СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические материалы для подготовки учащихся к ВПР по русскому языку в 6 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит 3 варианта тренировочных заданий для подготовки учащихся 6 класса к ВПР.

Просмотр содержимого документа
«Методические материалы для подготовки учащихся к ВПР по русскому языку в 6 классе.»

Тренировочные материалы для подготовки учащихся 6 класса к ВПР.



ВАРИАНТ 1

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

     Есть такое р..стение – высокое,(с)  красными цв..тами. Цв..ты эти (со)браны (в) бол(?)шие ст..ячие кис(?)ти. Называет(?)ся оно кипрей.

    (Об) этом кипрее я и х..чу ра(с,сс)казать.

     Прошлым летом я ж..л (в) мален(?)ком горо..ке (на) одной из наш..х полно(водных) рек. (Около) этого горо..ка с..жали с..сновые л..са.

     Как всегда (в) таких горо..ках, (на) базарной площад.. весь день ст..яли телеги (с) сеном. (Около) них спали м..хнатые л..шаденки. (К) вечеру стадо, возвращ..ясь (из) лугов, подымало красную (от) заката пыль. Охрипш..й громко(говоритель) передавал мес(?)ные новости.

2. Выполните языковые разборы:

- морфемный и словообразовательный разборы слов: полноводных;

- морфологический разбор: леса  (6 предложение);

- синтаксический разбор предложения: (Около) этого горо..ка с..жали с..сновые л..са.

3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

4. Поставьте знак ударения в следующих словах:

кружево, кухонный, украинский, прибыл.

5. Над каждым словом надпишите, какой частью речи оно является.

 Каждый вечер он убирал со стола скатерть, осторожно высыпал из разных коробочек бронзовые золоченые крючки, круглые свинцовые грузила и прозрачные разноцветные лески и начинал чинить свои удочки.

6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

а) у пятисот театров;       б) около сорок птиц;

в) самый красивее цветок;         г) горячий кофе.

7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

а) Я родился на Урале.

б) Урал  моя  родина.

в)  Когда он уезжал ей было три года.

г) Путь на озера был долог.

8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

а) Дядя Глеб зачем же ее убивать?

б) Лягушка тихонько квакнула и ласточка тотчас выглянула из гнезда.

в) Спасибо Боб за билет.

г) Она при тебе еще совсем сопливой была а теперь учится в самой-то в Москве.

Прочитайте текст и выполните задания 9 – 14.

     (1) Утро, когда начинается этот рассказ, наступило пасмурное, но теплое. (2) Обширные луга были политы ночным дождем, а это значило, что не только в каждом венчике блестела капля воды, но все великое множество трав и кустов издавало резкий и освежительный запах.

     (3) Я шел лугами к одному довольно таинственному озерцу. (4)На взгляд человека трезвого, ничего таинственного в том озерце не было и быть не могло. (5) Но впечатление загадочности от этого озерца оставалось у всех, и я, сколько ни пытался, не мог установить причину этого явления.

     (6) Для меня таинственность состояла в том, что вода в озерце была совершенно прозрачная, но казалась по цвету жидким дегтем (со слабым зеленоватым отливом). (7) В этой водяной черноте жили, по рассказам престарелых словоохотливых колхозников, караси величиной «с поднос от самовара». (8) Поймать хоть одного такого карася никому не случалось, но изредка в глубине озерца вдруг вспыхивал бронзовый блеск и, вильнув хвостом, исчезал.

     (9) Ощущение таинственности возникает от ожидания неизвестного и не совсем обыкновенного. (10) А густота и высота зарослей вокруг озерца заставляли думать, что в них непременно скрывается что-нибудь до сих пор невиданное: или стрекоза с красными крыльями, или синяя божья коровка в белую крапинку, или ядовитый цветок лоха с полым сочным стволом толщиной в человеческую руку.

(По К.Г. Паустовскому)

9. Определите и запишите основную мысль текста.

10. Составьте и запишите план текста из четырех пунктов.

11. В чем состояла для автора таинственность озерца?

12. Определите и запишите лексическое значение слова «бронзовый» из предложения 8. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

13. Определите стилистическую окраску слова «случалось» из предложения 8, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

14. Объясните значение фразеологизма «медвежья услуга», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.



