СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические информационные рекомендации (для преподавателей) "Применение дистанционного обучения в системе дополнительного образования"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические информационные рекомендации (для преподавателей) "Применение дистанционного обучения в системе дополнительного образования"»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детско–юношеский центр»

Методические информационные рекомендации

(для преподавателей)

Применение дистанционного обучения в системе дополнительного образования

Составитель:

Андреева Светлана Анатольевна,

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДЮЦ





г. Салехард, 2020 г.

Содержание

Пояснительная записка 4

Введение

5

I. Общие вопросы дистанционного обучения

5

II. Этапы организации дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования.

8

III. Методические особенности разработки дистанционного занятия как составной части образовательной программы.

13

IV. Заключение.

17

V. Литература.

17

VI. Коллекция ссылок на образовательные Интернет-ресурсы.

18

Приложение №1. Инструкция для участников дистанционного занятия

20

Приложение №2. Инструкция для преподавателя по составлению дистанционного занятия.

22

Приложение №3. Технологическая карта с методической структурой занятия

23

Приложение №4. Технологическая карта с использованием дистанционных технологий.

24

Пояснительная записка

Обучение слушателей по программам дополнительного образования с использованием элементов дистанционного обучения (далее – ДО), дистанционных занятий, модулей, циклов, обусловлено интенсивным развитием информационных технологий в сфере образования, нарастающей актуальностью в образовательном процессе и является одним из основных инструментов реализации дистанционных образовательных технологий.

Однако, использование ДО на практике без соответствующей методической подготовки может привести к дискредитации ДО как формы обучения. Отсутствие единой концепции, недостаток практического опыта зачастую приводят к совершенно противоположным взглядам на эту форму обучения: от сведения к набору средств и

методов передачи учебной информации до ее абсолютизации и появления идей о создании виртуального учебного заведения.

В настоящих методических рекомендациях рассмотрены методики формирования как дистанционных учебных занятий, модулей, так и дистанционных циклов обучения для освоения программ дополнительного профессионального образования.

Так, для организации дистанционного курса обучения подробно рассмотрены все этапы его создания:

  • определение целевой группы обучения;

  • составление структуры и рабочей программы курса;

  • постановка учебных целей;

  • определение содержания и форм контроля знаний обучающихся;

  • разработка учебного материала;  подготовка инструкций для дистанционных обучающихся.

На начальном этапе внедрения дистанционного обучения полезными окажутся методические особенности разработки дистанционного занятия как составной части образовательной программы. Рассмотрены:

  • виды дистанционных занятий;

  • технологические аспекты подготовки и проведения ДЗ;

  • структура дистанционного занятия;

  • приведен подробный план-конспект дистанционного занятия.

В приложениях к методическим рекомендациям представлены примеры:  инструкции для слушателей дистанционного обучения;

  • инструкции для преподавателей по составлению дистанционного занятия;  шаблон технокарты занятия с использованием дистанционных технологий.

Данные методические информационные рекомендации предназначены для преподавателей, методистов, администрации отделений дополнительного профессионального образования с целью организации элементов дистанционного обучения при освоении слушателями образовательных программ повышения квалификации.

Введение

Востребованность дистанционного обучения (ДО) в дополнительном профессиональном образовании достаточно высока, и она с годами будет только расти, поскольку все больше людей желают получить полноценную профессиональную переподготовку или повысить свою квалификацию по различным направлениям специальностей, не имея возможности учиться на очных отделениях или будучи неудовлетворенными качеством образования на местном уровне.

Внедрение ДО в учебный процесс образовательной организации – одна из самых актуальных педагогических тем, обсуждаемых в ряду инноваций, которые затрагивают систему образования.

Посредством ДО возможно решить проблему привлечения дополнительного контингента обучающихся, снизить затраты на образовательный процесс, повысить качество обучения, внедрить современные интерактивные технологии, поднять имидж своей организации.

I. Общие вопросы дистанционного обучения.

Использование современных информационных технологий в учебном процессе, реализация образовательных программ с использованием дистанционного обучения является одним из важнейших приоритетов образовательной политики, который находит свое отражение в ряде документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. ст. 16;

  • Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

  • Письмо Минобрнауки России от 21 апреля 2015 г. № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме»);

  • Приказ Минобрнауки России № 22 от 20 января 2014 г. «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»;

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года. Раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 г., протокол № 36);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"».

Наряду с понятиями «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» с 90-х годов XX века существует понятие «дистанционное обучение» (ДО). У истоков ДО в России стояли видные ученые: А.А. Андреев, Е.С. Полат, А.В. Хуторской, С.А. Щенников и др.

По определению И.В. Роберт, дистанционное обучение - это педагогическая деятельность, в рамках которой организовывается интерактивное взаимодействие как между преподавателем и обучающимся (обучающимися), так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, web-сайта или web-страницы).

При этом, дистанционное обучение отражает все присущие учебному процессу компоненты:

  • цели,

  • содержание,

  • методы,

  • организационные формы,  средства обучения.

На сегодня все существующие формы получения образования (очная, заочная, очнозаочная, семейная, самообразование) могут реализовываться с использованием ДО. При этом преподаватель и обучающийся взаимодействуют либо очно, либо дистанционно (при наличии обоих вариантов сразу можно говорить о смешанном обучении).

