Методическая цепочка «Изучаю один – проверяю»
Уяснение (восприятие, осмысление, фиксация) с опорой на материальные объекты, модели, источники информации, осуществляемое во внешней речи
I. Изучаю один
ВПП | Тема: Суффиксы существительных | № темы по табло учета | № задания |
Правило.
Инструкция, как надо действовать одному.
Внимательно прочитайте правило.
Ответьте последовательно на каждый вопрос.
Заполните таблицу.
-ИК- (-НИК-, -ЧИК-) ИК Пишем, если при изменении по падежам сохраняет И (столик – столика, пальчик - пальчика) -ЕК- Пишем, если изменении по падежам имеет беглый гласный (листочек- листочка, платочек – платочка, горошек – горошка) -ИНК- Пишется в именах существительных, образованных от слов, оканчивающихся на -ина(а) (горошинка-горошина, завалинка – завалина) -ЕНК- Пишется в остальных именах существительных (вишенка, песенка) Искл. Горлинка -ИЗН-, -ИН-, -ИНСТВ- В этих суффиксах всегда пишется и, н бывает суффиксов -езн-, -ен- (белизна, желтизна, тишина, большинство, вышина) -ЕСТВ- Единообразное написание (человечество, творчество, студенчество) -ЕЦ- В сущ. мужского рода (боец) и В сущ. среднего рода, если ударение падает на слог после суффикса (пальтецо, письмецо) -ИЦ- В сущ. женского рода (владелица) и в сущ. среднего рода если ударение предшествует суффиксу (платьице, креслице) -ИЧК- В сущ. женского рода, образованных от слов с суффиксом -иц- (лестничка (лестница), пуговичка (пуговица)). -ЕЧК- В остальных случаях (троечка, Ванечка, времечко) -ОНЬК- , -ЕНЬК- После твёрдых согласных пишем -оньк- (лисонька) После мягких согласных, шипящих и гласных -еньк- (тученька, Зоенька) -ЧИК- После согласных т, д, с, з, ж (перевозчик, разносчик) -ЩИК- После остальных согласных (банщик, фонарщик) Суффиксы существительных со значением лица не меняются. -ИСТ- (шахматист), -НИК- (дворник), -НАВТ- (космонавт), -ЕЦ- (молодец), -ЁР- (комбайнёр), -ТЕЛЬ- (учитель); -ЕН- пишем в разносклоняемых существительных (время, бремя, семя, вымя, стремя, пламя, племя, темя, знамя, имя) Например: семени, времени. |
Вопросник.
1) Как правильно разбирать слова по составу?
2)Как найти суффикс в слове?
3)На какие вопросы отвечает имя существительное?
4) Как определить падеж имени существительного?
5)Как определить беглый гласный?
6) Как определить род имени существительного?
7) Как различить гласные и согласные?
8) Как различить твёрдые, мягкие?
9) Как определить шипящие согласные?
10) Как определить склонение имени существительного?
11) Заполните таблицу, используя информацию из изученного правила.
Суффикс | Правило | Пример |
-ИК- (-НИК-, -ЧИК-) ИК -ЕК- | Пишем, если при изменении по падежам сохраняет И Пишем, если изменении по падежам имеет беглый гласный | столик – столика, пальчик - пальчика листочек- листочка, платочек – платочка, горошек – горошка |
…. | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
12) Образуйте имена существительные с помощью следующих суффиксов:
а) -ек, -чик, -т: апельсин, абажур, барабан, внук, горох, диван.
б) -ец, -иц(а): Гвинея, Голландия, гололед, доход.
в) -ец(о), -иц(е), -ц(-е): белье, здоровье, именье, копье, кресло.
г) -ечк, -ичк- (иц + к): блюдо, брошь, Ваня, душа, книга, лестница, луковица.
д) -енк-, -еньк-, -инк-, -к-: басня, башня, береза, бусина, волосы, горошина, душа, диковина.
13) Образуйте имена существительные с помощью одного из суффиксов: -шик-, ышк-, юшк-. Обозначьте суффиксы и окончания.
