Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Павловская основная общеобразовательная школа
ТИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Автор: учитель иностранных языков Т. И. Амирбекова
Педагогическая технология — это система теоретически обоснованных принципов и правил, а также соответствующих им приемов и методов эффективного достижения педагогом целей обучения, воспитания и развития школьников.
В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г. К. Селевко и представил в виде классификационных групп. Многообразие типологий обусловлено различными критериями их выделения.
По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и др.
По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии.
По позиции и отношению к ребенку со стороны взрослых в образовательном процессе: авторитарные, дидактоцентрические, личностно-ориентированные, гуманно-личностные, технологии сотрудничества.
По категории обучающихся: массовая, продвинутого уровня, гимназического, лицейского образования и др.
По типу организации и управления познавательной деятельностью В. П. Беспалько предложена такая классификация, когда взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным
(фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств).
По критерию способ-метод-средство: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, диалоговые, коммуникативные, игровые, творческие, программированного, проблемного, развивающего, саморазвивающего обучения, и др.
Наиболее оптимальными для гуманитарного подхода можно считать диалоговые, игровые, проективные, исследовательские технологии.
Исходя из опыта работы наиболее актуальными при обучении немецкому языку считаю следующие типы педагогических технологий: личностно-ориентированные, технологии сотрудничества, диалоговые, игровые, проектные, исследовательские. В своей работе я широко использую личностно-ориентированные технологии, в основе которых лежит обучение в сотрудничестве и метод проектов, который предполагает активное использование современных информационных технологий. Это позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению немецкого языка, дать возможность учиться с интересом и раскрыть скрытые потенциальные возможности каждого ребенка. Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить любую проблему в результате самостоятельных действий учащегося с обязательной презентацией этих результатов. Проектная работа обусловлена следующими причинами:
- необходимостью не столько передавать учащимся набор определенных знаний, но и научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться полученными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
- актуальностью приобретения коммуникативных навыков и умений, то есть умений работать в разнотипных группах, исполняя при этом различные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника);
- актуальностью коммуникативного процесса, знакомства с разными культурами, нравами, обычаями, разными точками зрения на одну проблему;
- значимостью умения использовать исследовательские методы: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, делать выводы и заключения.
Метод проектов использую с начального этапа обучения, в итоге этот метод дает прекрасные результаты: все проекты используются на уроках в качестве наглядности и дидактического материала; повышается их уровень культуры; устанавливаются межпредметные связи; растет самооценка личности; учащиеся учатся добывать знания; получают опыт владения современными компьютерными технологиями; дети расширяют границы владения языком, получая опыт от практического его использования. Проектная работа ставит учащегося в ситуацию реального использования изучаемого языка, способствует осознанию целей и возможностей изучения иностранного языка в его собственной деятельности и включает процесс освоения иностранным языкам в продуктивную творческую деятельность.
Основная идея технологии сотрудничества заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ребята объединяются в группы по 3 -4 человека, им дается одно задание при этом оговаривается роль каждого. Каждый учащийся отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы. Внедрение информационных технологий в обучение значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации.
Применение развивающих технологий на уроках немецкого языка позволяет использовать разного рода творческие задания, которые полезны и актуальны. Творчество перестает быть уделом единиц. Каждый ребенок по своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности. Даже слабые ученики всегда с удовольствием выполняют творческие задания, т.к. есть возможность проявить свои индивидуальные способности. За такие работы я ставлю две оценки; одну – за оформление, вторую – за материал на немецком языке. Исходя из опыта, выделяю два типа творческих работ: обязательные и по желанию. В 7 классе при изучении темы «Моя Родина» я предлагаю ребятам нарисовать любимое место в нашем селе и рассказать о нем на немецком языке. О Москве учащиеся пишут рефераты и защищают их. При изучении тем в старших классах таких, как «Литература», «Музыка», «Живопись», «Кино» и многое другое, ученики делают великолепные презентации с использованием музыки. Учащиеся среднего этапа обучения составляют кроссворды на изученную лексику: «Одежда», «Внешность», «Виды спорта», «Домашние животные», «Школьные предметы». Эти кроссворды помогают мне организовывать индивидуальные задания, соблюдать дифференцированный подход в обучении немецкому языку. На младшем этапе обучения ребята с удовольствием рисуют по заданной теме; пятиклассники – город, мое любимое время года, ученики 6 класса – иллюстрированные сочинения на тему «Осень – нескучная пора», «Овощи и фрукты», старшеклассники делают художественный перевод стихотворений. Ученики охотно делают рисунки по теме «Времена года», макеты часов и сувениры к пасхе, к рождеству проводим конкурс поздравлений на немецком языке, конкурс стенгазет, страноведческие игры и т.д.