Перед дистанционным преподавателем стоит ряд педагогических задач:

  • обучить учащихся преодолению информационных барьеров;

  • обучить сетевому этикету;

  • повысить мотивацию обучаемых;

  • создать благоприятный психологический климат и комфортные условия обучения;

  • формировать у обучающихся навык эффективного поиска и отбора информации, ее структурирования, анализа и оценки;

  • формировать навыки самооценки, сравнения получаемых в автоматическом режиме результатов с прогнозируемыми. Осуществлять самокоррекцию своей учебной деятельности, развивать навыки рефлексии;

  • модернизировать формы педагогического контроля в условиях применения новых средств обучения: сетевых учебных курсов, интерактивных обучающих компьютерных программ, тренажеров, тестов;

  • способствовать освоению обучающимися новых видов деятельности: работа в тестовом режиме, интерактивный (онлайн) режим.  осуществлять непрерывный мониторинг учебного процесса.

Опросы практикующих дистанционных учителей позволяют создать систематизацию проблем, которые они решают в ходе своей педагогической деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Систематизация проблем, решаемых дистанционным преподавателем

Вид проблем

Круг решаемых вопросов

1. Методические

  • Отбор содержания обучения для курса ДО; – формулировка целей, задач, определение средств обучения при ДО;

  • разработка методического обеспечения процесса ДО;

  • изучение и использование педагогических технологий

ДО;

  • выбор и реализация системы контроля при использовании ДО

2. Организационные

  • Формы организации и процесс взаимодействия с обучающимися в рамках дистанционного учебного процесса;

  • документационное обеспечение образовательного процесса с использованием ДО

3. Психологопедагогические

– Социально-психологическое регулирование деятельности обучаемых в условиях ДО

4. Проблемы преподавания дисциплины

  • Проведение учебных мероприятий в онлайн- и оффлайнрежимах;

  • профессиональное общение с обучающимися

5. Проблемы личностного роста

  • Повышение квалификации в области ДО;

  • участие в работе виртуальных педагогических сообществ; – участие в научно-исследовательской работе

На основе анализа видов деятельности были составлены требования к квалификации преподавателя для работы в системе ДО в виде проекта профессионального стандарта «Педагогическая деятельность в области дистанционного обучения». На базе квалификационных требований сформулированы компетенции дистанционного преподавателя.

В рамках трудовой функции «Дистанционное преподавание учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по образовательным программам» к числу основных компетенций преподавателя следует отнести:

  • компетенции владения формами организации дистанционного обучения, методами, использованием адекватных им средств коммуникаций на практике;

  • компетенции проведения дистанционного контроля обучающихся;

  • компетенции проведения учебных мероприятий с учетом психологических особенностей поведения обучающихся в виртуальной среде;

  • компетенции организации и проведения рефлексии и анкетирования дистанционных обучающихся;

  • компетенции организационной деятельности при ДО, в том числе умение анализировать учебную ситуацию, ориентироваться в этических нормах взаимоотношений дистанционных преподавателей и обучающихся;

  • компетенции самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации (социальные сети, виртуальные профессиональные сообщества, электронные библиотеки, LMS, виртуальные миры, технологии WEB 2.0 и др.), способности оценивать собственные профессиональные возможности в области совершенствования ДО, навыки самоорганизации.

Организационно-педагогическое обеспечение подготовки преподавателя для работы в системе ДО, помимо требований к его квалификации и перечня компетенций, включает модель курса повышения квалификации и описание этапов его проведения.

II. Этапы организации дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования

Этап 1. Определение целевой группы, которую предполагается обучать дистанционно.

Перед началом обучения необходимо выявить целевую аудиторию, на которую будет сориентирован учебный процесс.

Если их будет несколько, то важно учитывать специфику групп при построении и проведении дистанционного курса.

Целевые группы могут быть следующими:

  1. Слушатели, обучающиеся очно (заочно).

  2. Слушатели, обучающиеся дистанционно.

В первом случае на дистанционную основу нужно будет переводить не целый курс, а лишь его часть (дистанционные модули), при этом оставляя сложные теоретические темы, практикумы и контроль на очное обучение.

Во втором случае следует строить полный дистанционный курс с теоретическими и практическими занятиями, организовывать дистанционный контроль.

Этап 2. Формулирование учебных целей дистанционного курса.

Цели дистанционного курса должны быть описаны для каждой учебной единицы курса (каждого учебного модуля) и обязательно доведены до сведения обучающегося. Хорошо сформулированная учебная цель должна содержать легко контролируемый и видимый результат обучения, условия и критерий достижения этого результата.

Типичными для любого курса могут быть такие цели:

  1. Обеспечить слушателя некоторой суммой знаний, в результате чего он сможет повторить или распознать материал.

  2. Научить слушателя понимать суть процессов и явлений.

  3. Сформировать у слушателя умения рассуждать, давать оценки, анализировать и синтезировать.

  4. Привить профессиональные навыки, которые характеризуют высшую степень готовности слушателя к профессиональной деятельности.

Этап 3. Составление структуры и рабочей программы дистанционного курса.

Рабочая программа дистанционного курса составляется на основе учебной программы по данному очному курсу или профессионального стандарта.

Принципиальным отличием программы дистанционного курса от программы очного курса может стать внутреннее распределение часов по типам занятий (вместо лекций и семинаров в очной форме – работа по e-mail, телеконференция, форум, ICQ- консультации, работа с интернет-ресурсами, виртуальный класс (чат, видеоконференция)).

Наиболее удобна рабочая программа дистанционного курса, состоящая из модулей, которые можно изучать в разной последовательности, создавая индивидуальные траектории обучения.

Каждый модуль - это стандартный учебный продукт, включающий четко обозначенный объем знаний и умений, предназначенный для изучения в течение определенного времени, или – зачетная единица, качество работы с которой фиксируется курсовыми и контрольными работами, а также тестовыми, зачетными и экзаменационными средствами.

Модуль программы может состоять из учебных единиц, которые включают в себя: 1) входной контроль (для определения начального уровня подготовки);

  1. теоретические материалы;

  2. практические материалы;

  3. самоконтроль (вопросы с ответами или комментариями для оценки своих успехов);

  4. мониторинг учебной деятельности (для проверки преподавателем).

