СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая система учителя биологии Пшелуцкой Тамары Владимировны

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен педагогический опыт учителя биологии и химии МАОУ МО г. Нягань « СОШ № 6» им. А.И Гордиенко Пшелуцкой Тамары Владимировны " Практико-ориентированное обучение при изучении биологии"

Просмотр содержимого документа
«Методическая система учителя биологии Пшелуцкой Тамары Владимировны»

Методическая система Пшелуцкой Тамары Владимировны, учителя биологии МАОУ МО г. Нягань «СОШ № 6» им. А.И Гордиенко

« Практико-ориентированное обучение при изучении биологии»

Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.

Б. Шоу

Свою статью мне бы хотелось начать с вопросов: кто помнит свои уроки биологии в школе? А что именно вы помните с этих уроков?

Я уверена, вам больше всего запомнилась практическая работа. А почему? И это не случайно. Все, что делается самим человеком и своими руками, имеет результат, эмоционально окрашено и запоминается надолго.

Предмет нашей гордости - большой объем знаний - в изменившемся мире практически потерял ценность, информация стала легко доступной, а объем ее в мире постоянно растет. Необходимыми становятся не сами знания, а их применение. Но еще важнее научиться добывать информацию, интегрировать её. И то, и другое – результат практико-ориентированной деятельности. Таким образом, изменяются как характер учебного процесса, так и способы деятельности учителя. Учебник дает теоретические знания, а реальность требует умений применить эти знания.

И, на мой взгляд, решение данной проблемы является применение в школьном образовании практико-ориентированного обучения, к которому я пришла в результате своей педагогической деятельности. Моя методическая система основывается на многолетнем личном педагогическом опыте, опыте других педагогов-новаторов, требованиях современного образовательного стандарта.  

Стандарт ориентирован на становление целого ряда личностных характеристик выпускника, среди них: заинтересованность в познании мира; умение ориентироваться в мире профессий; способность осознавать значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы, формирование у них широкого научного мировоззрения, готовности к применению полученных знаний и умений в процессе своей жизнедеятельности.

В чем особенность такого обучения?

Практико-ориентированное обучение – это процесс освоения детьми образовательной программы с целью формирования у них навыков практической деятельности за счёт выполнения ими реальных практических задач.

Основная цель такого обучения - формирование у школьников умений, необходимых в разнообразных сферах жизни, и осознание того, где, как и для чего можно применить полученные знания на практике, а также и в повседневной жизни.

Актуальность применения практико-ориентированного обучения объясняется следующим:

• значительно повышается эффективность обучения благодаря повышению личностного статуса учащегося и практико-ориентированному содержанию изучаемого материала;

• развивается устойчивый интерес ученика к обучению.

Кроме того, система практико-ориентированного обучения интегрирует в себя элементы и традиционного обучения, и проблемного, и личностно-ориентированного, и других систем преподавания предмета.

Своей задачей применения данной методики преподавания считаю, помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной  личностью, способной думать и действовать.

В своей педагогической деятельности я выделила несколько основных направлений практико-ориентированного обучения учащихся при изучении биологии:

- через содержание учебного материала;

- через организацию учебной и внеурочной деятельности учащихся.

Применяю разнообразные формы организации учебной деятельности, но хочу выделить такие формы, как уроки, экскурсии, практико-ориентированные и исследовательские проекты, сетевое взаимодействие.

Мои уроки. При изучении биологии, как и при изучении других предметов - урок, это главный инструмент в получении образования. И поэтому, я уделяю большое внимание организации работы учащихся именно на уроке.

В своей работе использую следующие методы:

- работу в парах, индивидуальную, коллективную,

- использую раздаточный и наглядный материал,

- демонстрирую иллюстрации, таблицы, рисунки, схемы;

- применяю игровые элементы, проблемные вопросы.