ВАРИАНТ 2



1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

     Озеро (около)  б..р..гов  было (за) сыпано ворохами ж..лтых лист(?)ев. Их было так много, что мы (не) м..гли  л..вить  рыбу. Лески л..жились (на)  лист(?)я  и (не)  т..нули.

     Пр..ходилось  (вы) езжать (на) старом челне (на) с..р..дину оз..ра  где (до) цв..тали  кувш..нки  и  г..лубая  в..да  к..залась ч..рной, как деготь.

     Там мы л..вили разно (цветных) окуней. Они бились и св..ркали  (в) тр..ве, как сказоч(?)ные японские п..тухи. Мы (вы) таскивали оловя(н,нн)ую плотву и ершей (с) гл..зами, похож..ми  (на) две мален(?)кие луны. Щ..ки ляскали (на) нас мелкими, как иглы, зубами.

     Ст..яла осень (в) со(?)нце и туманах. Сквозь обл..тевшие л..са были в..дны д..лекие обл..ка и синий густой воздух. (По) н..чам (в) зар..слях вокруг нас шев..лились и др..жали ни..кие звезды.   

(По Паустовскому К.Г.)

2. Выполните языковые разборы:

- морфемный и словообразовательный разборы слов: разноцветных;

- морфологический разбор: листьев (1 предложение);

- синтаксический разбор предложения: Там мы л..вили разно(цветных) окуней.

3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

4. Поставьте знак ударения в следующих словах:

красивее, начал, средство, инструмент.

5. Над каждым словом надпишите, какой частью речи оно является.

У одного пильщика борода была рыжая, у другого – черная, как воронье перо, у третьего –  как пакля, а у четвертого - седая.

6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

а) у обоих девочек;                           б) новое шоссе;

в) перед двумя девочками;               г) самый красивый.

7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

а) Весна моё любимое время года.

б) Сегодня день солнечный и морозный.

в) Пришло время обновлений.

г) Под окном расцвета сирень.

8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

а) Щенок дрожал от любопытства он тянулся мокрым носом к Степану.

б) Его дед прислал велел лечить.

в) Пойдем наверх я тебе покажу жару.

г) Уж я ли тебе поверю Михайлыч старый обманщик!





Прочитайте текст и выполните задания 9 – 14.

       (1)Кипрей всегда разрастается на лесных пожарищах и порубках. (2)Недавно ещё кипрей считали сорной травой. (3)Он только и годился, что на дешёвый чай. (4)Лесники безжалостно вырывали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками. (5) Делали это они потому, что считали, будто кипрей заглушает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу.

      (6) Но вскоре заметили, что сосенки в тех местах, где уничтожен кипрей, совсем не могут бороться с холодом и от первых же утренних морозов, какие бывают в начале осени, начисто погибают.

     (7)Оказалось, что кипрей – очень тёплый цветок. (8) Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нету. (9) Потому что вокруг кипрея стоит тёплый воздух. (10) Этот цветок выделяет из себя теплоту. (11) И в этой теплоте растут себе без страха все соседи кипрея, все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их, как ватным одеялом, глубоким снежком. (12) И заметьте, что кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами. (13) Это их сторож, их защитник, их нянька. (14) Бывает, в сильный мороз у кипрея отмёрзнет вся верхушка, а он всё равно не сдаётся, живёт и дышит теплотой. (15) Самоотверженный цветок!

(По А.П. Платонову)

9. Определите и запишите основную мысль текста.

10. Составьте и запишите план текста из трех пунктов.

11. Почему лесники вырывали кипрей?

12. Определите и запишите лексическое значение слова «ватным» из предложения 11. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

13. Определите стилистическую окраску слова «годился» из предложения 3, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

14. Объясните значение фразеологизма зарубить на носу, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

ВАРИАНТ 3.

Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Дач..ный п..сёлок ра(з/с)пол..жился на песча(н, нн)ой(2) горе у самого моря. За деревя(н, нн)ыми дом..ками ра(з/с)кинулся с..сновый бор. Внизу, под г..рой, серая лента ш..ссе. По одну её стор..ну зар..сли м..лины ч..рёмухи. По другую – песок (зелёно)г..лубая осока, и(з/с)точенные водой камни и море…

Море (не)спокойное но пр..красное. Оно в..лну..т..ся в(з/с)дыха..т. Это ветер трепл..т его пенистые волны и они выплёск..вают..ся на берег. А бывает, заспор..т(3) о чём(то) море с ветром. Т..ж..лые в..лы нал..ют..ся без..сходной ярост..ю зар..вут загр..хоч..т.(4) Словно ж..лая их пр..ободрить, загудят на г..ре́ сосны: они ведь тоже с (не)истов..м ветром (не)лад..т.