В рабочей программе курса помимо модулей могут быть указаны следующие данные:

  1. используемые методы обучения,

  2. учебный график курса,

  3. учебные и методические материалы,

  4. необходимое оборудование,

  5. программное обеспечение,

  6. административная и техническая поддержка.

На основе рабочей программы курса составляется календарно-тематический план курса с почасовой разбивкой на изучение каждой темы и указанием видов деятельности для проведения занятий (табл. 2).

В графе «Самостоятельная работа учащегося» учитывается количество часов, которое учащийся тратит на изучение теоретического материала (лекций), выполнение заданий, работу с учебными ресурсами, выполнение текущих и контрольных заданий.

Таблица 2

Форма календарно-тематического плана дистанционного курса

Темы занятий



Количество часов

Онлайн- и оффлайн-занятия учащегося с преподавателем ДО

Работа по e-mail, телеконференция

Онлайнлекции, консультации (чат, видеоконференция, ICQ)

Оффлайнконсультации (форум, e-mail)

Работа с сетевыми ресурсами

В графе «Работа по e-mail, телеконференция» учитывается переписка педагога и учащегося по электронной почте, которая может включать решение организационных вопросов, обсуждение заданий, а также отдельных тем в режиме списка рассылки (телеконференции) всем членам группы.

В графе «Онлайн-лекции, консультации (чат, видеоконференция, ICQ)» фиксируется количество часов, которые педагог и обучаемый проводят в режиме прямого эфира – это чаты, ICQ консультации, видеоконференции, дистанционные уроки и другие виды деятельности, требующие присутствия участников учебного процесса в данный момент в данном месте.

Графа «Оффлайн-консультации (форум, e-mail)» должна содержать количество часов, которое отводится на проведение консультаций в форуме, ведение виртуальных дискуссий, проектных работ.

В графе «Работа с сетевыми ресурсами» учитывается количество часов, которое отводится на изучение сайтов профессиональных сообществ, научных сайтов, работа в виртуальных библиотеках в рамках изучаемой дисциплины.

Преподаватель ДО готовит подборку таких сайтов, создает учащимся веб-квесты для выполнения, организовывает учебную работу с помощью интернет-технологий.

Этап 4. Определение содержания и форм контроля знаний обучающихся дистанционного курса.

Организация дистанционного контроля знаний при обучении – очень важный этап. От правильно выстроенного контроля зависит качество знаний обучаемых.

Любой контроль должен быть согласован с учебными целями модуля и его учебных единиц.

В практике ДО часто применяются 4 вида вопросов, включаемых как в задания для самопроверки, так и в задания мониторинга:

  • вопросы с выбором одного или нескольких ответов из списка (быстрый и экономичный способ тестирования знаний, основанных на запоминании, распознавании и различении);

  • вопросы, требующие кратких ответов (например, определить ключевой термин, вычислить по формуле);

  • вопросы, требующие развернутых письменных ответов (для проверки умений и навыков) – статьи, резюме, анализ;  ситуационные вопросы и задания, позволяющие оценить действия обучаемого в реальных жизненных ситуациях.

Кроме того, в ДО целесообразно включать такие формы контроля, как:

  • отчеты и рефераты;

  • веб-квесты;

  • телеконференции;

  • проектную деятельность;  портфель слушателя;  анкетирование.

Контроль знаний в ДО может выполняться в режимах онлайн и оффлайн.

Реализация дистанционного курса должна сопровождаться и заканчиваться контролем успеваемости учащихся с помощью различных средств ИКТ: электронной почты, телеконференций как асинхронных (форум, вики-вики, списки рассылки, твиттер), так и синхронных (чаты, видеоконференции), взаимоконтроля внутри учебной группы, самоконтроля.

Система контроля должна носить систематический характер и строиться как на основе оперативной обратной связи (предусмотренной в структуре учебного материала, оперативного обращения к преподавателю или консультанту курса в любое удобное для обучаемого время), так и отсроченного контроля (например, при тестировании).

Этап 5. Разработка учебного материала дистанционного курса.

Этап разработки учебного материала не случайно стоит после определения содержания и форм контроля знаний. Автору курса необходимо сначала представить себе содержание и формы контроля по модулям курса, а уже потом разработать теорию. В таком порядке это делать значительно удобнее, чем сначала создать дистанционный курс, а потом придумывать формы дистанционного контроля.

Количество модулей зависит от объема курса. В модуль объединяются темы для изучения, близкие по содержанию. По итогам изучения модуля удобно организовывать контроль.

Каждый учебный модуль может включать в себя следующие элементы:

  • учебные цели;

  • содержание;

  • график самостоятельного изучения материала и выполнения заданий;

  • список литературы;

  • текст с рисунками, таблицами, графиками, фотографиями, мультимедийными вставками с анимацией и видео;

  • практикумы с комментариями, подсказками и диалоговыми режимами;

  • виртуальные (или с удаленным доступом) лаборатории и тренажеры;

  • задания, развивающие умения и профессиональные навыки обучающегося;

  • задания для самоконтроля и проверки знаний преподавателем;

  • дополнительные электронные учебные материалы (справочники, словари, программы и т. д.);

  • глоссарии, указатели и т. п.

Это наиболее полный список элементов модуля. Конечно, структура модуля зависит от специфики дисциплины. На практике один модуль содержит примерно половину от этого списка элементов.

При реализации данного этапа разработчику дистанционного курса важно тщательно отбирать содержание, перерабатывать его в удобный для восприятия обучающимся вид, подбирать наглядный материал.

