СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая цепочка "Изучаю один-проверяю" по теме "Суффиксы существительных" (КСО)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена МД по теме "Суффиксы существительных"

Просмотр содержимого документа
«Методическая цепочка "Изучаю один-проверяю" по теме "Суффиксы существительных" (КСО)»

Методическая цепочка «Изучаю один – проверяю»


Уяснение (восприятие, осмысление, фиксация) с опорой на материальные объекты, модели, источники информации, осуществляемое во внешней речи

I. Изучаю один

ВПП

Тема: Суффиксы существительных

№ темы по табло учета

№ задания

Правило.


Инструкция, как надо действовать одному.


  1. Внимательно прочитайте правило.

  2. Ответьте последовательно на каждый вопрос.

  3. Заполните таблицу.


-ИК- (-НИК-, -ЧИК-) ИК 
Пишем, если при изменении по падежам сохраняет И (столик – столика, пальчик - пальчика) 
-ЕК- 
Пишем, если изменении по падежам имеет беглый гласный (листочек- листочка, платочек – платочка, горошек – горошка) 

-ИНК- 
Пишется в именах существительных, образованных от слов, оканчивающихся на -ина(а) (горошинка-горошина, завалинка – завалина) 
-ЕНК- 
Пишется в остальных именах существительных (вишенка, песенка) 
Искл. Горлинка 

-ИЗН-, -ИН-, -ИНСТВ- 
В этих суффиксах всегда пишется и, н бывает суффиксов -езн-, -ен- (белизна, желтизна, тишина, большинство, вышина)

-ЕСТВ- 
Единообразное написание (человечество, творчество, студенчество) 

-ЕЦ- 
В сущ. мужского рода (боец) и В сущ. среднего рода, если ударение падает на слог после суффикса (пальтецо, письмецо) 
-ИЦ- 
В сущ. женского рода (владелица) и в сущ. среднего рода если ударение предшествует суффиксу (платьице, креслице) 

-ИЧК- 
В сущ. женского рода, образованных от слов с суффиксом -иц- (лестничка (лестница), пуговичка (пуговица)). 
-ЕЧК- 
В остальных случаях (троечка, Ванечка, времечко) 

-ОНЬК- , -ЕНЬК- 
После твёрдых согласных пишем -оньк- (лисонька) 
После мягких согласных, шипящих и гласных -еньк- (тученька, Зоенька) 

-ЧИК- 
После согласных т, д, с, з, ж (перевозчик, разносчик) 
-ЩИК- 
После остальных согласных (банщик, фонарщик) 

Суффиксы существительных со значением лица не меняются. 

-ИСТ- (шахматист), 
-НИК- (дворник), 
-НАВТ- (космонавт), 
-ЕЦ- (молодец), 
-ЁР- (комбайнёр), 
-ТЕЛЬ- (учитель); 

-ЕН- пишем в разносклоняемых существительных (время, бремя, семя, вымя, стремя, пламя, племя, темя, знамя, имя) 
Например: семени, времени. 




Вопросник.
1) Как правильно разбирать слова по составу?

2)Как найти суффикс в слове?

3)На какие вопросы отвечает имя существительное?

4) Как определить падеж имени существительного?

5)Как определить беглый гласный?

6) Как определить род имени существительного?

7) Как различить гласные и согласные?

8) Как различить твёрдые, мягкие?

9) Как определить шипящие согласные?

10) Как определить склонение имени существительного?

11) Заполните таблицу, используя информацию из изученного правила.

Суффикс

Правило

Пример

-ИК- (-НИК-, -ЧИК-) ИК 



-ЕК- 

Пишем, если при изменении по падежам сохраняет И

Пишем, если изменении по падежам имеет беглый гласный

столик – столика, пальчик - пальчика


листочек- листочка, платочек – платочка, горошек – горошка

….























































12) Образуйте имена существительные с помощью следующих суффиксов:

а) -ек, -чик, -т: апельсин, абажур, барабан, внук, горох, диван.

б) -ец, -иц(а): Гвинея, Голландия, гололед, доход.

в) -ец(о), -иц(е), -ц(-е): белье, здоровье, именье, копье, кресло.

г) -ечк, -ичк- (иц + к): блюдо, брошь, Ваня, душа, книга, лестница, луковица.