Эффективность обучения заметно улучшается, если на уроках немецкого языка
применяю игровые технологии, которые обладают следующими функциями: средство познания; средство развития умственных действий; средство развития произвольного поведения.
Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов.
В процессе игры реализуется самое важное условие: учащиеся общаются на иностранном языке; скучное повторение какого-то грамматического правила или закрепление новой лексики в форме игры превращается в увлекательное занятие; учащиеся получают наглядное практическое применение новых знаний, этому в большей степени способствуют ролевые игры; исчезает языковой барьер, который зачастую присутствует у стеснительных людей; ценность игровых технологий и в том, что они вносят разнообразие в уроки, способствуют развитию творчества.
На уроках иностранного языка применяю следующие виды учебно-речевых игр:
фонетические, для работы с алфавитом, орфографические, лексические, грамматические. для обучения чтению, для обучения аудированию, для обучения монологической речи, для обучения диалогической речи.
Например:
1. Языковые игры
1.1 Фонетическая игра
«Слышу - не слышу». Цель: формирование навыков фонематического слуха.
Ход игры: учащиеся делятся на команды. Учитель произносит слова. Если он называет слово, в котором есть долгий гласный ... ., обучаемые поднимают левую руку. Если в названном слове есть также согласные звуки ... , поднимают обе руки.
1.2 Орфографическая игра
«Вставь букву». Цель: проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала.
Ход игры: образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово.
1.3 Лексическая игра
«Слово». Цель: активизация изученной лексики.
Ход игры: команды получают наборы карточек с буквами. Учитель произносит слово; обучаемые, у которых находятся составляющие его буквы, должны составить из карточек слово. Команда, которая быстрее и без ошибок составит слово, получает очко. Итоги игры подводятся после того, как составлено несколько слов.
1.4 Грамматические игры
1. «Модальные глаголы». Цель: автоматизация употребления модальных глаголов в устной речи.
Ход игры: образуются две команды. Одна команда придумывает предложение с заданным модальным глаголом. Другая команда должна отгадать это предложение.
С этой целью задаются вопросы типа: Можете ли вы...? Должны ли вы...? Затем это же задание выполняет вторая команда, и игра продолжается.
2. Игровые упражнения для работы с лексическим и грамматическим материалом
«Запомните предметы». Цель: запоминание и контроль лексики.
Разложить предметы на столе на 1-2 минуты. Затем накрыть бумагой и записать название предметов, которые запомнили. 3. Психологические игры для обучения навыкам и умениям лексико-грамматического оформления речевых высказываний
«Домино»
Ход игры: ученикам раздается по 4 - 6 карточек; на одной половине карточки изображена картинка, на другой половине - написано слово. Выигрывает тот, кто быстрее выложит все карточки, то есть совместит изображение со словом.
«Снежный ком»
Ich spiele Fußball gern. Und du?
Ich spiele Fußball gern. Ich spiele Eishockey gern. Und du?
Технология опыта отражает практическую значимость игры как упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца. Это хорошее средство активизации лексики, грамматики, обработки произношения.
Для получения устойчивых положительных результатов мною учитывались следующие условия:
место игры на уроке зависит от её педагогической целенаправленности;
умение преподавателя владеть игровой технологией;
уместно использовать игру, когда усвоен минимальный языковой материал;
целесообразно на уроке отводить для игры от 3-5 минут до 25 минут;
нецелесообразно применять игру на всех уроках, иначе к игре привыкают и эффективность её снижается;
игра становится более эффективной, если её сочетают с различными видами наглядности, мультимедийными техническими средствами.
Прежде чем реализовать технологию, педагогу следует хорошо усвоить ее цели, содержание и обеспечить организацию и проведение в соответствии с ее основным замыслом.
Многообразие педагогических технологий — это одна из характеристик действительности, в которой находятся современные педагоги. Технологии, построенные на основе гумманизации и демократизации педагогических отношений, в наибольшей степени позволяют раскрывать значимость гуманитарных ценностей: открытости, достоинстве и справедливости человека, пребывающего в различиях взаимозависимого мира.
Использованная литература:
1. Бордовская Н. В: Современные образовательный технологии. –М.: КНОРУС, 2010
2. Кирикова О. И ; Рец.: С.А. Баляева и др. ; О.Н. Бойко и др.: Образовательно-инновационные технологии. - Воронеж: ВГПУ, 2009
3. Турик Л.А.: Педагогические технологии в теории и практике. - Ростов н/Д: Феникс, 2009
4. Полат Е.С.: Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2010