СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические аспекты реализации воспитательного потенциала на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы и методы реализации воспитательного потенциала на уроках химии

Просмотр содержимого документа
«Методические аспекты реализации воспитательного потенциала на уроках химии»














Методические аспекты реализации воспитательного потенциала на уроках химии






















СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..

3

ГЛАВА 1


§ 1.1 Реализация воспитательного потенциала учебного предмета «Химия» ………………………………………………….....


5

ГЛАВА 2


§ 2.1 Воспитание экологической культуры………………………...

7

§ 2.2 Гражданско-патриотическое воспитание ……………………

11

§ 2.3 Трудовое воспитание …………….……………………………..

12

§ 2.4 Профессиональное воспитание ……………………………….

13

§ 2.5 Экономическое, правовое и эстетическое воспитание …….

13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..

14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………

15

ПРИЛОЖЕНИЯ





























ВВЕДЕНИЕ

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности учащегося. В Кодексе Республики Беларусь об образовании воспитание определено как «целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося» [3, с. 16-18].

Более того, отметив назначение урока в передаче и овладении научных знаний о жизни, педагог не может иначе смотреть на урок, как на элемент воспитания личности, познающей закономерности жизни и строящей свою жизнь с учетом данных закономерностей. Объективность научных сведений гарантирует реальность планируемого результата. В таком ракурсе освещения урок обретает свою огромную роль в становлении и развитии личности учащегося. Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего учащегося образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма. Профессионализм учителя заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности.

Проблема воспитательного потенциала учебного занятия затрагивает различные стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной школы. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, которые позволяют ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования [4, с. 2-3]. И отсюда вытекает роль учебного занятия как элемента воспитательной системы.

Многие полагают, что воспитание осуществляется только такими предметами как литература, обществоведение, технология, история. Однако с этим нельзя согласиться, так как воспитательный потенциал каждой дисциплины, каждого предмета велик. В один ряд с этими предметами, рассматривая их воспитательной возможности, можно поставить и химию. Благодаря своей специфике, разнообразию материала, разнообразию форм, методов, приемов обучения химия с легкостью совмещает решение как задач обучения и развития, так и воспитания школьников. Чтобы развеять бытующее мнение о воспитательной незначимости химического образования, необходимо раскрыть воспитательные возможности химического образования школьников.

Целью написания данного реферата является методическое обоснование воспитательного потенциала учебного предмета «Химия» и установление взаимосвязей между его содержанием и воспитательными задачами, стоящими перед учреждениями общего среднего образования.












ГЛАВА 1

§ 1.1. Реализация воспитательного потенциала учебного предмета «Химия»

.

В 2023/2024 учебном году актуальными остаются реализация в образовательном процессе воспитательного потенциала учебного предмета «Химия», формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к созидательному труду как главному условию развития белорусского государства. Решение этих задач должно способствовать формированию атмосферы мира и согласия в белорусском обществе и напрямую связано с достижением учащимися личностных образовательных результатов, отраженных в образовательных стандартах и учебной программе по учебному предмету [2, с.4-5].

Отбор учебного материала для уроков химии необходимо осуществлять с учетом его воспитательного воздействия на учащихся.

В содержании учебного предмета «Химия» в наибольшей мере на достижение личностных образовательных результатов ориентированы следующие темы: «Реакции горения», «Охрана окружающей среды» (VII класс), «Окислительно-восстановительные реакции вокруг нас», «Вода и растворы в жизни и деятельности человека» (VIII класс), «Химия и защита окружающей среды» (IX класс), «Природные источники углеводородов и их использование», «Белки» (X класс), «Роль химии в развитии цивилизации», «Химическая промышленность Республики Беларусь в интересах устойчивого развития страны», «Охрана окружающей среды от вредных воздействий химических веществ», «Зеленая химия» (XI класс).

Вместе с тем при изучении каждой темы необходимо создавать условия для формирования у учащихся научного мировоззрения; осознания роли химии в познании мира и практической деятельности; уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, ответственного отношения к окружающей среде.

При подборе дидактического материала для учебных занятий рекомендуется отдавать предпочтение заданиям, направленным на формирование у учащихся экологической культуры, культуры безопасности жизнедеятельности, ценностного отношения к своему здоровью.