Логика построения дистанционного курса во многом зависит от той аудитории, для которой он создается. Курс для взрослой аудитории (повышение квалификации для специалистов), которая уже имеет первоначальную мотивацию от преподавателя или в виде поручения от руководства, должен быть краток по сути, иметь много дополнительных материалов (законодательные нормы, описание существующих практик), нацелен на формирование практических навыков.

Структура дистанционного курса зависит от его цели и содержания и может состоять из набора необходимых частей.

Основные структурные модули курса:

  1. вводный организационный модуль (краткая аннотация курса, цели, программа курса, срок обучения, требования к аппаратному и программному обеспечению);

  2. административный модуль (доска объявлений, регистрация, распределение по группам, расписание основных мероприятий, тематический план, график выполнения заданий, мониторинг активности);

  3. представительский модуль (автор курса, преподаватель курса, обучающиеся, координатор курса, системный администратор);

  4. учебный модуль (теоретические материалы);

  5. модуль интерактивного взаимодействия (форумы, чат, твиттер, e-mail, блоги, вики-вики, видео-, телеконференции);

  6. модуль контроля (контрольные, практические работы, веб-квесты, тесты);

  7. библиотека и медиатека (мультимедийные материалы к занятиям, энциклопедии, словари, глоссарии, ссылки на литературу, интернет-источники, электронные библиотеки, дополнительные материалы в виде электронных книг, статей);

  8. модуль рефлексии (входное и выходное анкетирование учащихся, рефлексия по каждому модулю).

Итак, логика построения дистанционного курса начинается с определения перечня умений, которые сформируются у обучающегося по итогам.

Далее преподаватель формулирует компетенции по каждому умению.

Следующий этап – составление заданий, которые будут нацелены именно на отработку выше сформулированных компетенций.

И только после разработки заданий преподавателю необходимо подобрать краткий теоретический материал, который необходим для выполнения каждого задания. Причем следует понимать, что в теорию курса продуктивнее включать максимум наглядности (видеоролики, схемы, таблицы, рисунки, которые могут быть размещены как на сайте курса, так и в различных средах – сетевых сообществах, электронных библиотеках, тематических сайтах и т. д.), а не только текстовые лекции.

Таким образом, ориентация учащегося не на получение суммы знаний по предмету, а на реальный результат в виде выходного образовательного продукта (например, выполненного теста) позволит сделать обучение на курсе более осмысленным и повысит качество образовательного процесса.

Этап 6. Подготовка инструкций для дистанционных обучающихся.

В начале курса преподаватель составляет инструкцию по обучению на дистанционном курсе. Она должна быть написана на дружественном языке (без наукообразных терминов) и включать следующие сведения:

  • главное в изучении курса;

  • порядок изучения курса;

  • место и роль курса в образовании слушателя;

  • что ожидает обучающегося в процессе изучения курса;

  • режим работы над курсом;

  • сроки выполнения заданий;

  • адреса отправки контрольных заданий;

  • формы контроля знаний, используемых на курсе;

  • критерии успешного завершения работы над курсом;

  • условия пересдачи материала в случае неуспешного освоения курса;

  • адреса средств телекоммуникаций для связи с преподавателем.

Инструкции можно придать статус положения об учебной деятельности. На нее следует ссылаться впоследствии, если возникнут проблемы организационного характера – дистанционные обучающиеся не будут вовремя сдавать задания, будут отправлять задания не на те адреса, будут просить «засчитать» им курс без сдачи заданий и т. д.

Инструкция может быть внесена в Положение о дистанционном обучении – составную часть Положения об организации учебного процесса в учреждении.

III. Методические особенности разработки дистанционного занятия как составной части образовательной программы.

Дистанционный преподаватель - автор занятия. Он проводит подготовительную работу по созданию учебного образовательного ресурса.

Цель дистанционного занятия: освоение учебной программы с использованием дистанционных технологий, с целью формирования у обучающихся навыков творческого, критического мышления, самостоятельности в организации и регулировании собственной деятельности, развитии уровня ИКТ-компетентности.

Виды дистанционных занятий.

  1. Анонсирующие занятие.

Цель - привлечение внимание обучающихся, обеспечение мотивации для активной учебной деятельности. Может быть записано на компакт-диск и выставлено в исходном и заархивированном виде на сайт для свободного доступа и пересылки.

  1. Вводное занятие.

Цель - введение в проблематику, обзор предстоящих занятий. Может быть проведено на материале из истории темы и опираться на личный опыт слушателей. Может быть записано как видеолекция, например, в формате AVI. 3. Индивидуальная консультация.

Отличается предварительной подготовкой вопросов. Предлагаются проблемы и пути поиска решений. Может проводиться индивидуально по электронной почте или по технологии ICQ.

  1. Дистанционное тестирование и самооценка знаний.

  2. Синхронная телеконференция.

Проводится с использованием электронной почты. Она характерна структурой и регламентом. Предварительно моделируется, преподаватель делает заготовки и продумывает возможные реакции на них обучающихся. Синхронные семинары могут проводиться с помощью телевизионных видеоконференций и компьютерных форумов. В педагогическом аспекте использование семинаров в режиме видеоконференции не отличается от традиционного, так как участники процесса видят друг друга на экранах компьютерных мониторов или на экранах телевизора. Компромиссным вариантом синхронных семинаров является текстовый форум, с одной стороны он позволяет вести обсуждение с максимальной степенью интерактивности, с другой стороны он требует минимальных ресурсов. Если в ходе обсуждения широко используется графический материал или необходимо дополнительно обмениваться другой произвольной информацией, то необходимо использовать графический форум. Этот форум, по сути, представляет собой не только средство общения, но средство совместной работы.

  1. Асинхронная телеконференции.