Вор, горе, горло, гость, гостья, доля, дума, детина, жена, завод.
14) От следующих слов образуйте существительные с суффиксами -чик, -щик, -льщик.
Бакен, барабанить, бетон, водопровод, возить, вязать, грузить.
Порядок разбора слова по составу.
Определить слово как часть речи.
У изменяемого слова найти окончание и определить его значение. ...
Указать основу слова.
Выделить корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова) или корни в сложных словах.
Выделить приставки и суффиксы (если они есть).
Отработка с опорой на материальные объекты, модели, источники информации, осуществляемая во внешней речи
II. Отработка
Работа в паре с опорой | Тема: Суффиксы существительных | № темы по табло учета | № задания |
Карточка 1.
Инструкция, как надо действовать в паре.
1)Первый ученик записывает в своей тетради первое слово и комментирует образование имени существительного при помощи суффикса. Напарник внимательно слушает, задает вопросы на понимание.
2)Второй ученик записывает в своей тетради второе слово и комментирует образование имени существительного при помощи суффикса. Первый внимательно слушает, задаёт вопросы на понимание.
3)Все слова записываются и комментируются поочерёдно.
Задание.
От данных слов с помощью суффиксов образуйте существительные и запишите в тетради.
Поочерёдно проговаривайте друг другу образование слова и правописание суффикса.
-Ек-, -ик-: щенок, огурец, орех, кирпич, висок, ящик, год, хрящ, платок, зонт, шалаш, василек, гвоздь.
-Ец-, -иц-: брат, мороз, метель, книга, кожа, вещь, капитал, земля, каша, коса, крупа, лужа, сестра, часть, рассказ, хлеб, варенье, сочинение, пальто, ружье, письмо, масло.
-Ин-, -изн-, -ет-, -есть-, -еств-: нищий, купец, товарищ, прямой, свежий, текучий, всхожий, живучий, певучий, юноша, меньше, достойный.
-Чик-, -щик-: бакен, баня, бетон, гонки, рассказывать, перевозить, грузить, возить, переводить, учет, шифровать, шарманка, часы, резать, кровля, фрезеровать, переплетать, забой, летать, наводить, дрессировать, перебегать, регулировать, обходить, корректировка.
-Еньк-, -оньк-: заря, шуба, нога, лапа, Зоя, Лиза, Вера.
Отработка без опоры, осуществляемая во внешней речи другому
III. Отработка
Работа в паре без опоры | Тема: Суффиксы существительных | № темы по табло учета | № задания |
Карточка 2.
Инструкция, как надо действовать в паре.
Задание выполняется в тетради без опоры на предыдущие записи.
Каждый ученик вслух поочерёдно проговаривает, каким образом определяет выбор суффикса существительного.
Задание.
Вставьте пропущенные буквы, не опираясь на предыдущие записи в тетради. Поочерёдно проговаривайте друг другу условия выбора правописания суффиксов.
1. Все охотн...ки - люди утренние, все танц...ры - ночные, вечерние сущ...ства (Пришв.). 2. У разных деревьев - разные подшефные: подберез...в...ки прячутся под березами, подосин...в...ки - под осинами, а сосны и елки скрывают квартиру рыж...ка, масленка или мох...в...ка. Чтобы не повредить грибницу, срезай гриб под корень нож...ком (Над.). 3. В усадьбе пруд тоже замерз, но речка у мельн...цы все еще шумела (Кор.). 4. Терешка-куч...р никогда ничего лишнего не высказывал. Таким образом, тайна была сохранена более чем полудюж...ной заговорщиков (П.). 5. Крышка сосуда снова плотно захлопнулась, и Надежда не вылетела: этого не пожелал громоверж...ц Зевс (Кун.). 6. Ноги Зевса, одетые в сандалии, покоились на скаме...чке, поддерживаемой по краям золотыми львами (Дом.)
Отработка без опоры, осуществляемая во внешней речи себе
IV. Отработка
Работаю один вслух | Тема: Суффиксы существительных | № темы по табло учета | № задания |
Карточка 3.
