Методическая статья «Результативность работы школьного пресс-центра»
Я являюсь руководителем школьной пресс-студии «Звонок» с 2000-го года. Основным содержанием программы литературной пресс-студии "Развивайте дар слова" является изучение и овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, касающимися публицистического и художественного стилей речи на основе их сходства.
Программа пресс-студии является продолжением программы «Юный журналист»; в среднем ребята уже познакомились с некоторыми газетными жанрами, осуществляли самостоятельные творческие опыты и достигли определенных успехов.
Учащиеся старших классов, продолжают обучение по данной программе и организовывают работу школьного пресс-центра. Этим учащимся, уже имеющим творческий опыт и определенный уровень развития речи, легче осуществлять работу школьного пресс-центра, деятельность которого очень актуальна для подростков.
В настоящее время чрезвычайно расширилось социальное пространство, в котором протекает жизнедеятельность подростков и сферы, влияющие на их образ мысли.
Поэтому в этом возрасте необходимо обеспечить подростков достоверной информацией для их полноценного становления и развития, создать условия для непосредственного участия ребят в средствах массовой информации.
Данная программа имеет значение в формировании у воспитанников творческой преобразующей деятельности.
Большое внимание уделяется изучению поэзии как разновидности художественного текста.
Цель:
- создание условий для речевого развития учащихся на основе изучения текста с точки зрения общественной функции воздействия, самоопределения и самовыражения личности подростков через включение в различные формы журналистской деятельности.
Программа разделена на два курса:
- 1-й курс рассматривает публицистический стиль как отражение литературного языка;
- 2-й курс сопоставляет художественный стиль речи с публицистическим на основе идентичности по функции воздействия, богатству языковых средств, по схожести целей.
В ходе работы школьного пресс-центра систематически выпускается школьная газета «Звонок», которая на протяжении многих лет является призёром и победителем районных фестивалей детской прессы, призёром ежегодных районных конкурсов тематических газет «Экология и спорт», «Здравствуй, племя, младое, незнакомое…», «Салют, Победа!, «За здоровый образ жизни», «Моё детское объединение» и т. д. В ходе работы в редакции газеты ребята овладение навыками написания текстов публицистического стиля, знанием специфики газетной работы, умение соединять художественный стиль с публицистическим. На стыке двух стилей речи появляются такие творческие работы, как поэтический этюд на общественно-политическую тему; поэтическая миниатюра, отражающая в художественном преломлении насущные проблемы современной жизни; поэтический отклик проблемного характера, вызывающий к дискуссии. Эти формы публицистичны по своей направленности и художественны по своей форме.
Лучшие работы старшеклассников, в которых ребята реализуют умение воздействовать на читателя при помощи богатства языковых средств и образности, публикуются в различных районных, городских и областных изданиях: ежемесячно – в районной молодёжной газете «Катит» и приложении «Учитель – вечный просветитель», в районной газете «Слава труду». Эти работы неоднократно побеждали в конкурсе на лучшую детскую публикацию.
Новым этапом работы школьного пресс-центра стало сотрудничество с нашими шефами, с газетой «Горняк»: ребята посещают мастер-классы профессиональных журналистов, проводятся совместные занятия, экскурсии, ребята имеют возможность публиковать свои работы. В перспективе у нас - создание молодёжной рубрики или странички. Также посещают школу юнкоров при газете «Слава труду», сотрудничают с городским радио-центом, неоднократно побеждали в конкурсе на лучшую школьную радиопрограмму.
О целесообразности представленной работы говорят и те внутренние изменения, которые произошли в ребятах. С уверенностью можно сказать, что выросла духовная культура, культура чувств, культура слова,, осуществляется процесс творческого самовыражения
Я могу сказать, что мои ребята услышаны и поняты – а это главное.
Проблема «человеческой глухоты», черствости, непонимания – не только проблема социальная и нравственная, но и педагогическая. Как часто мы просто-напросто не хотим услышать ребенка! Именно об этом говорит в своем поэтическом этюде Анжела Вдовенко, в прошлом одна из активисток моего пресс-центра, она окончила факультет журналистики и продолжает работать я этом направлении в краевых изданиях. Сейчас прозвучит одна из лучших работ, вошедших в наш поэтический сборник.
О тишине…
Проходит мода на одних, приходят крикуны другие.…Не слышат, а возносят их эпохи, на ухо тугие. Но от колонок, децибел душа спасенья не находит. От сердца кто сказать хотел, тотчас на шепот переходит. Как трудно говорить начать среди грохочущего века! И стала мерой человека способность всех перекричать. Фальшиво воет человек и трет глаза сухие луком…Пусть будет 21 век столетьем с абсолютным слухом. И стихнет плач, и смолкнет смех, и тишина сердца разбудит.…В той тишине услышан будет и тот, кто скажет тише всех.
Каждый человек живет в необоримом стремлении к счастью. А в чем это счастье? В стремлении к материальным благам? В карьерном росте? В завоевании авторитета? А может быть, в жажде прекрасного?
Творческое кредо Ивана Сергеевича Тургенева «Красота разлита повсюду» учит нас видеть прекрасное в обыденном. И мои ребята, вступая в мир, «открытый настежь бешенству ветров», должны испытывать эту жажду прекрасного, должны стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию, уметь оценивать по достоинству даже обычные жизненные явления, ощущать новизну удовольствия жить полно и насыщенно в каждый момент существования.
Всему этому способствует литературное творчество.
Попытка «высветлить» личность ребенка через приобщение к литературному творчеству – моя главная задача как педагога.