СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая статья "Развитие мотивационной сферы ребенка и рефлексия как ее этап."

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая статья, посвященная созданию мотивационной сферы ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Методическая статья "Развитие мотивационной сферы ребенка и рефлексия как ее этап."»

Развитие мотивационной сферы ребенка и рефлексия как ее этап.

Классно-урочная система обучения была оформлена в 17 столетии, благодаря работам и разработкам Я.А.Коменского. Его теоретические концепции были положены в основу практического устройства данной системы. Коменскому удалось обосновать целесообразность этой системы и разработать правила ее практического применения.

Я.А.Коменским впервые была выдвинута идея о возможности применения урока в качестве формы построения учебного занятия. Каждый урок строится по принципу монизма ( «Монизм»- от др.-греч. μόνος — один, единственный, философское воззрение, предполагающее единственно верное решении, мнение, взгляд на объект). В ходе урока обучаемый осваивает знания и навыки по отдельной области. Учителю принадлежит единоличное право на схему построения урока, методы ведения урока и т.д.

Сложно отрицать все многочисленные плюсы этого подхода к обучению. Вот только некоторые из них:

1. Усвоение материала идет небольшими порциями, планомерно и последовательно;

2. Возможно чередование различных видов умственной и физической деятельности;

3. Облегчается планирование учебного предмета в масштабах страны, облегчается переход ребенка из школы в школу.


Все это так, но сейчас становятся очевидными и недостатки этой системы, и одним из них, помимо прочих, надо считать прогрессирующее падение уровня мотивации к обучению, о чем постоянно говорят педагоги и с которым они упорно борются. Часть этих причин связана с особенностями личности ребенка, часть – с работой педагога, часть с школьной программой и т.д.

Почему же мотивацию мы считаем таким важным аспектом успешной учебы? Ответ очевиден: мотивация-двигатель учебной деятельности и, практически единственный. Дело в том, что на уроках мотивация деятельности существует у учителя: его - взгляды, его – задачи на урок, его - желание научить. (К стати, отсюда и «выгорание» и агрессия у учителей, они связаны с не решением его мотивационных задач). А ребенок? Каковы его желания? Редко – это познание нового, иногда –похвала, уважение старшего, иногда – подготовка к экзаменам…Чаще всего, особенно в среднем звене – тихо отсидеть урок, в лучшем случае. Остановимся коротко на некоторых способах решения этой проблемы.

Итак, первое и наверное, главное, необходимо найти мотивацию для ребенка, точнее создать условия, чтобы у ребенка мотивация к учебе появилась. На что здесь можно опереться? В основном, на потребности каждого ребенка.

1.Например, одна из важнейших, потребность к самоуважению. Многие дети совсем не верят в свои силы, отсюда, низкая самооценка и нежелание даже пытаться добиться успеха.

Ч то нужно сделать? Ввести ребенка в его зону ближайшего развития.

(Понятие, введённое Л. С. Выготским и означающее расхождение между уровнем существующего развития ребёнка (какую задачу он может решить самостоятельно) и уровнем потенциального развития, которого он же способен достигнуть под руководством педагога и в сотрудничестве со сверстниками. Или, как писал Л. С. Выготский: «обучение ведёт за собой развитие».)

Это значит, что необходимо под руководством учителя создать ситуацию успеха в решении учебной задачи и получить положительную эмоцию. Эмоции, в отличие от чувств кратковременны, поэтому их необходимо закреплять, пусть у ребенка вырастут «крылья». И сразу после этого – рефлексия, то есть осознание ребенком своего успеха, его реальной возможности. К рефлексии ребенка необходимо направлять и делать ее обычным мыслительным процессом, а не искусственным, механическим действием.

При этом категорически нельзя подчеркивать простоту учебной задачи, это может снизить самооценку еще больше. Задания необходимо видоизменять и постепенно усложнять, неудачи не умалчивать и разбирать их причины. Кроме того, нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, только с его предыдущими работами.



Вторая потребность ребенка – это уважение старшего, уважаемого взрослого. Всегда необходимо помнить, что любовь и уважение создают чувство защищенности, базово необходимое ребенку. Не унижать за ошибки, не ругать за погрешности. Объяснять. Тогда будет доверие и желание ребенка заслужить похвалу, улыбку и хорошую оценку.

Третья потребность – это потребность в социуме. Быть принятым социумом не такая простая задача для человека в любом возрасте. Давно доказана важность общества для человека, но не всем это легко дается. Причин множество, но не будем на этом останавливаться в данной статье. Как использовать эту потребность в школе? Искусственно «вставить» ребенка в группу нельзя, группа может игнорировать «слабого» и «неуспешного», что будет иметь печальные последствия, вплоть до депрессий. Здесь поможет работа в минигруппах по два-три человека, подобранных по предпочтению самих детей. Очень желательно использовать творческие, креативные работы. Часто дети неуспевающие в одной деятельности очень успешны в другой, это может повысить статус ребенка в классе и с пособствовать его принятию в коллектив. В ответ, ребенок старается принять правила «успешной» группы, появляется мотивация к учебной деятельности.

Каждый ребенок индивидуален и требует соответствующего подхода, но на какую бы потребность мы как педагоги не опирались, важно научить ребенка рефлексии и построению адекватной самооценки.

Без этого мы не сформируем мотивационную сферу. Чаще всего, при этом, мы обращаемся к родителям, требуя, чтобы они «подталкивали» ребенка к учебе.

«Когда мы наблюдаем за ходом развития ребёнка в школьном возрасте и за ходом его обучения, мы действительно видим, что всякий предмет обучения всегда требует от ребёнка больше, чем он может на сегодняшний день дать, т.е. ребёнок в школе ведёт деятельность, которая заставляет его подниматься выше самого себя. Это всегда относится к здоровому школьному обучению. Ребёнка начинают обучать письму тогда, когда у него ещё нет всех тех функций, которые обеспечивают письменную речь. Именно поэтому обучение письменной речи и ведёт за собой и вызывает к жизни развитие этих функций. Это фактическое положение вещей имеет место всегда, когда обучение является плодотворным. Неграмотный ребёнок в группе грамотных детей будет так же отставать в своём развитии и в своей относительной успешности умственной деятельности, как грамотный - в группе неграмотных, хотя для одного продвижение в развитии и успешности затруднено тем, что обучение для него слишком трудно, а для второго - тем, что оно слишком легко. Эти противоположные условия приведут к одинаковому результату: в том и в другом случае обучение совершается вне зоны ближайшего развития, хотя один раз оно расположено ниже, а другой раз - выше её. Обучать ребёнка тому, чему он не способен обучаться, так же бесплодно, как обучать его тому, что он умеет уже самостоятельно делать». Выготский Л.С., Мышление и речь, М., «Лабиринт», 1999 г., с. 233-234.