Прочитайте предложения, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов существительных, проговаривая вслух.
Задание 1. Охотный ряд получил свое название еще в те врем...на, когда здесь разрешено было торговать дичью, приносимой подмосковными охотн...ками. На мостовой перед палатками сновали пирожн...ки, блин...ки, торговцы гречнев...ками, жаренными на постном масле. Сбитен...щ...ки разливали, по копейке за стакан, горячий сбитень - любимый тогда медовый напит...к, согревавший извоз...ков и служащих, замерзавших в холодных лавках. Старый Берестов взошел на крыльц... с помощью двух лакеев Муромского. Муромский принял соседей своих как нельзя ласковей, предложил им осмотреть перед обедом сад и зверин...ц...(П.). Если крестьянская изба напоминала своим ликом хозя...на, то огород - хозяйку: он свидетельствовал о ее характере и сноровке (Аст.). Нижняя часть пирамиды, состоящая из двадцати трех широких ступеней, являлась торжественной, парадной лестн...ц...й, ведущей со всех четырех сторон к храму. Тридцать стройных, ослепительно белых колонн окружали святил...щ... храма и несли его пирамидальную крышу (Дом.). Однажды балованный кот каба...ч...цы, хитрый сластена и подхалим, золотоглазый любим...ц всего двора, притащил из сада скворца (М. Г.). |
Задание 2. Когда-то, еще в крепостные врем...на, на Лубянкой площади появился деревянный балаган с немудреным зверинц...м и огромным слоном. Теперь на этом месте находится Политехнич...кий музей (Гил.). Большие ворота медленно открылись, и пути...ки вошли в сводчатую комнату (Волк.). Двор, некогда украшенный тремя правильными цветн...ками, обращен был в некошеный луг... (П.). В сие время за...ц выскочил из лесу и побежал полем. Берестов и стремя...ный закричали во все горло, пустили собак и следом поскакали во весь опор. Муромский, провозгласивший себя отличным наезди...ком, дал ей [лошади] волю и внутренне доволен был случаем, избавлявшим его от неприятного собеседн...ка (П.). В гости...ную втащили большую елку. Дерево наконец подняли, и оно оказалось так высоко, что нежно-зеленая верхуш...чка согнулась под потолком. Игруш...к оказалось мало. Пришлось опять сесть клеить фунт...ки, золотые орехи, привязывать к пря...н...кам и крымским яблокам серебряные верев...чки (А. Т.). Вен...ч...ки трав качались над головами и осыпали плечи желтой цветочной пылью (Пауст.). С нами был маленький мальч...к. Он был выдумщ...к, но мы, взрослые, очень любили его выдумки... (Пауст.). |
Проверка.
Отработка без опоры, осуществляемая во внутренней речи
Умственные действия без опоры на речь
V-VI. Отработка
Работаю один | Тема: Суффиксы существительных | № темы по табло учета | № задания |
Карточка 4.
Задание: выполните тест.
Тест по теме «Правописание суффиксов имен существительных»
1. В каком слове пишется И?
1) ящич...к
2) кресл...це
3) нож...нька
4) тяж...сть
2. В каком слове пишется И?
1) француж…нка
2) виш…нка
3) нищ…нка
4) солом…нка
3. В каком слове пишется И?
1) Миш...нька
2) помещень...це
3) текуч...сть
4) брат...ц
4. В каком слове пишется Е?
1) помидорч...к
2) мастер...ца
3) гостин...ца
4) клубоч...к
5. В каком слове пишется Е?
1) студенч...ство
2) земля-кормил...ца
3) крив...зна
4) кузнеч...к
Ключ
1.- 2)
2.- 4)
3.- 2)
4.- 4)
5.- 1)
******
Фрагмент ТМК
№ | Тема | Способ освоения | Примерное время (мин) | Материальный результат первичного освоения |
| Правописание суффиксов существительных | ВПП | | Опорная схема |
Работа в паре с опорой | | записи в тетради |
| | Работа в паре без опоры | | Записи в карточке |
| | Один вслух | | Записи в карточке |
| | Один | | тест |