СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические материалы к уроку русского языка в СПО к разделу "Фонетика".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция к уроку на тему "Фонетика" (2 часа)

Просмотр содержимого документа
«Методические материалы к уроку русского языка в СПО к разделу "Фонетика".»

Фонетические единицы. Фонетический разбор слова

Фонетика — раздел языкознания, который изучает звуки речи, способы их образования, классификацию, ударение, особенности деления на слоги.

Когда мы говорим, то произносим звуки. Звук – минимальная единица звучащей речи.

Звуки мы произносим и слышим. Звуки речи обозначаются на письме буквами. Буквы – это знаки письма. Буквы мы видим, пишем, читаем, называем.

Не произносите звук вместо буквы и не называйте букву вместо звука!

Каждый звук в произносимом слове и каждая буква в написанном слове имеют свое место. И если вы замените один звук (букву) в слове на другой, то может измениться лексическое значение слова или слова не получится: дом-ком-сом, дым-дом, кот-крот, шар-шарф.

Все звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные – это звуки, при произношении которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая на своём пути преграды. Произнесение (артикуляция) не сфокусирована в одном месте: качество гласных определяется формой ротовой полости, которая выступает как резонатор. При артикуляции гласных работают голосовые связки в гортани. Они сближены, напряжены и вибрируют. Поэтому при произнесении гласных мы слышим голос. Гласные можно тянуть. Их можно кричать. А если приложить руку к горлу, то работу голосовых связок при произнесении гласных можно почувствовать, ощутить рукой. Гласные – основа слога, они его организуют. В слове столько слогов, сколько гласных. Например: он – 1 слог, о-на – 2 слога, ре-бя-та – 3 слога и т.д. Бывают слова, которые состоят из одного гласного звука. К примеру, союзы: и, а и междометия: О!, А!, У-у-у! и другие.

В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах.

Ударный слог тот, в котором гласный произносится ясно и выступает в своём основном виде.

В безударных слогах гласные видоизменяются, произносятся по-другому. Изменение гласных в безударных слогах называется редукцией.

Ударных гласных в русском языке шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].

Согласные – это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согласных. Вид преграды определяет характер согласного звука.

Щель образуется, например, при произнесении звуков: [с], [з], [ш], [ж]. Кончик языка лишь приближается к нижним или верхним зубам. Щелевые согласные можно тянуть: [с-с-с-с], [ш-ш-ш-ш]. В результате вы хорошо услышите шум: при произнесении [c] – свистящий, а при произнесении [ш] - шипящий.

Смычка, второй вид артикуляции согласных, образуется при смыкании органов речи. Поток воздуха резко преодолевает эту преграду, звуки получаются краткими, энергичными. Поэтому они называются взрывными. Тянуть их не получится. Таковы, например, звуки [п], [б], [т], [д]. Такую артикуляцию легче почувствовать, ощутить.

Итак, при произнесении согласных слышен шум. Наличие шума – отличительный признак согласных.

По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие.

При произнесении звонких согласных слышен и голос, и шум, а глухих – только шум.

Глухие нельзя произнести громко. Их нельзя прокричать.

Сравним слова: дом и кот. В каждом слове по 1-му гласному звуку и по 2 согласных. Гласные одинаковые, а согласные разные: [д] и [м] – звонкие, а [к] и [т] – глухие. Звонкость-глухость – это важнейший признак согласных в русском языке.

Многие русские согласные образуют пары по звонкости-глухости: [б] – [п], [з] - [c] и другие. Таких пар 11.

Пары по глухости-звонкости: [п] и [б], [п'] и [б'], [ф] и [в], [ф'] и [в'], [к] и [г], [к'] и [г'], [т] и [д], [т'] и [д'], [ш] и [ж], [с] и [з], [с'] и [з'].

Но есть звуки, у которых нет пары по признаку звонкости - глухости. Например, звуки [р], [л], [н], [м], [й’] – непарные звонкие, а [ц] и [ч’] – непарные глухие.

Непарные по глухости-звонкости.

Звонкие непарные: [р], [л], [н], [м], [й'], [р'], [л'], [н'], [м'].

Глухие непарные: [ц], [ч'], [ш':], [х], [х'].

Согласные различаются не только по глухости-звонкости, но и по твёрдости-мягкости.

Твёрдость-мягкость – второй важнейший признак согласных в русском языке.

Мягкие согласные отличаются от твёрдых особым положением языка. При произнесении твёрдых всё тело языка оттянуто назад, а при произнесении мягких сдвинуто вперед, а средняя часть языка при этом приподнята. Сравните: [м] – [м’], [з] – [з’]. Звонкие мягкие звучат выше, чем твердые.

Многие русские согласные образуют пары по твердости-мягкости: [б] – [б’], [в] – [в’] и другие. Таких пар 15.

Пары по твёрдости-мягкости: [б] и [б'], [м] и [м'], [п] и [п'], [в] и [в'], [ф] и [ф'], [з] и [з'], [с] и [с'], [д] и [д'], [т] и [т'], [н] и [н'], [л] и [л'], [р] и [р'], [к] и [к'], [г] и [г'], [х] и [х'].