Выступления участников публикуются в Интернет в виде развернутых заранее отредактированных текстов по мере поступления в течение длительного времени.

Технологические аспекты подготовки и проведения дистанционного занятия.

  1. Веб-занятие. Может быть оформлено в виде деловой игры, лабораторной работы и др. Применяются компьютерные программы, моделирующие веб-занятия. В течение вебзанятия происходит обмен информацией посредством, например, chat или ICQ.

  2. Веб-квест. Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Обучающиеся самостоятельно проводят поиск информации в ресурсах Интернет или на рекомендованных электронных носителях, выполняя задание преподавателя либо под влиянием личной мотивации.

  3. Вебинар (происходит от двух слов: web — «сеть» и «семинар») это семинар, который проходит по сети. Вебинары делят на собственно вебинары, которые предполагают двустороннее участие преподавателя и обучающихся, и веб-касты, веб-конференции, где взаимодействие одностороннее: один человек делает доклад, остальные его слушают (смотрят, читают).

  4. Занятие с использованием видеоконференцсвязи. Такой тип занятия не отличается от традиционного. Занятие проходит в реальном режиме времени. Необходимое оборудование для участия— наушники с микрофоном, возможно, вебкамера, компьютер с подключением к Интернет. Кроме того, возможно, потребуется установить через

Интернет необходимую программу для осуществления общения с преподавателем (например, Skype).

Основные формы использования информационных услуг при проведении дистанционных занятий:

    • Электронная почта

    • Mail-агент  Skype

    • Сайт Колледжа

    • АИС «Сетевой город»

    • СДО Moodle

Проектирование дистанционного занятия как системы.

    • определить цель, объединяющую всю систему в целое,

    • определить характер занятия (информационный, мотивационный, диалогический, проектный),

    • определить составляющие его элементы,

    • определить характер их взаимосвязей и взаимозависимостей,

    • определить режим проведения занятия.

Основные требования к дистанционному занятию, размещенному в сети Internet на странице сайта Колледжа или преподавателя.

  1. Структура дистанционного занятия  Инструкция для обучающегося по работе с представленным ресурсом (материалом занятия);

    • Методически грамотно структурированный учебный материал, снабженный иллюстрациями, презентациями, теоретическим и практическим

материалом, аудио- и видео ресурсы;

    • Задания для закрепления и контроля знаний, умений, навыков (тесты, практические работы, электронные рабочие тетради);

    • Задания для проверки усвоения с возможностью самоконтроля;

    • Ссылки на электронные образовательные ресурсы, которые обучающийся должен изучить на этом занятии;

    • Дополнительный (занимательный) материал к занятию для более глубокого изучения темы.

    • Задания творческого содержания по созданию обучающимися образовательного продукта;

    • Средства связи с преподавателем (электронная почта, форум, чат), обеспечивающие возможность задать вопрос преподавателю, получать от него указания, оперативно, выполнить самопроверку;

    • Конференция для проведения уроков и консультаций с несколькими слушателями одновременно (Skype или mail-агент);

    • Большое внимание при подготовке ресурса должно уделяться оформлению, которое служит наилучшему усвоению материала.

  1. Образовательные ресурсы занятия могут быть представлены в виде:

    • текстовых документов (doc, PDF, …)

    • презентаций Power Point в демонстрационной версии,

    • аудио- и видеофрагментов,  интерактивных карт,  интерактивных заданий.

    • тестовых заданий,

    • электронных рабочих тетрадей,

    • Flash–анимаций.

3.Тесты имеют различную структуру:

    • в виде множественного выбора,

    • с ответом в краткой форме,  на установление соответствий

    • и.т.д.

Сетевое взаимодействие, организация сотрудничества равноправных партнеров – преподавателя и обучающихся, на всех этапах дистанционного занятия.

  1. Традиционно занятие начинается с приветствия преподавателя. Используя сетевые технологии (локальная сеть, сеть Интернет), обучающиеся могут поприветствовать как преподавателя, так и своих коллег, подтвердить свою готовность к занятию или отметить обстоятельства, которые мешают это сделать.

  2. На этапе целеполагания преподаватель предлагает ознакомиться с официальным планом работы и сформулировать цель занятия.

  3. На этапе актуализации знаний и умений возможно совместное заполнение карты знаний, просмотр ссылок на страницы с итогами и выводами прошлых занятий. 4. При изучении нового материала и закреплении возможно использование различных вариантов организации сетевого взаимодействия. Один из вариантов – преподаватель предлагает заполнить пропуски в опорном электронном конспекте. 5. В сетевом взаимодействии оценивание есть не единичное событие, а скорее непрерывный процесс в ходе обучения. Оценивание становится средством для улучшения обучения, а не тестом на интеллект и усвоение фактов. Вовлеченность в оценивание повышает степень контроля собственного учения. Обучающиеся ощущают себя успешными и способными к познанию нового

  1. На этапе подведения итогов преподаватель предлагает каждому определить результаты своей работы, сопоставить их с целями занятия и отметить в совместной электронной таблице собственные успехи и то, что еще предстоит сделать. Обучающиеся выбирают вариант домашнего задания или определяют его сами, фиксируя его в своем открытом электронном конспекте.

  2. Сетевое взаимодействие не ограничивается рамками занятия, оно может продолжиться и после него, включая других участников.

  3. Условия проведения сетевого занятия могут различаться по режиму взаимодействия преподавателя с обучающимися.

  4. Занятие может проводиться в режиме оффлайн. В этом случае фактор местонахождения и времени не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме.

План-конспект дистанционного занятия.

Раздел 1.

    • Тема занятия, учебный предмет.

    • Тип занятия.

    • Девиз, цитата и т.п.

    • Цели занятия.