Реализации воспитательного потенциала учебного предмета «Химия» способствует использование следующих приемов:

установление межпредметных связей химии с другими науками – историей, географией, математикой, физикой, лингвистикой;

изучение материалов о научных открытиях, личностных качествах и заслугах ученых, в том числе белорусских;

включение в содержание учебных занятий материала, позволяющего раскрыть сущность экологических проблем и способы их решения (о предельно допустимой концентрации опасных веществ; источниках загрязнений и мерах по обеспечению экологической безопасности; замене традиционных химических производств технологиями «зеленой химии»);

формирование навыков грамотного и безопасного обращения с веществами, необходимыми в повседневной жизни (ознакомление с информацией о веществах бытовой химии, опыты с ними);

включение в содержание обучения информации о развитии химической науки в нашей стране, роли химической промышленности в экономике Республики Беларусь;

демонстрация важности химических знаний в выборе профессии, связанной с химией, раскрытие перспектив данного выбора на примере учреждений образования Республики Беларусь.

С целью реализации воспитательного потенциала учебного предмета рекомендуется использовать активные методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций, деловая игра, мозговой штурм, дискуссия, решение практико-ориентированных задач.



ГЛАВА 2

§ 2.1. Воспитание экологической культуры

На уроках химии, факультативных занятиях и внеклассных мероприятиях по химии в большей степени можно уделить внимание экологическому, гражданско-патриотическому, правовому экономическому, профессиональному, трудовому, эстетическому воспитанию.

Воспитание экологической культуры без химических знаний невозможно. Именно поэтому на уроках химии мы говорим об источниках кислотных дождей, рассматриваем их влиянии на природу, на объекты, созданные человеком. В старших классах обязательно рассматриваем проблемы утилизации бытового, строительного мусора, т.к. эти знания жизненно важны.

Изучая состав, строение и свойства отдельных веществ, обязательно говорим об их положительном и отрицательном биологическом значении.

сех главах курса химии можно затронув аспекты экологического

В 711 классах практически во всех главах курса химии можно рассмотреть множество вопросов, затронув аспекты экологического воспитания. Например:

VIIVIII классы.

Введение. Взаимосвязь экологии и химии. Создание экологически безопасных технологий.

Первоначальные химические понятия. Вещества-загрязнители и их источники.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Понятие о биогенных элементах, их положение в периодической системе. Распространенность химических элементов в природе, содержание в живых организмах, степень проявления токсичности, возможность биологической взаимозаменяемости. Изотопы. Проблемы радиоактивного загрязнения природной среды: причины, последствия, возможные пути решения.

Химическая связь. Зависимость биологических функций веществ от их состава, строения, видов связи, типов кристаллических решеток, химических свойств.

Кислород. Масштабы использования кислорода в промышленности, быту, энергетике. Продукты полного и неполного сгорания веществ как загрязнители окружающей среды. Роль зеленых растений в поддержании постоянного состава атмосферного воздуха. Приемы поддержания чистоты воздуха в помещениях.

Водород. Водород как источник экологически чистой тепловой энергии в будущем. Гидриды металлов – источники водородного топлива для автомобилей сегодня.

Кислоты. Соли. Роль кислот и солей в организме человека. Закисление организма – одна из причин быстрого и преждевременного старения. Кислотные дожди: причины, последствия и пути предупреждения. Засоление почвы и воды как фактор ухудшения качества природной среды.

Вода. Основания. Растворы. Химический состав природных вод. Основные источники загрязнения водных бассейнов. Водоочистительные станции. Методы, применяемые для очистки воды, и их эффективность. Внедрение бессточных процессов, работающих по замкнутому циклу. Охрана природных вод.

Обобщение сведений о важнейших классах неорганических веществ. Неорганические вещества в быту, промышленности, медицине. Экологические требования к качеству производимой продукции. Техногенные источники веществ – загрязнителей биосферы. Важнейшие природоохранные меры.

IX КЛАСС.

Электролитическая диссоциация веществ. Применение электролитов в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, быту. Механизм закисления почв, воды. Понятие о буферных системах и их роли в самоочищении водоемов. Окислительно-восстановительные реакции как источники появления токсичных веществ в природной среде.

Подгруппа кислорода. Озон – сильнейший окислитель. Сера как элемент, входящий в состав веществ – загрязнителей природной среды. Сероводород и оксиды серы как загрязнители природной среды. Последствия образования сернокислотных дождей (влияние на водоемы, хвойные породы деревьев). Промышленные способы обезвреживания оксидов серы и сероводорода.