д) -енк-, -еньк-, -инк-, -к-: басня, башня, береза, бусина, волосы, горошина, душа, диковина.

13) Образуйте имена существительные с помощью одного из суффиксов: -шик-, ышк-, юшк-. Обозначьте суффиксы и окончания.

Вор, горе, горло, гость, гостья, доля, дума, детина, жена, завод.

14) От следующих слов образуйте существительные с суффиксами -чик, -щик, -льщик.

Бакен, барабанить, бетон, водопровод, возить, вязать, грузить.


Порядок разбора слова по составу.

  • Определить слово как часть речи.

  • У изменяемого слова найти окончание и определить его значение. ...

  • Указать основу слова.

  • Выделить корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова) или корни в сложных словах.

  • Выделить приставки и суффиксы (если они есть).






Отработка с опорой на материальные объекты, модели, источники информации, осуществляемая во внешней речи

II. Отработка

Работа в паре с опорой

Тема: Суффиксы существительных

№ темы по табло учета

№ задания

Карточка 1.


Инструкция, как надо действовать в паре.

1)Первый ученик записывает в своей тетради первое слово и комментирует образование имени существительного при помощи суффикса. Напарник внимательно слушает, задает вопросы на понимание.

2)Второй ученик записывает в своей тетради второе слово и комментирует образование имени существительного при помощи суффикса. Первый внимательно слушает, задаёт вопросы на понимание.

3)Все слова записываются и комментируются поочерёдно.


Задание.

От данных слов с помощью суффиксов образуйте существительные и запишите в тетради.

Поочерёдно проговаривайте друг другу образование слова и правописание суффикса.

-Ек-, -ик-: щенок, огурец, орех, кирпич, висок, ящик, год, хрящ, платок, зонт, шалаш, василек, гвоздь.

-Ец-, -иц-: брат, мороз, метель, книга, кожа, вещь, капитал, земля, каша, коса, крупа, лужа, сестра, часть, рассказ, хлеб, варенье, сочинение, пальто, ружье, письмо, масло.

-Ин-, -изн-, -ет-, -есть-, -еств-: нищий, купец, товарищ, прямой, свежий, текучий, всхожий, живучий, певучий, юноша, меньше, достойный.

-Чик-, -щик-: бакен, баня, бетон, гонки, рассказывать, перевозить, грузить, возить, переводить, учет, шифровать, шарманка, часы, резать, кровля, фрезеровать, переплетать, забой, летать, наводить, дрессировать, перебегать, регулировать, обходить, корректировка.

-Еньк-, -оньк-: заря, шуба, нога, лапа, Зоя, Лиза, Вера.


Отработка без опоры, осуществляемая во внешней речи другому

III. Отработка

Работа в паре без опоры

Тема: Суффиксы существительных

№ темы по табло учета

№ задания


Карточка 2.

Инструкция, как надо действовать в паре.

  1. Задание выполняется в тетради без опоры на предыдущие записи.

  2. Каждый ученик вслух поочерёдно проговаривает, каким образом определяет выбор суффикса существительного.


Задание.

Вставьте пропущенные буквы, не опираясь на предыдущие записи в тетради. Поочерёдно проговаривайте друг другу условия выбора правописания суффиксов.


1. Все охотн...ки - люди утренние, все танц...ры - ночные, вечерние сущ...ства (Пришв.). 2. У разных деревьев - разные подшефные: подберез...в...ки прячутся под березами, подосин...в...ки - под осинами, а сосны и елки скрывают квартиру рыж...ка, масленка или мох...в...ка. Чтобы не повредить грибницу, срезай гриб под корень нож...ком (Над.). 3. В усадьбе пруд тоже замерз, но речка у мельн...цы все еще шумела (Кор.). 4. Терешка-куч...р никогда ничего лишнего не высказывал. Таким образом, тайна была сохранена более чем полудюж...ной заговорщиков (П.). 5. Крышка сосуда снова плотно захлопнулась, и Надежда не вылетела: этого не пожелал громоверж...ц Зевс (Кун.). 6. Ноги Зевса, одетые в сандалии, покоились на скаме...чке, поддерживаемой по краям золотыми львами (Дом.)


Отработка без опоры, осуществляемая во внешней речи себе

IV. Отработка

Работаю один вслух

Тема: Суффиксы существительных

№ темы по табло учета

№ задания

Карточка 3.