Но чаще всего море спокойно и бл..стит, будто его начист..ли. В такие дни виден (К, к)ронштадт. Он за г..р..зонтом, и поэтому каж..т..ся, что трубы (судо)р..монтных верфей выход..т прямо из воды.

 

(По Р. Погодину)

Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) − морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) − морфологический разбор слова; (4) − синтаксический разбор предложения.

Задание 3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

 

А бывает, заспор..т(3) о чём(то) море с ветром.

Задание 4. Поставьте знак ударения в следующих словах.

 

Жалюзи, языковой (факт), позвонишь, кухонный.

Задание 5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

 

Не всякое гусиное перо годилось для письма, из десяти выбиралось одно-два.

Задание 6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) пирог более вкуснее

2) с шестьюстами страницами

3) забавный шимпанзе

4) для обоих сестёр

Задание 7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Утром воздух чистый и влажный.

2) Темна и безлунна осенняя ночь.

3) Роса на траве след ночного тумана.

4) Стройный клён желтеет под окошком.

Задание 8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Летучая мышь всю ночь порхает над лесными речками и полянами ловит майских бабочек и ночных жуков.

2) Пропой-ка нам соловушка свою нежную и трогательную песенку ещё раз.

3) Серые вороны весной не каркают пронзительно и истошно а ласково ворчат.

4) Молнии ярко осветили весь двор и гром прогрохотал уже над головой.



Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—14.

 

Текст 2

(1)На Руси солонка всегда была предметом очень почитаемым. (2)Ведь наряду с хлебом соль являлась символом благополучия, вот почему дорогих гостей издревле встречали хлебом-солью. (3)Без деревянных расписных солонок, которые назывались солоницы, не обходилось ни одно праздничное торжество. (4)Говорят, что наиболее почётными местами за столом считались те, что располагались ближе к солонке.

(5)Каких только солонок не выдумывали русские мастера: в виде уточек, коробочек с резными коньками, главками церквей или двуглавым орлом. (6)Например, для Русского Севера, вологодской и архангельской губерний, типичной была солонка в форме плывущей птицы с головой уточки (такую солонку называли утицей). (7)Вырезая солонку-утицу, мастера оставляли между грудью и клювом перемычку, которая служила удобной ручкой. (8)Спинку и часть хвоста отпиливали, чтобы сделать в туловище углубление для соли, а затем выпиленную часть возвращали на место. (9)Около хвоста просверливали отверстия, в которые вставляли круглый стержень — вертлюг. (10)Когда нужно было открыть солонку, крышку на вертлюге легко отводили в сторону, но бывали у солонок-утиц и съёмные крышечки.

(11)В Верхнем и Среднем Поволжье были очень распространены нарядные солонки, по форме напоминавшие кресла. (12)За столетия мастера выработали особый тип крышки на вертлюге для солонки-кресла. (13)Такая крышка вращается на двух вертлюгах, вставленных в подлокотники солонки. (14)Она легко откидывается и упирается в спинку солонки, которая служит ручкой. (15)Крышки и спинки солонок-кресел красочно расписывали (ещё одно свидетельство особого отношения мастеров к солонке), и эта чудесная яркая роспись до сих пор сохранилась в некоторых крестьянских домах Поволжья. (16)А солонка и сейчас всегда наготове держит перед нами соль — и спасибо ей за это…

 

(По Н. Орловой)

Задание 9. Определите и запишите основную мысль текста.

Задание 10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

Задание 11. Почему, по мнению автора текста, без деревянных расписных солонок на Руси не обходилось ни одно праздничное торжество?

Задание 12. Определите и запишите лексическое значение слова «отводили» из предложения 10. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Отводили — ...

Задание 13. Определите стилистическую принадлежность слова «издревле» из предложения 2, запишите.

Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Издревле — ...

Задание 14. Объясните значение фразеологизма задирать нос, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Задирать нос — ...