СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая цепочка "Совместно изучаю-проверяю" по теме "Суффиксы инфинитива" (КСО)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена МД по тме "Суффиксы инфинитива" (КСО)

Просмотр содержимого документа
«Методическая цепочка "Совместно изучаю-проверяю" по теме "Суффиксы инфинитива" (КСО)»

Методическая цепочка «Совместно изучаю – проверяю»


Уяснение (восприятие, осмысление, фиксация) с опорой на материальные объекты, модели, источники информации, осуществляемое во внешней речи

I. Совместное изучение

ВПП

Тема: Суффиксы глаголов неопределенной формы (инфинитива) 

№ темы по табло учета

№ задания

Правило.


Инструкция, как надо действовать в паре.

  1. Прочитайте правило в паре.

  2. Задайте друг другу вопросы на понимание.

  3. Составьте схему по правилу.

  4. Расскажите правило друг другу по составленной вами схеме.


После гласных (встречающихся только в глаголах с усекаемой основой) перед -ть пишутся буквы и или я . Буква и пишется после гласного о, напр.: стоить, строить, успокоить ; буква я после гласных а, е, у, напр.: лаять, таять, каяться, веять, надеяться, лелеять, сеять, затеять, чуять, лаять, реять, блеять, кашлять; 
Исключения: глаголы драить и клеить, где после гласных а и е не пишется буква я, а пишется и.

________ть

________ти

И пишу после О

Я пишу после а, е, у


Исключения: драить и клеить


Вопросы к правилу.

  1. Что такое начальная форма глагола?

  2. На какие вопросы отвечает начальная форма глагола (инфинитив)?

  3. Какой глагол мы называем глаголом с усекаемой основой?

  4. Когда в глаголе перед – ть пишется буква И?

  5. Когда в глаголе перед –ть пишется буква Я?

  6. Почему глаголы драить и клеить являются глаголами исключениями.


Отработка с опорой на материальные объекты, модели, источники информации, осуществляемая во внешней речи

II. Отработка

Работа в паре

Тема: Суффиксы глаголов неопределенной формы (инфинитива) 

№ темы по табло учета

№ задания

Карточка 1.


Инструкция, как надо действовать в паре.

  1. Первый ученик выполняет своё задание в тетради и комментирует второму. Второй внимательно слушает.

  2. Второй ученик выполняет своё задание в тетради и комментирует первому. Первый внимательно слушает.


Задание.


Используя опорную схему, определите написание гласных И, Я перед –ть (-ти) в инфинитиве, поочерёдно записывая в своей тетради и проговаривая вслух своему напарнику.


1 ученик

2 ученик

Лаять

таять

каяться

веять

надеяться

кашлять

драить


сеять

затеять

чуять

лаять

реять

блеять

клеить


Схема: Правописание гласных И, Я в инфинитиве.

________ть

________ти

И пишу после О

Я пишу после а, е, у


Исключения: драить и клеить


Отработка без опоры, осуществляемая во внешней речи другому

III. Отработка

Работа в паре

Тема : Суффиксы глаголов неопределенной формы (инфинитива) 

№ темы по табло учета

№ задания


Карточка 2.


Задание.

Поочерёдно читая слова, распределите их с два столбика по образцу, запишите в тетради. Комментируйте друг другу свой выбор без опоры на схему.


Пишу И перед -ть

Пишу Я перед -ть







Кле_ть, ка_ться, вял_ть, кашл_ть, стро_ть, жал_ть, ве_ть, беспоко_ться, осил_ть, се_ть, брос_ть, ча_ть, бле_ть, езд_ть , чу_ть, ман_ть, ла_ть, мет_ть, сто_ть, молв_ть, наде_ться, леле_ть, побед_ть, ре_ть, та_ть.




Отработка без опоры, осуществляемая во внешней речи себе

IV. Отработка

Работаю один

Тема: Суффиксы глаголов неопределенной формы (инфинитива) 

№ темы по табло учета

№ задания

Карточка 3.

Задание:

Выберете и запишите только те слова, которые относятся к изученному правилу. Вставьте пропущенные буквы. Укажите проверочные слова (глагол в форме инфинитива), проговаривая условия выбора самому себе.

Леле...л, наде...лся, послыш...лся, всматрив...лся, вид...лся, обид...л, знач...л, та...л, оконч...л, повес...л, вылеч...л, ненавид...л, спор...л, кле...л, стро...л, се...л.





Отработка без опоры, осуществляемая во внутренней речи

Умственные действия без опоры на речь

V-VI. Отработка

Работаю один/ВТ/Тренаж в паре

Тема Суффиксы глаголов неопределенной формы (инфинитива) 

№ темы по табло учета

№ задания

Карточка 4.

Задание:

Самостоятельно составьте словосочетания с данными глаголами, вставляя пропущенную букву.

чу_ть, ман_ть, ла_ть, мет_ть, леле_ть, побед_ть, ре_ть, та_ть.



******

Фрагмент ТМК


Тема

Способ освоения

Примерное время (мин)

Материальный результат первичного освоения

Суффиксы глаголов неопределенной формы (инфинитива) 

ВПП


Опорная схема

Работа в паре с опорой



Записи в тетради


Работа в паре без опоры


Записи в тетради


Один вслух


Записи в тетради


Один


Записи в тетради