Подгруппа азота. Применение жидкого азота для утилизации вышедшей из употребления продукции. Аммиак как загрязнитель окружающей среды. Положительное и отрицательное воздействие аммиака и его соединений на живые организмы. Производство аммиака как примере экологически чистой технологии. Проблемы накопления оксидов азота в атмосфере, их участие в фотохимическом смоге, образовании кислотных дождей. Химические методы очистки газообразных выбросов, содержащих оксиды азота.

Подгруппа углерода. Адсорбция как один из методов улавливания отравляющих веществ. Оксиды углерода - загрязнители атмосферы. Влияние углекислого газа на жизнедеятельность организмов; снижение фотосинтеза у растений и ухудшение дыхания у животных, человека. Отравляющее действие угарного газа. Парниковый эффект: причины возникновения, возможные последствия и пути их предотвращения. Соединения кремния как загрязнители среды обитания живых организмов.

Общие свойства металлов. Двойственная роль ионов металлов в природе в зависимости от их концентрации. Коррозия - фактор загрязнения окружающей среды. Влияние продуктов коррозии на обитателей водоемов.

Металлы I-III групп. Кальций, магний - макроэлементы, входящие в состав животных и растительных организмов. Загрязнение среды обитания замена кальция на стронций в организмах человека и животных. Влияние алюминия на нервную система человека. Отрицательное действие алюминии на дыхательную систему рыб.

Железо. Соединения железа. Общетоксическое действие солей двухвалентного железа на организм человека.

Металлургия. Основные природоохранные мероприятия, предусмотренные в доменном производстве. Внедрение на металлургических предприятиях прогрессивного метода получения стали прямым восстановлением железа из руды – путь к сохранению природной среды. Понятие о безотходном производстве.

X КЛАСС.

Введение. Проблема загрязнения окружающей среды органическими веществами, не свойственными живой природе. Некоторые пути ее решения.

Предельные углеводороды. Двойственная роль метана в биосфере: источник углерода для метанокисляющих бактерий и загрязнитель- разрушитель озонового слоя Земли. Фреоны загрязнители окружающей среды.

Непредельные углеводороды. Полиэтилен и полипропилен как примеры стойких загрязнителей природной среды.

Ароматические углеводороды. Влияние ядохимикатов на наследственность человека. Биологические способы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур и сорняками.

Природные источники углеводорода. Загрязнение биосферы продуктами сгорания природного газа, нефти, нефтепродуктов, угля. Парниковый эффект: пути решения проблемы.

Кислородсодержащие органические соединения. Токсичность спиртов. Этанол социальный токсин. Метанол топливо будущего. Причины попадания фенолов в природную среду, их отрицательное действие на живые организмы.

Альдегиды. Карбоновые кислоты. Токсичность альдегидов. СМС как загрязнители природной среды. Способы нейтрализации СМС. Удаления их с поверхности воды.

Жиры. Совершенствование способов утилизации отходов в производстве и переработке жиров.

Углеводы. Целлюлозно-бумажная промышленность и проблемы загрязнения воздуха, водоемов.

Азотсодержащие органические вещества. Понятие о биотехнологии. Отходы биотехнологической промышленности как загрязнители окружающей среды.

XI КЛАСС.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Химический состав организма как отражение химического состава окружающей человека среды. Изменение качества среды обитания причина экологического кризиса на планете.

Неметаллы. Примеры соединений неметаллов – основных загрязнителей биосферы.

Металлы. Двойственная роль металлов в отношении живой природы. Проблема «металлизации» окружающей среды.

Экологическое воспитание также может быть реализовано через решение расчетных задач, например: «Грузовой автомобиль загрязняет воздух вредными выбросами: на каждые 10 км пути с его выхлопными газами в атмосферу попадает оксид углерода (II) массой 70 г. Каким будет объем этих вредных веществ при перевозке грузов на расстояние 250 км четырьмя автомобилями?

Ответ: 56м3 [1].

§ 2.2. Гражданско-патриотическое воспитание

Для формирования национального самосознания, любви к Родине на уроках химии следует активно использовать региональный материал. При изучении солей и минеральных удобрений полезно вспомнить про ОАО «Беларуськалий» – крупное химическое производство в г. Солигорске. При изучении процессов нефтепереработки можно совершить экскурсии на нефтеперерабатывающие заводы в г. Новополоцк и г. Мозырь.

