно видеть вас не только тогда, когда вы с утомлением занимаетесь домашними делами, но и тогда, когда вы делаете что-то с интересом, радостью, восторгом; не только успешно с чем-то справляющимся, но и ошибающимися. Совершенный родитель для ребенка – недосягаемая крепость, а возможные недостатки вызывают стремление исправить их, превзойти.

  8. Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт. Например, сделать рамки для рисунков и выставку, повесить на стену грамоты, сделать альбом достижений и т.д. Для ребенка важно, что его занятия и их результаты ценятся родителями.

  9. Родительская улыбка, одобрительный взгляд, внимательный поворот головы, восторженный рассказ о достижениях своего чада друзьям и родственникам – то, ради чего дети способны кипами рисовать, строить, лепить, в общем, - творить. Не скупитесь на знаки внимания.