Сюжет и композиция «Слова»
1. Вступление. Обращение к древнему певцу Бояну.
«Слово» открывается вступлением (зачином) – обращением автора к древнему певцу Бояну. Автор относится к Бояну уважительно – как к великому певцу прошлого, - но подчеркивает отличие своей повествовательной манеры от стиля древнего сказителя. «Старым словам» Бояна противопоставлена необходимость следовать «былинам нашего времени». Поэтический слог вещего (наделенного даром предвидения) Бояна, певшего князьям славу, был слишком витиеватым и высокопарным. «Соловей старого времени», «внук Велеса» (русского языческого бога скота, а также покровителя поэзии, музыки) «растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками» (сегодня выражение "растекаться мыслию по древу" стало фразеологизмом, означающим "излишне подробно говорить о чем-то"). Новая повествовательная манера автора «Слова» связана с его желанием правдиво сообщить о действительных, современных ему событиях без лишних подробностей
2. Поход Игоря на половцев.
В основе сюжета «Слова» лежит историческое событие – неудачный поход князя Игоря Святославича Новгород-Северского на половцев в 1185 году. С небольшими силами, не сговорившись с киевским князем Святославом, своим двоюродным братом, Игорь отправился в поход, чтобы вернуть земли у Керченского пролива (на Черном море), захваченные половцами, - город
В походе войско встретило затмение солнца, считавшееся недобрым предзнаменованием. Однако честолюбивый Игорь, охваченный желанием одержать славную победу, "шлемом испить из Дона", не обратил внимания на дурной знак и продолжил поход: «Страсть князю ум охватила, и желание отведать Дон великий заслонило ему предзнаменование».
Отряд Игоря соединился с отрядом его брата Всеволода – отважного курского князя, охарактеризованного как «буй тур», «ярый тур» (буйный, ярый бык). В походе участвовало и младшее поколение – сын Игоря Владимир и племянник Игоря и Всеволода Святослав. «Четырьмя солнцами» называет князей автор.
С одной стороны Игорь, а с другой – половцы под предводительством ханов Гзака и Кончака приближаются к Дону. «О Русская земля! Уже ты за холмом!» – восклицает автор. Перед битвой нагнетается атмосфера тревоги, опасности. Природа одушевлена, и на половецкой земле она сочувствует половцам: «беду… подстерегают птицы», «волки грозу накликают», орлы сзывают зверей на кости, лисицы лают на «червлёные» (красные) щиты русских.
Первый день битвы оказывается для Игоря удачным: русичи захватывают половецких девушек, золото и ткани, повергают к ногам «дорогие наряды половецкие». На другой день приходит подкрепление половцев и окружает русские полки. Бесстрашно бьется брат Игоря «ярый тур» Всеволод, ради битвы забывший и «золотой» престол, и «своей милой жены, прекрасной Глебовны, свычаи и обычаи».
Далее видим отступление о князе-крамольнике Олеге Святославиче, прозванном Гориславичем (от слова «горе»). Олег вел братоубийственные войны и тем самым навлек на Русь своих союзников половцев. Автор показывает, к каким печальным последствиям привели «Даждьбожьих внуков» (русских; Даждьбог – русский языческий бог солнечного света и плодородия) княжеские междоусобицы: «погибало достояние Даждьбожьего внука, в княжеских крамолах (раздорах, смуте) сокращались жизни людские». «Горем взошли… по Русской земле» раздоры князей, они же сделали Русь уязвимой для набегов половцев:
"Борьба князей против поганых прекратилась, ибо сказал брат брату: «Это мое, и то мое же». И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую".
Автор возвращается к основному сюжету. «Бились день, бились другой; на третий день… пали стяги Игоревы». Битва окончилась полным поражением русских: «сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую», «Игорева храброго войска не воскресить!» Русская природа сочувствует Игореву войску: «Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось». Показан плач русских жен. «Тоска разлилась по Русской земле», – говорит автор. Он снова повторяет свою мысль о том, что князья «раздором пробудили коварство врагов». Сам князь Игорь взят в плен половцами: «пересел из седла золотого в седло рабское».
3. Сон и «золотое слово» Святослава.
Двоюродный брат Игоря киевский князь Святослав, глава рода (поэтому Святослав и называет Игоря и Всеволода сыновьями, а не братьями), увидел «смутный сон», предвещавший горе. Это был сон о том, как его одевали черным покрывалом на кровати, черпали ему "синее вино, с горем смешанное", сыпали ему "из пустых колчанов... крупный жемчуг" (жемчуг в народной поэзии - символ слёз), о том, что доски в тереме его - без "князька" (перекладины, на которой сходятся стропила крыши; видеть во сне дом без князька сулило большое несчастье). Бояре объяснили князю, что сон связан с поражением Игоря, желавшего добыть город Тмуторокань. «Тогда великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное». В «золотом слове» Святослав порицает самонадеянный поступок Игоря и Всеволода, решивших снискать себе славу без поддержки других князей: «…Сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим».