    • Предполагаемый состав слушателей – группа, специальность, количество.

    • Проблема занятия или главный вопрос.

    • Предполагаемый образовательный продукт, который будет создан обучающимися.

    • Перечень знаний, умений, навыков, способностей, которые предполагается развить или осваивать на данном занятии.

    • Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана.  Подробный конспект занятия с необходимым материалом (актуальным и интересным для обучающихся) – примерные вопросы, необычные сведения, творческие задания и др.

    • Перечень видов деятельности обучающихся на протяжении дистанционного занятия.

    • Перечень видов деятельности самого преподавателя и других возможных участников занятия.

    • Перечень материалов или сами материалы, необходимые для занятия (ссылки на web-сайты, собственные web-квесты, тексты «бумажных» пособий, необходимые дидактические материалы, CD-ROM и др.)

Раздел 2.

Теоретическая часть является аналогом учебника или методического пособия и оформляется в виде текстовых или графических файлов, web-страниц или ссылок на другие ресурсы Internet с указанием режима общения, формы взаимодействия Ресурсы курса, соответствующие теоретической части:

    • Пояснение - краткое пояснение к учебному материалу. Выглядит как надпись в структуре курса.  Текстовая страница - учебный материал представляется в виде блока текста. Самый простой способ представления материала, в котором отсутствует возможность вставлять в текст картинки, изменять размер текста и стиль шрифта.

    • WEB страница - учебный материал представляется в виде гипертекстовой страницы с возможностью детального форматирования текста и добавления рисунков, звука, видео.

    • Ссылка на файл - ссылка на существующий учебный материал в виде файла, который можно сохранить на персональном компьютере. Дальнейшая работа с данным файлом не требует подключения к Internet.  Словарь терминов с возможностью поиска слов по алфавиту.

Практическая часть является аналогом практических занятий.

Практическая часть оформляется в виде тестов, заданий и др. Прохождение обучающимся практической части оценивается преподавателем или автоматически и отображается в журнале оценок.

Ресурсы курса, соответствующие практической части:

    • Задание. Позволяет сформулировать задание для обучающегося и получить ответ в виде текста, который вводится прямо во время работы с сервером или в виде файла, который обучающийся формирует и отправляет для проверки преподавателю.

    • Лекция. Последовательность содержимого блоков, связанная определенной логикой. Лекция состоит из теоретического материала и практической части (контрольные вопросы для закрепления материала, ответы на которые оцениваются преподавателем).

    • Тест. Этот элемент позволяет преподавателю создать набор тестовых вопросов. Все вопросы хранятся в базе данных и могут быть использованы снова в этом же курсе (или в других). По результатам тестирования выставляется оценка (либо в автоматическом режиме, либо вручную). Тест может содержать различные типы вопросов (множественный выбор, верно/неверно, числовой и др).

  1. Заключение.

Задача современной системы образования состоит не столько в том, чтобы сообщить как можно больший объем знаний, сколько в том, чтобы научить обучающихся добывать эти знания самостоятельно. Необходимо использование более интенсивных образовательных технологий, одной из которых является дистанционное обучение

Для повышения эффективности дистанционного обучения (целого курса или отдельного занятия) необходимо развивать формы дистанционного общения, шире использовать новые образовательные технологии, активизировать познавательную мотивацию обучающихся и расширять их деятельность с использованием информационных технологий.

Внедрение компьютерных технологий дает возможность перехода на качественно иной уровень передачи информации. Дистанционная форма обучения, основанная на новых информационных технологиях, может в значительной степени дополнить очную, а в некоторых случаях и улучшить ее качество.

  1. Литература.

1. Авдеева С.М., Босова Л.Л., Заичкина О.И., Никуличева Н.В., Старовойтова О.Р., Хапаева С.С. Информационные технологии для развития школьных библиотек: метод. рекомендации. – М.: Федеральный институт развития образования, 2015. – 139 с. 2. Андреев А.А. Обучение в сети Интернет (как учатся и преподают в Интернете). – Saarbrücken, Germany: LAP Lambert Academic Pablishing, 2013. – 91 с.

  1. Босова Л.Л. Отечественный и зарубежный опыт создания учебных материалов нового поколения // Школьные технологии. – 2013. – № 5. – С. 179–184.

  2. Демкина Н.Л., Заичкина О.И. Модель создания индивидуальной образовательной среды студента колледжа по профессиям и специальностям СПО в соответствии с ФГОС. – М.: ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ, 2013. – 64 с.

  3. Дьякова О.И. О внедрении дистанционного обучения: открытое письмо директору колледжа // Ученые записки ИСГЗ. – Казань: Институт социальных и гуманитарных знаний, 2016. – № 2. – С. 18–22.

  4. Дьякова О.И., Никуличева Н.В. Внедрение инноваций: почему падает мотивация педагогических работников? // Народное образование. – М.: Издательский дом «Народное образование», 2016. – № 6. – С. 60–65.

  5. Заичкина О.И. Опыт и проблемы управления образовательным процессом на базе информационных и коммуникационных технологий // Сборник материалов международной научно- практической конференции «Развитие отечественной системы информатизации образования» – М.: ИИО РАО, 2014. – С. 19–24.

  6. Крук Б.И., Журавлева О.Б., Соломина Е.Г. Стратегия проектирования дистанционного курса при обучении через сеть Internet // Открытое и дистанционное образование. – 2015. – № 1 (17). – С. 18–24.

  7. Маскаева А.М., Никуличева Н.В. Использование вебквестов при дистанционном обучении // Открытое и дистанционное образование. – 2013. – № 2 (50). – С. 15–19.

  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2013. – 272 с.