Но есть звуки, у которых нет пары по признаку твёрдости-мягкости. Например звуки [ж], [ш], [ц] – непарные твёрдые, а [й’] и [ч’] – непарные глухие.

Непарные по твёрдости-мягкости. Твёрдые непарные: [ж], [ш], [ц]. Мягкие непарные: [й'], [ч'], [ш':].

Согласные различаются не только по уже известным вам признакам:

глухость-звонкость, твердость-мягкость, способ образования: смычка-щель. Важен последний, четвертый признак: место образования.

Артикуляция одних звуков осуществляется губами, других - языком, его разными частями. Так, звуки [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’] – губно-губные, [в], [в’], [ф], [ф’] – губно-зубные, все остальные – язычные: переднеязычные [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [ш’:], [ч’], [ц], [л], [л’], [р], [р’], среднеязычный [й’] и заднеязычные [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

Классификация звуков речи

Твердые звуки

Мягкие звуки

Парные звуки

[ж], [ш], [ц]

[j], [ч], [ш’]

[б]-[б’], [в]-[в’],

[г]-[г’], [д]-[д’],

[з]-[з’], [к]-[к’],

[л]-[л’], [м]-[м’],

[н]-[н’], [п]-[п’],

[р]-[р’], [с]-[с’],

[т]-[т’], [ф]-[ф’],

[х]-[х']



Сонорные

(образуются при помощи голоса и небольшого шума)

Шумные

звонкие

(образуются при помощи шума в сопровождении голоса)

глухие

(образуются только

при помощи шума)

[j], [л], [л’], [м], [м’],

[н], [н’], [р], [р’]

[б], [б’], [в], [в’], [г],

[г’], [д], [д’], [з], [з’]

[п], [п’], [с], [с’], [т],

[т’], [ф], [ф’], [х],

[х’], [ц], [ш], [ч’], [ш’]


В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-мягкости, 3 непарных твёрдых и 3 непарных мягких согласных. Согласных букв только 21. Каким образом 21 буква может обозначать 36 звуков?

Для этого используются разные способы:

- йотированные буквы е, ё, ю, я после согласных, кроме ш, ж и ц, непарных по твёрдости-мягкости, свидетельствуют, что эти согласные мягкие, например: тётя - [т’о´т’а], дя´дя - [д’а´д’а];

- буква и после согласных, кроме ш, ж и ц. Согласные, обозначаемые буквами ш, ж и ц, непарные твёрдые. Примеры слов с гласной буквой и: ни´тки – [н’и´тк’и], лист – [л’ист], ми´лый – [м’и´лый’];

- буква ь, после согласных, кроме ш, ж, после которых мягкий знак является показателем грамматической формы. Примеры слов с мягким знаком: про´сьба – [проз’ба], мель – [м’эл’], даль – [дал’].

Таким образом, мягкость согласных на письме передаётся не особыми буквами, а сочетаниями согласных букв с буквами и, е, ё, ю, я и ь. Поэтому при разборе следует обращать особое внимание на соседние буквы, стоящие после согласных.

Отличия гласного звука от согласного

гласный звук состоит только из голоса

согласный состоит из голоса и шума или только из шума

при произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград

при произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (язык, губы, зубы)

гласный звук образует слог

согласный звук образует слог только вместе с гласным


ПОРЯДОК ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВА

1. Слушаем слово травяной, определяем ударный звук: [тръв‘иэнo'Oj].

2. Ещё раз слушаем слово, читая по слогам, выписываем каждый звук и даём ему характеристику:

[т] — согласный, парный глухой, парный твёрдый, выражен буквой т;

[р] — согласный, непарный, сонорный, парный твёрдый, выражен буквой р; [ъ] — гласный, безударный, редуцированный, выражен буквой а;

[в’] — согласный, парный звонкий, парный мягкий, выражен буквой в;

[иэ] — гласный, безударный, редуцированный, выражен буквой я;

[н] — согласный, непарный, сонорный, парный твёрдый, выражен буквой н; [о] — гласный, ударный, выражен буквой о;

[j] — согласный, непарный, мягкий, выражен буквой й.

В данном слове 8 звуков и 8 букв. Количество звуков и букв совпадает.


ВОПРОСЫ:

1. На какие группы делятся звуки?

2. Дайте определение гласных звуков и назовите их.

3. Чем отличается ударный слог от безударного?

4. Какие звуки называются согласными? Что определяет характер согласного звука?

5. Перечислите способы образования согласных звуков и охарактеризуйте их.

6. На какие группы делятся согласные звуки по соотношению шума и голоса? Произнесите согласные каждой группы.

7. Сколько пар звуков по твёрдости-мягкости существует в русском языке? Произнесите эти пары звуков.

8. Назовите согласные звуки, у которых нет пары по признаку твёрдости-мягкости.

9. На какие группы делятся согласные звуки по месту образования?

10. Каким образом 21 буква может обозначать 36 звуков?

11. Назовите отличия гласного звука от согласного, а также согласного звука от гласного.

12. В каком порядке выполняется фонетический разбор слова? Приведите примеры.