4. Обращение к князьям.
Развивая тему "золотого слова" Святослава, автор обращается к князьям. Звучит упрек князьям в том, что они разобщены и ведут междоусобицы. Объединившись, князья должны сделать то, что с малыми силами не сумел Игорь, – вступиться «за землю Русскую» и победить врага:
Ярослава все внуки и Всеслава! Склоните стяги свои, вложите в ножны свои мечи поврежденные, ибо лишились вы славы дедов. Ведь вы своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую, на богатство Всеслава. Из-за усобицы ведь настало насилие от земли Половецкой!
5. Плач Ярославны.
Тот же народно-песенный характер, что и плач русских жен, носит плач молодой жены князя Игоря Ярославны. Обращаясь к силам природы – ветру, Днепру, солнцу, – Ярославна скорбит не только о судьбе плененного половцами «лады» (возлюбленного, милого), но и обо всех павших русских воинах.
6. Бегство Игоря из плена. Прославление Игоря.
Вместе с половцем Овлуром Игорь бежит из плена, пробираясь домой: «Игорю-князю Бог путь указывает». Главный герой скрывается от погони и добывает себе пищу охотой. Одухотворенная русская природа сочувствует Игорю, помогает ему: князь ведет диалог с рекой Донцом, которая стелет ему зеленую траву, одевает его теплыми туманами, предупреждает о возможной погоне криками уток и чаек.
По следу Игоря едут половецкие ханы Гзак и Кончак. Они совещаются, как поступить с оставшимся в плену сыном Игоря Владимиром и решают не убивать «соколенка», а женить его на дочери Кончака – «опутать красной девицей» (династический брак был призван примирить враждующие стороны и скрепить союз; хотя о последствиях решения ханов "Слово" умалчивает, историки свидетельствуют, что задуманный ими брак состоялся и Владимир с женой вернулся на родину).
Завершается «Слово» тем, что князь Игорь возвращается на русскую землю и приезжает в Киев. Русская земля радостно встречает князя: «девицы поют на Дунае», «села рады, грады веселы». Звучит «слава» Игорю, «буй туру» Всеволоду, сыну Игоря Владимиру, другим русским князьям и дружине. Есть надежда на то, что князья объединятся и победят «нашествия поганых».
Герои «Слова…»
Главный герой «Слова о полку Игореве» —
князь Игорь (Новгород-Северский князь 34 лет.), организатор похода русского княжества против половцев. Храбрый, мужественный русский князь, радеющий за защиту родной земли от врагов. Его горячность и стремление обрести славу в бою не дают ему вести спокойную жизнь. Честолюбивый князь, несмотря на плохие предзнаменования, самоуверенно повёл своё войско на половцев. Сложились неблагоприятные обстоятельства, и отважный витязь потерпел поражение, попал в плен к врагу.
Всеволод (брат князя Игоря). Он отправляется в поход вместе с Игорем. Сильный, отважный богатырь. Настолько сильна его любовь к родной земле и отечеству, что, когда ведёт ожесточённый бой с врагами, забывает обо всём на свете. Он даже не чувствует, что ранен, он не вспоминает ни о жене, ни о чести, ни о богатстве. Как и Игорь, оказывается в плену врага.
Святослав - великий князь Киевский, двоюродный брат Игоря и Всеволода.
Справедливый правитель земли русской, брат героев, отправившихся в поход на половцев. Умный и мудрый человек, он понимал, какой вред несут междоусобные войны, и стремился к объединению Руси. Святослав осознает, что только сплочение мелких княжеств в единое целое может создать непобедимое и могучее государство.
Ярославна - жена князя Игоря. Образ Ярославны заключает в себе весь русский народ, верящий в мудрость и отвагу своих героев, борющихся за свободу и независимость. Ярославна – это общий портрет всех жён и матерей, верно и преданно ждущих с поля боя своих мужей и сыновей. Образ женщины, готовой в любой момент прийти на помощь, самоотверженной и великой. Её обращение к силам природы передаёт весь патриотизм русского народа, его непобедимость.
Боян (певец, сказитель). Воспевает славу и подвиги русских князей. Обладая даром предвидения, он способен предугадывать будущие события. В произведении служит для создания контраста с автором повествования, который, в отличие от его патетического восхваления подвигов русских князей, излагает достоверные события.
Овлур - герой из вражеского стана, содействующий побегу князя Игоря из плена, бежал вместе с ним.
Образ автора – это образ талантливого сказителя и верного патриота своей земли. Ему удалось создать великолепное масштабное произведение, превосходящее все существующие в то время жанры. Уникальный язык произведения позволяет назвать эту поэму величайшим памятником древнерусской культуры. Автор – высокообразованный и неординарный человек с широким историческим кругозором. Описав поражение русского войска, он сумел талантливо передать силу и могущество русских воинов.