Стараюсь в каждый урок внести что-то интересное, необычное, разнообразное и удивительное. Так, например, при проведении урока «Шляпочные грибы» ребята изучали их на живых объектах в парах, что позволило им полнее представить их, вникнуть в строение, ведь многие из них не имели особых знаний, несмотря на то, что мы живем в регионе, где видовому разнообразию грибов можно позавидовать.

Дети любят играть. Почему бы эту любовь не использовать при обучении не только младших школьников, но и учащихся средних и старших классов? Игра позволяет скучный опрос изученного материала превратить в интересное приключение, необыкновенное путешествие. Можно применить урок-игру или включить небольшие элементы игры на разных этапах урока – это всегда заинтересовывает ребят, заставляет думать, самостоятельно искать ответ, не боясь ошибиться.

На уроке, посвященном изучению грибов, отправляемся в лес собирать грибы и учимся отличать съедобные от несъедобных, а изучая тему «Рыбы», идем на рыбалку, после чего ребята самостоятельно заполняют технологическую карту, используя новый материал учебника. Проблемный вопрос, заданный в начале урока известными пословицами, почему так говорят: «Без труда, не вынешь рыбку из пруда», «Чувствуют себя как рыба в воде» - находит свое логическое объяснение, выработанное мыслительной деятельностью самих ребят. Обсуждаем, обговариваем, и в конце урока в ведерке у каждого - виды распространенных рыб нашего округа, которые ребята узнают из анаграмм-перевертышей. Мотивируют познавательную деятельность и интересные подобранные задания, связанные с изучением темы, а также с историей Югры.

Биология – это предмет с практической направленностью, и на уроках я использую живые биологические объекты, такие как дождевые черви, комнатные растения, выращенные собственными силами фасоль и плесень, аквариумные рыбки. Это позволяет сформировать у ребят более полную картину окружающей природы.

При изучении строения клетки, начиная с 5 класса, рассматриваем под микроскопом микропрепараты живых объектов: чешую лука, внутреннее строение листа каланхоэ, лепестки цветущих растений, клетки дрожжей, культуру молочнокислых бактерий. И каждый раз я вижу счастливые глаза, восторг, биология, теперь мой самый любимый предмет!!! Пополняется коллекция фотографий, растет интерес к предмету. Практико-ориентированное обучение предмета выводит учащегося на комплексное восприятие предмета и формирует у него одновременно и перцептивный образ «присутствия» данной дисциплины в жизни человека (по наблюдениям, ощущениям, чувствам) и когнитивный (словесно-информационный) и практический (с функциональным применением).

Различные формы проведения занятий делают разнообразным учебный процесс, и вызывают удовлетворение от самого процесса самостоятельной деятельности. Именно этот настрой приводит к развитию познавательных интересов учащихся – и это меня очень радует, и подтверждает, что я на правильном пути в своей деятельности. Лучший способ объяснить — дать возможность сделать самим.

Экскурсии. Важное место при практико-ориентированном обучении занимают экскурсии в природу, где учащиеся могут увидеть природные объекты и их связь со средой обитания, узнать тридцатилетнюю историю развития школьного участка, познакомиться с видами растений, произрастающих на территории, а также настроиться на изучении нового предмета. Здесь школьникам открываются широкие возможности организации практической и творческой работы.

Часто ребята сами подсказывают идеи для экскурсий: записать названия встретившихся растений, отметить их особенности, сделать фотографии объектов, найти самый красивый лишайник на дереве, придумать интересные поделки. Осенью 2018 года ученики 6 е класса создали фотоальбом с самыми красивыми уголками нашего большого школьного участка.

Развиваю и метапредметные связи, используя знания детей в области литературы, изобразительного искусства, математики. Составить отчет или рассказ об экскурсии, зарисовать увиденное, подсчитать количество видов растений на школьном участке – вот неполный перечень заданий, которые ребята выполняют с большим интересом.