  9. О совершенствовании системы подготовки преподавателя для работы в среде дистанционного обучения // Ученые записки Института социальных и гуманитарных знаний. Выпуск № 1 (13). Материалы VII Международной научно-практической конференции «Электронная Казань – 2015». – Казань: Юниверсум, 2015.

  10. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 368 с.

  11. Хапаева С.С., Заичкина О.И. Индивидуализация образовательного процесса в условиях электронного обучения // Ученые записки ИСГЗ. – Казань: Институт социальных и гуманитарных знаний, 2016. – № 2. – С. 99–104.

  12. Хапаева С.С. Особенности проведения экзамена в виртуальной образовательной среде // Вестник Московского государственного университета. – 2013. – № 2. – С. 115–117.

VI. Коллекция ссылок на образовательные Интернет-ресурсы

Педагогические сетевые сообщества http://pedsovet.org/Всероссийский Интернет-педсовет http://pedsovet.org/ask/321/Консультационная линия «Дистанционное обучение: проблемы и решения» на августовском Педсовете. Ведущая линии – Никуличева Н.В.

http://www.e-learning.by/Портал электронного обучения

http://www.gdenet.ru/Глобальная сеть дистанционного образования

Cайты конференций по дистанционному обучению и информационным технологиям http://www.ito.su/ Сайт поддержки конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» (ИТО)

http://www.bytic.ru/conf.htmlМеждународная ежегодная конференция-выставка «Применение новых технологий в образовании» http://tm.ifmo.ru/Всероссийская ежегодная научно-методическая конференция

«Телематика»

http://www.junior.ru/wwwexam/сайт по информатике

Сайты издательств, связанные с дистанционным обучением и информационными технологиями http://www.1september.ru/ Издательский дом «Первое сентября» http://www.infojournal.ru/ Журнал «Информатика и образование» http://www.ou.tsu.ru/magazin.php Журнал «Открытое и дистанционное образование»

Открытые каталоги электронных ресурсов http://school-collection.edu.ru/Единая Национальная Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Каталог ИУМК, ИИСС, ЦОР

http://www.fcior.edu.ru/ФЦИОР — Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов. Каталог учебных модулей по дисциплинам http://window.edu.ru/windowЕдиное окно доступа к образовательным ресурсам.

Каталог учебных продуктов

http://eor-np.ru/Электронные образовательные ресурсы

Сайты организаций по ИТ и ИКТ http://ict.edu.ru/ Портал «Информационно-коммуникационные технологии в

образовании» http://www.rnmc.ru/ Республиканский мультимедиа центр http://www.ymk.ru/ Открытая русская школа

Системы дистанционного обучения http://ru.blackboard.com СДО «Blackboard»

http://www.competentum.ru/ система дистанционного обучения Competentum.Magister http://www.prometeus.ru/ система дистанционного обучения Прометей http://moodle.org/ бесплатная система дистанционного обучения Мудл http://www.pvobr.ru/ cистема дистанционного обучения и тестирования «Карат» http://www.mocnit.ru/mocnit/oroks.html система дистанционного обучения ОРОКС http://www.learnware.ru/ система дистанционного обучения e-Learning Server http://dlc.miem.edu.ru/newsite.nsf/docs/works1.html Информационнообразовательная среда ИОС «ДО-он-лайн»

Площадки для проведения и архивы записей вебинаров http://www.elearningpro.ru/ e-Learning PRO http://www.webinar.ru/ Онлайн-тренинги http://www.v-class.ru/ Виртуальный класс WebSoft http://webinar.ua/home/1.htm Семинары, тренинги в сети

Сайты для внеурочного посещения

http://www.conflictmanagement.ru/index.php сайт по конфликтологии http://professionali.ru/Профессионалы.ру

Приложение №1

Инструкция

для участников дистанционного занятия

В процессе проведения занятия Вас ожидает:

встреча с __________________и получение необходимых, на данном этапе знаний;

  • личное участие в обучении с применением дистанционных образовательных технологий;

  • интеграция новых знаний и практической деятельности, осуществляемой через конкретные задания;

  • обсуждение проблемы занятия в режиме on-line (форум и др.);

  • выполнение практических заданий с использованием современных

Интернеттехнологий и средств ИКТ;

  • участие в форуме;

  • размещение эссе в блоге;  работа с гостевой книгой;

  • чат-занятие.

Обучение на дистанционном занятии будет проходить в режиме реального времен online (он-лайн) в течение 90 минут.

Вам необходим выход в Интернет на указанное количество времени для выполнения заданий и общения с дистанционным преподавателем.

Если во время занятия возникнут технические трудности, важно сразу сообщить об этом дистанционному преподавателю по доступным для Вас, на данный момент времени, средствам телекоммуникаций.

Примерное время, отведенное для выполнения заданий в процессе занятия, следует строго соблюдать.

Ориентир времени указан в плане дистанционного занятия, а в случае необходимости будет внесена дополнительная коррекция, о чем также будет своевременно сообщаться.

Адреса отправки заданий, которые будут связаны с выступлениями в форуме, блоге, чате, будут конкретизированы в инструкциях к заданиям. Там же будут и необходимые разъяснения о форме выполнения и размещения этих заданий. Некоторые из них необходимо будет отправлять по адресу _________________

с темой письма Д _ занятие _ название/задания _ Иванов; где Д _ занятие – дистанционное занятие; название/задания – указывается название задания, например – тест. Иванов - это фамилия дистанционного обучающегося.

Формы контроля знаний, используемых на занятии. Они предполагают:

  • выступления в форуме, блоге;

  • выполнение тестовых заданий;

  • написание эссе;

  • выполнение практических заданий, связанных с ________;

  • ответы на обобщающие вопросы;

  • работа в гостевой книге;

  • выполнение рефлексивного анализа собственной практической деятельности, осваиваемой в процессе дистанционного занятия.