Прочитайте предложения, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов существительных, проговаривая вслух.

Задание 1.


Охотный ряд получил свое название еще в те врем...на, когда здесь разрешено было торговать дичью, приносимой подмосковными охотн...ками. На мостовой перед палатками сновали пирожн...ки, блин...ки, торговцы гречнев...ками, жаренными на постном масле. Сбитен...щ...ки разливали, по копейке за стакан, горячий сбитень - любимый тогда медовый напит...к, согревавший извоз...ков и служащих, замерзавших в холодных лавках. Старый Берестов взошел на крыльц... с помощью двух лакеев Муромского. Муромский принял соседей своих как нельзя ласковей, предложил им осмотреть перед обедом сад и зверин...ц...(П.). Если крестьянская изба напоминала своим ликом хозя...на, то огород - хозяйку: он свидетельствовал о ее характере и сноровке (Аст.). Нижняя часть пирамиды, состоящая из двадцати трех широких ступеней, являлась торжественной, парадной лестн...ц...й, ведущей со всех четырех сторон к храму. Тридцать стройных, ослепительно белых колонн окружали святил...щ... храма и несли его пирамидальную крышу (Дом.). Однажды балованный кот каба...ч...цы, хитрый сластена и подхалим, золотоглазый любим...ц всего двора, притащил из сада скворца (М. Г.).

Задание 2.

Когда-то, еще в крепостные врем...на, на Лубянкой площади появился деревянный балаган с немудреным зверинц...м и огромным слоном. Теперь на этом месте находится Политехнич...кий музей (Гил.). Большие ворота медленно открылись, и пути...ки вошли в сводчатую комнату (Волк.). Двор, некогда украшенный тремя правильными цветн...ками, обращен был в некошеный луг... (П.). В сие время за...ц выскочил из лесу и побежал полем. Берестов и стремя...ный закричали во все горло, пустили собак и следом поскакали во весь опор. Муромский, провозгласивший себя отличным наезди...ком, дал ей [лошади] волю и внутренне доволен был случаем, избавлявшим его от неприятного собеседн...ка (П.). В гости...ную втащили большую елку. Дерево наконец подняли, и оно оказалось так высоко, что нежно-зеленая верхуш...чка согнулась под потолком. Игруш...к оказалось мало. Пришлось опять сесть клеить фунт...ки, золотые орехи, привязывать к пря...н...кам и крымским яблокам серебряные верев...чки (А. Т.). Вен...ч...ки трав качались над головами и осыпали плечи желтой цветочной пылью (Пауст.). С нами был маленький мальч...к. Он был выдумщ...к, но мы, взрослые, очень любили его выдумки... (Пауст.).



Проверка.



Отработка без опоры, осуществляемая во внутренней речи

Умственные действия без опоры на речь

V-VI. Отработка

Работаю один

Тема: Суффиксы существительных

№ темы по табло учета

№ задания

Карточка 4.

Задание: выполните тест.

Тест по теме «Правописание суффиксов имен существительных»

 

 

1.                  В каком слове пишется И?

1)                 ящич...к

2)                 кресл...це

3)                 нож...нька

4)                 тяж...сть

 

2.                  В каком слове пишется И?

1)                 француж…нка

2)                 виш…нка

3)                 нищ…нка

4)                 солом…нка

 

3.                  В каком слове пишется И?

1)                 Миш...нька

2)                 помещень...це

3)                 текуч...сть

4)                 брат...ц

 

4.                  В каком слове пишется Е?

1)                 помидорч...к

2)                 мастер...ца

3)                 гостин...ца

4)                 клубоч...к

 

5.                  В каком слове пишется Е?

1)                 студенч...ство

2)                 земля-кормил...ца

3)                 крив...зна

4)                 кузнеч...к

Ключ

 1.- 2)
2.- 4)
3.- 2)
4.- 4)
5.- 1)





******

Фрагмент ТМК

Тема

Способ освоения

Примерное время (мин)

Материальный результат первичного освоения

Правописание суффиксов существительных

ВПП


Опорная схема

Работа в паре с опорой


записи в тетради


Работа в паре без опоры


Записи в карточке


Один вслух


Записи в карточке


Один


тест