Необходимо рассказать о полезных ископаемых, которыми богата наша страна: торф, доломит, мел, песок, железные руды и др.

Можно провести викторину по гражданско-патриотическому воспитанию:

  • Какие металлы содержатся в гильзе артиллерийского снаряда?

  • Как используется магний в военном деле?

  • Почему хранилища с жидким горючим окрашивают белой краской или серебрянкой?

  • Как использовалось стекло на войне?

  • Атом на службе мира и войны.

  • Какой металл называют воплощением надежд и тревог?

  • В чем секрет самурайских мечей?

  • Какой элемент называют «светоносцем» и почему?

  • Какой металл может «болеть чумой»?

  • Какой металл и почему называют крылатым?

  • Каков состав танковой брони?

  • Какая разница в составе бездымного и черного пороха?

  • Элемент углерод на полях войны.

  • Какое вещество люди использовали 100 лет в качестве желтой краски для шелка и шерсти, пока не узнали его взрывчатые свойства?

  • Как используется азотная кислота в военных целях?

На уроках химии я использую интерактивные квесты, которые способствуют формированию чувства патриотизма через установление межпредметных связей с другими науками – историей, географией, математикой, физикой, лингвистикой (приложение 1).

§ 2.3. Трудовое воспитание

Трудовое воспитание может быть реализовано при организации лабораторных опытов и практических работ по химии, а также при проведении учащимися домашних экспериментов. На уроках и факультативных занятиях по химии очень важно рассказать о нелегком, а порой и опасном для жизни труде ученых, «добывающих» новое знание. Ярким примером трудолюбия является Мария Склодовская-Кюри, которая вместе со своим супругом Пьером Кюри в ходе экспериментов и изучении радиоактивных элементов за 4 года переработали в сарае 8 т урановой руды. Эта хрупкая женщина отделяла порции по 20 кг, которые нагревались в огромных котлах, перемещаемых при помощи огромного железного бруса. В конце четвертого года работы им, наконец удалось выделить 0,1 г хлорида радия.  Так в ходе этих исследований были открыты новые химические элементы радий и полоний, которая Мария-Склодовская Кюри назвала в честь своей Родины. Этот факт является и примером патриотического воспитания.

§ 2.4. Профессиональное воспитание

Одним из важных видов воспитания является профессиональное воспитание.

В рамках профориентации на уроках химии в каждом разделе можно познакомить учащихся с различными профессиями, которые связанны с химией.

Тема «Строение атома и периодический закон» – ученый-химик, химик-ядерщик; тема «Основные понятия и законы химии» – лаборант химической лаборатории, лаборант химического анализа; тема «Химические реакции» – химик-технолог, эколог; тема «Растворы» – провизор, фармацевт; тема «Металлы» – металлург, гальваник и т. д.

Взяв за основу это направление, можно организовать поисковую работу по сбору информации, касающейся различных профессий с учётом местной специфики. Учащиеся могут подготовить сообщения с картинками, презентации, виртуальные экскурсии.

§ 2.5. Экономическое, правовое и эстетическое воспитание

Важным аспектом работы учителя в процессе обучения химии является и экономическое воспитание учащихся. Экономика – обеспечивает людей материальными условиями для существования: продуктами питания, жильем, одеждой. Подчеркивая роль химии для получения важнейших веществ, учитель раскрывает содержательные взаимосвязи между экономикой и химией. Множество трудов Д.И. Менделеева посвящено экономике.

С правовым воспитанием связаны все аспекты выполнения правил безопасного поведения учащихся в школьном химическом кабинете. При оформлении кабинета следует обратить внимание на оборудование рабочего места учащегося наличие и эстетика лабораторного оборудования и реагентов, но также немаловажным остаются и предметные стенды, озеленение. В результате осуществляется и эстетическое воспитание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если обобщить все требования, задачи и цели образования, а значит и воспитания в том числе, то можно сказать что в современном мире требуется обеспечение компетентности личности обучающегося. Современное образовательное учреждение призвано сформировать активную, творческую личность, выработать у выпускников умение ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, углубляя и расширяя имеющиеся знания.

Изучение учебного предмета «Химия» традиционно ориентировано не только на усвоение научного химического содержания, но и на развитие личности учащихся, включает освоение естественнонаучных аспектов культуры, ценностей и норм общества.