Проектная деятельность. Цель проектной деятельности – способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии через проживание «ситуации успеха» (не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации; через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания).

Кроме того, проектная деятельность помогает развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий, помогает вдохновлять детей на развитие коммуникабельности, развивать исследовательские умения, а именно: анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать результаты, строить гипотезы и осуществлять их проверку, обобщать полученные результаты, делать выводы.

Командная работа, по данным анализа основных тенденций в образовании, позволяет поднять уровень качества обучения. Подтверждением является образование в таких странах, как Сингапур, Финляндия, которые, по исследованиям PISA, занимают уже много лет подряд лидирующие позиции, где основной упор делается на командную работу. И я, безусловно, сторонник такого направления деятельности. Дети готовят проекты разного направления (например, составить родословную своей семьи, приготовить презентацию о Красной Книге Югры, рассказать одноклассникам о важнейших семействах растений). И это маленькие ступеньки того личностного роста, который пока незаметен, но уже дал свои ростки в душах учеников. Особую значимость своей работы осознаешь вместе с ребятами, когда видишь реальные изменения, участником которых являешься ты сам.

Первый проект «Благоустройство пришкольного участка» в 2008 году незаметно, но внес существенные изменения: на территории школьного участка провели свет, построили спортивный корт. Но прошло время, и изменилось многое. И вот мой естественно-научный класс активно включился в новое путешествие по продолжению благоустройства территории. Результаты нашей совместной деятельности - посажено больше 50 саженцев деревьев разных пород, установлена велосипедная стоянка, цветочная рассада получена собственными силами, собрали семена декоративных растений, защитили 33 молодых дерева. И работа продолжается.

Согласна со словами Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».

Сетевое взаимодействие. В настоящее время сетевое взаимодействие является одним из эффективных средств современного прогрессивного образования. Такое взаимодействие в образовании – это возможность объединения нескольких организаций, имеющих достаточный материальный и кадровый потенциал. Для себя я выбрала два направления такого взаимодействия. Первое – это повышение мотивации и развитие практических навыков учащихся, и второе – профориентация. В этом мне помогают организации нашего города: окружная больница, станция переливания крови, городские поликлиники, стоматология.

В рамках сессии старшеклассников впервые был реализован проект «Правильные каникулы с биологией – 2018», в котором приняли участие 27 учащихся 6-11 классов нашей школы. Цель этого проекта - всесторонняя подготовка ребят к муниципальному и окружному этапу ВОШ по биологии. Программа научной сессии была разработана совместно с социальными партнерами с учетом теоретических и практических вопросов в биологии. Занятия проводили профессиональные медицинские работники, которым удалось соединить теорию и практику, полезную как для учащихся, так и педагогов. Ведь еще Конфуций говорил: «Учитель и ученик растут вместе».

Глобальная цель образования на современном этапе состоит в том, чтобы научить ребенка лучше понимать жизнь, ориентироваться в   обществе, сделать его способным найти свое место в нем в соответствии с индивидуальными способностями, интересами и возможностями. Следовательно, задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной  личностью.

В нашей школе уже много лет по запросу родителей формируются классы с дополнительным изучением естественных предметов, таких как химия, экология, биология. Встречи, на которых известные люди нашего города - учителя, предприниматели, родители рассказывают о своей работе, своем профессиональном становлении, оказывают положительную роль на самоопределение учащихся.

Д.И. Менделеев когда-то сказал: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян». Применение практико-ориентированного обучения дает свои результаты: растет качество успеваемости по предмету, увеличивается число призеров олимпиад и многочисленных муниципальных конкурсов, выпускники успешно проходят государственную итоговую аттестацию и поступают в высшие учебные заведения, возвращаются в родной город специалистами и служат своему народу и Отечеству.

Школа – это особенный мир, где происходит развитие, формирование и становление личности ребенка. А учитель – это тот, кому посчастливилось идти рядом и помогать в этом сложном, но очень важном деле.