По окончании дистанционного занятия.

Вам необходимо провести саморефлексивный анализ, т.е. отрефлексировать свои действия и выслать результаты по адресу e-mail:@yandex.ru с темой письма Д _ занятие _ Reflex _ Иванов, где Д _ занятие – дистанционное занятие, Иванов - это фамилия дистанционного обучающегося. Вопросы рефлексии Вам будут предложены в завершении занятия.

Критерии успешного участия в дистанционном занятии–это, прежде всего:

  • стремительное желание учиться и научиться;

  • активно принимать участие в предложенной Вам на занятии деятельности, связанной с ____________________

  • внимательное изучение дополнительных учебно-теоретических модулей по проблеме занятия;

  • смелое участие и использование интерактивных форм телекоммуникационного общения: форумы, блоги, чат, телеконференции, e-mail, Skype, ICQ, гостевая книга и др.;

  • своевременное и оперативное выполнение предложенных заданий на занятии и дома, корректное оформление и отправка материалов.

Условия отправки материала в случае невыполнения заданий в процессе занятия.

Вам необходимо обязательно завершить работу над заданиями, предложенными на занятии и, согласно инструкциям, отослать их дистанционному преподавателю или разместить в соответствующем разделе своего Webресурса.

При этом отправка заданий не должна превышать 1-го дня с момента окончания занятия.

Результаты Вашего участия в дистанционном занятии будут являться одним из показателей освоения теоретических модулей курса, апробированных Вами в дистанционной практической деятельности.

Данные результаты будут отражены в ведомости открытого учета и в электронном журнале по предмету.

По всем вопросам, связанным с организацией и проведением дистанционного занятия, можно связываться с дистанционным преподавателем по email:_____________________

Примечания.

Возможные сокращения и условные обозначения:

ДУ – дистанционный преподаватель; Ду – дистанционный обучающийся; Д _ занятие – дистанционное занятие.

Дистанционный преподаватель: ________________________________________

Главная страница сайта руководителя

курса

Образовательный WEB ресурс

Форум

Чат

Главная страница дистанционного преподавателя

План дистанционного занятия

E-mail Гостевая книга

Приложение №2

Инструкция

для преподавателя по составлению дистанционного занятия.

  1. Определить тему дистанционного занятия. Выделить основные учебные элементы.

  2. Определить тип дистанционного занятия (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль и т.д.).

  3. Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели дистанционного занятия. Выбор модели дистанционного занятия осуществляется с учетом уровня ИКТ-компетентности дистанционных обучающихся. Для этого рекомендуется провести анкетирование обучающихся.

  4. Определить форму проведения дистанционного занятия (вебинар, веб-квест, семинар, конференция и т.д.).

  5. Выбрать способ доставки учебного материала и информационные обучающие материалы.

  6. Структуризация учебных элементов, выбор формы их предъявления обучающимся (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.).

  7. Подготовка глоссария по тематике дистанционного занятия.

  8. Разработка контрольных заданий для каждого учебного элемента занятия. Выбор системы оценивания и формирование шкалы и критериев оценивания ответов обучающихся.

Есть мнение:

Отечественный и зарубежный опыт применения дистанционного обучения свидетельствует об эффективности жесткой отчетности за каждый изученный учебный элемент. Рекомендуется преподавателям продумывать систему штрафов за просроченные задания (например, 10% от заработанного балла за каждую просроченную неделю).

  1. Подбор списка литературы и гиперссылок на ресурсы Интернет (аннотированный перечень лучших сайтов по данной тематике, сайты электронных библиотек и электронных магазинов) подбор для каждого модуля гиперссылок на внутренние и внешние источники информации в сети Интернет.

  2. Определение времени и длительности дистанционного занятия, исходя из возрастной категории обучающихся.

  3. Подготовить методические рекомендации и технологическую карту занятия.

  4. На основе анализа результатов уровня ИКТ-компетентности обучающихся подготовить для них инструкцию по обучению и выполнению заданий.

  5. Программирование учебных элементов занятия для представления в Интернете, в случае размещения занятия на веб-сайте.

  6. Тестирование занятия, в том числе на различных разрешениях экрана и в различных браузерах.

  7. Опытная эксплуатация занятия.

  8. Модернизация занятия по результатам опытной эксплуатации.

  9. Проведение занятия.

  10. Анализ занятия. Удалось ли достичь поставленных целей, какие при этом возникли трудности как со стороны обучающихся, так и дистанционного преподавателя.

Приложение №3

Шаблон технологической карты занятия

Ф. И. О. педагога: .................................

Наименование цикла: .............................................. Группа: ..................................................

Тип занятия: ............................................

Технологическая карта с методической структурой занятия

Дидактическа я структура занятия

Методи ческая

структу ра занятия

Форма деятельнос ти, форма

взаимодей ствия

Методиче ские

приемы и их

содержан ие

Средства обучения

Режим взаимодей ствия

Способы организа ции и

деятельн ости

Признаки решения

дидактиче ских задач

Организацион ный момент

Методы обучени

я

Актуализация знаний

Сообщение нового материала

Закрепление изученного материала

Подведение итогов

Домашнее задание

Приложение №4

Шаблон технологической карты занятия

Ф. И. О. педагога: .................................

Наименование цикла: .............................................. Группа: .................................................. Тип занятия: ............................................

Технологическая карта

с использованием дистанционных технологий

Дидактическая структура занятия

Деятельность слушателей

Деятельность Преподавателя

Форма Взаимодействия

Режим Взаимодействия

Планируемые результаты

Методы

Пред

мет ные

УУД

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала

Закрепление нового материала

Контроль

Рефлексия

28