Анализ работы над данной проблемой показал, что потенциал химии в решении воспитательных задач велик, кроме того, у химии очень широкий круг направлений в области воспитания. Если учитель на уроке успешно раскрывает и использует воспитательный и развивающий потенциал своего предмета, у учеников формируются все необходимые компетентности, что и служит конечным ориентиром в работе системы образования.









СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аликберова, Л.Ю. Полезная химия задачи и история/ Л.Ю. Аликберова, И.С. Рукк – М. : Дрофа, 2005. – 187 с.

  2. ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2023/2024 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования». Утверждено заместителем министра образования Республики Беларусь А.В. Кадлубай 31 июля 2023 г. Приложение 14.

  3. КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ № 243-З от 13 января 2011 г. (с изменениями и дополнениями от 6 марта 2023 г.).

  4. ПРОГРАММА непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг. Утверждено Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 31.12.2020 № 312.



























Приложение 1


Викторина: «Гражданско-патриотический квест по химии»

Тема вопроса

Цена вопроса

Вопрос

Ответ

Химия и история

200

В качестве отравляющего вещества в годы первой мировой войны использовали газ, желто-зеленого цвета, что это за газ?

Хлор

400

Какой химический элемент, который может использоваться в ядерных реакторах и является важным для атомной энергетики, встречается в Беларуси в составе минералов?

Уран

600

Какой природный ресурс Беларуси был широко использован в химической промышленности в XIX - начале XX века и служил для получения удобрений и других продуктов?

Торф

800

Твердый, пористый, высокоуглеродистый продукт, образующийся при пиролизе древесины, во времена Великой Отечественной Войны использовался в противогазах

Уголь

Химия и география

200

Какой химический элемент, используемый в литий-ионных аккумуляторах, имеет промышленное месторождение в Беларуси?

Литий

400

В Витебской области расположено Красное озеро, известное своим необычным красным цветом, обусловленным высоким содержанием какого вещества?

Железо

600

Какой химический элемент, используемый в стекольной промышленности, содержится в минералах, добываемых в Полесье?

Калий

800

В национальном парке Беловежская пуща находится наиболее высокая точка Беларуси – гора Дзёмга, какой химический элемент встречается в составе горных пород этой местности?

Кремний

Химия и математика

200

Какой химический элемент, входящий в состав белорусских минеральных ресурсов, также является основой системы счисления в компьютерах?

Кремний

400

Массовое содержание каких органических веществ наибольшее в составе нефти, перерабатываемой в Республике Беларусь на нефтеперерабатывающих заводах?

Углеводороды

600

Руды с наибольшим процентным содержанием какого металла добываются на двух месторождениях – Околовском и Новоселковском в Республике Беларусь

Железо


800

На данный момент запасы этого вещества составляют 7,3 млрд тонн. При существующей ежегодной добыче — порядка 53 млн тонн — наша страна обеспечена запасами этого вещества более чем на 100 лет. Сегодня оно широко используется в качестве удобрений.

Калийные соли

Химия и экология

200

В какой белорусской природной зоне находится национальный парк "Припятский", который имеет огромное экологическое значение?

Припять

400

Какой белорусский природный объект является одним из крупнейших озер Европы и имеет особое экологическое значение?

Нарочь

600

Какие химические вещества, связаны с выбросами автомобильных выхлопов и промышленными дымами, что приводит к образованию кислотных дождей?

Оксиды серы

800

Какой белорусский природный заповедник является одним из важнейших мест для сохранения и изучения природных экосистем и биоразнообразия?

Беловежская пуща

Химия и литература

200

В каком произведении белорусского классика описываются химические эксперименты главного героя, проведенные в его домашней лаборатории?

Кастусь Калиновский

400

В произведении белорусской классики в романе "Гусляр" Ивана Луцкевича можно найти упоминание о химическом элементе «….» в контексте человеческих качеств. «…» может быть крепким и прочным, как характер человека. Что это за элемент?

Железо

600

Какое химическое вещество становится символом в рассказе Василия Быкова "Спасатель«? В рассказе описывается герой, спасатель, который работает в среде химических опасностей, и «…» становится символом жизни.

Без этого вещества невозможна жизнь всего живого.

Кислород

800

В рассказе «Смагліца ў ветрылах» Андрея Михалевича описывается изготовление органического вещества в деревенской усадьбе. Сегодня это вещество широко применяется в медицине в качестве антисептического средства. На его основе часто изготавливают медицинские настойки. Что это за вещество?

Спирт